ИЗМЕНЕНИЕ ИЕРАРХИИ ДОМИНИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЕДЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ


CHANGE IN THE HIERARCHY OF DOMINANT VALUES OF THE PERSONALITY AS A RESULT OF CONDUCTING THE MENTAL WAR


УДК 141.2

 

ГОЛОВИНСКИЙ Андрей Анатольевич
кандидат психологических наук, доцент

 

 

GOLOVINSKY Andrey Anatolyevich
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье обосновывается влияние ментальной войны на изменение иерархии доминирующих ценностей личности, формирование человека-потребителя с примитивными желаниями и эгоистическими ценностями, разрушение «духовных скрепов» общества и возникновение «атомизации» населения страны, приводящее к повышению социальной энтропии (хаосу). Акцентируется внимание на актуальности получения математического выражения энтропии больших социальных групп. Обосновывается анкета выявления доминирующих ценностей личности, составленная с учетом ценностей, декларируемых в Указе Президента РФ от 2.07.2021 г. № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».   Abstract. The article substantiates the consistent influence of mental warfare on changing the hierarchy of dominant personality values, the formation of a human consumer with primitive desires and selfish values, the destruction of the «spiritual staples» of society and the emergence of «atomization» of the country's population, leading to an increase in social entropy (chaos). Attention is focused on the relevance of obtaining a mathematical expression for the entropy of large social groups. The questionnaire of dominant personal values, drawn up by taking into account the values recorded in the Decree of the President of the Russian Federation dated 2.07.2021 № 400 «Strategy of the National Security of the Russian Federation», is substantiated.

Ключевые слова: ценность; иерархия ценностей; ментальная война; гибридная война; «духовные скрепы».

  Keywords: value; hierarchy of values; mental war; hybrid warfare; «spiritual staples».

 

 

 

В войнах эпохи постмодерна все реже используется классическое военное вторжение, а подавление противника происходит с использованием как военных, так и невоенных инструментов ведения войны в интегрированных (гибридных) компаниях. Советник Министра обороны Российской Федерации А.М. Ильницкий подчеркивает, что сегодня «Запад во главе с США избегает прямой военной конфронтации с Россией, поскольку она способна нанести им неприемлемый ущерб. В Концепции быстрого глобального удара и Стратегии национальной обороны США откровенно написано, что «горячей войне» должна предшествовать или полностью заменить ее так называемая прокси или гибридная война» [5, С. 9]. Если особенность прокси войн выражается в скрытности действий акторов, которые «из тени» ведут противоборство на территории третьей стороны, причем с использованием ее ресурсов, то особенностями современных гибридных войн является комбинирование информационных, экономических, дипломатических, военных и других средств ведения войны. Необходимо отметить, что в современных войнах именно информационное воздействие занимает одно из доминирующих значений, так как способно на длительное время выводить войска противника из состояния боевой и мобилизационной готовности, а также изменять морально-психологическое состояние народа, причем не только на короткий промежуток времени (внушение разных эмоциональных реакций и состояний), но и длительно – влияя на мировоззрение отдельных граждан и разрушая их духовно-нравственные ценности. Советник Министра обороны Российской Федерации А.М. Ильницкий назвал войны, направленные на «разрушение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника» [4, С. 24], ментальными.


