СТАНОВЛЕНИЕ, СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА


FORMATION, COMPOSITION AND PURPOSE OF THE RUSSIAN MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX


УДК 338.3.01

 

ЗОЛОТАРЕВ Александр Владимирович

 

 

ZOLOTAREV Alexander Vladimirovich

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие оборонно-промышленного комплекса, его отраслевая структура. Приведены основные этапы развития российского оборонно-промышленного комплекса. Анализируются причины актуальности развития его в современных условиях. Показана роль ОПК в прогрессивном развитии экономики России.   Abstract. The article deals with the concept of defense-industrial complex, its branch structure. The main stages of development of the Russian military-industrial complex are considered. The reasons of its relevance in the modern world are analyzed. The role of the defense industry in the progressive development of the Russian economy is shown.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, промышленность, военное производство, взаимосвязь военного производства и гражданских отраслей, экспорт вооружений, экономические санкции.

  Keywords: defense-industrial complex, industry, military production, the relationship of military production and civil sectors, export of arms, economic sanctions.

 

 

 

В наше время идет становление мирового сообщества и перелом однополярного мира. Изменение экономики в сторону многополярности вызывает снижениt геополитической стабильности, неустойчивость формирования мировой экономики, а также значительное усиление глобальной конкуренции. Со стороны ряда государств и отдельных политических сообществ осуществляются различные действия к перераспределению активного воздействия в сторону формируемых центров экономического развития и политического притяжения. Повсеместно идут крупные изменения в сфере международных прав, экономики и военно-политической области взаимодействия. Значительно возрастают военно-политические угрозы и вызовы в сторону российской экономики. Различные экономические подходы используются в завоевании негативных политических приоритетов.


В этих непростых существующих реалиях важную роль приобретает одна из ведущих отраслей народного хозяйства – оборонно-промышленный комплекс (ОПК), выступающий как сочетание учреждений различного уровня капитализации и форм собственности. ОПК осуществляет реализацию всего жизненного цикла выпускаемой продукции, выполняет глобальные задачи по созданию инновационного вооружения, перспективной специальной и военной техники для силовых ведомств, включая совершенствование трансфера военных технологий в гражданскую сферу и повышение конкурентоспособности своей продукции на международном рынке вооружений. Эти учреждения, при качественном управлении, способны обеспечить устойчивый экономический прогресс в совокупности с гарантией национальной безопасности [5].


В различной литературе понятия «оборонно-промышленного» и «военно-промышленного» комплексов употребляются в качестве синонимов, но правильнее употреблять первый вариант, так как именно он употребляется применительно к Российской Федерации, подчеркивая оборонительную, а не захватническую политику нашей Родины. Под этим названием понимают общую систему промышленных предприятий и научных организаций, формирующую своеобразный комплекс государственной экономики. В зависимости от характеристик, которые принимают в качестве доминантной основы, состав учреждений, входящих в состав, ОПК будет различен [12].


Законодательство определяет состав оборонно-промышленного комплекса как совокупность производственных, научно-исследовательских, научно-производственных, проектно-конструкторских, испытательных и иных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации установленного государственного оборонного заказа [1].


Вложения в свои силовые структуры всегда актуальны, поэтому в экономике крупных стран далеко не последнее место занимают затраты на военно-промышленный комплекс. На его обеспечение расходуются сотни миллиардов долларов. Вес страны на международной политической арене зависит от мощности её вооружения, поэтому с древнейших времен военные расходы составляют значительный объем государственного бюджета.


За стремительным экономическим ростом начала ХХ в. последовало развязывание крупного силового противостояния – Первой мировой войны. Спровоцированная немецкими империалистами перекройка мировых устоев позволила образовать новые страны европейского континента, а мировая географическая карта была необратимо изменена.


