РАБОТА ВОЕННЫХ ВУЗОВ С МОЛОДЕЖНЫМИ ПАТРИОТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАК РЕСУРС ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ


WORK OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH YOUTH PATRIOTIC ORGANIZATIONS AS A RESOURCE TO COUNTER THE TECHNOLOGIES OF MENTAL WAR


УДК 37.01

 

ПЕТРОВСКАЯ Мария Владимировна
кандидат психологических наук, доцент
ВОЛКОВ Павел Романович

 

 

PETROVSKAYA Maria Vladimirovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
VOLKOV Pavel Romanovich

 

Аннотация. Статья посвящена организации работы высших военных учебных заведений с молодежными организациями и патриотическими клубами России, а также проблемам межведомственного взаимодействия в интересах патриотической работы в условиях ведения ментальной войны. В статье предлагаются варианты работы с молодежными организациями и порядок межведомственного взаимодействия в интересах патриотической работы. Поднимаются вопросы, требующие решения в области патриотического воспитания молодежи.   Abstract. The article is devoted to the organization of the work of higher military educational institutions with youth organizations and patriotic clubs in Russia, as well as the problems of interagency cooperation in the interests of patriotic work in the context of mental war. The article offers options for working with youth organizations and the procedure for interagency cooperation in the interests of patriotic work. Questions, that require solutions in the field of patriotic education of youth, are raised.

Ключевые слова: ментальная война; молодежные патриотические организации; Юнармия.

  Keywords: mental war; patriotic youth organizations; Youtharmy.

 

 

 

Хочешь победить врага – воспитай его детей (восточная мудрость).


С каждым годом против России разворачивается всё более и более масштабная, практически тотальная ментальная война, главной целью которой является изменение, разрушение, слом мировоззрения граждан России. Как отмечает советник Министра обороны Российской Федерации А.М. Ильницкий, среди основных мишеней, по которым ведется жесточайший интеллектуально-эмоциональный огонь, не только Президент страны, Русская Православная Церковь, Вооруженные Силы и другие силовые ведомства, но прежде всего – молодежь [5].


В 2021 году внутренней оппозицией при поддержке извне была проведена беспрецедентная операция под названием «Дворец Президента», жертвой которой в основном стала наша молодежь. Молодежи присуще быстрое изменение мировоззрения, а также смена жизненных ценностей и установок, чем и воспользовались организации, заинтересованные в подрыве государства изнутри. В результате сотни тысяч молодых людей по всей стране вышли на несанкционированные митинги.


Все это ложится на уже признаваемые как специалистами-исследователями, так и обществом в целом, тенденции деградации современной российской молодежи. Мировоззрение молодежи формируется западными ценностями, клиповым мышлением, непроверенной информацией. В итоге опросы показывают, что связь с историческим прошлым стремительно теряется: молодые люди путают события и даты, не ориентируются в исторических личностях и их вкладе в развитие государства и мира [7]. В 2021 году проведенный в Воронежской области опрос молодежи о значимых для каждого респондента исторических личностях позволил объединить ответы в несколько условных групп (рис. 1).



Рис. 1. Распределение значимых исторических личностей по группам у российской молодежи.


Максимальное количество «выборов» получили три группы персоналий. И если князь Владимир, Александр Невский, Петр Первый, Екатерина II, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Николай II, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Георгий Жуков, как представители условной группы «отечественные руководители страны и военачальники», действительно внесли весомый исторический вклад в развитие не только нашего Отечества, но и в ряде случаев – в развитие мироустройства, то категория «спортсмены», в которую молодежь включила таких спортсменов, как Конор Макгрегор, Майкл Джордан, Мухаммед Али, Валерий Харламов, Лионель Месси, Пеле, Хабиб Нурмагомедов (следует дополнительно обратить внимание на соотношение отечественных и зарубежных спортивных кумиров – в этом списке не найти Ирину Роднину, Вячеслава Третьяка, Вячеслава Тихонова, Елены Вяльбе, Александра Попова, Елены Исинбаевой, Алексея Немова, Александра Овечкина, Александра Большунова и других без преувеличения великих отечественных спортсменов), и категория «представители культуры, музыки и шоу-бизнеса» (Эминем, Тимати, Моргенштерн, Майкл Джексон, Виктор Цой, Квентин Тарантино, Гай Ричи, Оксимирон, Шарлот, Собчак, Влад А4, Даша Корейка, Ольга Бузова, Даня Милохин, Клава Кока, Настя Ивлеева и др.) вызывают ряд вопросов к нашей молодежи: понимают ли они, кого и за что можно называть исторической личностью?


