ИСТОРИЯ ‒ НАУКА ПОБЕЖДАТЬ В МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЕ


HISTORY AS THE SCIENCE OF WINNING IN MENTAL WAR


УДК 93/94

 

КРАВЧУК Валерий Романович
кандидат исторических наук, доцент

 

 

KRAVCHUK Valeriy Romanovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье показаны место и роль истории в ментальной войне, формировании мировоззрения народа. Анализируется деятельность противников, направленная на переформатирование исторического самосознания, разрушение системы образования и воспитания через фальсификацию исторического прошлого страны, искажение исторических ценностей и традиций. Рассматриваются направления преподавания дисциплины «История» в вузе Министерства обороны РФ и пути формирования исторического сознания у обучающихся.   Abstract. The article covers the place and role of History in mental war and in the process of shaping the nation’s worldviews. The paper analyzes the enemy activity aimed at reformatting historical identity, destroying the education and upbringing system through falsification of the country’s historical past, distortion of its historic values and traditions. The paper also examines the focus areas in teaching the academic discipline of ‘History at high military school of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the ways of forming historical and national identity among its cadets.

Ключевые слова: угрозы национальной безопасности; ментальная война; психоисторическая война; исторические ценности; духовно-нравственные ценности; функции истории; компетенции; патриотизм; традиции; фальсификации истории.

  Keywords: national security threats; mental war; existential war; historic values; moral values; functions of History; competencies; patriotism; traditions; pseudohistory.

 

 

 

Столетиями утверждалось мнение, что без военно-силовых методов война не является таковой: любая война – всегда вооружённый социальный конфликт. Кровавые вооруженные конфликты, особенно после угрозы перерастания их в ядерные, становились серьезной угрозой гибели государств и цивилизации в целом. Так окрепла идея, которая была выдвинута ещё на Древнем Востоке, о стремлении одержать победу над противником «не воюя», не применяя непосредственно вооружённую силу.


В контексте этих рассуждений в данной работе анализируется многогранный потенциал истории в таком актуальном варианте современного военно-политического противоборства, как ментальная война. Раскрывая данную проблему, автор опирался на такие документы как Конституция Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности, взгляды на анализируемую проблему А. Безрукова, И. Ильина, А. Ильницкого, Н. Патрушева и других учёных и государственных деятелей разных эпох, опыт преподавания истории и организации военно-исторической работы в Михайловской военной артиллерийской академии.


1. История как инструмент противоборства в ментальной войне.


Выступая с докладом на собрании Академии военных наук в 2014 г., начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии В. Герасимов говорил: «Акцент используемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения…».


Таким образом, важная задача новой войны ‒ это перекодировать сознание той части народа, которая проявляет неустойчивость в своих взглядах на устройство государства, недовольство властью. Речь идёт об атрофии мотивации к сопротивлению с одной стороны и вынашиваемую внутреннюю готовность к сопротивлению с другой.


В ходе этих действий возможно психологическое воздействие на сознание людей при проведении специальных психологических операций. Наиболее важным средством психологического воздействия на население сегодня стал Интернет с его социальными сетями, влиянию которых особенно подвергнута молодёжь. Через инсценирование различных смыслов в современной политике в социальных сетях создан механизм максимально полного учета индивидуальных потенциалов личностей и их использования, допускающий создание эффектов манипулирования огромными массами людей.


В информационно-психологических операциях опасность на стратегическом уровне представляет изменение культурного кода нации в выгодном для себя направлении посредством культурной экспансии, внедрение среди населения других стран своих культурных принципов и норм, чтобы способствовать деградации национального самосознания, лояльности народа страны – объекта воздействия. Для характеристики этой опасности в научный и практический политический оборот введено определение «ментальная война». В публикации советника Министра обороны Российской Федерации А.М. Ильницкого, автора этого понятия, она характеризуется как «уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника, разрушение его мировоззрения и цивилизационных основ». Автор этого понятия справедливо утверждает, что «в российской цивилизационной парадигме история и культура имеют определяющее значение. Россия – культурообразующая исторически сложившаяся цивилизация. Лишить её истории и культуры – значит изменить мировоззрение народа» [4, С. 25].


С понятием «ментальная война», победа в которой обеспечивается комплексом ряда многоплановых мероприятий, сопрягается понятие «психо-историческая война», более жёстко сфокусированное на историческом аспекте ментальной войны.


