К РАЗВИТИЮ ИДЕЙНО-ЦЕННОСТНЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ И ПРАКТИКИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


ON THE DEVELOPMENT OF IDEAL-VALUE AND THEORETICAL FOUNDATIONS AND PRACTICE OF MILITARY-POLITICAL EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL


УДК 37.014.3

 

ЛОПУХА Татьяна Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент

 

 

LOPOUKHA Tatyana Leonidovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье анализируются особенности современной войны, являющейся инструментом реализации политики ведущих государств Запада на этапе завершения глобализации современного мира. Рассматривается роль морального фактора в современной войне и роль военно-политического воспитания в формировании морально-боевых качеств военнослужащих. Высказывается мнение о необходимости формирования полноценной идеологии государства, предлагается ее примерная формула и соответствующий набор общегосударственных и военно-профессиональных ценностей. Сформулированы основные направления политического воспитания. Предложены меры по повышению возможностей военно-политических органов в решении задач военно-политического воспитания.   Abstract. The article analyzes the features of modern warfare, which is a tool for implementing the policy of the leading Western states at the stage of completing the globalization of the modern world. The role of the moral factor in modern warfare and the role of military-political education in the formation of moral and combat qualities of military personnel are considered. The opinion is expressed about the need to form a full-fledged ideology of the state, its approximate formula and an appropriate set of national and military-professional values are proposed. The main directions of political education are formulated. Measures to increase the capabilities of military-political bodies in solving the tasks of military-political education are proposed.

Ключевые слова: военно-политическое воспитание; теоретические и ценностные основы воспитания военнослужащих; направления политического воспитания; направления совершенствования воспитания.

  Keywords: military-political education; theoretical and value foundations of the education of military personnel; directions of political education; directions of improving education.

 

 

 

Среди общественно-политических явлений в жизни человечества особое место занимает война. Её изучению посвящены труды многих государственных деятелей, политиков, учёных и полководцев. Среди них Гераклит Эфесский, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, К. Маркс, М. Кутузов, В. Ленин, Б. Шапошников, И. Сталин, К. Клаузевиц и другие. Достаточно устойчивым стало определение сущности войны как продолжения политики насильственными средствами, сформулированное К. Клаузевицем [8].


Как мы видим сегодня, в современной гибридной войне всё большее значение приобретает использование невоенных средств политического, информационного, экономического характера с целью разрушения политических институтов государства противника и навязывания ему своей воли.


Собственно, это и подтверждается историей нашей страны, разрушенной в XX веке дважды – в 1914 и в 1991 годах средствами «невоенными» с полной сменой общественного устройства и социальных ориентиров. Современное состояние России, угрозы и вызовы её будущности достаточно реально охарактеризованы в работах Джона Голдберга «Либеральный фашизм» [4], статьях Андрея Фурсова «Кремль на перепутье» [15], Андрея Ильницкого «Время больших решений» [5], Сергея Батчикова «Поводыри – не вы!» [2] и ряде других исследований. В них фиксируется факт исчерпания возможностей современного капитализма и начала построения его «инклюзивной» модели. Переход к ней в рамках ультраглобалистского проекта будет предельно жёстким. В таких условиях резко возрастает роль Вооружённых Сил в защите страны и её будущего.


Ещё раз вспомним Клаузевица: война – продолжение политики насильственными средствами. И то, что в ходе подготовки разрушения СССР было использовано «невооружённое насилие», организованное в рамках реализованного США «Гарвардского проекта», где были использованы в числе прочих и советские интеллектуалы, подобные А. Зиновьеву и А. Сахарову. Советскому обществу была навязана организационными, экономическими, политическими, культурно-идеологическими, информационно-психологическими средствами (безусловно, при активной помощи позднесоветской элиты) «чужая», западная воля, и СССР не стало. К сожалению, этот печальный опыт пока не стал предметом глубокого изучения. Это делает возможным использование его базовой модели в реализуемом США «Джорджтаунском» проекте развала России.


С учётом специфики рассматриваемой нами проблемы мы не будем глубоко вникать в её военные аспекты. Скажем лишь, что согласны с мнением талантливых современных военных учёных И. Попова и М. Хамзатова о том, что важнейшей сферой современной войны является область общественного и личностного сознания, где возможно «навязывание чужой воли», а также с выделением ими в числе важнейших факторов победы морального, информационного и когнитивного, формируемых прежде всего в ходе военно-политического воспитания военнослужащих и всего населения страны. Говоря о роли морального фактора в современной войне, они отмечают, что его недооценка может обернуться позорным провалом [11, С. 451].


