ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ


TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF MENTAL WAR


УДК 303

 

ШУРАЛЕВ Сергей Геннадьевич
кандидат педагогических наук, доцент

 

 

SHURALEV Sergey Gennadievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье на основе философско-технологического подхода конкретизированы основные организационно-структурные компоненты ментальной войны как войны особого типа.   Abstract. In the paper, on the basis of the philosophical and technological approach, the main organizational and structural components of mental war as a special type of war are concretized.

Ключевые слова: ментальная война, технологии ментальной войны, технологический подход, методы ментальной войны, социокультурные технологии, геополитические технологии, экономические технологии, информационные технологии.

  Keywords: mental war, mental war technologies, technological approach, methods of mental war, socio-cultural technologies, geopolitical technologies, economic technologies, information technologies.

 

 

 

В настоящее время противники России активизировали свои усилия по уничтожению ментальной составляющей нашего общества. Как отмечает советник министра обороны РФ А.М. Ильницкий, в настоящее время «…спектр угроз и способов межгосударственного противоборства меняется настолько радикально, что впору говорить о возникновении нового типа войны» [1. С. 19.]. Далее он называет эту войну «ментальной».


Основной платформой для работы в этом направлении является ослабленная в период перестройки экономическая составляющая России. По сей день наши противники не дают развивать экономику внутри страны.


Следует отметить, что сама тенденция к сдерживанию и оказанию внешнего давления на Россию наблюдается довольно давно. Вот как об этом сказал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков в интервью «Ведомостям»: «Целенаправленная линия на сдерживание и подавление России имеет место быть, линия, направленная на сдерживание России, действительно, абсолютно постоянна и заметна невооруженным глазом. В целом попытки такого чуть ли не насильственного демократизаторства с момента, наверное, крушения Советского союза хорошо ощущались, мы их все наблюдали, мы их все помним» [2].


Это ни что иное, как борьба идеологий, в которой мы проигрываем по всем фронтам. В прошлом нами было допущено много ошибок, которыми противники талантливо пользуются, совмещая прошлые упущения с теми негативными тенденциями, которые сформировались в нашем настоящем, и, что самое печальное, которые мы не спешим исправлять.


Подорваны основные составляющие идеологии: ее базис – производственные отношения, и надстройка – система взглядов, представлений, ценностей и др., которые выражают коренные интересы общества, государства и народа. Основные принципы идеологии как условия обеспечения духовного единства, общности нации, которые призваны систематизировать все общественные структуры, не работают.


Понятие «ментальная война» не столько новое, сколько инновационное, то есть серьёзно расширяет возможности анализа и систематизации современных форм психологического противоборства, противоборства в сфере интеллектуальных, исторических и других ценностей, а также сохранения человеческого потенциала и повышения упругости социокультурной сферы общества.


Ментальная война вошла в научный обиход как форма глобального противоборства, в результате развития общества, и отражает весь опыт, который накопило человечество в ходе ведения других типов противоборств (информационных, технологических, экономических, социокультурных и т.п.). На современной ступени зрелости ментальное противоборство учитывает тенденции и уровень научно-технического прогресса, информационной интеграции мирового сообщества и выступает самостоятельным видом осуществления внешней и внутренней политики.


В настоящее время достаточно полно представлена актуализация научно-практических исследований в данном направлении, но отсутствует чёткое понимание, что это такое. В ряде случаев мы встречаем обращение к этому термину как термину, который характеризует отдельный, самостоятельный тип войны. В других случаях складывается впечатление о совокупности видов войн, объединенных исследуемым термином. Кроме того, глубинные сущностные характеристики данного типа войны далеко не исследованы и не раскрыты.


Мы склонны использовать технологический подход к рассмотрению проблемы ментальной войны, так как он открывает широкие возможности для концептуально-проектировочного освоения многих областей и аспектов социальной действительности.


Отправными точками технологического процесса выступают заданные исходные установки, которые в случае изучения проблемы ментальной войны достаточно четко оформились в практике современных международных отношений.