Особая значимость истории в ментальной войне вытекает из общественных функций, которые выполняет история как наука и учебная дисциплина. Инструментарий истории помогает формировать и защищать культурный код нации. Рассуждая о функциях истории, великий русский учёный М.В. Ломоносов писал: «История даёт государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость в советах, каждому – незлобливое увеселение с несказанной пользой соединённое».


В современной исторической науке эти функции перечислены и сформулированы на новом уровне осмысления возможностей истории: познавательная функция – познание современного общества через знание о его прошлом, факты и уроки истории используют как аргументы в обосновании жизненной позиции людей; прогностическая функция – принимая решения в опоре на знание истории, можно предвидеть, к каким последствиям они приведут; функция социальной памяти – известный историк В.О. Ключевский как-то остроумно заметил – говорят, что история никого и ничему не научила, «история учит даже тех, кто у неё не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение»; воспитательная функция – цели воспитания достигаются изучением поступков, идеалов и моральных ценностей людей на протяжении истории; истории – фактор формирования критического мышления, которое является условием успешной деятельности во всех сферах общественной жизни; и подобно искусству, история доставляет эстетическое наслаждение, обращает внимание, что сюжеты многих известных произведений искусства взяты из отечественной истории, в том числе военной.


Изучение истории в высшем военно-учебном заведении предполагает формирование у обучающихся ряда компетенций. Главным результатом освоения этих компетенций является сформированность у обучающегося исторического сознания и умения работать с историческими источниками и литературой и на этой основе рассуждать, вести дискуссии на исторические темы, заниматься самообразованием, использовать знания истории в военно-профессиональной деятельности. Эти компетенции в совокупности можно назвать исторической культурой обучающегося. А ядро исторической компетентности ‒ историческое сознание. Его компонентами являются: знания фактов и событий, опыта, уроков истории, отношение к историческим событиям и процессам, оценка исторических фактов, убеждений.


Таким образом, потенциал истории в ментальной войне носит многоплановый характер. Он может выступать в роли так называемой «мягкой силы», науки побеждать в противоборстве культурных кодов и являться ключевым инструментом по нейтрализации замыслов геополитических соперников России свести к нулевому уровню её способность играть самостоятельную роль на международной арене.


2. Формирование готовности обучающихся в военно-учебных заведениях к противостоянию в ментальных войнах.


Потенциал истории как науки побеждать в ментальной войне зависит от многих факторов, определяющих способность противостоять акциям геополитических противников России. Эти акции со стороны противника направлены против всего общества в целом, но особенно молодых поколений, только вступающих в жизнь, с их не устоявшимися идеалами и ценностями. Сформировать, прежде всего у молодежи, ясные представления о культурном коде народа России, его достоинствах, довести эти представления до уровня убеждений и психологических установок сознательно следовать им по жизни, а при необходимости и защищать ‒ вот квинтэссенция общей программы науки побеждать в ментальных войнах в расчёте на ближнюю и дальнюю перспективу.


Важное место в реализации этой программы может принадлежать преподаванию исторических дисциплин, формированию патриотического исторического сознания всей совокупностью доступных и возможных средств. Эта деятельность может строиться на основе общих подходов, как всего населения страны, так и его отдельных социальных групп.


В этой работе особого внимания заслуживают социальные группы различных категорий, формируемые из военнослужащих. В армии к этой роли объективно готовятся обучающиеся в системе военного образования всех уровней, но особенно нынешние и будущие офицеры.


История как наука и предмет обучения может выполнить свою роль в подготовке офицерских кадров к ментальным войнам, если будет заточена и ориентирована на потребности общества и армии противостоять в ментальных войнах, быть невосприимчивым к акциям этих войн.


Изначально эта ориентация закладывается в философских методологических подходах, определяющих содержательные и другие акценты преподавания и методологию соответствующих научных исследований.


Логично полагать, что подготовке к ментальным войнам в большей степени отвечает преподавание исторических дисциплин, исходя из цивилизационного подхода к истории. Самобытность цивилизации определяется её языком, культурными, религиозными отличиями, особенностями организации политической жизни, военного искусства и военной организации общества. Базовой характеристикой цивилизации является менталитет.


Сторонники цивилизационной теории могут признавать не только существование межцивилизационного диалога, но и противостояния. Очевидно, что формой этого противостояния и являются ментальные войны.


