ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ


THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY AS A FACTOR IN SHAPING THE MENTAL SECURITY OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS


УДК 37.034

 

МОНАХОВ Олег Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент

 

 

MONAKHOV Oleg Nikolaevich
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. Раскрыта актуальность формирования ментальной безопасности будущих военных специалистов на основе анализа дискурса ментальной войны. Обоснована сущность образовательного и воспитательного потенциалов образовательной среды военного воза. В качестве методологической основы формирования ментальной безопасности предложены деятельностный и аксиологический подходы.   Abstract. The article reveals the relevance of forming mental safety of future military specialists on the basis of mental war discourse analysis. The essence of educational and upbringing potential of the military educational environment is substantiated. The axiological and activity approaches are offered as a methodological basis for the formation of mental safety.

Ключевые слова: ментальная война; ментальная безопасность; будущие военные специалисты; образовательная среда; военные вузы.

  Keywords: mental war; mental security; future military professionals; educational environment; military universities.

 

 

 

Существенные изменения современной военно-политической обстановки в мире приводят к количественному и качественному росту военных и невоенных угроз национальной безопасности. Эволюция глобализма и невоенного противостояния государств, обладающих мощным военным потенциалом, вывела на повестку дня противодействие возникающим ментальным угрозам национальной безопасности России. Данная тенденция определяет социальный заказ на качественную профессиональную подготовку будущих военных специалистов, способных к противодействию технологиям ментальной войны. Целью такой войны является уничтожение самосознания, трансформация ментальной, цивилизационной парадигмы общества противника, и эта война уже началась [2, С. 25].


Вхождение «ментальной безопасности» в спектр ключевых компетенций военного специалиста обусловлено тем, что в современном военном противостоянии методы дезинформации и создания ложных представлений о реальной обстановке, направленные на деформацию, искажение и восприятие противоборствующими сторонами действительности, детерминируют победу в ментальной сфере противоборства [4, С. 50-51]. Наравне с этим, содержание информационно-психологического противоборства получает новое наполнение и рассматривается как системно-комплексное информационно-психологическое и гибридное воздействие в целях рефлексивного управления и достижения превосходства в различных сферах жизнедеятельности [7, С. 4351]. Таким образом, современная реальность, где разного рода идеи и ценностные установки постоянно реструктурируются и переосмысливаются, актуализирует задачу формирования у будущего военного специалиста ментальной безопасности.


Проблематика ментальной безопасности еще не нашла своего должного отражения в области гуманитарного знания. Существующие исследования по данной проблеме позволяют ее рассматривать:

- как безопасный инжиниринг и менеджмент индивидуального и общественного сознания [6, С. 46];

- как нравственную устойчивость индивида и социума к деструктивному влиянию средств массовой информации противника [5, С. 183].


Появление дискурса ментальной войны наполняет понятие ментальной безопасности личности новым содержанием. Это связано с информационной и психоэмоциональной составляющими технологий реализации данной войны [2, С. 26]. Первая составляющая включает регулирование и направленное искажение информационного пространства: новости, программы обучения в учебных заведениях, программы телевидения, Интернет-ресурсы и т.д. Вторая составляющая предполагает манипуляции сознанием, настроениями и эмоциями, опосредованное насаждение в индивидуальное и общественное сознание «нужных» оценок, мнений о чем-либо, о ком-либо, навязывание «чужой» воли.


Исходя из вышесказанного, мы можем определить ментальную безопасность личности как защищенность сознания от деструктивных информационных воздействий, дезориентирующих личность в определении фундаментальных ценностей и поведенческих моделей в процессе своей жизнедеятельности.


В ментальной войне против Российской Федерации именно мировоззрение, ценности, убеждения, стратегия выступают главным призом для противника, создающего «мир постправды», в котором для личности исключается способность критически мыслить, а постижение истины как способ идентификации человеком себя как члена общества признается излишним.


Особая роль в противодействии стратегии ментальной войны отводится образованию, в рамках которого образуются «глубинные механизмы самоопределения и информационно-культурного иммунитета», транслируется интеллектуальный потенциал общества [8, С. 24-25]. Также следует указать на превентивные возможности системы образования в защите ментального состояния молодого поколения России от деструктивных ментальных воздействий коллективного Запада.


