КУРСАНТЫ СУМСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ


CADETS OF THE SUMY MILITARY SCHOOL DURING THE CIVIL WAR AND FOREIGN INTERVENTION


УДК 94(47).084.6

 

ПИМЕНОВ Дмитрий Николаевич

 

 

PIMENOV Dmitriy Nikolaevich

 

Аннотация. В статье рассмотрен процесс комплектования Красной Армии в годы Гражданской войны командными кадрами. Показан процесс открытия курсов по подготовке красных командиров, в том числе и 29-х пехотных Полтавских командных курсов, которые были преобразованы в 14-ю Полтавскую пехотную школу комсостава с трёхгодичным сроком обучения. В дальнейшем она стала именоваться Сумской пехотной школой имени М.В. Фрунзе. Автор показывает участие курсантов школы в боях на фронтах гражданской войны, а также в операциях по ликвидации антисоветских выступлений. Отдельно приводятся данные по героизму выпускников Сумского высшего артиллерийского командного училища в годы Великой Отечественной войны.   Abstract. The article examines the process of recruiting the Red Army during the Civil War with command personnel. The process of opening courses for the training of red commanders is shown, including the 29th Poltava Infantry Command Courses, which were transformed into the 14th Poltava Infantry Command School with a three-year training period. Later it became known as the Sumy infantry school named after M.V. Frunze. The author shows the participation of the school's cadets in battles on the fronts of the civil war, as well as in operations to eliminate anti-Soviet uprisings. Separately, data on the heroism of graduates of the Sumy Higher Artillery Command School during the Great Patriotic War is given.

Ключевые слова: Рабоче-Крестьянская Красная Армия; командные кадры; красные командиры; Гражданская война; боевые действия; Полтавские пехотные курсы; Сумская пехотная школа.

  Keywords: Workers' and Peasants' Red Army; command personnel; red commanders; Civil War; fighting; Poltava infantry courses; Sumy infantry school.

 

 

 

15 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Крепкая военная опора была крайне необходима победившей социалистической революции для «обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров» [2, C. 316], для защиты Советского государства от внешних врагов.


По своей сути Красная Армия должна была коренным образом отличаться от императорской русской армии. Новой рабоче-крестьянской армии надлежало стать инструментом диктатуры пролетариата, оплотом Советов. Поэтому и комплектовалась она в начале на основе добровольности из наиболее сознательных и организованных представителей трудовых масс. Создавалась армия нового типа, в которой командный состав должен был стать носителем классового и революционного духа. Руководство советской власти, создавая Красную армию, приняло меры по привлечению военных специалистов из числа офицеров и генералов старой армии, при повсеместном контроле со стороны военных комиссаров.


В этот период на повестке дня в руководстве партии большевиков особенно остро встал вопрос о командных кадрах, и были предприняты энергичные меры для создания военно-учебных заведений. В декабре 1917 года была открыта первая Московская революционная пулеметная школа командного состава. Два месяца спустя в Петрограде, Москве, Твери, Казани и других городах открываются еще тринадцать курсов по подготовке красных командиров. Этим самым было положено начало организации сети военно-учебных заведений Советского государства. Кандидаты на курсы отбирались по классовому признаку, преимущественно из числа бойцов, которые в боях доказали свою верность Советской власти и отвечали требованиям образовательного ценза.


В числе тринадцати курсов были и 29-е Полтавские. 14 февраля 1918 года был издан приказ Народного комиссара по военным делам об открытии ускоренных курсов по подготовке командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Начало они ведут с 3-х Советских пехотных курсов, созданных 14 декабря 1918 года приказом комиссара Главного управления военно-учебных заведений. Находились они тогда в Москве, на Кузнецком мосту.