По окончании Первой мировой войны значительно выросли вложения в разработку перспективного вооружения. Именно тогда в России были образованы специализированные органы, «особые совещания», предназначенные управлять военной экономикой. Основное из них – Особое совещание для рассмотрения мероприятий по защите страны, которым управлял военный министр. Оно включало представителей Госдумы, Госсовета, крупных предпринимателей и промышленников, распределяя заказы военного профиля и контролируя их реализацию.


В начале своего существования СССР располагал небольшой численностью кадровых силовых учреждений, объединенных в тресты. Сравнительно слабым звеном в довоенном оборонном строительстве оставалась мобилизационная сфера.


Германия и Япония, выступившие агрессорами Второй мировой войны, к началу боевых действий обладали высоко милитаризированной экономикой, вкладывая в неё большие финансовые средства. Война была столкновением новейшего вооружения, танков, самолетов, артиллерийских систем и др. Победу в той тяжелой войне, наряду с героизмом солдат и офицеров, обеспечила развитая военная отрасль. В сравнительно короткие сроки вся промышленность СССР, которой управлял Государственный комитет обороны, была переведена на «военные рельсы» и работала на обеспечение действующей армии всем необходимым.


После окончания войны руководители оборонной сферы выступили с инициативой формирования Единого центра по военным и военно-промышленным делам. В его компетенцию стали входить вопросы военной промышленности, разработка и реализация мобилизационных вопросов, создание новейшего вооружения, а также координация оборонных отраслей. В период существования Советского Союза этот орган неоднократно подвергался реформированию и менял названия, но функции при этом не менялись. Именно он стал основоположником Военно-промышленной комиссии.


Завершение Второй мировой войны развязало гонку вооружений между США и СССР. Военно-промышленный комплекс поглощал огромные финансовые средства. Вложения в «оборонку» Советского Союза составляли 15-20 % бюджета, а Соединенных Штатов Америки – до 25 % [10].


В последние десятилетия пройден тяжелый путь становления российского ОПК. Фактически заново был сформирован экономический строй, существующий в условиях рыночной экономики. Оборонное производство проходило стадии банкротств, слияний и различного рода поглощений, значительно затормаживающих экономическую деятельность в современных обстоятельствах. Эта система предприятий, имеющих высокую значимость для страны, переживала периоды различных кризисов и острой рецессии.


В конце 80-90-х годов XX века пропагандировалось радикально отрицательное отношение к оборонной сфере как к поглотителю государственного бюджета, необходимого для изготовления товаров гражданского потребления. Это вызвало перепрофилирование ОПК и перераспределение ресурсов, направленных на выпуск продукции гражданского назначения. После распада СССР огромной жертвой таких реформ стал ОПК, составлявший на то время 80 % всего оборонного потенциала страны.


Оборонный комплекс также представляет собой совокупность высокотехнологичных отраслей. В связи с этим развал российского ОПК вызвал значительное падение перспектив государства в сфере инновационных разработок. Советский Союз имел лидирующие позиции в 32, а РСФСР – в 15 разработках из 50 передовых технологий, обеспечивающих развитие общества в конце прошлого века. Сейчас наша страна сохраняет лидерство только по 8 из них. Обстановка с технологиями в военной сфере обстоит еще хуже, так как за прошедшие десятилетия были утрачены практически 300 технологий [6].


Развитие отечественной «оборонки» в 1990-е и 2000-е гг. проходило в два этапа: трансформационный кризисный (1992-1998 гг.) и посткризисный, восстановительный (1999-2007 гг.). Неудачи этих конверсионных программ объясняются нежеланием подходить к ОПК со стратегической точки зрения, как к разработчику технологических новшеств в отечественную промышленность при значительном недостатке централизованных инвестиционных проектов. Оставшись к середине 90-х годов на грани распада, некоторые предприятия ОПК потеряли свой кадровый потенциал: число сотрудников уменьшилось во много раз, а их средний показатель возраста вырос с 28 до 64 лет. Новые разработки практически остановились, отрасль стала криминализироваться. Благодаря распаду кооперации, разрыву технологических связей, недостатка оборотных финансовых средств, а также неэффективности кадровой политики и управления российский ОПК, как целая научно-производственная система, практически прекратил свое существование.