Приходится констатировать, что в комментариях к своим ответам молодые люди объясняли выборы отнюдь не нравственными, идеологическими, научно-технологическими или патриотическими критериями. Наиболее распространёнными ответами являлись указания на то, что данные люди очень богаты, популярны, могут позволить себе вести себя как хотят, быть где хотят, ругаться матом, ездить пьяными за рулем дорогой машины, что на их взгляд и есть проявление «настоящей свободы».


Из проведенного анализа материалов конференции «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны», прошедшей в 2021 году в рамках Форума «Армия-2021», можно сделать вывод о том, что на тот момент мы были не готовы противостоять данным угрозам. Учитывая глобальность и активность ментальных атак, их скрытый характер, объекты воздействия чаще всего даже не понимают происходящего («принцип вареной лягушки»). Из-за отсутствия времени необходимо организовать одновременно работу по двум направлениям, своевременно и последовательно принимая решения и незамедлительно воплощая их в жизнь, противодействуя технологиям противника.


Направление «сверху» предполагает, что Президент России, органы государственной власти на законодательном уровне принимают решения о пересмотре, трансформации идеологии государства, совершенствуют законодательство в области информационного противоборства. В рамках данной статьи мы придерживаемся понятия идеологии, предложенного Ф.А. Папаяном, который определяет ее как «общественный феномен, во-первых, представляющий собой целостную систему мировоззренческих, религиозных, научных, нравственных, этических, эстетических, философских, правовых, политических и др. взглядов, идей или норм, во-вторых, являющийся жизненно необходимым и потому непреложным спутником каждого государственного образования любого исторического периода, и, в-третьих, раскрывающий своё содержание (а также роль и место в социальной жизни) в морально-нормирующей, мировоззренческой, социализирующей, интегрирующей и политической функциях» [6, С. 657].


Направление «снизу» предполагает, что все мы, работающие на местах, воспитываем гражданина-патриота, определяя патриотизм как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своей Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее, и даже жизнью» [4, С. 100].


Что могут противопоставить Вооруженные Силы России, и конкретно военные образовательные организации, как в плане ментальной «обороны», так и в плане «наступления», в ситуации ведения против них и всей молодежи России ментальных операций в тех условиях, когда четко отчерченного рубежа этой «обороны» попросту нет (как сказал в одном из своих выступлений телеведущий А.Г. Шейнин «…сегодня мы находимся как в ноябре 1941 г. под Москвой, когда у нас начинает вырисовываться сплошная линия обороны, но фронт еще не сформирован»), и правовая основа для «наступления» тоже отсутствует.


На наш взгляд, основным направлением в работе профессорско-преподавательского состава вузов Министерства обороны Российской Федерации с молодежью в современных условиях должно стать тесное взаимодействие, в первую очередь, с различными молодежными патриотическими организациями, центрами и клубами. При этом данная работа ни в коем случае не должна носить навязчивый характер. Следует научиться говорить с молодежью на одном языке, слушать её, делать все, чтобы молодые люди сами, критически осмыслив обстановку, смогли принять правильное, адекватное решение, сделать верный выбор и сформировать устойчивое мировоззрение, основанное на фактах и логике, а не на манипуляциях и фейках.


