ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЕ


SPIRITUAL ASPECTS OF COUNTERACTION IN MENTAL WAR


УДК 355.01

 

ПОЗНАНЕНКО Александр Викторович
БЛИЕВ Владимир Русланович
кандидат исторических наук

 

 

POZNANENKO Alexander Viktorovich
BLIEV Vladimir Ruslanovich
Candidate of Historical Sciences

 

Аннотация. Рассмотрены духовные аспекты ментальной войны. Проанализировано деструктивное влияние современной информационной сферы на граждан. Предложены пути противодействия угрозам ментальной войны в духовной сфере.   Abstract. The spiritual aspects of mental war are considered. The destructive influence of the modern information sphere on citizens is analyzed. The ways of countering the threats of mental war in the spiritual sphere are proposed.

Ключевые слова: ментальная война; духовность, православие, патриотизм, воспитание; мировоззрение.

  Keywords: mental war; spirituality, orthodoxy, patriotism, education; worldview.

 

 

 

Россия снова стоит на пути тех, кто рвется к мировому господству, мощные силы сосредоточены на наших рубежах. Однако еще более значимые проблемы существуют внутри государства. Они связаны с готовностью и способностью россиян противодействовать угрозам безопасности.


Не раз наше Отечество выходило из тяжелых испытаний победителем, опираясь на то, что враги называли загадочной русской душой. Эти качества не родились в один момент, но являются результатом роста и развития народа на духовных ценностях, ставших во главу угла после крещения святым князем Владимиром наших предков.


Церковь с самого начала была хранителем и гарантом норм морали и нравственности, она объединяла и собирала народы нашей страны, мирила, побуждала воспитывать детей в любви к ближнему и готовности выступить на защиту Отечества.


Опираясь на нашу веру, мы сформировали менталитет народов, которые входили в состав России. Это взаимодействие обогащало наш духовный и культурный потенциал. Теперь объектом разрушения является самосознание россиян: нас отрывают от истоков, используя новые информационные технологии, стараются стравить и перессорить, оторвать от духовных ценностей, опорочить нашу культуру.


Министерство обороны Российской Федерации выделяет в качестве серьезной угрозы безопасности России ментальную войну. Советник министра обороны РФ А.М. Ильницкий анализирует проблему в статье «Ментальная война России». Он пишет, что «цель войны нового типа – ментальной войны – уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества…» [3, С. 11].


Под воздействием наших идеологических противников сегодня наши ценности утрачиваются. Уже второе поколение с рождения живет в рыночных отношениях, видит духовную деградацию, впитывает негатив, теряет духовные основы и смысл жизни. Как следствие отторгаются принципы, которые обеспечивают устойчивость семьи, уважительное отношение к старшим, своей истории, культуре и православной вере.


Организаторы и идеологи ментальной войны делают ставку на молодежь, которая ввиду недостаточной зрелости еще не может в паутине социальных сетей отличить хорошее и нужное от негативного, выступающего в привлекательной форме, отдаляется от родителей и вообще взрослых опытных порядочных людей. В молодежных группах имеет место нетерпимость ко всему, что не соответствует их интересам, конформизм, поведение по принципу «как все». Авторитет имеют жесткие, сильные, циничные, волевые неформальные лидеры, не отягощенные моральными принципами, продвигающие протестные настроения, отрицание духовных ценностей, соответствующих менталитету нашего народа.


Где выход из ситуации? Если под культурой мы понимаем и Православие, которое дало нам духовные корни, и само понятие духовности, то нужно перестать делать вид, что мы ввиду нашего высокого интеллектуального развития его не замечаем, хотя прожили в этой вере тысячу лет. Опираясь на нее, можно защитить нашу независимость и традиционные устои, если осмыслить проблему воспитания духовности как важнейшую и приоритетную задачу.


Сущностью духовности личности являются идеалы человека, порождающие базовые, приоритетные ценности. Это гуманизм, гражданственность, готовность к самопожертвованию, причастность к защите Отечества, гуманное отношение к окружающим, доброта, милосердие. [4, С. 29].


Само понятие духовность можно рассматривать как одну из характеристик мировоззрения и поведения. Духовное измерение является высшим и свидетельствует о богатстве и многогранности человеческой личности, о причастности ее к высшим ценностям, которые сформированы в российском обществе под влиянием православия.


Главной мыслью, сердцевиной христианского духовного и нравственного учения является Нагорная проповедь Иисуса Христа. Она подробно рассматривается в Евангелии от Матфея (гл. 5-7) и содержит заповеди блаженства, а более кратко излагается в Евангелии от Луки (гл. 6), помогает понять и осознать необходимость таких качеств как смирение, отсутствие гордыни, скромность, чистота, жажда правды, стремление к миротворчеству, брак как образ христианской любви.


