ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


THE POLITICAL ASPECTS OF MILITARY-POLITICAL WORK IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 32.019.51

 

БЕРКУТ Виктор Петрович
доктор философских наук, профессор

 

 

BERKUT Viktor Petrovich
Doctor of Philosophy, Professor

 

Аннотация. В статье представлена авторская позиция на содержание политических аспектов военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, сформулированы предложения по её совершенствованию, проведен анализ существующих проблем, связанных с участием военнослужащих в развязанной против России ментальной войне.   Abstract. The article presents the author's position on the content of the political aspects of military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation, proposals for its improvement are formulated, the existing problems associated with the participation of military personnel in the mental war unleashed against Russia are analyzed.

Ключевые слова: военно-политическая работа; военная политика; Вооруженные Силы Российской Федерации; традиционные ценности; ментальная война.

  Keywords: military-political work, military policy, Armed Forces of the Russian Federation, traditional values, mental war.

 

 

 

Целью глобализации, провозглашенной в конце ХХ века, декларировалось преодоление разрыва между развитыми и развивающимися странами. Однако в реальности она лишает государства национального, экономического, политического, информационного суверенитета, усиливает ментальное давление на развивающиеся страны. По сути, истинные цели глобализации игнорируют духовно-нравственную сущность человека, способствуют деградации традиционных ценностей народов мира, смыслов существования наций и государств.


Основоположники идеи глобализации – США и их союзники – не довольствуясь реализацией планов по развалу СССР, наращивают усилия по разрушению духовно-нравственных ценностей российского народа, навязывают мировому общественному мнению русофобские настроения, стремятся переформатировать сознание молодого поколения путем подмены духовных идеалов и смыслов существования.


Характерным для применения оружия гибридной войны является возможность его скрытного, незаметного использования. А.А. Зиновьев в конце прошлого века указывал, что в СМИ это изображается гуманной, бескорыстной «миссией Запада», где сосредоточены все добродетели человечества. По детально разработанному и целенаправленно осуществляемому плану жертва (страна) добровольно и с благодарностью делает выбор, для чего создана мощная система идеологической обработки и экономического стимулирования. «Западнизация» стремится довести намеченные жертвы до потери способности к самостоятельному развитию, включить их в сферу влияния и эксплуатации западного мира в качестве «зоны колонизации» [9, С. 629-630].


Государство, Церковь и Армия стремятся не допустить проникновения в сознание россиян сомнительных идеалов, расшатывания моральных устоев населения, разрушения морально-политического и психологического состояния личного состава российской армии. Закрепление в Конституции РФ изменений, нацеленных на защиту базовых семейных ценностей, исторической правды, усиление духовного и нравственного воспитания, поддержки и охраны государством культуры как уникального наследия многонационального российского народа [1, Ст. 38, 44] и положений Стратегии Национальной безопасности России о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в качестве одного из стратегических национальных приоритетов [2, П. 26] способствуют активизации работы по противодействию тлетворному влиянию объединенного Запада в развязанной ментальной войне.


Одной из мер такого противодействия стало создание военно-политических органов, необходимость чего стала очевидной, «когда мы увидели, насколько активно, бесцеремонно и беспардонно Запад лезет в дела армии», что недопустимо и требует эффективного противодействия [14].


На протяжение последних лет происходит процесс политизации российского общества. Наглядно это проявляется в публикациях либеральных СМИ, где доминирует тема противостояния власти и оппозиции. Однако материалы исследования, проведенного Институтом социологии РАН, показывают, что, вследствие искусственно насаждаемого в постсоветский период идеологического плюрализма, наше общество обрело определенный стереотип на деполитизацию общественной жизни. В результате 71% россиян не смогли определить свое место в традиционных идеологических координатах. Тем не менее, выявилась и позитивная тенденция: три года назад идеологически дезориентированных респондентов было 77%. То есть, спрос на государственную, объединяющую идеологию в обществе растет [13].