В списке молодежных организаций России на сегодняшний день насчитывается более 420 тысяч различных детско-юношеских объединений, а доля объединений, организаций и клубов патриотической направленности среди них составляет 9,5%.


Соглашаясь с мнением М.С. Губенко и А.С. Ковалева о роли молодежных общественных объединений в патриотическом воспитании молодежи, подготовке к службе в Вооруженных Силах, пропаганде здорового образа жизни и спорта [3], мы считаем, что сегодня эти организации претендуют на то, чтобы стать не только коммуникативным ресурсом в работе с молодым поколением, но и одной из главных сил военно-патриотического воспитания молодежи в России.


На сегодняшний день, по самым примерным данным, эти организации объединяют более 1400000 молодых людей. И самой массовой из них, безусловно, является «ЮНАРМИЯ» ‒ Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение. Следует отметить, что большинство организаций, работающих с молодым поколением, не определяют воспитание как основную цель. При этом многие из них существуют на коммерческой основе, используют в своей деятельности собственные учебно-методические наработки. Именно поэтому требуется консолидация молодежных организаций, ориентированных на патриотическое воспитание молодежи, что предусматривает налаживание связей между всеми молодежными организациями для обмена опытом, координации совместной деятельности. И ядром, стержнем, главным ресурсом работы по объединению таких организаций может стать именно «ЮНАРМИЯ», имеющая на сегодня более миллиона участников в своем составе во всех субъектах Российской Федерации [8].


Большим шагом вперед в сфере патриотического законотворчества, на наш взгляд, можно считать Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [1], в котором через государственные цели и задачи, подкрепленные информационными, научно-методическими и организационно-управленческими механизмами, определяются основные направления, средства и формы работы с молодежью.


Не меньшее значение также имеет организация взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации с органами государственной власти на всех уровнях, и их совместная отлаженная работа с многочисленными молодежными организациями.


Рассмотрим в рамках данной статьи возможности взаимодействия военных вузов с различными государственными и общественными институтами в интересах патриотического воспитания молодежи на примере Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (далее ‒ Военная академия РХБЗ).


Для организации эффективного взаимодействия с патриотическими организациями и клубами в Военной академии РХБЗ, при участии государственных и общественных организаций, приказами начальника Военной академии за различными патриотическими организациями, учебными заведениями закреплены военнослужащие, входящие в состав так называемых «мобильных пятерок», целью которых является регулярное проведение занятий по военно-патриотическому воспитанию в подшефных организациях и клубах. Эти «пятерки» состоят из: преподавателей кафедр; слушателей; курсантов 3-4 курса, занимающихся на «отлично» по предметам обучения и имеющих хорошие организаторские способности; ветеранов военной службы, список о закреплении которых представил военный комиссариат Костромской области; студентов Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова по согласованию с руководством университета.


Кроме того, во всех значимых патриотических мероприятиях, проводимых в Военной академии РХБЗ и за ее пределами, участвуют представители целого ряда военно-патриотических, военно-исторических, региональных поисковых организаций и детско-юношеских общественных движений.


Взаимодействие между общественными организациями и воинскими коллективами стало развиваться более интенсивно после выхода приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 г. №745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» [2], регламентирующего особенности взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении некоммерческими общеобразовательными организациями и военно-патриотическими общественными объединениями мероприятий по военно-патриотическому воспитанию российских граждан. Вместе с тем некоторые положения указанного приказа уже не соответствуют времени и требуют переработки (доработки). Они ограничивают инициативу начальников вузов, в том числе и в оказании содействия движению «ЮНАРМИЯ». Впрочем, переработка приказа – это тема, требующая отдельного решения.