Немного улучшить положение предприятий ОПК стало возможным к концу 90-х гг. ХХ века, увеличив его финансирование. Реализация военного бюджета стала достигать 95 %, а руководящий состав обновился до 70 %. Вместе с тем, предшествующие перемены во многом стали невозвратными. Некоторые организации так и не смогли восстановиться после пережитого кризиса. Одни из них перестали выпускать изделия военного профиля, а другие сдали собственные помещения и имеющиеся средства труда различным организациям в аренду. Уровень износа оборудования, включая моральный, превысил все здравые нормы. Недостаток профессионально подготовленных кадров стал устрашающим, а смена поколений практически прекратилась.


Мировая сфера вооружений в эти годы сосредоточилось на американском ВПК. Участие США в вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке увеличили вложения американского руководства в военную область до 45 % от годового бюджета, что превысило показатели времен «холодной войны» [6].


Для крупномасштабной перестройки отечественного ОПК Правительством России в начале 2000-х годов принята крупномасштабная программа реструктуризации и конверсии оборонной отрасли и утверждено новое Положение о Комиссии Правительства РФ по военно-промышленным вопросам. Однако, практически все запланированные мероприятия не были должным образом профинансированы и осуществлены [3].


Следующим этапом становления отечественного ОПК становится необходимость разработки и принятия государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2006-2011 гг.», поддерживаемую крупным финансированием. Разрозненные предприятия были объединены в интегрированные проекты, призванные сообща достигать цели, поставленные Государственной программой вооружения. В целях регулирования качественных взаимоотношений предприятий ОПК были сформированы корпорации различного профиля, первой задачей которых стала безопасность государства, а также субъектов ОПК в экономической и военной сфере путем улучшения производственных комплексов, преодолением проблемных кадровых вопросов, вопросов кооперации и т.д. Российская Федерация снова вышла на международный военный рынок.


Временной промежуток 2011-2015 годов отмечен значительным реформированием сферы управления ОПК, задачи которой возложили на Министерство промышленности и торговли РФ. Была сформирована юридическая основа перспективного улучшения деятельности военной отрасли в среднесрочном периоде до 2020 г. Её составили такие крупные законы, как Военная доктрина, Стратегия национальной безопасности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития, Основы государственной политики в области развития ОПК, а также Федеральная целевая программа развития ОПК и т.д. [5].


Законодательной платформой стратегии развития российских силовых ведомств стала Государственная программа вооружений, являющаяся первичным документом. Она утверждается Президентом России на десятилетний срок и дальнейшее направление перспективного развития.


На заседании Военно-промышленной комиссии, состоявшемся в сентябре 2018 года, прозвучало заявление Президента Российской Федерации о необходимости формирования перспективной Государственной программы вооружения (ГПВ) до 2033 года. «Нам важно двигаться дальше и уже сегодня начинать планировать разработку и выпуск перспективных образцов вооружения и военной техники на будущее, которые определят облик Вооруженных Сил России на длительную перспективу, на предстоящие десятилетия. Нужно и дальше продолжать работу по привлечению на оборонные предприятия талантливых профессионалов, создавать для них достойные условия для работы и жизни», – подчеркнул Президент.


Сегодняшней ГПВ определены задачи на 2018-2027 годы по разработке передового вооружения, учитывая инновационные мировые тенденции и результат использования отечественного оружия в Сирии. Итогом такой перспективной программы должно стать обеспечение войск новейшим вооружением, включая военно-морские надводные и подводные суда, самолеты, боевые машины семейства «Армата», зенитно-ракетные комплексы, ракетное вооружение и др. [11].


