ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ СТРАН-ЧЛЕНОВ НАТО: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ


FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL OF THE NAVAL FORCES OF NATO MEMBER COUNTRIES: A MODERN ASPECT


УДК 159.99

 

МОЛЕВ Виктор Михайлович
ШУРАЛЕВ Сергей Геннадьевич
кандидат педагогических наук, доцент

 

 

MOLEV Victor Mihailovich
SHURALEV Sergey Gennadievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье раскрываются принципы, цели, задачи, требования, содержание психологической подготовки личного состава военно-морских сил стран-членов НАТО.   Abstract. The article reveals the principles, goals, objectives, requirements, and content of psychological training of personnel of the naval forces of NATO member countries.

Ключевые слова: психологическая устойчивость; экстремальные условия; психологическое стимулирование; психотерапия; психологические нагрузки; стресс-факторы; устойчивость к стрессу.

  Keywords: psychological stability; extreme conditions; psychological stimulation; psychotherapy; psychological stress; stress factors; resistance to stress.

 

 

 

В рамках реализации стратегических планов подготовки вооруженных сил стран-членов НАТО на 2020-2025 годы командование военно-морских сил альянса считает психологическую подготовку военных моряков приоритетным направлением их обучения и воспитания.


Изучив и проанализировав основные уроки действий американских военных моряков в Средиземном море и на Тихом океане военно-морские психологи США согласились с мнением российских военных психологов в том, что победа в современной войне обуславливается в большей степени морально-политическим и психологическом состоянием противоборствующих сторон и в меньшей степени преимуществами одной из сторон в стратегии и тактике, системе управления кораблем и вооружении [3; 6].


Целями психологической подготовки военных моряков, по мнению специалистов-психологов ВМС США, являются следующие:

• формирование физиологической и психологической выносливости;

• повышение уровня психологической устойчивости и военно-профессиональных навыков и умений личного состава в интересах грамотного и своевременного выполнения своих функциональных обязанностей при выполнении боевых задач;

• выработка непритязательности и умеренности в желаниях и потребностях;

• развитие психологической готовности к встрече с сильным в военно-профессиональном и морально-психологическом отношениях противником.


В качестве основных требований к психологической подготовке были выделены следующие:

• реалистичность (создание в ходе занятий психофизиологических условий, максимально соответствующих боевым условиям);

• системность (достижение необходимого результата путем тщательного планирования всех мероприятий психологической подготовки, последовательности и логичности в ее организации и проведении);

• эффективность (формирование у военнослужащих именно тех психологических качеств, которые им необходимы для успешного выполнения поставленных боевых задач) [1].


В рамках реализации данных требований органы психологической подготовки военно-морских сил США и европейских стран решают следующие задачи:

• формирование у личного состава экипажей боевых кораблей умений преодолевать негативные факторы плавания (длительный отрыв от семьи и привычных бытовых условий, качка, постоянный шум двигателей корабля и его вибрация, негативное воздействие электромагнитных излучений, однообразие воздействия на моряков морского пейзажа; ограниченность в отдыхе личного состава, монотонность в действиях специалистов на боевых постах);

• предотвращение страха у моряков при возникновении нештатных ситуаций и отработка слаженности в практических действиях личного состава по преодолению и последующей ликвидации данных ситуаций [4; 5].


Более подробно следует остановиться на морально-психологической подготовке военных моряков флотов стран-членов НАТО.


Заслуживает внимания психологическая подготовка кадрового состава военно-морских сил ФРГ на базе военно-морских школ офицерского состава (г. Фленсбург) и унтер-офицерского состава (г. Плен).


В период теоретической подготовки в специальных классах с использованием современных компьютерных тренажеров моделируются различные экстремальные ситуации, которые могут возникнуть непосредственно в море. И основная задача курсантов, используя полученные теоретические знания, выходить из данных ситуаций, последовательно решая ряд практических задач.


Теоретические знания курсантов совершенствуются при прохождении практического обучения на борту парусного судна «Горх Фок». При проведении практических занятий у обучающихся формируется защита к отрицательному воздействию на психику основных факторов как одиночного плавания корабля, так и в составе отряда или группы.