Исходя из взглядов на цивилизацию и ментальность, магистральным направлением формирования исторического оружия победы в ментальных войнах, на наш взгляд, может являться преломление через призму событий отечественного исторического процесса нравственных ценностей российского общества и его армии. Эффективность этого направления деятельности во многом зависит от единства и сотрудничества в его реализации преподавателей истории, философии, культурологии и социологии, психологии и педагогики.


Важным элементом национального культурного кода являются традиции народа. Они органично связаны с национальными ценностями. Прочно и сознательно усвоенные традиции являются стержнем национального самосознания и культурного кода народа, его армии, способных одержать победу в ментальной войне, рассматриваемой и как противоборство культурных духовных смыслов.


Умение военного педагога найти возможность в той или иной форме подчеркнуть традиции народа и вооружённых сил является свидетельством его профессиональной состоятельности.


Для военных учёных и педагогов, аппарата военно-политических органов, военных руководителей всех уровней представляется особенно важным осмыслить и донести до военнослужащих самобытные черты национального культурного кода военного искусства и военной службы, воплощённые в традициях.


Как подтверждает опыт истории, проявление этих традиций в жизни ракетных войск и артиллерии своеобразно, как большое своеобразие традиций характерно и для других видов и родов войск. Умение педагога заметить и выделить это своеобразие, а также связать их с общими традициями вооруженных сил, способствует формированию гордости за принадлежность к своему роду войск и пониманию, что только в едином строю мы представляем непреодолимую для врага мощь и силу.


Стремление Запада навязать России собственные исторические, культурные ценности и традиции сопровождается фальсификациями российской истории и культуры, облика нашего народа и его армии, как этноса, так и участника важнейших событий мирового исторического процесса. Особого внимания в наше время заслуживает тема фальсификации событий преддверия и собственно Второй мировой и особенно Великой Отечественной войны, на фронтах которой были достигнуты решающие победы над гитлеровской Германией и её союзниками. В результате этих нападок мы можем столкнуться с утратой психологии победителя и исторического оптимизма, свойственных нашему народу ‒ психологией, которая позволяла ему во все времена преодолевать неимоверные трудности, решать задачи стратегического, глобального масштаба.


Всё это объясняет, почему в ходе реализации потенциала истории так важно обратить внимание на дискуссионные проблемы исторической науки, прямые фальсификации исторического прошлого России, учить обучающихся пониманию смысла идеологических кампаний против нашей страны в области истории, обличать логику и последовательность разрушения исторических ценностей российского общества как угрозу национальному культурному коду.


Событийный подход изучения истории, в своем большинстве фрагментарный, вымывающий примеры служения Отечеству, характеризуют тематическое изложение программы учебной дисциплины. Изучая славное прошлое, порой не хватает глубокого и всестороннего анализа, какой и кем был внесен вклад в строительство и укрепление государства. В некоторых случаях мы опираемся в изучении истории на те штампы, которые были созданы ранее, не стремимся показать и глубоко разобрать роль личности в истории, взглянуть на «великих людей» прошлого как государственников, устроителей великой Империи, располагавшейся на европейско-азиатских просторах, увидеть самим и донести до обучающихся, что Владимир – крестил Русь и тем самым объединил и сплотил ее, Иван III – «объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы», Василий III – «собиратель русских земель», Иван IV «Грозный» – первый венчанный царь всея Руси и т.д. Славное историческое прошлое государства изучается по несколько веков за занятие. Две, в некоторых вузах три учебные единицы, выделенные на Историю – очень мало. Это способствует подготовке дополнительной почвы для фальсификаторов истории, создавая такие программы и подходы к изучению истории в вузах.


Важным ориентиром в реализации потенциала истории целесообразно избрать умение пользоваться юридическими инструментами противодействия тем, кто оскверняет святыни российского общества и его ценности. Особая опасность фальсификации истории предполагает использование в отдельных случаях для защиты исторической правды также норм Уголовного кодекса, Кодекса административных правонарушений Российской Федерации.


В современной информационной ситуации весьма актуально учитывать особенности социализации молодых людей и формирования общественного мнения старшего поколения по каналам всемирной информационной компьютерной сети «Интернет», в которой представлены и русскоязычные сайты организаций, средств массой информации, признанных иноагентами, западные русскоязычные средства массой информации.


По своему влиянию на общество интернет превосходит традиционные средства массовой информации и может быть эффективно использован для влияния на поведение людей на уровне подсознания. Речь идёт, в том числе, о социальных сетях, которые даже называют новым видом оружия, влияющим на общество, особенно молодёжь. Их влияние растет огромными темпами. В данных условиях такого массированного наступления на сознание людей назревает необходимость формирования критического мышления и критического подхода к оценке информации, поступающей из множества источников.