В Евангелии показан путь преодоления того зла, которое порождено гордыней и несогласием. «Блаженны кроткие сердцем» ибо они способны своим отношением не развивать конфликт с обезображенным грехом человеком и даже большой группой людей, лечить, врачевать его искаженную природу.


Кротость – это понимание бесперспективности пути протеста и возмущения, увеличивающих звенья в цепи жестоких действий, которая несет разрушение, месть и зло. Естественно, это не попущение любым злым поступкам (их надо останавливать, в том числе и силой), а готовность находить полезные и мудрые решения, способность увидеть себя в системе координат, увидеть грехи и недостатки, сделать сердце готовым к познанию истины. Если мы сможем дать возможность к ней прикоснуться молодому человеку, то все козни и ухищрения авторов ментальной войны будут не более чем ненужным хламом, а человеку станет дорого его Отечество.


Есть множество преград, которые мешают это сделать. Первая – это сто лет духовной разрухи. На этом пути мы взрывали храмы, расстреливали священников, рассказывали про «опиум для народа». Только дойдя до тяжелейшего для нас 1943 года, когда произошел перелом в Великой Отечественной войне, вновь открыли тысячи приходов, вернули священников. Пять поколений выросли в этих условиях, многие семьи прожили в атеизме.


Следующая удобная для многих формула гласит, что церковь отделена от государства. Вот яркий пример противодействия: министерство обороны - государственная структура - построила Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации как символ нашей Великой Победы.



Еще одна надуманная проблема – это многонациональность и многоконфессиональность страны и ее армии. Много столетий традиционные религии в России не ссорясь находят общий язык и воспитывают народы в духе любви и преданности Отечеству. При этом Православие является традиционной и культурообразующей религией с 988 года. С конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы [2, С. 13].


Традиционные религии обладают огромным духовно-нравственным потенциалом, который сегодня не используется в должной мере. Движение вперед есть – восстанавливаются и строятся храмы, многие действуют на территории воинских частей. Военные священники стремятся, чтобы их посещение стало духовной потребностью, воспитывая военнослужащих таким образам, чтобы участвуя в совместной работе с церковью, осмысливая по другому нашу историю и свое место в ней, они стремились к высоким целям.


Цель (образец, эталон), будучи одним из элементов поведения и сознательной деятельности человека, в социальном и духовном плане выступает как идеальное предвосхищение результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств [6, С. 731].


Для нас сегодня вновь приобретают серьезное значение те постулаты, на которых воспитывал свое воинство А.В. Суворов, ставший непреодолимой преградой для всех врагов и не проигравший ни единого сражения. Он считал, что не бренное человеческое тело одерживает на войне победу, а бессмертная душа. Суворов говорил солдатам: «Стой за дом Пресвятой Богородицы. Стой за матушку Царицу. Убьют – Царство Небесное. Церковь Бога молит. Жив – нам честь и слава» [1, С. 138].


У Александра Васильевича военно-профессиональные качества воина соединяются с духовно-нравственными и в итоге обеспечивают победу в любых условиях. Он говорил: «Войска, обученные по моей методе, будут победительными и без меня» [1, С. 118].


Духовно-нравственные ориентиры, по которым нам предлагали развиваться в последние десятилетия, часто являлись копиркой западных и не соответствуют менталитету нашего народа, следовательно, двигаться по ним просто опасно.


Озабоченность состоянием общества, уровнем его нравственности, готовности народа и его вооруженных сил привели к осознанию необходимости восстановления института священников. В этом отношении показательна позиция Президента Владимира Путина, верховного главнокомандующего ВС РФ, а также министра обороны генерала армии С.К. Шойгу, являющихся активными участниками воплощения этой идеи в жизнь.


Исходя из этого очевидно, что в нынешних условиях необходимо возрождать традиции, осуществлять духовное воспитание военнослужащих, а также их религиозное просвещение, связывая эту работу с историей вооруженных сил и воинской части, местом, где воин учится и служит.


Настоящих верующих сегодня немного, однако крещенными себя называют около 70 процентов. Их понятия о вере размыты, они испытывают трудности самоопределения, находятся в поиске, и, предлагая им испытанные временем решения, мы укрепляем духовно наши ряды, помогаем сформировать ту личность, которая устоит в трудной ситуации, сможет руководить подчиненными, нести им настоящие духовные ценности.


В Омском автобронетанковом инженерном институте работа по духовно-нравственному воспитания во взаимодействии с Русской Православной Церковью ведется с марта 2003 г.



Важнейшее событие в духовной жизни института произошло 25 июля 2003 года. Был установлен Поклонный Крест на месте строительства храма во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. Открыт приход, в котором служил настоятелем иерей Александр Пономаренко.