Одним из трендов российского образования является цифровизация и информатизация образовательного процесса на всех ступенях подготовки будущих специалистов.


Цифровизация образования затронула и высшую военную школу. В качестве альтернативы ресурсам глобального Интернета в военных образовательных организациях развивается электронная информационно-образовательная среда, предоставляющая возможности для автоматизации основных направлений деятельности и информатизации образовательного процесса, ключевым моментом которой является доступ к информационным образовательным ресурсам.


Наравне с позитивными аспектами цифровизации образования, такими как совершенствование процесса подготовки кадров, увеличение интеллектуального капитала, профессиональное развитие специалистов, проявляются и такие негативные моменты этого процесса, как клиповое мышление, ментальные расстройства, трудности в социальной коммуникации и др.


В связи с этим перед военными вузами стоит задача обеспечения безопасного и продуктивного использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, анализа, оценки, создания и передачи цифровой информации в процессе осуществления учебной и научной деятельности в условиях ментальной войны.


Решение этой задачи связано с формированием ментальной безопасности будущего военного специалиста, достижение которой предполагает учет факторов и условий обучения и воспитания будущих военных специалистов в континууме социально-культурных, коммуникативных, информационных и других детерминант, понимаемом как образовательная среда военного вуза (военно-образовательная среда).


В педагогической науке сформировался значительный кластер исследований, раскрывающий сущность образовательной среды учебного заведения. Анализ научных изысканий позволяет выявить наиболее существенные характеристики образовательной среды, которая раскрывается как совокупность специально создаваемых и спонтанно складывающихся условий, в которых осуществляются взаимодействие субъектов образовательного процесс с целью достижения планируемых результатов обучения и воспитания. Военно-образовательная среда, в отличие от образовательной среды гражданского вуза, по мнению А.С. Коротаева выделяется своими особенностями [3, С. 80], в которых преобладают ценностные начала – приоритет государственных интересов в содержании образовательного контента, строгие требования к дисциплине обучающихся и воинский образ жизни участников образовательного процесса.


Формирование ментальной безопасности неразрывно связано с реализацией воспитательного и образовательного потенциалов военно-образовательной среды, каждый из которых ориентирован на формирование компетенций и профессионально важных качеств будущего военного специалиста.


Нацеленность образовательного потенциала на профессиональную подготовку курсантов предполагает обращение к методологии деятельностного подхода, учитывающего построение образовательного процесса, в котором обучающемуся отводится роль активного субъекта деятельности. При этом для преподавателей военных вузов, как гражданских, так и военнослужащих, проектирование педагогической деятельности в контексте формирования ментальной безопасности может осуществляться по следующим направлениям:


– проведение анализа педагогических условий и средств развития универсальных и профессиональных компетенций у курсантов в контексте противодействия технологиям ментальной войны;


– включение в содержание изучаемых учебных дисциплин материалов, препятствующих духовной оккупации сознания обучающихся, и, как правило, исключающих неоднозначность субъективной оценки восприятия информации, отсутствие причинно-следственных закономерностей, наличие смыслового абсурда;


– разработка и совершенствование образовательных технологий, способствующих развитию у курсантов мировоззренческого кругозора и нравственного сознания. И эти технологии должны быть ориентированы на создание ситуаций возникновения «образовательной напряженности», в которых проявляются два аспекта: во-первых, «реакция на ситуацию», характеризующую готовность курсантов к действиям в условиях проявляющихся ментальных угроз; во-вторых, «адекватность реакции на ситуацию», показывающую степень компетентности курсантов в принятии решения в условиях недостаточной или избыточной критически важной информации.


