ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ


MILITARY AND HISTORICAL MEMORY IN THE CONTEXT OF MENTAL WAR AGAINST RUSSIA


УДК 93/94

 

БУРДУН Владимир Николаевич
кандидат исторических наук, доцент

 

 

BURDUN Vladimir Nikolaevich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. Рассмотрена роль казачества в отстаивании интересов России в XIX- начале XX веков, а также эволюция их служения государству. Предложены меры по оказанию противодействия фальсификации истории.   Abstract. The article considers the participation of Cossacks in upholding the interests of Russia in the XIX - early XX centuries, as well as the evolution of their service to the state. Measures to counteract the falsification of history are proposed.

Ключевые слова: ментальная война, военно-историческая память, казачьи формирования, военно-полковая историография, Кавказ.

  Keywords: mental war, military-historical memory, Cossack formations, military regimental historiography, Caucasus.

 

 

 

История как коллективная память – главное основание идентичности любого человеческого сообщества [2, C. 732]. Принадлежать к сообществу – значит разделять его коллективную память. Ее утрата равнозначна исчезновению сообщества. Наша история – особый участок, где ментальная война ведется предельно агрессивно, на уничтожение. История чрезвычайно важна для понимания происходящего, поэтому задача объединенного Запада – устранить Россию как препятствие на пути к мировому господству. Исходя из этого наша основная миссия – не покорение космических пространств, не «зеленая планета», а остановить тех, кто стремится к насаждению нового миропорядка, в том числе при помощи развязанной против нас ментальной войны. Ее конечные цели уже не скрываются, а наши противники конкретно говорят об уничтожении самосознания, изменении цивилизационной основы россиян, предании забвению исторической памяти. Защита духовного суверенитета личности, общества, государства лежит в основе обороноспособности и концепции духовной безопасности. Предвзятость и откровенная ложь служат инструментом для достижения поставленных врагами задач.


Исторические параллели напрашиваются сами собой. В этой связи целесообразно привести несколько фактов. Так, применительно к эпохе Ивана IV многие историки считают, что формирование образа «царя-чудовища» и «России-кошмара» на Западе было результатом целенаправленной информационной кампании, произведенной первоначально по заказу и на средства именно этих заинтересованных лиц. За почти полувековой период правления Ивана IV по решению царя было казнено около 4,5 тыс. человек. В этот же период времени в «цивилизованной Европе» только 24 августа 1572 года в ходе массовой расправы над гугенотами погибло более 30 тыс. человек. Данное событие европейцы стремятся не афишировать.


Не спешили узнать правду о массовом геноциде армян, осуществленном турками дважды: в ходе русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) и Первой мировой (в 1915 г.). Находящийся в стане турецкой армии специальный корреспондент английской газеты «Таймс» Норман пытался найти хотя бы косвенные улики причастности русских солдат к убийству мирных турок. Получилось ровно наоборот. Он увидел горы трупов армянских жителей – дело рук представителей турецкой армии в лице башибузуков, курдов и аскеров. По примерным подсчетам, в ходе массовой расправы погибло более 1,5 миллиона мирных жителей. «Свободолюбивая» Европа особой активности по признанию этих изуверств не проявила.


Кавказ – это один из узловых геополитических регионов мира, где пересекались и пересекаются жизненно важные интересы многих стран. Можно не сомневаться, что если не мы будем оказывать здесь свое влияние, то за нас это сделают противники. Данный факт хорошо осознавался руководителями России как во второй половине XIX, так и в начале XX веков. Не случайно, что сразу после окончания русско-турецкой войны рассматривался проект присоединения территорий Закавказья к России (Турецкой Армении). Инструментом осуществления этого плана должно было стать формирование Кубанского казачьего войска в основном за счет так называемых охотников. Как свидетельствуют документы, их оказалось немало. Однако, в связи с убийством Александра II, в течение нескольких десятилетий этот проект не рассматривался, а вернулись к нему в самый разгар Первой мировой войны. Вследствие благоприятной ситуации на Ближнем Востоке была предложена идея создания не только Закавказского (Карского) казачества с контролем черноморских проливов, но и Ефратского с выходом в Персидский залив. Можно только представить, какое геополитическое положение заняла бы Российская империя как государство-победитель. Поэтому наши недруги сделали все для того, чтобы это не осуществилось.


Изучение проблемы ментальной войны против России не может обойтись без упоминания об украинском сепаратизме. При непосредственной поддержке австрийцев, поляков, от части малороссийской и русской интеллигенции стала продвигаться идея исключительности украинского языка и национально-культурного возрождения. В этих условиях начинает складываться парадигма разновекторности исторического развития между великороссами и малороссами, отсутствия между ними родства. Украинофильство второй половины XIX – начала XX вв. допускает подтасовку фактов, умалчивание объективной информации.


В противовес вышесказанному все четче стал проявляться вектор служения Отечеству, преемственность ценностей, концепт единства веры, Родины и власти. Концепт власти – это образ царя (в современной модели это – образ президента).