Начиная работу с военнослужащими, настоятель храма совместно с отделением воспитательной работы провел опросы, которые очень помогли в организации совместной деятельности и свидетельствовали о духовных запросах людей. Более 80 процентов опрошенных (в опросе приняли участие свыше 500 курсантов и военнослужащих института) приветствовали проводимую работу. Подавляющее большинство военнослужащих крещенные в православной вере, желают иметь свой храм, говорят о необходимости присутствия священника в институте. С самого начала сотрудничества верующие военнослужащие принимают участие во всех совместных мероприятиях с Омско-Тарской епархией.


Утвержден план совместной работы института и епархии. Правящий архиерей митрополит Феодосий благословил освятить храм в честь Дмитрия Донского. Это связано с событиями Великой Отечественной войны, когда народ, в том числе и на разоренных войной территориях, собирал пожертвования на строительство танковой колонны.


Сорок танков Т-34 с надписями на башнях боевых машин «Димитрий Донской» передали частям Красной Армии у д. Горелки Тульской области. В этих краях в 1380 году состоялась Куликовская битва.


Храм-памятник посвящен не только святому Дмитрию Донскому, но и 75-й годовщине Великой Победы, которая является важнейшим историческим событием. На полях, где молились перед своей личной битвой сотни тысяч наших земляков, было решено построить храм. Верующие военнослужащие принимали активное участие в его строительстве на всех этапах, продолжая духовные традиции наших предков строить полковые храмы русской армии, которые становились центрами возникающих при них мемориальных комплексов.


Настоятель всегда задается вопросом, как глубоко военнослужащие понимают учение церкви, отмечают ли религиозные праздники в соответствии с традициями православной культуры или праздно, не осознавая их духовного значения.


В храме продолжена традиция размещения мемориальных досок. Все формирования отмечены на специально заказанных плитах, вынесенных на фасад здания. Силами преподавателей кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и курсантов ведется работа по поиску и уточнению сведений, касающихся воинских формирований.


Много лет организуется взаимодействие настоятеля храма и кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. К дням воинской славы России проводятся конференции. Изучаются подвиги великих русских полководцев.


Важным этапом в совместной работе является организация работы факультатива «Основы православной культуры», которая ведется на приходе храма святого Дмитрия Донского и кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Занятия в храме всегда начинаются с молебна святому Димитрию Донскому, изучаются жития святых.


Как у Александра Васильевича Суворова, военнослужащие принимают участие в Богослужении. В процессе каждой службы они изучают храм изнутри, понимают, что в жизни церкви это гораздо больше, чем просто архитектурное сооружение. Здесь собрано все церковное искусство, имеющее глубокий смысл, каноны, традиции. Участники церковных торжеств постигают его глубину.



Главная мысль, которую должен вынести военнослужащий в ходе совместной работы, заключается в том, что христианин-патриот любит свое Отечество как место существования и сохранения Православной Церкви, в которой осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному. Святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, поэтому воин должен трудиться с полной отдачей.


В числе направлений работы с верующими военнослужащими обязательно должно быть организовано паломничество к святым местам, связанным с событиями нашей истории. Человек, вглядываясь в прошлое и вспоминая тесное соприкосновение с православной святыней, осознает себя частью большой истории государства, начинает переосмысливать свою жизнь. Развиваясь духовно, сам курсант готовится к проведению в подразделении основных мероприятий военно-политической работы с верующими военнослужащими.


Анализируя проблемы духовного воспитания и обобщив опыт работы в Омском автобронетанковом инженерном институте, можно сформулировать итоги совместной работы и определить:


1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым условием развития личности и занимает важное место в системе военно-политической работы.


2. Цель совместной работы армии и церкви состоит в том, чтобы сформировать качества, необходимые для полноценного духовного развития личности, и морально-боевые качества, необходимые для выполнения воинского долга.


3. Оценивая опыт взаимодействия, можно дать следующие рекомендации командирам по организации работы с верующими военнослужащими:

- предоставить возможность военнослужащим участвовать в богослужениях, общаться со священником, читать духовную литературу;

- проводить духовные мероприятия в торжественные и праздничные дни (присяга, день части, выпуск, день танкиста, автомобилиста и т.д.);

- осуществлять паломнические поездки, посещать храмы и монастыри города и области;

- проводить церемонии освещения оружия, боевой техники, мест несения службы, казарменных помещений;

- участвовать в мероприятиях, проводимых епархией (конференции, круглые столы, крестные ходы, православные выставки и др.)