Ментальная война ведется в целях подрыва «духовных скрепов» [7] населения страны, которые, по словам президента Российской Федерации В.В. Путина, представляют ценности, скрепляющие Россию в единое целое. Ментальная война приводит к «атомизации» общества, т.е. отделению людей друг от друга. Иными словами, возникает не просто недоверие к субъектам политической власти и различным министерствам (например, министерству здравоохранения во время вакцинации против COVID-19), а формируется недоверие людей друг к другу. К сожалению, приходится констатировать, что для отдельных граждан России их собственная жизнь становится доминирующей ценностью по отношению к другим ценностями, а именно Родине, семье, друзьям, любви и др. Все это происходит на фоне гиперболизации культуры развлечений и быта, бесконечного потребления информации в глобальной медиасреде. По мнению российского государственного деятеля В.С. Суркова, в современной России «люди не хотят быть против. Люди хотят быть параллельно, не пересекаясь с системой без крайней нужды» [6]. Метафорически выражаясь, возникает тенденция к разделению общества как целого на отдельные элементы-атомы, которые не соединяются друг с другом ковалентной связью в молекулы (общими ценностями), а взаимодействуют как упругие мячики – ударяясь (конфликтуя и конкурируя), разлетаются в разные стороны. Вместе с тем отдельные ученые доказывают, что повышение энтропии (хаоса) в социальной системе позволяет более результативно управлять ей извне, а также менее результативно управлять изнутри [3]. Иными словами, внешнее управление государством более результативно при повышении энтропии и атомизации общества. Ученым еще предстоит вывести формулу энтропии для больших социальных групп, позволяющую определить меру управляемого хаоса для эффективного управления социально-психологическими явлениями. Однако в военной психологии автором статьи уже предложена формула энтропии для малых социальных групп [3].


Атомизация общества возникает при доминировании в иерархии ценностей, связанных с получением удовольствия для себя и в хронотопе «здесь и теперь», а не с созиданием идеального совместного будущего. Здесь важно обратить внимание на тенденцию, так как в любые времена в русской культуре прославляются герои-богатыри, способные видеть смысл собственной жизни за пределами их физического существования, а также ставить культурные потребности выше биологических и социальных. Итак, мы выходим на сравнение ценностей по значимости. Сравнивать ценности приходится человеку постоянно. К примеру, лейтенанту выбрать должность с более высоким денежным довольствием, но в сложных климатических условиях, или с меньшим денежным довольствием, но в столице нашей Родины. Бесспорно, при принятии решения «взвешиваются» по значимости и другие ценности, такие как «семья», «здоровье», «интересная служба», но важно обратить внимание на то, что в основе мотивации поступка всегда лежит осознанный выбор. А поступок отличается от реактивного поведения или от принятия решения, совершенного под влиянием внешних стимулов. В современным мире все чаще встречаются инфантильные люди, которые избегают ответственности за жизненные выборы, поэтому бесконечно перебирают разные виды профессиональной деятельности, любимого человека, с которым пытаются создать семью, а иногда и страну проживания, имея двойное гражданство. Однако волевой окончательный выбор ограничивает наши возможности, но позволяет более глубоко погружаться в выбранную профессию, создавать крепкую семью, заботиться о детях и любить свою Родину. Так, в основе подвига лежит осознанный выбор ценностей, которые являются значимыми для других людей, поэтому герой и продолжает существовать как личность после своей смерти.


В арсенале психологов существует множество методов по изучению мотивации личности, но одним из подходов является сравнение попарно значимых ценностей между собой. В 2021 г. проводилось изучение доминирующих ценностей у обучающихся на курсах «Психологическая оборона. Технологии ментальных войн». В анонимном анкетировании добровольно приняли участие 26 испытуемых, представляющих профессорско-преподавательский состав кафедр гуманитарного профиля и военно-политической работы Вооруженных Сил Российской Федерации. В анкете предлагалось сравнить 12 ценностей попарно между собой. Необходимо отметить, что в список были включены такие ценности, как «семья (союз между мужчиной и женщиной, дающий потомство)», «любовь (чувство мужчины к женщине или женщины к мужчине)», которые декларируются в Указе Президента РФ от 2.07.2021 г. № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», так как являются традиционными духовно-нравственными ценностями народа России.