Следует указать на то, что курсантов набирали из тех слоёв населения, которые не смогли бы до революции попасть в военные училища. В основном это были рабочие и крестьяне. Встречались как исключение бывшие ремесленники, солдаты, студенты. Главными требованиями к кандидатам тогда были грамотность и солдатский опыт. В основном образование было 2-4 класса. При поступлении в училище требовалась рекомендация «органов, стоящих на платформе советской власти», умение читать, писать, и знать правила арифметики. Часто при поступлении делали снисхождении для неграмотных, но поддерживающих политику советской власти. По возрасту ограничений не было, но две трети курсантов в первые дореволюционные годы были в возрасте 21-25 лет. Это характерный портрет курсанта. До осени 1918 года в училище принимали как большевиков, так и меньшевиков, левых эсеров, анархистов и беспартийных. Но даже при такой широкой категории поступающих первоначально была некомплектность личного состава курсов.


Примечательно, что 20 марта 1919 года в связи с осложнением обстановки на Восточном фронте курсы передислоцировали в город Уральск, и они стали именоваться 1-ми Уральскими пехотными курсами командного состава РККА [3, C. 272]. Курсанты приняли участие в боевых действиях против войск Колчака.


Позже с Восточного фронта их перебросили на Украину. После доукомплектования они получили название 11-х Черкасских пехотных курсов комсостава. Однако и здесь уже через две недели плановые занятия пришлось прервать. В июле-августе 1919 года будущие, как их тогда называли, краскомы включились с отрядами Зеленого и Лопаткина, а в августе обороняли от деникинцев город Киев. Бои в районе Киева велись ожесточенные. Курсанты воевали героически. Некоторые из них заслужили высшую награду – Орден Красного Знамени.


Курсантский отряд понес значительные потери. Остатки его вскоре направили в Петроград, куда еще в сентябре 1919 года были переведены 11-е Черкасские пехотные курсы комсостава, теперь переименованные в 5-е Петроградские советские пехотные курсы по подготовке командного состава РККА.


Когда Петрограду стали угрожать войска Юденича, на борьбу с ними был отправлен сводный курсантский отряд, в который от 5-х Петроградских советских пехотных курсов вошла стрелковая рота под командованием краскома Волкова и пулеметная команда во главе с краскомом Дембицким. Как только на петроградском участке фронта произошел перелом, они были возвращены в Петроград и снова приступили к учебе.


Именно в Петрограде были выпущены первые 107 красных командиров. За этим выпуском последовали другие. Всего до декабря 1919 года курсы окончили 214 человек [5, C. 2]. В марте 1920 года из Петрограда курсы были направлены в Полтаву. Согласно приказу РВСР № 113 от 20 ноября 1920 г., Полтавские пехотные курсы, находящиеся в ведении фронтов, подчинены в отношении учебном и организационном, назначении личного состава ГУВУЗУ, в вопросах административно-хозяйственных, снабжения, политических – фронту: состоящие в отношении снабжения вещевым довольствием и продовольственном в ведении Губвоенкомов, в отношении прочих видов довольствия – в ведениии Харьковского Окрвоенкома.


Летом 1920 года Красная Армия изгоняла из пределов Правобережной Украины и Белоруссии войска Польши [1, C. 161]. Одновременно с этим велась борьба с антисоветскими выступлениями. Отдельными ротами, а иногда всем составом курсы выступали против врагов Советской власти, участвовали в боевых действиях на польском и Южном фронтах. Впоследствии М.В. Фрунзе высоко оценил действия курсантской бригады, в состав которой входили и полтавчане. Выступая на собрании курсантов, командиров и политработников Московского гарнизона, он сказал:


«Я вспоминаю курсантскую бригаду, действовавшую на Южном фронте, где я командовал операциями против Врангеля. Деятельность этой бригады полна героизма. Я надеюсь, что эта традиция наших боевых геройских курсантов будет усвоена вами, войдет в кровь и плоть – будущих командиров. Эта традиция является залогом будущих великих подвигов, которые курсанты, командиры и вся наша рабоче-крестьянская армия покажут миру в тот момент, когда рабоче-крестьянское отечество нас к этому призовет» [6, C. 8]. В течении трёх лет курсанты этих курсов принимали весомое участие в Гражданской войне на стороне большевиков.