В подтверждение данного тренда А.В. Картаполов назвал «ошибочным шагом» отделение армии от политики и указал, что «Вооружённые Силы являются не только военно-силовым, но и политическим институтом» [11].


Рассмотрим собственно политические аспекты военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее ВПР), представляющую комплекс согласованных и взаимосвязанных мероприятий военно-политической пропаганды и агитации, военно-социальных, культурно-досуговых и иных мероприятий, направленных на формирование и поддержание высокого уровня морально-политического и психологического состояния личного состава, обеспечивающего выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки.


К задачам ВПР следует отнести: обеспечение безусловного понимания, осознания и поддержки личным составом государственной политики и решений военно-политического руководства в области обороны и военной безопасности Российской Федерации; формирование у личного состава чувства патриотизма, военно-политического сознания, осознанного отношения к выполнению воинского долга.


В структуре ВПР можно выделить с чисто политическим аспектом только военно-политическую пропаганду и агитацию (далее ВППиА), направленную на обеспечение поддержки личным составом государственной политики в области обороны и обеспечения военной безопасности России, формирование патриотических убеждений и высокой политической сознательности. Основными формами ВППиА выступают военно-политическая подготовка личного состава; военно-политическое информирование, прослушивание и просмотр радио- и телевизионных информационных программ; агитационно-пропагандистские и патриотические акции; обеспечение личного состава печатными изданиями; разработка и распространение агитационно-пропагандистских материалов.


Военно-политическая подготовка является одним из основных предметов подготовки личного состава, важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания [4, П. 1].


Военно-политическое информирование организуется и проводится для разъяснения личному составу военно-политической обстановки, государственной политики в области обеспечения обороны и военной безопасности России [5, П. 2.18].


Здесь важно понимать, что обеспечение политических интересов Российской Федерации включает, в том числе, организацию и ведение информационного противоборства [8].


Следует отметить политические мероприятия ВПР, включенные в распорядок дня военнослужащих по призыву: ежедневный ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ с исполнением оркестром Государственного гимна РФ.


Военная политика государства представляет собой систему определенных идей, концепций, социальных институтов и отношений, занимающихся специфической деятельностью по созданию и использованию средств вооруженной борьбы для достижения политических целей [7, С. 95-97]. Цель и задачи этой государственной деятельности доводятся до военнослужащих посредством военной пропаганды и агитации.


Эффективность политико-воспитательного воздействия можно оценить по «критериям» дисциплинированности военнослужащих [10, С. 47]: любви к малой и великой родине; отношению воина к самому себе, к своей семье, товарищам, старшим, командирам и начальникам; выполнению требований законов, уставов, наставлений, приказов, инструкций и т.п.; отношению к принятым государственным решениям и нормативным актам, учебно-профессиональной подготовке, успехам в учёбе; активности в общественной, спортивной, культурной и творческой деятельности; отношению к нарушениям дисциплины; целеустремленности, направленности на здоровый образ жизни и эффективности самоорганизации, саморегуляции, саморазвитию, самозакалке и самореализации военнослужащих и некоторым другим.


В силу профессиональной деятельности, связанной с вооруженной защитой государства, политическое сознание военнослужащих ВС РФ реализуется, в первую очередь, посредством исполнения воинского долга, представляющего собой систему социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей, выражающей готовность военнослужащих отстаивать интересы страны, изложенные в Конституции Российской Федерации, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров (начальников) [6, П. 16]. Поэтому военнослужащий должен обладать необходимыми личностными качествами – четкой гражданской позицией и осознанной патриотической ответственностью.