Сравнения производились на основании того, что представленные в списке ценности могут иметь разную значимость, разную степень привлекательности. К примеру, под цифрой 1 обозначена «материально-обеспеченная жизнь», а под цифрой 2 – «здоровье». Если испытуемый выбирает 2, то это означает, что «здоровье» для него важнее, чем «материально-обеспеченная жизнь». После анкетирования определялись показатели среднего арифметического по каждой ценности для составления социального портрета учебной группы. Полученные данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Иерархия доминирующих ценностей

 

Ценности

Среднее арифметическое

1

Семья (союз между мужчиной и женщиной, дающий потомство)

9,38

2

Здоровье (физическое и психическое)

8,31

3

Любовь (как чувство мужчины к женщине или женщины к мужчине)

7,15

4

Жизнь в справедливом обществе

6,5

5

Безопасная жизнь в сильном суверенном государстве

6,19

6

Наличие хороших и верных друзей

5,65

7

Интересная трудовая деятельность (служба) как процесс, а не как результат

4,58

8

Вера (возможность поступать в соответствии с религиозными убеждениями)

4,27

9

Свобода как независимость в поступках и действиях

3,81

10

Познание (возможность интеллектуального развития и расширения кругозора)

3,73

11

Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

3,08

12

Творчество (возможность творческой деятельности)

2,19

 


В первый блок ценностей можно определить «традиционную семью», «здоровье» и «любовь как чувство между мужчиной и женщиной», так как в современных условиях человек, прежде всего, ищет опору и источник силы в семье, родных, и рассчитывает на свое здоровье.


Очень показательно, что жизнь в справедливом обществе и безопасная жизнь в сильном суверенном государстве как ценности выходят на второй план, а также доминируют над такими ценностями, как «дружба», «интересная служба», «свобода», «материально-обеспеченная жизнь». Данный факт подтверждает идейно-патриотический настрой профессорско-преподавательского состава. Более того, материальные ценности стоят по значимости ниже, чем возможность поступать в соответствии с религиозными убеждениями, трудовой деятельностью, дружбой, возможностью познавать окружающий мир. Таким образом, можно конституировать высокий уровень развития потребностно-мотивационной сферы личности и направленность на служение Отечеству. Однако не во всех социальных группах встречается подобная картина. Поэтому при проведении военно-политической работы важно знать, какие ценности преобладают в группе, а также что мы ожидаем получить, проводя те или иные мероприятия. Грамотно выстроенная военно-патриотическая идеология позволяет менять иерархию доминирующих ценностей, а также создавать смыслы для военнослужащих, выходящие за пределы жизнедеятельности человека.


Итак, первый подход к анализу полученных анкетных данных называется социологическим, так как позволяет анализировать средние арифметические значения индивидуальных мнений.


Рассмотрим недостатки данного подхода на примере одного из вопросов методики по оценке морально-политического и психологического состояния: «Оцените свою степень одобрения деятельности государства в сфере обороны и обеспечения национальной безопасности страны?». Один военнослужащий выбирает ответ – «одобряю в большей степени», а другой – «в меньшей степени», но в итоге получается средний результат на двоих – «отношусь нейтрально». Таким образом, среднее арифметическое значение по фактору «Одобрение курса руководства страны» становится одним из показателей морально-политического и психологического состояния. Однако средние арифметические значения не выявляют оппозиционно настроенных испытуемых.


Теперь рассмотрим проводимое анкетирование. Допустим, что в группе есть крайние убеждения в отношении такого показателя, как «безопасная жизнь в сильном суверенном государстве». Вместе с тем испытуемые в разной степени способны влиять на групповые социально-психологические процессы социальной группы, потому что имеют разный социальный статус, опыт военной службы, ученую степень и звание. Следовательно, индивидуальные показатели по выбору ценностей должны не просто суммироваться, а определяться в «весовой категории», которая зависит от степени влияния на общественное мнение. Для этого важно определить движение информации в замкнутых коммуникативных потоках. Замкнутый коммуникативный поток представляет такую форму общения, в которой происходит взаимный обмен информацией, т.е. информация исходит от коммуникатора к реципиенту (реципиентам), а потом возвращается к коммуникатору, но уже в преобразованном виде. Это можно наблюдать в ситуации, когда от командира к подчиненному поступает приказ (идеальный образ желаемого результата), а потом подчиненный докладывает о выполнении приказа (реальный результат, полученный с учетом изменения бытия). В идеале оба военнослужащих должны быть коммуникаторами, так как для подчиненного важно получать значимую информацию от командира, а для командира – качественную обратную связь. Другим примером важности выявления замкнутых коммуникативных потоков является общее собрание военнослужащих, в ходе которого формируются и уточняются групповые позиции, мнения, традиции, а также становится возможным общественное сознание и другие социально-психологические явления.