Из основных сфер современных военных конфликтов – физическая, информационная, антропосфера – последняя, несмотря на её недооцененность, особенно значима. По мнению американского генерала Роберта Скэйлса, в войне главным является человеческий фактор, а не технический аспект [11, С. 388].


События постсоветского периода показывают, что воспитание действительно ушло из современных учебных заведений вследствие либерализации [14]. Это вызвало серьёзные проблемы в социализации российской молодёжи. Сегодня уже не редкость случаи расстрелов одноклассников в школах, осквернения исторических памятников и аморальных поступков, совершаемых в качестве социального вызова общественной морали и нравственности. Сотни тысяч молодых людей выходили на акции, организованные А. Навальным. Их оборонное сознание размыто, национальный менталитет глубоко деформирован. Станут ли они на защиту России в тяжёлое для неё время?


В этом плане полноценное восстановление функций институтов воспитания общества (к которым относятся и Вооружённые Силы) безусловно необходимо. Важнейшая из функций – социализация молодежи, обеспечивающая передачу ценностей, моральных и культурных установок, правил поведения в обществе.


Современные политические институты должны выражать существующие в данном обществе политические интересы и отношения, а их совокупность определять социально-классовую природу политической системы общества, степень демократизации общественной жизни [9, С. 89].


Формируемые ими общественное мнение, сознание общества, его моральные нормы, образуемые социальные связи и коммуникации содействуют социальной организации гражданского общества.


Современная постсоветская рассогласованность социальных институтов, низкий уровень сбалансированности общественных интересов – признак кризисной ситуации, вызванной отсутствием полноценной системы воспитания.


Под воздействием воспитания формируются социально-целесообразные качества личности. Интериорируя общественную идеологию и ценности (которые в военной среде обязательны и нормативно закреплены), человек формирует соответствующие им личностные качества.


Военно-политическое воспитание призвано формировать на основе государственной идеологии и соответствующих им ценностей закреплённые нормативно качества военнослужащих.


Идеология – это «система идей, выражающих интересы, мировоззрение, идеалы класса, общества, социального движения» [9, С. 81]. Идеология как система взглядов и некоторая социальная программа религиозного, политического, классового или профессионального сообщества, объективно оценивая события действительности, обеспечивает передачу верований и убеждений во времена тяжёлых испытаний, а также идейную основу действий социума, жизнестойкость социально-профессиональных и религиозно-этнических групп, их социальную мобильность и сплочённость.


По своей роли и значимости идеология сродни программному обеспечению компьютера.


Необходимость разработки и принятия государственной идеологии России назрела давно. Сегодня государственная идеология конституционно запрещена [1]. Вместе с тем не существует ограничений на создание профессиональных, религиозных и даже корпоративно-фирменных идеологий.


Военно-политическое воспитание целесообразно было бы усилить идеологией Вооружённых Сил России, в качестве которой представить не противоречащие целям и задачам современной армии ранее существовавшие военно-профессиональные установки.


К ним, очевидно, можно отнести следующую формулу военной идеологии: «Державность, духовность, общинность, справедливость, патриотизм».


Объясняя сказанное, отметим, что обеспечение безопасности государства, его величия является главной целью Вооружённых Сил России. Армия и Флот – опора державы.


Мы считаем духовность личности сложным социальным феноменом, включающим в себя следующие духовные компоненты: культуру, ценностные ориентации, индивидуальность, смыслы жизни, качества, ценности, интересы, силы, совесть, светскую и духовную (религиозную) веры.


Общинность, присущая всем народам России, также должна быть отражена в военной идеологии государства. Артель, сельская община, род всегда были основой социальной организации народов России. Справедливость издавна была средством повышения жизнеспособности военной организации, будучи одним из главных общечеловеческих идеалов. Её реализацию в условиях военной организации составляют справедливое распределение служебных обязанностей и социальных благ, социальное признание, возможность служебного роста, объективная оценка воинского труда.


Итоговое положение военной идеологии – патриотизм, включающий патриотические идеи и ценности, любовь к Отечеству, выражающуюся в патриотическом поведении военнослужащих.


С учётом особенностей военной организации основы военной идеологии должны быть закреплены нормативно, стать неким эталоном оценки в военно-профессиональной среде.