Противоречивая военно-политическая ситуация, вызванная снижением уровня доверия между Россией и коллективным Западом, нацеливает военно-профессиональную деятельность на сохранение российского государства и его традиционных ценностей, и, следовательно, базируется на аксиологических, ценностных основаниях. Как верно отмечает Ф.Е. Василюк, профессия, связанная с опасностями для жизни, когда в критический момент одномоментно разрушаются и психологическое будущее, и смысл, и целостность жизни, устанавливает императивы к личностным качествам, прежде всего – к ценностно-смысловой и мотивационной готовности к выполнению профессиональных обязанностей [1, С. 129]. В связи с этим воспитательный потенциал военно-образовательной среды базируется на методологических позициях аксиологического подхода. Осознание будущими военными специалистами приоритетных ценностей военно-профессиональной деятельности и преобразование их в ценностную основу мотивационной структуры личности влияет на эффективность противодействия ментальным угрозам, которая может быть достигнута:


– корректировкой личностных ценностей курсантов в соответствии с системой традиционных ценностных ориентиров, включающих государственные ценности, ценности межнационального общения, военно-профессиональные ценности;


– направленность воспитательного процесса на овладение системой этико-правовых норм и на адекватное поведение в соответствии со сложившимися профессиональными традициями;


– выработка личностных установок, повышающих сопротивляемость негативным воздействиям, направленным на разрушение ценностного ядра мировоззрения;


– развитие опыта профессионально-ориентированной коммуникации в информационном пространстве.


Таким образом, военно-образовательная среда в современных условиях должна эффективно обеспечить ментальную безопасность будущих военных специалистов. Для решения этой задачи должен использоваться образовательный и воспитательный потенциал военно-образовательной среды. Методологической основой формирования ментальной безопасности курсантов является синтез деятельностного и аксиологического подходов, вытекающий из взаимосвязи обучения и воспитания. Проектирование педагогической деятельности для достижения уровня ментальной безопасности, достаточного для успешного противодействия технологиям ментальной войны, предполагает рассмотрение курсантов как активных субъектов учебной деятельности и осознание ими исторически сложившейся ценностной системы военно-профессиональной деятельности.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
2. Ильницкий А.М. Безопасность страны как фундамент развития // Военная мысль. 2021. №8. С. 19-33.
3. Коротаев А.С. Специфика образовательной среды современного военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 78-85.
4. Махнин В.Л. О формах войны: логико-гносеологический аспект // Вестник Академии военных наук. 2016. №3 (56). С. 42-51.
5. Миронов И.Л., Никитина С.С. Ментальная безопасность России: педагогические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 182-184.
6. Сидоров П.И. Ментальный иммунитет как биопсихосоциодуховная матрица идентичности и основа безопасности личности и общества // Экология человека. 2015. № 12. С. 42-52.
7. Собольников В.В. Проблемы информационно-психологического противоборства в логике психологии метамодерна // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т.10. № 4. С. 4347-4358.
8. Фельдман О.А. Образовательный потенциал системы национальной безопасности России: автореферат … д-ра полит. наук. М., 2011. 44 с.

 

REFERENCES:

 

1. Vasilyuk А.Е. The psychology of experience. Analysis of coping with critical situations. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta,1984. 200 p.
2. Ilnitsky A.M. The country's security as a foundation for development // Military Thought. 2021. № 8. Pp. 19-33.
3. Korotaev A.S. Specifics of military University educational environment // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2019. № 4. Pp. 78-85.
4. Makhnin V.L. On the Forms of War: The Logical and Cognitive Aspect // Bulletin of the Academy of Military Sciences. 2016. № 3 (56). Pp. 42-51.
5. Mironov I.L., Nikitina S.S. Mental Security of Russia: Pedagogical Aspects // Bulletin of St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 2017. №3 (75). Pp. 182-184.
6. Sidorov P.I. Mental Immunity as Bio-Psycho-Socio-Spiritual Matrix of Identity and Personality and Society Safety Basis // Human Ecology. 2015. № 12. Pp. 42-52.
7. Sobolnikov V.V. Problems of information-psychological confrontation in the logic of metamodern psychology // Professional Education in the Modern World. 2020. V.10. №4. pp. 4347-4358.
8. Feldman O.A. Educational potential of Russia's national security system: avtoref. ... doct. political sciences. Moscow, 2011. 44 p.

 

 

Монахов Олег Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент
заведующей кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
150001, г. Ярославль, Московский пр-кт, д. 28.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Monakhov Oleg Nikolaevich
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor
Head of the Department of military-political work among troops (forces)
Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense
Moscow avenue, d.28, Yaroslavl, Russia, 150001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