Таким образом, технологический подход – совокупность методических приёмов исследования процесса или явления на основе заранее заданных исходных установок для концептуально-проектировочного освоения социальной действительности.


Деструктивная деятельность глобальных сил влияния привела к тому, что менталитет российского народа в значительной степени изменился (особенно это видно на примере молодёжи). Далеко не полный перечень направлений деструктивного влияния на формирование новых геополитических вызовов и угроз (геополитическое переустройство мира, геоэкономические кризисы, геодемографические вызовы, социокультурные вызовы и др.) свидетельствует о том, что ментальная война – новый тип глобального противоборства, которое носит тотальный характер. Ее цель – уничтожить самосознание, изменить ментальную цивилизационную основу общества, и, в конечном итоге – лишить объект воздействия суверенитета и поставить его под внешнее управление.


Ментальная война – форма массированного, всестороннего воздействия на наиболее уязвимые социально-культурные стороны государства (общества), приводящие к распаду целостности, коренному изменению менталитета, потере духовности и государственности.


В ходе ментальной войны используются специальные технологии (Рис. 1), направленные на отдельные компоненты духовности и государственности либо оказывающие массированное воздействие на них.



Рис.1. Технологии ментальной войны.


Информационные (инфо-гибридные) технологии – использование информационных площадок, цифровизация, создание цифрового правительства. Это наиболее распространённые и активно используемые технологии ментальной войны.


Такое их распространение связано с тем, что информационно-коммуникационные сети – это мощный рычаг влияния на умы и сознание людей. Стоит вспомнить крылатую фразу: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» Не случайно СМИ, пресса признаны четвертой властью в государстве. Конкурентное преимущество имеет тот, кто владеет эффективными информационными технологиями, методиками их создания и реализации.


Перед Россией стоит дилемма: формировать свои цифровые информационные системы или заимствовать их у стран, которые занимают в этой сфере лидирующие позиции. Второй вариант позволит западным странам заставить нас играть по их правилам и будет способствовать усилению предпосылок (которые в настоящее время уже существуют) к цифровой зависимости государства.


Отечественные платформы обеспечат независимость от политических, экономических и социокультурных амбиций наших противников. Мощное влияние цифровых технологий на общественность достигается за счёт их широкой и легкой доступности, быстродействия, возможности дифференцированного влияния на различные группы целевой аудитории, относительной легкости обработки материала.


Основными методами, которые используют данные технологии, являются: инфогибридная агрессия, экспорт подрывных идей, создание агентуры влияния, метод фальсификации, фейкизация (прямое искажение фактов, одностороннее представление и произвольное толкование фактов, умалчивание, подделка или подтасовка документов).


Социокультурные технологии реализуются в системе социальных конфликтов (межличностных, межгрупповых и др.), в образовании, а также их сферами, в том числе, являются культура и психика. Эти технологии можно назвать «фабриками ценностных смыслов.


Данные технологии учитывают влияние на общество исторической, культурной, социальной памяти. Так, в современной отечественной науке наблюдается засилье заимствований, забывая при этом об огромном отечественном опыте и национально-исторических, культурных и образовательных особенностях развития и традиций Российского общества.


История, культура, образование являются фактором единения народа. Разрушение их основ приводит к потере идентичности, которая выступает одним из главных козырей в ментальном противоборстве.


Говоря о методах социокультурных технологий, следует выделять общие и специфические методы. В группу общих методов входят: создание агентов влияния или «фабрики смыслов» (институты и фонды, экспертные сообщества), культурные и исторические диверсии, введение двойных стандартов в культуре и спорте и др.


Более подробно рассмотрим некоторые специфические методы социокультурных технологий.