Успешное военно-политическое воспитание невозможно без устойчивой, отвечающей интересам военной организации, системы ценностей и норм. Сегодня на общегосударственном уровне такая система отсутствует, что делает невозможным формирование общей логики и содержания воспитания. По мнению большинства исследователей, ценности – ведущий мотиватор социального действия. Зарубежные исследователи (Маслоу, Андерсон, Олпорт, Рокич, Муррей и др.) считают идеологию и ценности тождественными социальным феноменам, представляя их обобщёнными представлениями людей о целях и нормах своего поведения, включающих исторический опыт и концентрированно выражающих смысл культуры этноса [10, С. 3-7]. Отечественные исследователи идеологии считают ценности основой и составляющей какой-либо идеологической системы.


В военно-политическом воспитании идеология и ценности составляют его аксиологическое основание. Поскольку в Конституции РФ прописан запрет на формирование общегосударственной идеологии, возможно создание корпоративной идеологии Вооружённых Сил и её ценностного наполнения.


Рост военных угроз России вызвал настоятельную необходимость обеспечения военно-политического воспитания российских военнослужащих, особенно офицерского состава, ориентацией на идеи и ценности России и её организации.


По нашему мнению, ценностные основы политического воспитания офицеров должны включать: общественно-государственные, ментальные корпоративные и личностные идеи и ценности.


Общественно-государственные идейно-ценностные основы профессионального воспитания будущих офицеров – это идеи государственности военно-профессиональной деятельности и её субъектов; органичного единства общества и армии; социальности военной службы. Ментальные – это принадлежность офицера к национальной культуре, духовность и нравственность, оборонное сознание, а также другие многочисленные черты личности военнослужащего, определяемые российским менталитетом. Корпоративные – воинская честь, служба по призванию, коллективизм и товарищество. Личностные – патриотизм, дисциплинированность, подчинение и ответственность, профессионализм и образование, проносимые через всю жизнь [12, С. 100].



Насколько важно создание суверенного идейно-ценностного основания политического воспитания российских военнослужащих в условиях ведущейся Западом «гибридной» войны против России?


Идейно-ценностные основы офицерского корпуса России должны быть формализованы в общевоинских уставах, профессиональных кодексах поведения его представителей.


Необходимо формирование современной теории и практики политического воспитания военных кадров. В качестве теоретических основ политического воспитания и военно-политической работы целесообразны аксиологический и деятельностный подходы, а в практической военно-политической работе надо более широко применять политические технологии, в том числе с использованием возможностей локальных закрытых компьютерных сетей.


Основными направлениями политического воспитания в системе военно-политической работы с военнослужащими должны стать:


– формирование профессионального оборонного сознания, обеспечивающего их постоянную готовность к защите Отечества, высокую бдительность, преданность своему народу;


– развитие ментальных установок и представлений, присущих народам России, социально-целесообразных в условиях военной службы и их защита «на основе утвердившихся традиций, ценностей и идеалов, – поскольку – в переходных обществах (к которым сегодня относится Россия) менталитет неустойчив: старые ценностные ориентации разрушаются, новые находятся в стадии становления либо иллюзорны» [13, С. 617];


– обеспечение в условиях «гибридной» войны морально-политической устойчивости военнослужащих, повышение морального духа, поскольку основная её сфера – общественное сознание. Именно введение в основу воспитания войск П.А. Румянцевым моральных начал, нравственного элемента, отделение моральной подготовки от обучения стало фундаментом великих побед периода царствования Екатерины II [7, С. 117];


– формирование государственно-патриотически ориентированной системы смысложизненных ценностей и профессиональной жизненной стратегии, соответствующих национальному характеру. По мнению Кэрола Квингли, «…конечная цель государства – люди, и его сила измеряется… моральными качествами людей… Каждый знает, что чувство солидарности – это не фикция, а реальность; что дух, воодушевляющий колледж или полк, – это нечто такое, что нельзя измерить в терминах личного вклада отдельных членов» [6, С. 224-225].


Обращение современного руководства России к потенциалу феномена политического воспитания безусловно вызвано обострением противоречий с Западом, грозящих очередной мировой войной в «горячей» форме. Изначально, в процессе развала СССР, юридических гарантий безопасности России никто не дал. По словам З. Бжезинского: «Для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть её партнёром, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы быть просто её пациентом» [3, С. 206].


Сегодня НАТО у границ России. В Великой Отечественной войне, по мнению Г.К. Жукова, победил молодой политически воспитанный солдат.