В настоящее время Военная академия РХБЗ проводит для общественных молодежных патриотических организаций уроки мужества, дни открытых дверей, конференции, различные конкурсы (принимает участие в организации и судействе конкурсов Юнармейская красавица – Мисс «ЮНАРМИЯ», «Юнармейский богатырь»); приемы в «ЮНАРМИЮ». Совместно с органами государственной власти и местного самоуправления участвует в мероприятиях, посвященных государственным праздникам и памятным датам военной истории. Патриотические организации всегда приглашаются и участвуют в мероприятиях, посвященных дню войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации; дню образования Военной академии РХБЗ; приведению к военной присяге курсантов первого курса. Кроме того, академия активно участвует в военно-спортивных мероприятиях с предоставлением необходимой учебно-материальной базы для проведения сборов по военно-патриотическому воспитанию (в соответствии с заявками от организаций, клубов учебных заведений, направляемыми через военный комиссариат Костромской области или напрямую).


Рассмотрим несколько мероприятий, организованных Военной академией РХБЗ, с военно-патриотическими организациями и клубами за последние несколько лет.


Ежегодно в рамках спартакиады войск РХБ защиты проводятся лыжные соревнования среди юнармейских отрядов, патриотических и общественных клубов. Так, в 2021 году в парке «Патриот» проводился лыжный спринт Военной академии (рис. 2).



Рис. 2. Юнармейский лыжный спринт в рамках спартакиады войск РХБ защиты.


Кроме этого для всех участников соревновании и зрителей в парке «Патриот» Военной академии РХБЗ были организованы экскурсии в Партизанскую деревню и на площадку реконструкции подвига 26 отдельной роты фугасных огнеметов (подвиг совершён 1-2 декабря 1941 г.). Все желающие ознакомились с историческими и современными образцами вооружения и средств войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ. Кроме этого командованием Военной академии РХБЗ совместно с департаментом культуры Костромской области организовано культурно-досуговое сопровождение соревнований.


В рамках проведения Всеармейского и Международного этапов конкурса «Безопасная среда» командованием Военной академии РХБЗ организован конкурс «Юнармейская Безопасная среда» с участием юнармейских отрядов и патриотических клубов Костромской, Ярославской, Владимирской, Ивановской областей, г. Москвы (рис. 3).



Рис. 3. Награждение победителей конкурса «Безопасная среда».


Программа соревнований включает в себя 2 блока. В программу соревновательного блока входят: полоса препятствий «Полоса мужества»; надевание средств индивидуальной защиты (организаторы – офицеры и курсанты Военной академии РХБЗ); стрельба из пневматической винтовки (организаторы – представители «ДОСААФ»); интеллектуальная викторина «История Победы» (организатор – Костромское отделение «Российского военно-исторического общества»). Программу образовательного блока составляют: турнир по лазертагу (организатор – Комитет по делам молодежи); площадка средств специальной обработки (организатор – Военная академия РХБЗ); мастер-классы по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и оказанию первой помощи пострадавшим (организаторы – специалисты «Школы безопасности» и МЧС России); командообразующая площадка (организаторы – сотрудники и студенты института педагогики и психологии Костромского государственного университета); интерактивные площадки по добровольческой деятельности (организаторы – представители «Российского Движения Школьников»).


Ежегодно с 2019 года в парке «Патриот» Московской области военнослужащие Военной академии РХБЗ участвуют в Клубе болельщиков международных армейских игр, представляют площадку конкурса «Безопасная среда», которая в 2021 году из 34 конкурсов, по мнению Юнармейцев, признана одной из лучших площадок (рис. 4).



Рис. 4. Работа Клуба болельщиков в парке «Патриот».


Совместно с Комитетом по делам молодежи Костромской области до пандемии COVID-19 Военной академией РХБЗ во время весенних и осенних каникул школьников для Юнармейцев и патриотических клубов проводились Военно-патриотические сборы «МЫ - ЮНАРМИЯ!». Занятия с участниками сборов проводились на учебно-материальной базе академии преподавателями кафедр, командирами подразделений и ветеранами. С юношами и девушками проводились занятия по начальной военной подготовке, они выполняли упражнения стрельб из стрелкового оружия, участвовали в спортивных мероприятиях, конкурсах, патриотических викторинах. Для участников сборов была организована культурно-досуговая работа с патриотическим уклоном, что, безусловно, способствовало формированию у школьников положительных эмоций по отношению к военной службе и мотивационных установок к выбору военной профессии.