В военных вузах учебный процесс осуществляется на основе Федерального закона № 273-ФЗ 2012 года «Об образовании в РФ», разработанного с учетом рекомендаций Болонской декларации (1999 г.), в которой напрочь отсутствует политическая составляющая. Соответственно, модернизация отечественного образования на основе принципов «Болонского процесса» на протяжении последних десятилетий сопровождается целенаправленным вытеснением из образовательного процесса отечественной и военной истории, русского языка и литературы, философских и других социально-гуманитарных дисциплин, а право на составление учебных планов в учебных заведениях отдано на откуп менеджерам от науки, как правило, не имеющим гуманитарного образования. Опыт показывает, что освоение профессиональных навыков без духовно-нравственной составляющей не обеспечивает профессиональную успешность выпускников [16, С. 19], поскольку преследует узкие цели подготовки «служебного» человека, потребного для выполнения конкретных задач, не обремененного моральными императивами, не способного к анализу складывающейся обстановки и принятию самостоятельных, тем более творческих решений.


В силу сложившихся обстоятельств у молодых россиян оказался ослаблен идеологический иммунитет. Уроки военной истории гласят, что новобранцев всегда старались сначала обучить и только потом отправлять в бой. В условиях активного воздействия «иноагентов» влияния молодежь оказывается их главным объектом, и мы нередко наблюдаем антигосударственную реакцию оглушенных информационными ударами молодых людей на события внутри страны. Они теряют жизненные ориентиры и слепо выполняют чужую волю, передаваемую через страницы в социальных сетях и видеоблоги на различных интернет-платформах (самых популярных среди молодежи Ютуб, ТикТок, Фейсбук, а для более старшего поколения – Твиттер, Инстаграм, ВКонтакте, Телеграм), откуда звучат призывы принять участие в массовых протестных акциях или стать волонтёрами соответствующих штабов. Поэтому молодых людей надо спасать так же, как необходимо тренировать новобранцев. Цель очевидна – ослабить нашу политическую систему, чтобы руководство страны «впечатлилось» этой реакцией, изменило свою модель деятельности.


Мы наблюдали (2020-2021 г.г.), как студенческая молодежь и старшеклассники сформированного потребительского общества выступала основой протестного потенциала в стране, кода в её сознание «вложили» мнимые либеральные идеалы, не научив критическому мышлению, умению распознавать традиционные ценности от мнимых, навязываемых извне.


В последние годы государство и общество начали сознавать пагубность проводимого курса на формирование личности свободной (от обязательств перед Отечеством), космополитичной («Родина там, где тепло и сытно»), аполитичной, эгоистичной. Государство признало, что образование – не услуга, не ограничивается только обучением, но должно воспитывать убежденных защитников Отечества.


После продолжительного периода «идеологического застоя» в федеральном законе появился термин «воспитание», понимаемый как деятельность, направленная на развитие личности… [3, Ст. 2]. С 2021 года в вузах разрабатывается рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. В военных вузах там прописаны направления воспитания: военно-политическое, государственно-патриотическое, воинское, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, экономическое, физическое, экологическое.


Для воплощения данного замысла нужны скоординированные усилия всей вертикали органов государственной власти, военного управления, командования и военно-политических органов. В век цифровых коммуникаций и технологий важно использовать современный научно-технический потенциал и его новые возможности для реализации политических целей государства и армии.


В деле воспитания недопустим «вражеский» тезис о ненужности педагога и достаточности дистанционного образования. Преподаватель в процессе повседневного общения определяет предмет воспитательных усилий для каждого обучающегося, посредством собственного примера оказывает воздействие на развитие личности курсанта [12, С. 6].


Здесь нужно вспомнить о падении престижа профессии преподавателя вуза, несмотря на декларации со стороны государства особой роли педагогических работников для социума. С точки зрения П.А. Сорокина, значение профессии определяется степенью ее важности для существования общества, и уровнем интеллекта, необходимого для ее овладения [15, С. 354]. Современное состояние преподавательского корпуса позволяет допустить, что данные условия не выполняются в полной мере. То есть налицо противоречие между реальным статусом и целевой ролью преподавателей вузов, что ведет к затруднениям в осуществлении воспитательного воздействия. Нарастает разрыв в социально-историческом измерении: прошлое (преподаватели) не в полной мере вдохновляют настоящее (курсантов) на совершенствование будущего.


