АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В ВУЗАХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ


CURRENT ISSUES IN TEACHING THE ACADEMIC DISCIPLINE "HISTORY" IN THE MILITARY UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN DEFENSE MINISTRY


УДК 930.24

 

ШАЛОНОВ Евгений Владимирович
кандидат военных наук, доцент

 

 

SHALONOV Evgeniy Vladimirovich
Candidate of Military Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и актуальные проблемы преподавания учебной дисциплины «История» в вузах Минобороны России. Предлагаются варианты возможного решения обозначенных проблем. Показаны роль и место истории как одной из ведущих социально-гуманитарных учебных дисциплин, преподаваемых в вузах МО РФ, в ментальной войне и идеологическом противостоянии.   Abstract. The paper examines special aspects and current issues in teaching the academic discipline "History" in the military universities of the Russian Defense Ministry. Within the framework of this paper, we propose a number of approaches to addressing the issues identified. The paper also covers the role and place of "History" as one of the main disciplines in the field of the humanities and social science taught at military universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the context of psychological and ideological war.

Ключевые слова: угрозы национальной безопасности; вызовы глобализации; ментальная война; компетенции; педагогические технологии, информационное обеспечение, «цифровое поколение»; критическое мышление.

  Keywords: national security threats; challenges of globalization; mental war; competences; pedagogical technology; information support, “digital generation”; critical thinking.

 

 

 

В XXI веке мир не стал безопаснее и спокойнее. Современное мировое сообщество переживает системный кризис. Отношения России и стран Запада находятся в состоянии небывалой напряженности. Россия по-прежнему стоит перед фактом нарастания глобальных вызовов и угроз своей национальной безопасности, которые приобретают новые формы, масштаб и интенсивность.


В своем выступлении 10 августа 2021 года на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов» министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу сказал следующее: «Внешние угрозы, они понятны… Мы знаем, как этому противостоять, знаем, как с этим бороться». Далее министр обороны подчеркнул, что наряду с внешними угрозами, основную опасность приобрела внутренняя угроза, и «это связано с тем, что постепенно разлагается общество внутри страны» [9]. Это связано с попытками Запада «взорвать» Россию изнутри, используя различные формы и методы ведения против нашей страны сетевых, гибридных, информационно-психологических, ментальных, когнитивных, прокси и кибервойн.


О политическом и идеологическом противостоянии России и коллективного Запада в своём выступлении 21 октября 2021 года на Валдайском форуме говорил президент России В.В. Путин.


Особое место среди угроз национальной безопасности, стоящих перед Россией в XXI веке, политическое и военное руководство страны отводит ментальным войнам. Исследуя феномен и специфику современной ментальной войны, советник министра обороны РФ А.М. Ильницкий в своей работе «Ментальная война России» отмечает, что «цель войны нового типа – ментальной войны – уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества… Ментальная война направлена на изменение мировоззрения» [4].


Одним из объектов воздействия ментального оружия являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, и, в-первую очередь, курсанты и офицеры вузов Министерства обороны РФ, будущее российской армии. Предмет воздействия ментального оружия – сознание, мировоззрение и духовность российских солдат и офицеров.


Можно подчеркнуть, что само понятие «менталитета», «ментальности» (от лат. «mentis» или «ment» – душа, дух, склад ума) первоначально было сформулировано в исторической науке и лишь значительно позднее стало применяться в социологии, психологии и политике. Это не случайно. Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что одно из важнейших направлений интенсивной информационной и ментальной войны, которую уже на протяжении нескольких десятков лет Запад вдет против России, это попытки фальсификации истории. Фальсификаторы стремятся разрушить менталитет и историческую память россиян, используя потоки лжи и намеренное искажение ключевых фактов российской истории. Особенно острым атакам подвергаются события Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941-1945-х гг.


Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях в Мюнхене в 2007 г., в Гданьске в 2009 г., на встрече с главами государств СНГ в 2019 г. и др. неоднократно призывал западные элиты прекратить глобальное противостояние и осознать собственную ответственность перед человечеством, не допустить повторения страшных трагедий ХХ века. Однако, напротив, они «наращивают против нашей страны количество и масштаб информационных атак, хотят заставить оправдываться, испытывать чувство вины, принимают насквозь политизированные декларации. Так, например, одобренная 19 сентября 2019 г. Европейским парламентом резолюция «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» прямо обвинила СССР – наряду с нацистской Германией – в развязывании Второй мировой войны» [8]. Основная цель ревизии нашей истории – смена психоисторических смыслов, трансформация менталитета нашего народа, лишение его перспектив на будущее и, в конечном итоге, уничтожение нашего государства, нашей цивилизации. На этом фоне вопросы преподавания истории в вузах Министерства обороны РФ приобретают важное, если не ключевое значение, для противодействия фальсификаторам, защите менталитета российских военнослужащих от различных поражающих факторов информационно-ментальной войны.