После обучения на парусном судне будущие офицеры и унтер-офицеры занимаются навигационной подготовкой и совершенствуют психологическую подготовку на базе военно-морской школы «Мюрвик». В распоряжении курсантов имеются собственная водная акватория и 30 плавательных средств различного предназначения. В этот период отрабатываются вопросы одиночного и группового плавания, маневрирования, борьбы за живучесть корабля.


Психологическая подготовка военнослужащих на большинстве кораблей 1 и 2 рангов военно-морских сил НАТО осуществляется в процессе боевой подготовки непосредственно на корабле [3; 4].


При необходимости для закрепления выработанных психических состояний моряков могут быть использованы специальные центры психологической подготовки личного состава экипажей.


Обучение в этих центрах сводится к двум главным направлениям:

- во-первых, формирование устойчивости к страху;

- во-вторых, натурализация факторов боевой службы, негативно воздействующих на психику военнослужащих.


Основные усилия военных психологов ВМС стран-членов НАТО концентрируются на проблемах нейтрализации стрессовых состояний военных моряков во время дальних морских походов.


Так, современная американская военная психология исходит из того, что боевая деятельность военных моряков представляет собой особый вид деятельности, зачастую осуществляемый в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни.


В частности, к числу стресс-факторов, оказывающих отрицательное воздействие на психику матроса, кроме негативных психофизиологических факторов дальнего морского похода, военные психологи США, Великобритании и ФРГ относят:

• угрозу гибели или увечья в случаях стихийных бедствий или внезапного нападения противника;

• ранения или гибель своих товарищей, их внешний вид и звуки, издаваемые ими;

• длительную неопределенность в период плавания;

• конфликт ценностей между: необходимостью риска и инстинктом самосохранения; воинским долгом и заботой о материальном достатке своем и членов семьи; личными морально-этическими установками и необходимостью применять оружие против мирного населения [3; 4].


Для повышения устойчивости личного состава ВМС стран-членов НАТО к стресс-факторам сотрудниками психологических служб ВМС сформулировано четыре основных направления работы.


Во-первых, совершенствование отборочных процедур при приеме на службу в военно-морские силы.


На флотах Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Канады в военно-профессиональном отборе широко применяется так называемая «шкала боевого духа». Основная цель такой шкалы – с большой достоверностью выявить потенциальных бойцов, не только «крепких телом, но и духом». С этой целью применяется косвенное «диагностирование», производимое на основе всестороннего изучения социализации будущего военного моряка: семьи, учебного заведения, места работы, характера пристрастий, симпатий и антипатий. Вопросы формулируются на основе осуществленных ранее социологических исследований, выявивших ряд закономерностей в проявлении морального духа американского и английского военного моряка:

• военный моряк с высоким уровнем образования негативно влияет на сплоченность экипажа, но менее подвержен воздействию стресса;

• молодые матросы, выросшие без отца или потерявшие близкого родственника, более агрессивны и жестоки в условиях реального боя;

• холостяки, в отличие от женатых моряков, в экстремальной обстановке более склонны к риску.


После первичного отбора матросы при нахождении в специальных учебных центрах наблюдаются в течение 2-3 месяцев опытными военными психологами, которые одновременно с наблюдением изучают воздействие на матросов стресс-факторов повседневной деятельности: изоляции от семьи, невозможности уединения, ограничений в реализации своих прав и свобод.


Во-вторых, важное значение в борьбе со стрессами придается формированию у матросов агрессивности и жестокости к вероятному противнику.


Выработка этих качеств проводится на основе теории «канализации жестокости» американского военного психолога Н. Диксона. Его точка зрения заключается в том, что психологическая подготовка неизбежно отстает от изменений в материальных средствах современной боевой деятельности флота, не может обеспечить формирование подлинной устойчивости военных моряков к стрессовому воздействию выполнения боевых задач. Единственным качеством, способным «заглушить» инстинкт самосохранения, является агрессивность и жестокость по отношению к «противнику». С этой целью с матросами при подготовке их в учебных центрах ВМС военные психологи организуют просмотры фильмов, эпизодов, детально показывающих «технологию» садизма и жестокости по отношению к тем военнослужащим и гражданским лицам, которые, по мнению командования кораблей, являются врагами матросов и старшин.