В конце XVIII века государственная система имперской России нуждалась в существенном изменении, ее правовые каноны не могли более мириться с автономным состоянием некоторых казачьих формирований и фактически требовали создания предсказуемой вертикали управления. Среди обязательных шагов этого направления стал поиск и возвращение на подконтрольные земли «подавшихся в бега» казаков. На руководящие должности в полковых структурах малороссийского казачества назначались выходцы из числа великороссов. Все это привело к ликвидации в 1782 году их полкового строя. А двумя годами позже – к включению казачьих полков малороссиян в регулярную кавалерию.


На исторических примерах мы видим трансформацию казачества из «бунташного» сословия, руководимого И. Болотниковым, С. Разиным и Е. Пугачевым, в «государевых» людей, истинно преданных российской короне. Как свидетельствует практика, это стало возможным благодаря многолетней выверенной последовательной политике, проводимой императорами и их окружением в отношении всех казачьих войск. Цель – удержание в орбите своего влияния. Данному событию способствовали соответствующий статус, материальное положение, особенности пользования земельными угодиями и главное – доверие и демонстрация своего особого монаршего расположения. У всех кубанских казачьих полков шефами были члены великокняжеской фамилии. Личная охрана императора – представители кубанского и терского казачьих войск. Было за что бороться. Казачьи формирования считались наряду с императорской гвардией лучшими воинами и по профессиональной подготовке, и по духу. Не случайно известный отечественный социолог генерал-лейтенант Н.Н. Головин в своих исследованиях подчеркивал, что казачьи части имели самый высоких показатель по «моральной упругости» (боеспособности). В плен попадали единицы. Это был пример для всей армии. Среди них были лучшие наездники, разведчики, стрелки. Казачьи формирования – это по-настоящему плавильный котел для многих народностей, населявших Россию. Не в пример заявивших о себе американцам, европейцам, которые таковыми так и не стали, и чья внутренняя политика потерпела крах. По факту в казачьих частях находились не только русские, но и украинцы, белорусы, калмыки, грузины, осетины, кабардинцы, балкарцы и многие другие. Если рассмотреть предметнее, то русский понимался не как этническая производная, а как духовная, ментальная составляющая, наделенная глубоким внутренним содержанием.


Говоря вообще о народах Северного Кавказа, происходило взаимопроникновение культур, традиций, обычаев. Вчерашние враги постепенно превращались если не в друзей, то по крайней мере в хороших соседей, приятелей, уважительно относящихся друг к другу. Многолетняя Кавказская война не прошла бесследно ни для кого и научила ценить достойного соперника. Происходило взаимообогащение духовными, ментальными скрепами, и, как следствие, устанавливались доверительные отношения. Все это способствовало «замирению» Кавказа. Поэтому западным эмиссарам в лице англичан, поляков, немцев, турок, наводнивших данный регион, не удалось остановить процесс сближения с коренными народами этого региона. Если по Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.) еще были вопросы к Дагестану и Чечне, то Первая Мировая война показала другие результаты: плечом к плечу успешно сражались и регулярные части, и казаки, и представители северо-кавказских народов, показывали массовый героизм и самопожертвование. Любимый принцип европейских «цивилизаторов» «разделяй и властвуй» не сработал.


Как показала практика написания истории отдельных воинских частей и соединений, данный факт должен был стать одной из скреп духовно-нравственного воспитания армейских коллективов. В полном объеме это коснулось и казачьих формирований. Вышедшая накануне известных революционных процессов начала XX века так называемая сытинская многотомная энциклопедия характеризовала историографию воинских частей как своеобразную обширную отрасль военной литературы. По утверждению создателя этого издания, история воинских частей помимо своего военно-исторического и научного значения являлась еще и большим подспорьем в деле воинского воспитания. Наличие такой работы давало возможность ознакомиться вновь прибывшим в полк, батальон, с боевыми традициями части [1, C. 78-80].


Важной вехой в исследовании истории участия отдельных формирований русской армии в Кавказской войне стало указание о сборе необходимой информации Главнокомандующего армии Великого князя Михаила Николаевича, датированное февралем 1865 года. Это распоряжение провозглашало желание сохранить для потомков правдивое описание героических дел, совершенных как отдельными нижними чинами, офицерами, так и целыми воинскими частями. Представленный документальный источник адресовался командующему войсками Кубанской области генералу Н.И. Евдокимову и обязывал не только его, но и соответствующих командиров содействовать написанию истории во вверенных им воинских формированиях. Главнокомандующий обращал внимание на важность изучения самых разных документов, имевших непосредственное отношение к периоду полувековой войны с кавказскими горцами.