- обращаться к историческим примерам, восстанавливать духовные традиции в воинских частях;

- организовать работу факультатива «Основы православной культуры» для наиболее воцерковленных военнослужащих;

- формировать православные библиотечки;

- повышать уровень компетентности офицерских кадров в знании учений традиционных конфессий;

- организовывать совместную работу священника и командиров подразделений по профилактике негативных проявлений во взаимоотношениях;

- формировать сплоченность, способствовать повышению морального духа и уважительного отношения военнослужащих к представителям традиционных конфессий;

- проводить регулярные встречи священника с различными категориями военнослужащих вне храма.


Главная задача совместной работы с церковью и военным духовенством – укрепление боеспособности Вооруженных Сил, воспитание военнослужащих как духовно развитых граждан и патриотов Отечества. Истинный патриотизм имеет духовные корни и деятельный характер, что выражается в готовности и способности преобразовывать чувства, испытываемые личностью к Родине, в дела и поступки ради ее блага.


Кризис, который сегодня набирает обороты, имеет духовную основу. Нас хотят разрушить изнутри и уничтожить, подсовывая нам вместо спасительных ценностей ложные. Какие духовные ценности сегодня могут донести до наших граждан телевидение, пресса, театр, кино, современная литература? Их представители, хоть и претендуют на то, что являются носителями ценностей, давно отравлены и разрушают наш духовный потенциал. Спасти от гибели грешную душу они точно не смогут.


Наша страна росла и развивалась, прирастала новыми землями и народами, живя с Богом в Православии, и все традиции были связаны с этим учением. Это требовало непосредственного участия, погружения в веру.


Большинство современных христиан ленивы, они не хотят идти испытанным путем наших предков, брать на себя такую ношу и ответственность. Но есть еще достаточное количество верных и тех, у кого есть хотя бы небольшой потенциал.


При правильно организованной работе они могут стать опорой, вытащив на себе увязшее в развлечениях, склоках, сплетнях и раздорах население. Им надо просто дать возможность взаимодействовать со священством, посещать храм, участвовать в божественной литургии, прибегать к таинствам исповеди и причастия. Это недорого и не сложно. Сегодня нас окружают тысячи храмов. Каждый из них – корабль спасения, «Ноев ковчег».


Святой Серафим Саровский говорил о том, что, спасаясь, верующий может спасти тысячи вокруг себя. Противодействуя угрозам ментальной войны, нельзя идти по пути забалтывания проблемы, писать очередные мертвые бумаги. На это уже нет времени. Нужно использовать то, что еще работает, на что мы можем опереться, строя свою деятельность на истинной ценностной платформе. Великий народ погружается в трясину, которая поглотит в первую очередь тех, кто не имеет духовной основы, а если этих людей станет критически много, катастрофа унесет всех.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ангел Суворов. Жизнеописание. «Наука побеждать». Изречения / под ред. М.Ю. Гупало. М.: Издательство им. Святого Игнатия Ставропольского, 2002.
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2003.
3. Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8 (16 августа). С. 19-33.
4. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армия. М.: Военный университет, 2002.
5. Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексея II участникам военной секции // Материалы военной секции XIII Международных Рождественских образовательных чтений «Армия и Церковь: соработничество во имя жизни». М.: ВАГШ ВС РФ, 2005.
6. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

 

REFERENCES:

 

1. Angel Suvorov. Biography. "The Science of Winning". Sayings / Ed. by M.Yu. Gupalo. M.: Saint Ignatius of Stavropol publishing house, 2002.
2. Borodina A.V. Fundamentals of Orthodox culture. Moscow: Pokrov, 2003.
3. Ilnitskiy A.M. Mental war of Russia // Military thought. 2021. No. 8 (August 16). Pp. 19-33.
4. Petriy P.V. Spiritual values of Russian society and the army. Moscow: Military University, 2002.
5. Greetings of the Patriarch of Moscow and All Russia Alexei II to the participants of the military section // Materials of the military section of the XIII International Christmas Educational Readings "The Army and the Church: cooperation for the sake of life." M.: VAGSH VS RF, 2005.
6. Philosophical encyclopedic dictionary. M.: Sov. Encyclopedia, 1989.

 

 

Познаненко Александр Викторович
старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Омск)
644098, г. Омск, 14-й военный городок.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Poznanenko Alexander Viktorovich
Senior Lecturer at the Department of military-political work among troops (forces)
Branch of the Military Logistics Academy named by Army General A.V. Khrulev (Omsk)
14th Military town, Omsk, Russia, 644098

     

Блиев Владимир Русланович
кандидат исторических наук
доцент кафедры военно-политической работы в войсках (силах)
Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Омск)
644098, г. Омск, 14-й военный городок.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bliev Vladimir Ruslanovich
Candidate of Historical Sciences
Associate Professor at the Department of military-political work among troops (forces)
Branch of the Military Logistics Academy named by Army General A.V. Khrulev (Omsk)
14th Military town, Omsk, Russia, 644098



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