Формирование так необходимого в современном информационном историческом пространстве критического мышления предполагает построение преподавания истории по канонам проблемного обучения, с использованием «кейс-технологий», позволяющих реализовать деятельностный подход в обучении как условие более эффективного усвоения знаний, формирования умений вести полемику, дискуссии, в том числе в социальных сетях. Использование активных методов обучения является важным инструментом повышения интереса, мотивации обучающихся, без которой образовательный процесс неэффективен, поскольку не заточен на внутренние мироощущения обучающихся. Для организации этих дискуссий преподавателю вполне допустимо и даже необходимо использовать сюжеты из интернет-сетей, методически обработанные в целях решения педагогических задач.


Военнослужащие также, не указывая в интернете на свою принадлежность к Вооружённым силам и не раскрывая текущие события армейской жизни, могут вносить личный вклад в информационно-психологическую борьбу в соцсетях, защищая национальные ценности на историческом фронте в ментальной войне при соблюдении режима секретности.


По-другому мы будем только проигрывать на этом поле. Подтверждая данное предположение, специалист внешней разведки России А.О. Безруков указывал: «Критически важный аспект лидерства в сфере информации – способность формировать глобальное информационное поле. Российские СМИ за рубежом в случае обострения будут блокированы, поэтому работать придется через соцсети, от человека к человеку, имея армию сторонников, готовых отстаивать нашу точку зрения в интернете. Необходим контроль над каналами враждебного проникновения в новостное и идеологическое пространство России, перехват инициативы в противоборстве идей. Для этого не обойтись без сильной и мотивированной команды талантливых профессионалов-патриотов» [1].


Формирование исторического сознания обучающихся, реализуемого в воспитательной функции истории, целесообразно, прежде всего, ориентировать на позитивную, созидательную сторону отечественного исторического процесса и его отдельных периодов.


Философ И. Ильин утверждал, что «русский должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету» [2, С. 258].


Понятие «русский или россиянин» – неотделимо от всех народов многонациональной России. Условием для ощущения гордости за свою страну, является ограждение изучения истории от двух опасностей: националистических проявлений и от всяческого самоунижения. Рассуждая об ошибках, трагических страницах истории России, не смаковать их, а идти к пониманию причинно-следственных связей и конкретно-исторических условий, повлиявших на те или иные негативные процессы.


Для позитивного взгляда на отечественную историю существует вполне обоснованные фундаментальные теоретические основания и неопровержимые факты, которые полностью отвечают требованиям объективности освещения истории, взгляда на неё «без гнева и пристрастия».


Реализуя идею позитивного взгляда на историю, важно подчеркнуть, что Россия на протяжении веков претендовала на духовное лидерство и нередко его достигала. По справедливому утверждению российского ученого, социолога и философа, академика Г.В. Осипова, «только недоумки или откровенные недруги нашей страны смеют утверждать, что интеллектуальное лидерство России в мире потеряно». С лёгкой иронией учёный подчеркнул, что подобные люди «судят о соотечественниках по себе любимым» [5]. Историкам важно показать, как это почётное лидерство становилось и развивалось в конкретно-исторических временных координатах.


В каждом периоде отечественной истории можно найти яркие примеры такого лидерства, в том числе в подвергнутом жёсткой критике советском периоде – ХХ-ХХI веков. В те годы на десятилетия Советская страна определила повестку дня мирового развития, оказав существенное влияние на сглаживание родовых изъянов капиталистического общественного строя, демократизацию международных отношений.


Понять и раскрыть, почему народ России выходил из трудных ситуаций победителем на поворотных этапах истории стран и мира – и есть одно из ключевых направлений формирования исторического сознания, содержания занятий по истории. В этом контексте, обращаясь к опыту формирования исторического сознания ряда народов мира, можно убедиться, что в несравненно гораздо более жёстких рамках, чем в современной России, до недавних пор была построена и во многом сохранилась система исторического образования в ряде ведущих и успешных стран мира. Так, англосаксы и французы не позволяют по отношению к своей истории то, что началось в России в позднюю перестройку и продолжается до сих пор, хотя и в не таких масштабах. Не случайно у англосаксов есть поговорка «Right or wrong – my county» (права или не права, но это моя страна).