Сегодня преподавание учебной дисциплины «История» (далее – «История») в вузах Минобороны России ведется в рамках гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Как учебная дисциплина, «История» реализуется в рамках базовой части основной профессиональной образовательной программы. Основной целью освоения учебной дисциплины курсантами является формирование у курсантов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации, систематизированных основ научных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России и ее военного развития, необходимых для практического применения в решении задач повседневной, боевой и военно-педагогической деятельности, высоких нравственных качеств, патриотизма, верности воинскому долгу. В соответствии с разработанными и утвержденными рабочими программами конечный результат преподавания «Истории» – формирование у обучающихся следующих компетенций:

- способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;

- способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;

- способен приобретать новые гуманитарные, социально-экономические и военно-исторические знания, использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при анализе современных проблем войны и армии, решении задач военно-профессиональной деятельности.


При этом в формировании указанных компетенций участвуют также следующие учебные дисциплины: «Философия»; «Правоведение»; «Военная история»; «Культурология»; «Военно-политическая работа»; «Социология» («Социологические и политологические основы развития общества»). Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 академических часов). Время лекционных занятий с преподавателем составляет 90 часов учебных, семинарских – 42. В целом, выделенное для преподавания «Истории» учебное время позволяет решать задачи по формированию требуемых компетенций. Однако, в свете преобразования кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин в кафедры военно-политической работы в войсках (силах), несомненно изменится роль и место дисциплины «Истории» в учебно-образовательном процессе вузов МО РФ, возрастет ее значение в системе военно-политической работы. Соответственно, становится важным понимание тех проблем преподавания «Истории» в вузах МО РФ, которые в ближайшем будущем не позволят качественно решать стоящие перед ней новые сложные задачи.


Первая и самая важная, на наш взгляд, проблема связана с системой подготовки преподавателей профильных кафедр и уровнем их профессиональной подготовки. В настоящее время от 30 до 50% преподавателей имеют опыт службы в Вооруженных Силах РФ, который они могут успешно передавать будущим офицерам. Еще меньший процент преподавателей, получивших базовое, фундаментальной образование на педагогическом факультете Военно-политической академии имени В.И. Ленина (Военного университета). Это, как правило, люди пенсионного возраста. Основной состав кафедр – молодые преподаватели (25-35 лет), хорошо владеющие историческим материалом, но имеющие несколько другое мировоззрение, иные взгляды на различные события российской и мировой истории, обладающие недостаточным практическим компонентом преподавания дисциплины.


Мир в ХХI веке стремительно меняется. Вторая проблема связана с теми изменениями, которые произошли в нашем обществе, и особенно в молодежной среде в начале ХХI века. В последние десятилетия в России сложилось новое, «цифровое поколение» с иным входом в мир знаний и человеческих отношений, своим отношением к окружающему миру, своим коммуникативным опытом и пр. Представители этого «цифрового поколения» пришли сейчас в вузы МО РФ, и это нельзя не учитывать. Преподаватель должен не только хорошо разбираться в современных гаджетах и ГИС «Интернет», но и представлять, в какой информационной среде воспитывались обучающиеся, что их интересует, какие «кумиры» владеют их умами. И, исходя из этого, применять арсенал методов обучения, соответствующих новой социальной реальности.


Третья проблема связана с качеством учебного материала, преподаваемого обучающимся. По нашему мнению, в российском историческом сообществе до сих пор нет единых концептуальных подходов к изучению истории российской цивилизации, особенно ее ключевых моментов. Это нередко приводит к различной их интерпретации конкретным преподавателем.


Следующее, что негативно сказывается на качестве преподавания «Истории» – недостаточное количество выделяемого на изучение дисциплины учебного времени. Как пример, учитывая увеличение интенсивности фальсификаций информации о событиях Великой Отечественной войны, на ее изучение отводится 6 лекционных часов и 4 часа семинарского занятия. Этого конечно недостаточно, чтобы обучающиеся глубоко изучили основные события Великой Отечественной войны 1941-1945-х гг., могли аргументированно противостоять попыткам исказить реальные исторические события, принизить роль Советского Союза в разгроме нацистской Германии и значение нашей Победы для всего человечества.