Конечно же, пандемия COVID-19 внесла существенные изменения в формат проведения военно-патриотических мероприятий, многие из которых стали проходить с участием Военной академии РХБЗ в онлайн-режиме. Среди них: молодежный военно-спортивный форум патриотических клубов и юнармейских отрядов (рис. 5); школа социальной активности, географический и исторический диктанты; день призывника и многие другие.



Рис. 5. Онлайн-работа Молодежного военно-спортивного форума патриотических клубов и юнармейских отрядов.


Кроме того, хотелось бы отметить создание по всей стране сети подшефных юнармейских отрядов, названных в честь Маршала Советского Союза Семена Константиновича Тимошенко, имя которого носит Военная академия радиационной, химической и биологической защиты.


Следует отметить, что проведение военно-патриотических мероприятий в Военной академии РХБЗ не снижает уровня боевой готовности, качества несения внутренней и караульной служб и организации образовательного процесса в целом. Более того, это способствует поднятию престижа военной службы и академии, гармонизации морально-политического и психологического состояния личного состава академии, развитию профессионально важных и личностных качеств военных специалистов.


Опыт взаимодействия военных вузов с общественными организациями в системе непрерывного образования, безусловно, заслуживает дальнейшего изучения и распространения во всех военных учебных заведениях.


При этом обращает внимание на себя ряд вопросов, требующих решения в сфере патриотического воспитания молодежи:


- нормативное и формальное отсутствие государственной идеологии, построенной на патриотических и духовно-нравственных (традиционных) ценностях;


- отсутствие конструктивного диалога элит с обществом;


- слабая проработанность и реализуемость организационно-управленческих и методических механизмов, обеспечивающих координацию деятельности министерств, ведомств, управлений, департаментов и иных организаций в сфере патриотического и гражданского воспитания молодого поколения;


- недостаточное, а чаще неудовлетворительное учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности молодежных патриотических организаций, объединений и клубов (особенно в дотационных субъектах РФ, сельской местности);


- недостаточное финансирование деятельности основных субъектов патриотического воспитания;


- бессистемное, несбалансированное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в организациях, работающих с молодежью, отсутствие типовых программ, методических рекомендаций по осуществлению военно-патриотического воспитания;


- формальный подход в образовательных организациях к реализации программ патриотического воспитания, использование в организации патриотического воспитания устаревших форм, не вызывающих интерес у детей, подростков и молодежи;


- проблема с кадрами в образовательных учреждениях. Сами педагоги нередко равнодушны к проблемам общества, не имеют четкой гражданской позиции, что является одной из причин падения статуса учителя в обществе;


- отсутствие системности в организации подготовки и повышению уровня квалификации кадров в сфере патриотической работы с молодежью;


- деградация системы ценностных ориентаций современной молодежи. Как указывалось ранее, ценностями современной молодежи являются материальный достаток, карьера, самовыражение, индивидуализм. Патриотизм не осознается глубинной ценностью;


- обесценивание института семьи, ненацеленность семьи на патриотическое воспитание. Родители не только не принимают активного участия в патриотическом воспитании в семье, но и в целом не высказывают заинтересованности к данному процессу. Все чаще в современных семьях наблюдается дистанцирование в общении с ребенком от тем, затрагивающих и способствующих развитию любви к ближнему, любви к родному дому, любви к малой родине, формированию гармоничной системы духовно-нравственных (традиционных) ценностей;


- негативное влияние СМИ (особенно цифровых) на подрастающее поколение. Продукция СМИ (кино, теле- и радиопередачи, интернет) не помогает школе и семье в воспитании патриотов и верных сынов Отечества. СМИ не выполняют и, можно сказать, в большинстве своем не стремятся выполнять свою задачу по формированию стойких патриотических чувств у молодого поколения;


- отсутствие единой интернет-площадки, регулируемой государством и объединяющей все патриотические организации, клубы;


- общее падение уровня культуры, отчуждение молодежи от народной, классической художественной культуры.