В военно-промышленном комплексе любой страны можно выделить основные отрасли, такие как:


- Заказчики. Задачами представителей государственных силовых ведомств является производственное размещение гособоронзаказа, организация соответствующих конкурсов и серийного производства перспективных разработок;


- Научно-исследовательские учреждения. Эти организации, обычно закрытого типа, проводят исследования и разработку перспективного вооружения.


- Производство. Это заводы, верфи, фабрики, и т.д., производящие и испытывающие новую технику и вооружение.


- Специальные учреждения силовых ведомств. Они проводят диагностику и испытание поступающего вооружения, хранение устаревших видов оружия, а также постановку его новых типов на войсковое вооружение [10].


Отечественный ОПК выступает значительно развитой рыночной структурой, в которой взаимодействуют разнообразные субъекты рынка. Организации ОПК функционируют во всех сферах экономики, аккумулируя новейшие изыскания, разработки, исследования и производство. Состав российского ОПК определяет сводный реестр входящих в него учреждений. Его ведение осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.


Если оборонная сфера СССР включала 1060 предприятий и 943 организации, где в конце 1980-х годов работало около 6,5 млн. сотрудников, а также около 150 учреждений атомной отрасли, то российский ОПК включает около 1500 организаций, в том числе порядка 650 научных учреждений и более 70 научно-производственных организаций. Часть учреждений не являются юридически самостоятельными, а состоят в разнообразных интеграционных или холдинговых группах. Около двух миллионов человек, включая более 1,4 млн. специалистов оборонной отрасли промышленности, заняты в организациях ОПК [4].


Оборонное производство, в зависимости от схожести функций производства, технологических процессов и производимой продукции, традиционно делится на 9 отраслей. К ним относятся: обычное вооружение, боеприпасы, авиация, судостроение, радиопромышленность, электроника, средства связи, ракетно-космическая отрасль и атомная промышленность.


К основным крупным участникам формирования и поддержки российского ОПК относятся Министерство обороны (Минобороны) РФ и Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ, оказывающие разноплановые возможности влияния на деятельность ОПК. Например:


Минобороны РФ, основной заказчик по ГОЗ, может определять полноту (недостаток или избыток) загруженности и кредитования исполнителей, что является существенным фактором при формировании авансовой политики и уменьшении дебиторской задолженности. В Министерстве обороны РФ на базе Национального центра управления обороной РФ для сохранения сведений и обеспечения необходимого информационного обмена организовано ведение и сопровождение единой информационной системы выполнения ГОЗ.


В свою очередь, Минпромторг РФ, помимо координации финансово-экономической политики, может объективнее подходить к финансированию отдельных подразделений ОПК в вопросах развития и модернизации, а также грамотней решать проблемы импортозамещения, возникающие в следствии применяемых экономических санкций и т.д. [2].


Одним из обширных направлений деятельности отечественного ОПК выступает военно-техническое сотрудничество с различными странам. Это особая позиция государственной безопасности и её разноплановых потребностей, в том числе в сфере мировых экономических связей. Более 45 % продукции российского ОПК предназначается для армейских нужд и идет внутренним заказчикам, а 22 % выпускаемой продукции экспортируется по линии международного сотрудничества.


Такой яркий дуализм международной деятельности определяет возрастающий вес ОПК в вопросах обеспечения государственной безопасности за счет смещения приоритетных сфер безопасности при новых угрозах и резких изменениях мировой геополитической ситуации путем политических и экономических воздействий. Такое сотрудничество в международной сфере сочетает большой комплекс мероприятий экономического, политического и военного профиля.


Российское оружие вполне конкурентоспособно даже в сравнении с продукцией высокоразвитых производителей Западной Европы и Северной Америки. Популярность российского вооружения на мировом рынке обеспечивают высокие тактико-технические показатели, удобство эксплуатации, превосходная надежность, легкость технического обслуживания и ремонта, обширные возможности разноплановой модернизации, а также относительно невысокая стоимость. Доходы от экспортных контрактов позволяют вкладывать средства в передовые отечественные исследования и производство, включая оборонные области [8].