В-третьих, проводятся мероприятия по изучению отрицательного влияния на психику военнослужащего боевой усталости и ее снижению в ходе психологической подготовки военных моряков.


На основе многолетних исследований психических состояний военных моряков американские военные психологи пришли к выводу, что матросы, спящие 3 часа в сутки, сохраняют свою боевую активность в течение 9 суток; спящие до 2 часов в сутки – боеспособны в течение 5 дней; лишенные вообще сна – в состоянии выполнить боевые задачи в течение 2-3 суток.


Помимо недосыпания боевую усталость может вызвать длительное интенсивное эмоциональное напряжение, тепловое воздействие (особенно на личный состав электромеханических подразделений надводных кораблей) и неблагоприятные погодные условия (штормовой ветер, осадки, сильная качка).


Одновременно американские военно-морские психологи пришли к пониманию того, что групповая поддержка и наличие общей одобряемой цели подключают внутренние резервы человеческого организма и раздвигают его физиологические возможности [1; 8].


Вывод:


Опыт психологической подготовки личного состава ВМС Североатлантического альянса, в части касающейся нейтрализации психотравмирующих факторов морских походов на психику военного моряка, необходимо учитывать специалистам-психологам ВМФ Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе занятий по боевой подготовке личного состава всех категорий [2].

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Вильданов М. Эволюция военной стратегии США в 20-м веке после второй мировой войны // Зарубежное военное обозрение. 2021. №8. С. 9-18.
2. Евменов Н. Присутствие российского Военно-Морского Флота в мировом океане – императив времени, обеспечивающий безопасность Российской Федерации // Морской сборник. 2021. №1. С. 3-8.
3. Иностранная военная хроника // Морской сборник. 2021. №2. С. 76-78.
4. Иностранная военная хроника // Морской сборник. 2021. №3. С. 73-78.
5. Иностранная военная хроника // Морской сборник. 2021. №4. С. 79-80.
6. Иностранная военная хроника // Морской сборник. 2021. №5. С. 73-75.
7. Иностранная военная хроника // Морской сборник. 2021. №6. С. 74-76.
8. Иностранная военная хроника // Морской сборник. 2021. №8. С. 82-85.

 

REFERENCES:

 

1. Vildanov M. Evolution of the US military strategy in the 20th century after the Second World War // Foreign Military Review. 2021. No.8. Pp. 9-18.
2. Evmenov N. The presence of the Russian Navy in the world Ocean as an imperative of the time, ensuring the security of the Russian Federation // Marine Collection. 2021. No.1. Pp. 3-8.
3. Foreign military chronicle // Marine Collection. 2021. No.2. Pp. 76-78.
4. Foreign military chronicle // Marine Collection. 2021. No.3. Pp. 73-78.
5. Foreign military chronicle // Marine Collection. 2021. No.4. Pp. 79-80.
6. Foreign military chronicle // Marine Collection. 2021. No.5. Pp. 73-75.
7. Foreign military chronicle // Marine Collection. 2021. No.6. Pp. 74-76.
9. Foreign military chronicle // Marine Collection. 2021. No.8. Pp. 82-85.

 

 

Молев Виктор Михайлович
старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Балтийское высшее военно-морское училище – филиал Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (г. Калининград)
236023, г. Калининград, Советский проспект, д. 82.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Шуралев Сергей Геннадьевич
кандидат педагогических наук, доцент
доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Казанское высшее танковое командное училище
420059, Казань, Оренбургский тракт, д. 6.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

     

Molev Viktor Mikhailovich
Senior lecturer at the Department of military and political work among troops (forces)
Baltic Higher Naval School – branch of Military educational scientific center of Navy «Military Naval Academy named after the Fleet Admiral of the Soviet Union N.G. Kuznetsov» (Kaliningrad)
Sovetskiy prospect, d. 82, Kaliningrad, Russia, 236023

 

Shuralev Sergey Gennadievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of military-political work among troops (forces)
Kazan Higher Tank Command School
Orenburg tract, d. 6, Kazan, Russia, 420059



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