Еще одна проблема связана с самой системой современного исторического образования, в том числе и в вузах Минобороны России. Речь идет о том, что система массового образования в СССР базировалась на классическом русском гимназическом образовании и была подготовлена еще дореволюционными дидактическими разработками. Советская система общего исторического образования, как и социально-гуманитарного образования в целом, была, бесспорно, идеологизирована и выстроена под определенные задачи коммунистического воспитания. Но при этом давала фундаментальные знания, развивала критическое мышление и умение мыслить логически. При демократизации российского образования, переходе на общеевропейские стандарты на основе компетентностного подхода идеологическая составляющая была из него напрочь выхолощена, а вместе с ней и необходимость иметь большой объем базовых, фактических знаний, и способность к анализу и критическому осмыслению и интерпретации полученной информации и пр.


Рассматривая проблемы преподавания истории в вузах МО РФ, нельзя обойти стороной такой важный, с точки зрения идеологического и ментального противоборства, момент, как обучение военнослужащих иностранных государств. Большинство из сегодняшних курсантов-иностранцев в очень недалекой перспективе, после окончания обучения в наших вузах и возвращения к себе на родину, займут высокие посты и должности в силовых структурах, на государственной службе. Каким будет их отношение к России – дружественным, или, напротив, крайне негативным и враждебным – это во многом формируется в ходе изучения дисциплины «История». Тут необходимо сказать, что тот учебный материал, те формы и методы, которые сегодня используются в преподавании истории в вузах МО РФ, не позволяют качественно решить задачу формирования у иностранных военнослужащих таких важных для нас качеств, как глубокое понимание значения России в мировой истории, роли и места нашей страны в современном мире, уважительное отношение к нашей истории, традициям и т.д. Не в полной мере применяется дифференцированный подход в обучении иностранцев с учетом специфики национальных и культурных традиций, уровня общей подготовки, степени владения русским языком и пр.


После обозначения некоторых сегодняшних проблем преподавания «Истории» в вузах МО РФ предлагаются следующие пути их возможного решения.


Первое и основное – критическое осмысление уровня и качества подготовки в военно-образовательных учреждениях МО РФ и постепенное, поэтапное возвращение всех лучших наработок советского и дореволюционного классического образования.


Введение в состав кафедр военно-политической работы в войсках (силах) офицерских должностей, для замещения которых вернуться к подготовке военных специалистов – преподавателей гуманитарных дисциплин на базе педагогического факультета (пока не воссоздан) Военного университета.


Расширение спектра переподготовки преподавательского состава кафедр «Истории» вузов МО РФ, включение в нее частично курса «Психологической обороны» (в первую очередь, для молодых специалистов по проблемам ментальных войн, фальсификации истории и т.д.) и элементов повышения компьютерной грамотности (для специалистов возраста 40-50 лет и старше). Это должно быть направлено на изменение гражданского и профессионального сознания преподавателей, правильного понимания ими своих профессиональных задач, своей миссии в современном российском обществе с учетом стоящих перед страной глобальных угроз. Преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) вузов МО РФ должен стать не просто яркой личностью с высокой педагогической культурой, но иметь четко выраженную гражданскую позицию, быть носителем русского (в широком понимании) менталитета и сторонником традиционных российских (русских) ценностей. При этом необходимо исходить из того, что преподавание гуманитарных дисциплин в вузах МО РФ должно носить четко выраженный государственно-патриотический характер.


Параллельно необходимо осуществлять мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы и, в первую очередь, всестороннему информационному обеспечению учебного процесса.


Открытым остается вопрос научно-методического руководства кафедрами военно-политической работы в войсках (силах) вузов МО РФ. Заместитель начальника вуза по военно-политической работе не в состоянии решить эти задачи ввиду отсутствия в подчиненной ему структуре военных специалистов (за исключением нескольких гражданских, как правило молодых, специалистов). Видится целесообразным формирование в составе Главного военно-политического управления ВС РФ отдела (отделения), в задачи которого включить: разработку и определение основных направлений повышения качества преподавания кафедр военно-политической работы в войсках (силах) вузов МО РФ; организацию разработки новых учебных программ с учетом современных угроз и вызовов национальной безопасности России; осуществление учебно-методического обеспечения деятельности кафедр военно-политической работы в войсках (силах) вузов МО РФ; изучение, обобщение и распространение опыта лучших вузов и преподавателей отдельных учебных дисциплин кафедр военно-политической работы в войсках (силах) и пр.


Особое внимание должно быть обращено на уточнение объема (увеличение удельного веса), структуры и содержания учебной дисциплины «История», других дисциплин кафедр военно-политической работы в войсках (силах), непосредственно участвующих в формировании менталитета военных специалистов. Целесообразно рассмотреть вопросы введения отдельной учебной дисциплины «Логика», отдельных, пусть небольших по объему, разделов (тем) «Основные задачи, формы и методы ментальной войны» в учебные программы других гуманитарных дисциплин.