Успехи международного военно-экономического сотрудничества российского ОПК неоднократно отмечались руководством страны. Так на итоговом заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству, состоявшемся в ноябре 2018 года, Президентом Российской Федерации было отмечено: «В последние годы объем экспортных поставок продукции военного назначения находится на стабильно высоком уровне, составляет порядка 15 миллиардов долларов. Преимущество российских производителей – это неизменно высокое качество продукции, которая по своим боевым и техническим характеристикам не имеет аналогов. Существенно изменяющиеся условия, в которых приходится продавать военную технику, требуют изменить привычные подходы. Также необходимо разработать новую стратегию действий на обозримую перспективу. Опираясь на имеющийся богатый опыт, нужно и далее наращивать военно-техническое сотрудничество с другими государствами. Существующие возможности в этой сфере важно использовать для обновления и модернизации всей российской промышленности, поддержки отечественной науки, для формирования мощного технологического потенциала» [9].


Эффективность сотрудничества с внешними заказчиками можно условно разбить на две большие составляющие: немедленную и косвенную. Первая связана с поступлениями валюты от экспорта вооружения, включая реализацию устаревшего вооружения. К косвенному влиянию относится поддержка оборонного потенциала при резком снижении внутреннего спроса на соответствующую продукцию, а также создание и производство высокотехнологичных товаров. Экспорт имеет наибольшую эффективность при производстве передовых и перспективных технологий. Поэтому они должны своевременно испытываться с последующим внедрением в эксплуатацию [5].


Рынок вооружения очень активно развивается, и сегодняшняя торговля вооружением определяется сотнями миллиардов денежных средств. Первично это вызвано ростом оборонных фондов государств Восточной Европы и Азии. Это создает выгоду странам-экспортерам, обеспечивая стабильные валютные вливания в их экономику. К ведущим странам-экспортерам относятся: Россия, США, Германия, Франция и Великобритания. В последнее время возрастает конкуренция со стороны военного производства КНДР.


При всех имеющихся положительных фактах необходимо иметь ввиду, что объем поставок в рамках государственной программы вооружений не может быть постоянно стабильным. Сокращение заказов при насыщении рынка и активности конкурентов вполне реально. В связи с этим, актуализируются задачи, связанные с анализом диверсификационных возможностей ОПК, то есть: увеличение ассортимента выпускаемой продукции при переориентации рынков сбыта, освоение передовых производств для увеличения эффективности и исключения банкротства [6].


Оборонная промышленность становится одним из основных аккумуляторов передовых технологий и сосредоточением интеллектуального потенциала, который должен эффективно использоваться для создания и развития инновационной продукции. В оборонной отрасли военный и гражданский компоненты очень тесно связаны между собой, и рассматривать такую взаимосвязь нужно через единую экономическую систему [7].


Таким образом, ОПК представляется смешанным и очень разноплановым государственно-рыночным субъектом. Вместе с созданием и выпуском военной продукции, ОПК решает обширный комплекс задач по обеспечению функционирования жизненно важных отраслей производственных и социальных сфер. В процессе продолжительного реформирования ОПК российскому руководству удалось оптимизировать деятельность госкорпораций и связать их с задачами государственных ведомств, а также привлечь к производству продукции военного назначения частные организации. Однако, выступая важной частью современной отечественной экономики, ОПК должен постоянно развиваться и модернизироваться. Проблем в данной экономической сфере остается еще очень много. Решение имеющихся проблем и грамотная координация оборонной отрасли позволит вывести российскую промышленность на более высокий уровень, преодолев экономические санкции со стороны «западных партнеров».


Наличие мощной национальной оборонной промышленности – это первый признак суверенности и состоятельности государства.