В заключение необходимо сказать, что работа с молодежью в условиях ведения ментальной войны является приоритетной, так как молодые люди в будущем будут определять политику нашего государства. Именно от современной молодежи зависит, останется ли Россия сильным, суверенным и процветающим государством, или будет находиться под внешним управлением, потеряв полностью или частично свой суверенитет. Взаимодействие военных вузов с молодежными организациями может стать мощным ресурсом противодействия технологиям ментальной войны, позволяющим преодолеть страх определённых кругов перед воспитанием ярких творческих личностей, способных на поступок и склонных к глубокому осмыслению всего окружающего. Ведь такими личностями станет невозможно манипулировать.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 г. №745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».
3. Губенко М.С., Ковалев А.С. Место и роль молодежных патриотических организаций в системе военно-политической работы // Вестник адъюнкта. 2019. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (дата обращения: 12.10.2021).
4. Ивченков С.Г., Сайганова Е.В. Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения // Вестник Института социологии. 2019. Т.10. №1. C. 97-109.
5. Ильницкий А.М. Ментальная война – новый тип глобального противоборства // Материалы конференции «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны» (25 августа 2021 г.). М., 2021. С. 24-26.
6. Папаяни Ф.А. К экспликации понятия «идеология» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43. № 4. С. 653-659.
7. Петровская М.В. Историческая грамотность и идеалы современной молодежи как отражение состояния патриотического воспитания // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию начала Великой Отечественной войны «Эхо войны» (25 июня 2021 г.). Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. Т. 1. С. 293-299.
8. Численность военно-патриотического движения «Юнармия» достигла 1 миллиона детей [Электронный ресурс]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/263313075 (дата обращения: 12.10.2021).

 

REFERENCES:

 

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2945-r dated November 12, 2020 "On approval of the action plan for the implementation in 2021-2025 of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025".
2. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 745 dated October 15, 2014 "On Approval of the Procedure for Interaction of Military Command Bodies, Formations, Military Units and organizations of the Armed Forces of the Russian Federation in organizing and conducting events on military-patriotic education of citizens of the Russian Federation".
3. Gubenko M.S., Kovalev A.S. Place and role of youth patriotic organizations in the system of military political work // Adjunkt’s Bulletin. 2019. №1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (Access date: 12.10.2021).
4. Ivchenkov S.G., Saiganova E.V. Patriotism as a component of public consciousness: generational perspective of measurement // Bulletin of the Institute of Sociology. 2019. Vol. 10. No. 1. Pp. 97-109.
5. Ilnitsky A.M. Mental war – a new type of global confrontation // Materials of the conference "Psychological defense. Informational confrontation in the conditions of mental war" (08/25/2021). Moscow, 2021. Pp. 24-26.
6. Papayani F.A. To explication of the concept of "ideology" // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Law. 2018. Vol. 43. No. 4. Pp. 653-659.
7. Petrovskaya M.V. Historical literacy and ideals of modern youth as a reflection of the state of patriotic education // Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 80th anniversary of the outbreak of World War II "Echo of War" (06/25/2021). Omsk: Publishing House of Omsk State Technical University, 2021. T. 1. Pp. 293-299.
8. The number of the military-patriotic movement "Youtharmy" has reached 1 million children [Electronic resource]. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/263313075 (Access date: 12.10.2021).

 

 

Петровская Мария Владимировна
профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, д.54а.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Petrovskaya Maria Vladimirovna
Professor at the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy»
Staryh Bolshevikov ul., d. 54a, Voronezh, Russia, 394064

     

Волков Павел Романович
преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко
156007, г. Кострома, ул. Горького, д. 16.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Volkov Pavel Romanovich
Lecturer at the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko
Gorky ul., d. 16, Kostroma, Russia, 156007



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