Инфо-психологическое воздействие на подсознание и сознание личности. Этот метод базируется на том, что сознание не отражает событие, оно его замещает новыми конструкциями, новыми идеальными образами. С психологической точки зрения восприятия событий, сознанию сложно определить, где истинна, а где фальсификация. В этом случае включается подсознание. Поэтому важен не сам факт или событие, а то, как его преподносят, как сильно его воспроизведение воздействует на подсознание личности. Бессознательное (инстинкты) и эмоции являются инструментами, через которые разрушается сознание (интеллект) и сверхсознание (духовность).


Метод фальсификации истории, и ее мифологизация – искажение или подмена исторических событий, упрощенная, не достоверная, но удобная для усвоения картина событий прошлого (мифологизация прошлого).


Метод деинтеллектуализации и депатриотизации – лишение общества интеллектуального потенциала через снижение образовательного уровня подготовки специалистов и нивелирование патриотического сознания.


Утечка мозгов и депатриотизация общества – это два тесно взаимосвязанных процесса. Патриотизм играет большую роль в формировании развитой, целеустремленной личности, заинтересованной в служении Отечеству. Патриотизм – основа личности в плане политической и социальной свободы.


Основная цель данного метода – система образования. Образование является одним из государствообразующих компонентов и важнейшим элементом национальной безопасности.


Геополитические технологии направлены на: активизацию процессов переселения и миграции на территории с вероятным дальнейшим их использованием для дестабилизации обстановки; создание предпосылок для нового разделения территорий, подрыв авторитета власти и т.п.


Несмотря на то, что ментальная война не предполагает военного вторжения, тем не менее геополитические технологии не исключают, а порой и направлены на провоцирование конфликтов низкой интенсивности в интересах решения некоторых политических конъюнктурных интересов, создания международной или внутригосударственной напряженности.


Из слабо развитых стран, стран с низким уровнем жизни и с территорий, где напряженная военно-политическая обстановки, в более спокойные и экономически развитые страны устремляются потоки мигрантов. В некоторых случаях можно говорить об управляемой миграции, то есть заранее запланированном переселении населения с использованием методов геополитических технологий. Так или иначе, можно констатировать факт высокой вероятности национально-культурной экспансии, которая направлена на создание очагов напряжение в регионах с плотным проживанием лиц из постсоветского пространства, переселенцев из других государств и особенно групп других религиозных конфессий. Важно то, что многие этнические диаспоры очень сложно ассимилируются, но оказывают немалое влияние на ментальную сторону окружающего социума и особенно на молодёжную среду. Это «мина замедленного действия», которая может взорваться от малейшей искры.


Вот далеко не полный перечень методов, которые реализуются в геополитических технологиях: продвижение конфликтосодержащих идей, разжигание этно-религиозных противоречий, нагнетание антироссийской истерии, демонизация, расчеловечивание власти, призывы к массовым демонстрациям и резонансные провокации, дипломатические демарши, массовые протесты, разделение сфер влияние социальных групп.


Экономические технологии – технологии, направленные на снижение экономической мощи государства, снижение эффективности функционирования или полное уничтожение военно-промышленного комплекса, другими словами – подрыв базисных основ государства.


К традиционным методам экономических технологий относятся экономические санкции, эмбарго, организация саботажей и др. К новым методам экономических технологий можно отнести кибер-удары и метод зеленой стагнации.


Кибер-удары направлены на энергосистемы, логистику, систему управления, базы данных (в том числе соцсетей), банковскую систему, систему оповещения.


Зеленая стагнация – отказ от традиционных видов энергоносителей и переход на альтернативные.


Основные группы целевой аудитории, на которые направлены все технологии ментальной войны, это молодёжь, пенсионеры, бюджетники, работники силовых структур.


Таким образом, история становления ментальной войны как самостоятельной формы ведения противоборства свидетельствует о том, что «железный занавес» Советского Союза отчасти эффективно защищал внутреннее пространство страны от воздействия технологий ментальной войны. Однако поле деятельности этих технологий было недостаточно защищено ввиду отсутствия прогностических проектов (теорий) развития государства. После снятия «железного занавеса» была настежь открыта «парадная дверь» для активного ментального воздействия извне.