С 1921 года на очередь дня ставали задачи, связанные с восстановлением разрушенного народного хозяйства. Однако внимание к укреплению военной мощи молодого Советского государства не ослабевало. В.И. Ленин говорил: «…взявшись за наше мирное строительство, мы приложим все силы, чтобы его продолжать беспрерывно. В то же время, товарищи будьте начеку, берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной Армии, как зеницу ока…» [4, C. 200].


Уровень подготовки командных кадров на краткосрочных курсах уже не мог удовлетворять растущие потребности РККА в командных кадрах. Поэтому Реввоенсовет Республики ввел в действие новое положение о пехотной школе РККА. Повышались и требования к поступающим в военные школы. Руководство большевиков указывало, что комплектация военно-учебных заведений курсантами должно стать главным делом всех военных и партийных организаций.


С 1 мая 1921 года 29-е Полтавские пехотные курсы были реорганизованы в 14-ю Полтавскую пехотную школу командного состава с трёхгодичным сроком подготовки. Создание школы было результатом принятия ГУВУЗ Республики новой линии в деле «реорганизации краткосрочных и наспех сколоченных вузов в стройную систему нормальной школы различных ступеней и специальностей». После переформирования курсов в пехотную школу те курсанты, которые отучились уже половину срока обучения, продолжили учиться по прежним программам. Тех из них, кто захотел продолжать учиться в школе, перевели в средний класс. Курсантов подготовительных отделений перевели в младший класс, а подготовительные и приготовительные отделения ликвидировали. Одновременно были введены новые учебные планы и программы. Личный состав школы выезжал в летние лагеря, что способствовало повышению тактической грамотности курсантов, выработке у них командирских навыков.


Следует отметить, что 1921 г. на Полтавщине был особенно неспокойным. Остатки контрреволюции в виде белогвардейских отрядов Зеленого, Беленького, Маруси, петлюровцев и других антисоветских элементов в связи с новым приходом в Полтавскую губернию отрядов Махно значительно активизировались. Опираясь на недовольных политикой Советской власти, как на свою социальную базу, отряды наносили чувствительные удары частям Красной Армии, нападали на местные советские и партийные органы, грабили население и срывали мероприятия Советской власти.


С июня 1921 года руководство борьбой с этими формированиями возглавил Михаил Васильевич Фрунзе. Его план сводился к тому, чтобы в районах, в которых отсутствовали антисоветские выступления, расположить постоянные гарнизоны, а легкими подвижными отрядами преследовать и уничтожать белогвардейские отряды. Изучение излюбленных маршрутов их отрядов, захват опорных баз врага давали руководству возможность сочетать беспрерывное преследование с выдвижением заслонов на путях вероятного передвижения антисоветских формирований.


14-ая Полтавская пехотная школа командного состава организовывала постоянно действующие комиссии по помощи голодающим, взаимопомощи. Курсанты отчисляли часть хлеба из пайка и часть жалования голодающим, собирали и отправляли вещи и пожертвования, помогали сеять и убирать урожай. С января 1922 года выпускники школы, как и других военных заведений, временно стали выпускаться в войска отдельными командирами (командирами отделений). Эта мера имела целью поднять уровень младшего командирского состава армии.


В июне 1922 года, когда произошло сокращение Красной Армии, в школе прошло сокращение персонала всех категорий. 1 сентября 1922 года состоялся первый выпуск красных командиров, прошедших полный курс нормальной школы. Всего её закончило 80 человек. Если в 1918 году в военные заведения Советской Республике вчерашних крестьян было 25%, то в 1923 году – уже 60%.


Интересно, что осенью 1925 года 14-я Полтавская пехотная школа была переведена в город Сумы и стала именоваться Сумской пехотной школой имени М.В. Фрунзе. В эти годы молодое Советское государство ещё только становилось на ноги. И одной из основных задач его руководства наряду с решением других важнейших проблем было повышение оборонной мощи страны, оснащение Красной Армии и Военно-Морского Флота более совершенной техникой, укомплектование их состава высоко квалифицированными военными специалистами.