Китай и Япония демонстрируют, что их успехи произрастают на органике собственной цивилизации, что не означает отсутствие интереса к достижениям других народов при уважении собственной идентичности [6].


Позитивный взгляд на историю неотделим от патриотической идеи. Однако невежественно и безответственно руководствоваться зашоренной идеологией взгляда на Отечество, когда страну любят при условии, что она самая передовая.


По справедливому утверждению русского философа И. Ильина, «казенный», внешне-принудительный, официальный патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспитывает в душе чувство родины, нередко даже повреждает его. А между тем, опытный и тактичный педагог-историк может действительно пробудить настоящий патриотизм, но не навязать. Для этого он сам должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь убедительно показывать те глубины и прекрасности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. Он должен не «проповедовать» любовь к родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее делами. Тогда патриотическое самоопределение осуществится свободно и непосредственно» [3, С. 240].


Важной формой социализации обучающихся в обществе и в армии, сопровождающейся обретением ценностей культурного кода нации, являются интроекция и идентификация, то есть восприятие от других людей взглядов, мотивов, установок, примеров подражания. Эти психологические механизмы уже давно и эффективно используются в формировании исторического сознания посредством обращения к биографиям выдающихся, замечательных людей. Девиз «Возьми себе в пример героя» – популярный инструмент формирования личности военнослужащего.


Исходя из политической целесообразности, нередко личность героя нашего Отечества рассматривается через призму его судьбы как жертвы политических репрессий. Особый акцент на этой стороне истории России является одним из приёмов геополитических противников нашей страны в борьбе за влияние на общество. Поэтому так важно находить тонкий баланс между чуждыми России политическими интересами и формированием российского культурного кода.


Заключение.


Фраза «История – наука побеждать в ментальной войне» имеет многоплановое и многоуровневое смысловое содержание. Будучи связанной с понятием «ментальная война», она является своего рода предупреждением о том, что история может быть использована во вред России геополитическими соперниками, особенно в период обострения конфронтации, для нанесения ущерба культурному коду народа и армии нашей страны. Однако эту фразу можно и нужно трактовать также как ориентир для многоплановой повседневной работы, рассчитанной на создание защитных редутов от попыток геополитических соперников и потенциальных агрессоров обеспечить бескровную победу над Россией в гибридных войнах. В России накоплен немалый опыт сохранения культурного кода нации в опоре на историю. Важно творчески его использовать.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Безруков А. Многомерная война и новая оборонная стратегия // Россия в глобальной политике. 2014. № 5. Сентябрь [Электронный ресурс]. URL: https://globalaffairs.ru/articles/mnogomernaya-vojna-i-novaya-oboronnaya-strategiya (дата обращения: 11.10.2014).
2. Ильин И. О национальном воспитании / Религиозный смысл философии. М.: АСТ, 2003.
3. Ильин И. Что есть патриотизм / Религиозный смысл философии. М.: АСТ, 2003.
4. Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. № 8. С. 25.
5. Осипов Г. Интервью журналу «Зиновьев» // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2654 (дата обращения: 29.10.2009).
6. Фурсов А. Как относиться к истории? // Достояние планеты [Электронный ресурс]. URL: http:// dostoyanieplaneti.ru (дата обращения: 23.09.2016).

 

REFERENCES:

 

1. Bezrukov A. Multidimensional war and a new defense strategy // Russia in global politics. 2014. No.5. September [Electronic resource]. URL: https://globalaffairs.ru/articles/mnogomernaya-vojna-i-novaya-oboronnaya-strategiya (Access date: 11.10.2014).
2. Ilyin I. About national education // The religious meaning of philosophy. M.: AST, 2003.
3. Ilyin I. What is patriotism // The religious meaning of philosophy. M.: AST, 2003.
4. Ilnitskiy A.M. The mental war of Russia // Military thought. № 8. P. 25.
5. Osipov G. Interview with magazine "Zinoviev" // Humanitarian portal [Electronic resource]. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2654 (Access date: 29.10.2009).
6. Fursov A. How to relate to the story? // The property of the planet [Electronic resource]. URL: http://dostoyanieplaneti.ru (Access date: 23.09.2016).

 

 

Кравчук Валерий Романович
кандидат исторических наук, доцент
заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Михайловская военная артиллерийская академия
195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kravchuk Valeriy Romanovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Mikhailovsky Military Artillery Academy
Komcomol st., d. 22, Saint-Petersburg, Russia, 195009



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