В энтропийной концепции морально-политического и психологического состояния предполагается, что отсутствие замкнутых коммуникативных потоков в социальной группе делает невозможным появление социально-психологические процессов (группового мышления, памяти и др.), а также социальной психики, а следовательно, морально-политического и психологического состояния [3]. Вместе с тем наличие замкнутого коммуникативного потока из «меньшинства» будет формировать общественное мнение, тогда как необъединенное в замкнутый коммуникативный поток «большинство» останется при своем мнении и никак не будет представлено в общественном сознании.


В данной статье описываются результаты социологического подхода, но отмечена необходимость дальнейшего изучения социально-психологических процессов, которые выступают синергетическим свойством социальной группы, образующихся при объединении в замкнутые коммуникативные потоки.


В заключении необходимо сказать, что ментальная война действует на иерархию ценностей личности так, что приводит к формированию человека-потребителя, ставящего на первый план свои примитивные желаниями, а не ценности родных и своей Родины, а это ведет к «атомизации» общества и разрушению «духовных скрепов» населения Российской Федерации.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Указ Президента РФ от 2.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
3. Головинский А.А. Энтропийная концепция морально-политического и психологического состояния воинского коллектива: Монография. СПб.: Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2021. 264 с.
4. Ильницкий А.М. Ментальная война – новый тип глобального противоборства // Армия 2021. Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны: материалы науч.-практ. конф., Москва, 25 авг. 2021. М.: ФГАУ «КВЦ Патриот», 2021. С. 24-25.
5. Ильницкий А.М. Обеспечение интеллектуального лидерства – основа национальной безопасности // Военная мысль. 2021. № 1. С. 6-17.
6. Сурков В.Ю. Куда делся хаос? Распаковка стабильности // Актуальные комментарии (сетевое издание) от 20 ноября 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://actualcomment.ru/kuda-delsya-khaos-raspakovka-stabilnosti-2111201336.html (дата обращения: 13.12.2021).
7. Обращение президента России Владимира Путина к Федеральному собранию России от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://wikireality.ru/wiki/Духовные_скрепы (дата обращения: 13.12.2021).

 

REFERENCES:

 

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 2.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation».
2. Golovin S.Yu. Dictionary of a practical psychologist. Minsk: Harvest, 1998. 800 p.
3. Golovinsky A.A. The entropy concept of the moral-political and psychological state of the military collective: Monograph. SPb.: Military Institute (naval) VUNTS of the Navy «Naval Academy», 2021. 264 p.
4. Ilnitskiy A.M. Mental warfare – a new type of global confrontation // Army 2021. Psychological defense. Information confrontation in the conditions of mental war: materials of scientific-practical. conf., Moscow, 25 Aug. 2021. M.: FGAU «Exhibition and Convention Center Patriot», 2021. Pp. 24-25.
5. Ilnitskiy A.M. Ensuring intellectual leadership – the basis of national security // Military Thought. 2021. № 1. Pp. 6-17.
6. Surkov V.Yu. Where did the chaos go? Unpacking stability // Actual comments (online edition) of November 20, 2021. [Electronic resource]. URL: https://actualcomment.ru/kuda-delsya-khaos-raspakovka-stabilnosti-2111201336.html (Access date: 13.12.2021).
7. Address of the President of Russia Vladimir Putin to the Federal Assembly of Russia on December 12, 2012 [Electronic resource]. URL: http://wikireality.ru/wiki (Access date: 13.12.2021).

 

 

Головинский Андрей Анатольевич
кандидат психологических наук, доцент
доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
199034, Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, д. 17
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Golovinsky Andrey Anatolyevich
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Military educational scientific center of Navy «Military Naval academy named by the Fleet Admiral of the Soviet Union N.G. Kuznetsov»
Lieutenant Schmidt embankment, d. 17, Saint Petersburg, Russia, 199034



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