Техническое переоснащение Красной Армии, проводимое Советской властью, предъявило новые требования к подготовке командных кадров и к деятельности военно-учебных заведений. В связи с этим в некоторых военно-учебных заведениях был изменен профиль подготовки командиров. Эта реорганизация захватила и Сумскую пехотную школу. С 1927 года она стала артиллерийской, а в 1937 году была преобразована в училище. При отборе молодежи в ВВУЗ учитывалась классовая принадлежность и партийность. Общеобразовательная подготовка курсантов повысилась, чему наряду с общим уровнем грамотности населения в стране способствовало введение нового приёма в военные школы. Приёмные экзамены были перенесены с октября на август. Молодёжь получила возможность поступать в военно-учебные заведения сразу после школы. Набор проводился не только комиссариатами и воинскими частями, но и самими школами.


Следует подчеркнуть, что военные кадры, подготовленные в Полтавской военной школе, успешно справлялись с задачей обучения и воспитания будущих советских офицеров, проявляли высокое мастерство по управлению войсками и доказали преданность Отечеству. Созданное в годы Гражданской войны на базе Московских пехотных курсов, оно за годы своего существования подготовило более 10 тыс. командиров, многие из которых выросли затем в крупных военачальников, стали Героями Советского Союза. Среди них – генерал армии Н.Ф. Ватутин, генерал-полковники А.Г. Кравченко и П.Г. Шафранов, генерал-лейтенанты З.Н. Усачев, С.П. Платонов, П.И. Сидоренко и другие. Тысячи выпускников за боевые подвиги, совершенные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, награждены орденами, 32 из них удостоены звания Героя Советского Союза.


К сожалению, в 1992 году училище перестало существовать. На его базе новые украинские власти в 1994 году создали Военный артиллерийский факультет при Сумском государственном университете. Далее этот факультет неоднократно был реорганизован, и в 2007 году состоялся последний, 110-ый выпуск офицеров Сумского Военного института ракетных войск и артиллерии Сумского государственного университета.


В целом, вышесказанное позволяет автору сделать следующие выводы и обобщения.


Во-первых, процесс комплектования командными кадрами РККА имел первостепенное значение. Это доказано, в частности, эффективностью участия курсантов Сумской пехотной школой имени М.В. Фрунзе в боях на фронтах гражданской войны, а также в операциях по ликвидации антисоветских выступлений.


Во-вторых, как свидетельствует история, Сумское военное училище сумело успешно организовать подготовку обучающихся к выполнению служебных обязанностей в войсках в рассматриваемые годы.


В-третьих, в современных условиях необходимо изучать и использовать опыт подготовки командных кадров в различные исторические периоды, в том числе и в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Советская энциклопедия. М., 1983. 704 с.
2. Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. 620 с.
3. РГВА. Ф.11. Оп. Д. 21. Л.295.
4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 44. 300 с.
5. Сумское дважды Краснознаменное. Сумы, 1968. 241 с.
6. Фрунзе М.В. Сочинения. Т.3. 1927. 402 с.

 

REFERENCES:

 

1. Civil War and military intervention in the USSR. Soviet Encyclopedia. M., 1983. 704 p.
2. Decrees of the Soviet power. Vol. 1. M., 1957. 620 p.
3. RGVA. F. 11. Op D. 21. L. 295.
4. Lenin V.I. Full composition of writings. Vol. 44. 300 p.
5. Sumy twice awarded with Red Banner. Sumy, 1968. 241 p.
6. Frunze M.V. Writings. Vol. 3. 1927. 402 p.

 

 

Пименов Дмитрий Николаевич
адъюнкт кафедры истории
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Pimenov Dmitriy Nikolaevich
Adjunct at the Department of History
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