Видится также необходимым решение вопроса о пересмотре учебных планов и программ по «Истории» для иностранных военнослужащих с учетом их идеологической направленности. Сам материал лекций должен стать доступнее и вместе с тем ярче, интереснее. Значительное место в нем нужно уделить развенчанию попыток фальсификаций российской истории.


В рамках методико-программного обеспечения преподавания «Истории» необходимы осмысление с учетом особенностей ведущейся против России ментальной войны и постановка задач на разработку новых, выверенных обучающих компьютерных программ по дисциплине «История» для слушателей и курсантов вузов МО РФ. Создание таких программ позволит в экстренных случаях (как, например, «локдаун-2020») успешно осуществлять подготовку курсантов и слушателей, используя дистанционные формы обучения.


Как результат предлагаемых мероприятий социально-гуманитарные дисциплины должны вернуть себе лидирующие позиции в системе военного образования и стать интегрирующим стержнем подготовки не только специалистов военно-политической работы, но и командных, и инженерных кадров российской армии.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Стратегия национальной безопасности. Утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников. Методическое пособие. М.: Русское слово, 2014. 136 с.
3. Данилова А.С., Здрестова-Захаренкова С.В., Федорова О.М. Основы профессиональной компетенции. Учебное пособие. Красноярск: СФУ, 2016. 136 с.
4. Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 19-33.
5. Ковешникова О.Т. Формирование гражданского самоопределения личности и дидактические средства продуктивного характера (на примере обучения истории, обществознанию и праву): методическая разработка. Волгоград, 2013.
6. Методика обучения истории: Учебник для студентов учреждений высшего образования / Под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. М.: Академия, 2016. 429 с.
7. Петров А.Е., Шнирельман В.А. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. М.: ИА РАН, 2011. 381 с.
8. Путин В.В. 75 лет Великой победы: общая ответственность перед историей и будущим. М, 2020.
9. Сильная армия – сильная страна // Красная звезда [Электронный ресурс]. URL: http://redstar.ru/silnaya-armiya-silnaya-strana/ (дата обращения: 20.08.2021).
10. Шатилова Н.Ю. Развитие критического мышления учащихся на уроках истории, обществознания, основ правовой культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.akipkro.ru/index.php/en/disseminacija/opit/katalog/ 2008/436-2010-01-14-13-53-23.html (дата обращения: 20.08.2021).

 

REFERENCES:

 

1. National security strategy. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400.
2. Vyazemskiy E.E., Strelova O.Yu. The phenomenon of falsification of the history of Russia and the historical education of schoolchildren. Tutorial. M.: Russian word, 2014. 136 p.
3. Danilova A.S., Zdrestova-Zakharenkova S.V., Fedorova O.M. Fundamentals of professional competence. Tutorial. Krasnoyarsk: SFU, 2016. 136 p.
4. Ilnitskiy A.M. Mental war of Russia // Military thought. 2021. No. 8. Pp. 19-33.
5. Koveshnikova O.T. Formation of civil self-determination of the individual and didactic means of a productive nature (on the example of teaching history, social science and law): methodological development. Volgograd, 2013.
6. History Teaching Methods: A Textbook for Students of Higher Education Institutions / Ed. by V.V. Barabanova, N.N. Lazukova. M.: Academy, 2016. 429 p.
7. Petrov A.E., Shnirelman V.A. Falsification of historical sources and construction of ethnocratic myths. M.: IA RAN, 2011. 381 p.
8. Putin V.V. 75th Anniversary of the Great Victory: Shared Responsibility to History and the Future. M, 2020.
9. Strong army – Strong country // Red Star [Electronic resource]. URL: http://redstar.ru/silnaya-armiya-silnaya-strana/ (Access date: 20.08.2021).
10. Shatilova N.Yu. The development of critical thinking of students in the lessons of history, social science, the basics of legal culture [Electronic resource]. URL: http://www.akipkro.ru/index.php/en/disseminacija/opit/katalog/2008/436-2010-01-14-13-53-23.html (Access date: 20.08.2021).

 

 

Шалонов Евгений Владимирович
кандидат военных наук, доцент
профессор кафедры истории и философии
Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского
197198, Санкт-Петербург, Ждановская ул., д. 13
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Shalonov Evgeniy Vladimirovich
Candidate of Military Sciences, Associate Professor
Professor at the Department of History and Philosophy
Military Space Academy named after A.F. Mozhaiskiy
Zhdanovskaya ul., d. 13, St. Petersburg, Russia, 197198



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