Сейчас Россию вынуждают вести ментальную войну на два фронта:

1. Борьба с внутренними силами, оказывающими деструктивное влияние на все внутренние процессы.

2. Борьба с внешними противниками, активизирующими в последнее время силы и постоянно совершенствующими технологии ментальной войны.


Идеологические постулаты ментальной войны меняются в зависимости от политической конъюнктуры и складывающейся в обществе и мировой геополитике ситуации. В связи с этим необходимо создавать в обществе группы влияния, которые могли бы оперативно реагировать на все изменения в системе ментальной войны и могли правильно, ненавязчиво донести до конкретной группы влияния идеологическую идею, противостоящую воздействию технологий ментальной войны.


В последние десятилетия система образования в России не дала внятных ценностных смыслов, она устранилась от процесса идеологического смыслообразования. В результате социокультурные технологии в руках наших противников оказались настолько эффективными, что за короткое время область образования утратила свою системность, произошёл перекос от духовности и человечности образования к его цифровизации и коммерциализации.


Всё вышесказанное ориентирует на то, что приоритеты обеспечения национального суверенитета связаны со следующими направлениями деятельности:

- укрепление президентской власти и доверия к ней;

- укрепление обороноспособности;

- обеспечение цифрового суверенитета и информационно-культурной безопасности через активизацию сферы суверенной экспертизы инфо-цифрового пространства;

- преодоление демографического кризиса;

- усиление финансово-экономического суверенитета;

- укрепление национально-культурной самобытности и системы общекультурных ценностей.


Россия, не теряя достигнутых позиций на внешнеэкономической и внешнеполитической арене, должна обратиться к внутренним проблемам во всех сферах жизни общества и обеспечивать предпосылки для перехода от оборонительных позиций в ментальной войне к наступательным.


Ценности не должны навязываться обществу, они должны формироваться на уровне подсознания семьёй, системой образования, всем социальным окружением. В связи с этим образование должно быть переориентировано на самостийность, и основными её приоритетами должны стать формирование самоопределяющейся личности с высоким национально-культурным потенциалом и критическим мышлением.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 19-33.
2. Кремль оценил утверждение о ведении США «ментальной войны» против России // Ведомости от 25 марта 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2021/03/25/863118-kreml-otsenil-utverzhdenie-o-vedenii-ssha-mentalnoi-voini-protiv-rossii (дата обращения: 20.08.2021).
3. Петросян В.К. Глобальный мозг: Стратегическая демиургическая инициатива: монография. М.: ИКАР, 2020. 454 с.
4. Планы США в отношении СССР и их интерпретация пропагандой // Меморандум СНБ США NSC 20/1 от 18 августа 1948 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1.html (дата обращения: 20.08.2021).

 

REFERENCES:

 

1. Ilnitskiy A.M. Mental war of Russia // Military thought. 2021. No. 8. Pp. 19-33.
2. The Kremlin appreciated the statement about the US waging a "mental war" against Russia // Vedomosti of March 25, 2021 [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2021/03/25/863118-kreml-otsenil-utverzhdenie-o-vedenii-ssha-mentalnoi-voini-protiv-rossii (Access date: 20.08.2021).
3. Petrosyan V.K. Global brain: Strategic demiurgical initiative: monograph. M.: IKAR, 2020. 454 p.
4. US plans for the USSR and their interpretation by propaganda // Memorandum of the US NSC NSC 20/1 of August 18, 1948 [Electronic resource]. URL: http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1.html (Access date: 20.08.2021).

 

 

Шуралев Сергей Геннадьевич
кандидат педагогических наук, доцент
доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Казанское высшее танковое командное училище
420059, Казань, Оренбургский тракт, д. 6.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Shuralev Sergey Gennadievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of military-political work among troops (forces)
Kazan Higher Tank Command School
Orenburg tract, d. 6, Kazan, Russia, 420059



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