  


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. О несостоятельности (банкротстве): Федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 43. Ст. 4190.
2. О промышленной политике в Российской Федерации: Федер. закон от 31 декабря 2014 г. № 488 ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 1 (часть I). Ст. 41.
3. О Военно-промышленной комиссии Российской Федерации: Указ Президента от 10 сентября 2014 г. № 627 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 37. Ст. 4938.
4. Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса: Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03 июля 2015 г. № 1828.
5. Авдийский В.И., Бакулина А.А., Топчий П.П. Экономические аспекты развития и управления оборонно-промышленным комплексом в современных условиях: монография / В.И. Авдийский, А.А. Бакулина, П.П. Топчий – М.: КНОРУС, 2018. - 202 с.
6. Булава И.В. Механизм формирования комплексной стратегии предприятия оборонно-промышленного комплекса России / И.В. Булава – М.: Военный университет, 2013. – 328 с.
7. Трошин Д.В. Экономическая безопасность России: Количественный макроанализ: монография / Д.В.Трошин – М.: Новые технологии, 2018. – 196 с.
8. Невзоров Р.Г. Международные договоры в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-bereg.ru/g994.html.
9. ТАСС Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru.
10. Военная промышленность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/8499-voennaya-promyshlennost.
11. Новости ВПК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vpk.name.
12. Проблемы развития оборонно-промышленного комплекса России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stud.wiki/economy/3c0b65625 a2bd78b4c53a89521206c37_0.html.

 

REFERENCES:

 

1. O nesostojatelnosti (bankrotstve): Federal law from October 26, 2002 № 127 FZ // Meeting of the legislation of the Russian Federation. – 2002. – № 43. Art. 4190.
2. O promishlennoi politike v Rossiiskoi Federatsii: Federal law from December 31, 2014 № 488 FZ // Meeting of the legislation of the Russian Federation. – 2015. – № 1 (part I). Art. 41.
3. O voenno-promishlennoi komissii Rossiiskoi Federatsii: President's decree from September 10, 2014 № 627 // Meeting of the legislation of the Russian Federation. – 2014. – № 37. Art. 4938.
4. Ob utverzdenii Pologenija o Komissii Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii po voenno-promishlennim voprosam: Order of the Ministry of industry and trade of the Russian Federation from July 03, 2015 № 1828.
5. Avdiiskii V.I., Bakulina A.A., Topshii P.P. Jekonomicheskie aspekti razvitija i upravlenija oborjnno-promishlennim kompleksom v sovremennikh uslovijakh: monografija / V.I. Avdiiskii, A.A. Bakulina, P.H. Topshii – M.: KNORUS, 2018. - 202 p.
6. Bulava I.V. Mekhanizm formirovaniu kompleksnoi strategii predprijatija oboronno-promishlennogo kompleksa Rossii / I.V. Bulava – M.: Voennii universitet, 2013. – 328 p.
7. Troshin D.V. Jekonomicheskaja bezopasnost Rossii: Kolichestvennii makroanaliz: monografija / D.V. Troshin – M.: Novie tekhnologii - 2018. - 196 p.
8. Nevzorov R.G. Megdunarodnie dogovori v oblasti voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva Rossiiskoi Federatsii s inostrannimi gosudarstvami [Electronic resource]. – URL: http://center-bereg.ru/g994.html.
9. TASS Novosti [Electronic resource]. – URL: https://tass.ru.
10. Voennay promishlennost [Electronic resource]. – URL: https://utmagazine.ru/posts/8499-voennaya-promyshlennost.
11. Novosti VPK [Electronic resource]. – URL: https://vpk.name.
12. Problemi razvitija oboronno-promishlennogo kompleksa Rossii [Electronic resource]. – URL: http://stud.wiki/economy/3c0b65625 a2bd78b4c53a89521206c37_0.html.

 

 

Золотарев Александр Владимирович
адъюнкт кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Zolotarev Alexander Vladimirovich
Adjunct at the Department of Economy Management of Production and Repair of Weapons and Equipment
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