Политическая составляющая деятельности военно-политических органов проявляется во всех направлениях. Их специалисты по-прежнему остаются в глазах военнослужащих и гражданского персонала воинских частей и соединений представителями государственной власти, и любая фраза или высказанное ими мнение несет политическую окраску.


Мы должны бороться за нашу молодежь. Декларируемые позиции, что современная молодежь иная, что у неё другие интересы, что она не образована и не воспитана, не выдерживают критики, поскольку это – наша смена, которую мы воспитали и продолжаем воспитывать. Профессорско-преподавательский состав, ветераны вооруженных сил, участники боевых действий должны занимать активную жизненную позицию, вступая в реальную идеологическую, политическую борьбу за наших детей и внуков, за их ценностные установки, за наше общее будущее.


Таким образом, для воспитания военнослужащих и сотрудников всех силовых структур необходимо:


1. Разработать концепцию воспитания военнослужащих, где:

  • сформулировать стратегические перспективы развития российского государства;
  • изменить расстановку приоритетов в формулировке национальных интересов Российской Федерации на «объективно значимые потребности 1) государства, 2) общества, 3) личности в безопасности и устойчивом развитии», поскольку для военного человека ведущей ценностью выступают интересы Отечества, а не личные или групповые;
  • закрепить патриотизм, основанный на традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях, нормах морали и нравственности, идеологической основой воспитания российских военнослужащих;
  • определить меры противодействия насаждению в среде военнослужащих и членов их семей чуждых идеалов и ценностей.


2. Скорректировать определение:
Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации – есть комплекс согласованных … мероприятий, направленных на формирование и поддержание высокого уровня морально-политического и психологического состояния личного состава, на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (основы государственно-патриотической идеологии), обеспечивающего выполнение задач по предназначению в любых условиях обстановки.


3. В связи с возникновением новых угроз на фронте ментальной войны необходимо качественно и количественно усилить политическое влияние в армии, обеспечить идеологическое оснащение военнослужащих. Введение в армии военно-политических органов без изменения подходов к их кадровому обеспечению является полумерой. Нужны политические воля и решение об увеличении штатной численности офицерских кадров военно-политических органов. Недопустимо отсутствие штатных должностей офицеров-воспитателей в ротном звене или назначение на них дилетантов. Является недальновидным упущением наличие в штате военного учебного заведения только одного офицера – заместителя по военно-политической работе.


4. Разработать концепцию гуманитарного образования в учебных заведениях МО РФ, где отразить, что:

  • социально-гуманитарное знание, как и государственная научно-образовательная политика в целом, национально, суверенно и не должно развиваться по пути заимствования западных моделей образования и измерительных процедур результативности научных исследований;
  • социально-гуманитарное знание не сводится лишь к военно-политической работе, а выступает её теоретико-методологической основой;
  • определить перечень обязательных социально-гуманитарных дисциплин для всех уровней образования, их минимально допустимый объем. Поставить заслон сложившейся тенденции вытеснения из образовательного процесса военных вузов социально-гуманитарных дисциплин;
  • определить ключевой задачей военного образования формирование интеллектуального кадрового ресурса армии, политически грамотного, способного эффективно действовать в динамически развивающихся условиях «гибридного» противодействия.


5. Рекомендовать (по согласованию с соответствующими органами) преподавателям военно-учебных заведений овладевать технологиями работы в социальных сетях для изучения реального состояния дел в молодежной аудитории и оказания целенаправленного прогосударственного воспитательного воздействия на обучающихся.


6. Рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки в Военном университете государственно-ориентированных (военных) блогеров.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 01.07 2020 г.).
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.02.2019 г. №95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».
5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.07.2029 г. №404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
6. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10.11.2007 г. №1495 (ред. от 12.07.2021).
7. Анализ современных военно-политических технологий и перспективы их применения в управлении обороной Российской Федерации: военно-теоретический труд / под общ. ред. С.И. Музякова. М.: ВАГШ ВС РФ, 2018. 261 с.
8. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://structure.mil.ru/mission/tasks.htm (дата обращения: 18.12.2021).
9. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. 637 с.
10. Калаков Н.И. Глобалистическая прогностика: военная прогностическая психолого-педагогическая наука. М.: Объединенная редакция, 2019. 764 с.
11. Картаполов А.В. Армия должна влиять на политику в стране // Красная звезда. 15 мая 2019 г.
12. Климов С.Н. Философские аспекты воспитательной работы в вузе // Педагогическое образование и наука. 2011. № 2. C. 4-7.
13. Сахнин А. Демократия пошла налево. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/02/16/858219-demokratiya-nalevo?utm_campaign=newspaper_17_2_2021&utm_medium=email&utm_source=vedomosti (дата обращения: 22.03.2021).
14. Сергей Шойгу рассказал, как спасали российскую армию [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/politics/2019/09/22/sergey-shoygu-rasskazal-kak-spasali-rossiyskuyu-armiyu.html?utmsource=yxnews&utm _ medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 22.09.2021).
15. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность / П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Изд-во политической литературы, 1992. 543 с.
16. Южакова Н.В. Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ: автореф. дис. … к.ф.н. Архангельск, 2006.

 

REFERENCES:

 

1. The Constitution of the Russian Federation (as amended on 01.07.2020).
2. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation".
3. Federal Law of the Russian Federation of July 31, 2020 No. 304-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on the education of students".
4. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of February 22, 2019 No. 95 "On the organization of military-political training in the Armed Forces of the Russian Federation".
5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated July 22, 2029, No. 404 "On the organization of military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation".
6. Charter of the internal service of the Armed Forces of the Russian Federation (approved by the decree of the President of the Russian Federation of November 10, 2007, No. 1495 (revised on July 12, 2021).
7. Analysis of modern military-political technologies and the prospects for their application in the management of the defense of the Russian Federation: military-theoretical work / Ed. By S.I. Muzyakov. Moscow: VAGSh VS RF, 2018. 261 p.
8. Tasks of the Armed Forces of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://structure.mil.ru/mission/tasks.htm (Access date: 18.12.2021).
9. Zinoviev A.A. Towards a super-society. M.: Tsentrpoligraf, 2000. 637 p.
10. Kalakov N.I. Globalistic prognostics: military predictive psychological and pedagogical science. M.: United edition, 2019. 764 p.
11. Kartapolov A.V. The army should influence the policy in the country // Krasnaya Zvezda. May 15, 2019.
12. Klimov S.N. Philosophical aspects of educational work in the university // Pedagogical education and science. 2011. No. 2. Pp. 4-7.
13. Sakhnin A. Democracy has gone to the left. [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/02/16/858219-demokratiya-nalevo?utm_campaign=newspaper_17_2_2021&utm_medium=email&utm_source=vedomosti (Access date: 22.03.2021).
14. Sergei Shoigu told how they saved the Russian army [Electronic resource]. URL: https://www.mk.ru/politics/2019/09/22/sergey-shoygu-rasskazal-kak-spasali-rossiyskuyu-armiyu.html?utmsource=yxnews&utm _ medium = desktop & utm_referrer = https% 3A% 2F% 2Fyandex.ru% 2Fnews (Access date: 22.09.2021).
15. Sorokin P.A. Social stratification and mobility / P. Sorokin. Person. Civilization. Society. M.: Publishing house of political literature, 1992. 543 p.
16. Yuzhakova N.V. Value foundations of personality self-realization: socio-philosophical analysis: avtoref. dis. ... Ph.D. Arkhangelsk, 2006.

 

 

Беркут Виктор Петрович
доктор философских наук, профессор
заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 8.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Berkut Viktor Petrovich
Doctor of Philosophy, Professor
Head of the Department of Military-Political Work among troops (forces)
The Military Academy of Strategic rocket troops named after Peter the Great
Karbysheva str., d. 8, Balashikha, Moscow region, Russia, 143900



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