Мощный импульс развитию военно-полковой историографии придала Русско-турецкая война. Созданная военно-историческая комиссия проделала огромную организаторскую и научную работу, издав к началу XX века более чем стотомную историю вышеназванной войны. В этот период появился целый ряд полковых историй, посвященных кубанским формированиям. Менее удачными оказались исторические исследования о Первой мировой войне, перешедшей, как известно, в гражданскую войну. Историкам предстоит большой фронт работы в данном направлении. Не случайно эту войну называли не столько «Великой», сколько «Забытой», в частности, в том, что касается казачьей военно-полковой историографии.


К основным направлениям противодействия фальсификации истории следует отнести прежде всего информационное противодействие, кроме того, преодоление западной ангажированности, также противодействие на уровне массовой культуры и публикация архивных источников.


Предложения:


• Учитывая разрушительные последствия ментальной войны для человеческого сознания, военно-патриотическое воспитание должно пронизывать всю образовательную систему страны, начиная с детского сада, школы, профессионально-технических колледжей, высших образовательных заведений.
• Ведущим принципом должно стать «Обучая-воспитывай, воспитывая-обучай» по четко выработанным и утвержденным учебным программам, не допускающим двойного толкования.
• От педагогов, не разделяющих государственную политику, необходимо освобождаться. Целесообразно рассмотреть вопрос о предании статуса госслужащих от учителей до научно-педагогических работников как специалистам, выполняющим важную государственную задачу.
• Дух патриота, защитника и воина должен быть определяющим. Важно понимать, что если не мы будем заниматься нашими детьми и внуками, то ими обязательно займутся наши враги, что они уже пытаются делать сейчас.
• Культ Героев Отечества необходим не только в канун больших праздников, но и в нашей каждодневной деятельности. Проспекты, улицы и площади городов и населенных пунктов не должны носить обезличенного характера, где кроме фамилии нет больше ничего.
• В целях формирования военно-профессиональных навыков ввести полный курс начальной военной подготовки (НВП) в старших классах средних общеобразовательных школ и приравненных к ним общеобразовательных учреждениях.
• Возобновить практику посещения школьниками и студентами мест нашей исторической памяти дореволюционного, советского и постсоветского периодов. История страны у нас одна, и она требует уважительного к себе отношения, не определяя предпочтений особенно в ее переломные периоды (войны, революции).
• По опыту подготовки к службе казаков активно развивать военно-прикладные виды спорта, тем самым готовить молодежь к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
• Курсантов старших курсов ВВУЗов готовить и организовывать циклы их выступлений по военно-политической тематике перед школьниками 10-11-х классов.
• По наиболее проблемным темам, включая и технологии ментальных войн, заместителям начальников училищ по военно-политической работе и ведущим преподавателям кафедр военно-политической работы провести цикл лекций по категориям.
• Используя советский опыт, инициировать создание внештатных лекторских групп на уровне от армии и выше с целью оперативного и компетентного информирования военнослужащих и гражданского персонала по интересующим вопросам.
• Пилотные проекты духовно-просветительского центра МО РФ и учебно-методического центра «Авангард» целесообразно распространить и в других регионах страны.
• Участие в поисковом движении курсантов, гражданской молодежи должно стать обязательной практикой военно-патриотического воспитания (особенно на местах известных сражений).
• Обратить внимание молодежи на активное изучение истории своей семьи, ее героического и трудового прошлого.
• Воздавая дань героическому прошлому казачества, создать по примеру кубанской Атамани этнографические станицы и хутора не только на территории Краснодарского края, но и Ростовской области, Ставропольского края и других казачьих регионов.


Подводя итог вышесказанному, следует обратить особое внимание на бережное отношение к нашему историческому наследию, не дать его оболгать, демонизировать, извратить. Дело всех и каждого – бороться за наше прошлое. Если мы проиграем это сражение в ментальной войне, то окажемся обреченными на забвение с последующим уничтожением нашими геополитическими врагами. А с другой стороны нам пора работать на опережение, используя их сегрегационные расовые проблемы, резервации, разобщенность нации, их цинизм и высокомерие, нарушение прав человека. Не надо бояться сделать шаг вперед.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Историография полковых частей. В кн. Военная энциклопедия Т. XI. Спб: Изд. тип. тов-ва И.Д. Сытина, 1913.
2. Сергейцев Т., Куликов Д., Мостовой П. Идеология русской государственности. Континент Россия. 2-е издание, дополненное. Спб.: Питер, 2021.

 

REFERENCES:

 

1. Historiography of regimental units. In the work Military Encyclopedia. Vol. XI. SPb.: Sytin Publ., 1913.
2. Sergeytsev T., Kulikov D., Mostovoy P. Ideology of Russian statehood. Kontinent Rossiya Publ. 2nd ext. ed. SPb.: Piter, 2021.

 

 

Бурдун Владимир Николаевич
кандидат исторических наук, доцент
заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова
350005, Краснодар, ул. Дзержинского, д. 135
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Burdun Vladimir Nikolaevich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Military-Political Work among troops (forces)
Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov
Dzerzhinskiy str., d. 135, Krasnodar, Russia, 350005



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