Развитие в системе военного образования России победной российской военной школы, готовящей полноценного офицера-воспитателя, должно обеспечить его способность воспитывать и обучать солдат, стойких в обороне и неукротимых в наступлении. Способных обеспечить безопасность нашей страны.


Особое место в решении этих проблем принадлежит системе военно-политических органов. Для повышения их возможностей в политическом воспитании военнослужащих и подготовке кадров системы военного образования необходимо:

1. Обеспечить качественную профессиональную подготовку и переподготовку специалистов военно-политических органов частей и соединений.

2. С учётом идущей гибридной войны ввести заместителей по военно-политической работе до роты, батареи включительно. В штат кафедр военно-политической работы в войсках (силах) ввести офицерские должности.

3. Единые программы дисциплин и учебники по военно-политической работе готовить централизованно с участием соответствующих структур Главного военно-политического управления.

4. Восстановить подготовку педагогических кадров для кафедр военно-политической работы на педагогическом факультете, воссоздав его в Военном университете.

5. Восстановить систему клубной работы с подготовкой специалистов и развитием на её базе электронной среды политического воспитания и военно-политической работы.

6. Обязать Диссертационные советы военных вузов по педагогике, психологии рассматривать диссертации, подготовленные преподавателями – гражданским персоналом.

7. Создать в Вооруженных силах молодёжные организации, подобные комсомолу в СССР.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 01.07 2020 г.).
2. Батчиков С. Поводыри – не вы // Завтра. 2021. № 47 (1457).
3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: АСТ, 2021.
4. Голдберг Д. Либеральный фашизм // Знамя. 2012. № 9.
5. Ильницкий А.М. Время больших решений // Арсенал Отечества. 2021. № 5 (55). С. 4-11.
6. Квингли К. Англо-американский истеблишмент. М.: Наше завтра, 2021.
7. Керсновский А.А. История русской армии: в 4 т. Т. 1. М.: Голос, 1992.
8. Клаузевиц К. О войне. М.: Римис, 2009.
9. Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани, Н.Н. Лапина. М.: Политиздат, 1989.
10. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 1996. № 5.
11. Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. М.: Кучково поле, 2018.
12. Разгонов В.Л., Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание военных кадров России // Гуманитарные проблемы военного дела. Военно-научный журнал. 2016. № 1 (6).
13. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003.
14. Филиппов В.М. Я сверил свои часы // Советская Россия. 1998. 17 дек.
15. Фурсов А. Кремль на перепутье // Аргументы недели. 2021. № 47 (791).

 

REFERENCES:

 

1. The Constitution of the Russian Federation (as amended on 01.07.2020).
2. Batchikov S. Guides are not you // Tomorrow. 2021. No. 47 (1457).
3. Brzezinski Z. The Grand Chessboard. M.: AST, 2021.
4. Goldberg D. Liberal fascism // Banner. 2012. No. 9.
5. Ilnitskiy A.M. Time for big decisions // Arsenal of the Fatherland. 2021. No. 5 (55). Pp. 4-11.
6. Quigley K. The Anglo-American Establishment. M.: Our tomorrow, 2021.
7. Kersnovskiy A.A. History of the Russian army: in 4 volumes. Vol. 1. M.: Voice, 1992.
8. Clausewitz K. About the war. Moscow: Rimis, 2009.
9. Brief Dictionary of Sociology / Ed. by D.M. Gvishiani, N.N. Lapin. Moscow: Politizdat, 1989.
10. Lapin N.I. Modernization of the basic values of Russians // SOCIS. 1996. No. 5.
11. Popov I.M., Khamzatov M.M. War of the future: conceptual foundations and practical conclusions. M.: Kuchkovo pole, 2018.
12. Razgonov V.L., Lopoukha T.L. Professional education of military personnel in Russia // Humanitarian problems of military affairs. Military scientific journal. 2016. No. 1 (6).
13. Sociological encyclopedia: in 2 volumes. Vol. 1 / head of scientific project G.Yu. Semigin; ch. ed. V.N. Ivanov. M.: Thought, 2003.
14. Filippov V.M. I checked my watch // Soviet Russia. 1998. 17 Dec.
15. Fursov A. The Kremlin at the Crossroads // Arguments of the Week. 2021. No. 47 (791).

 

 

Лопуха Татьяна Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующая кафедрой военно-политической работы в восках (силах)
Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище
630117, г. Новосибирск, Иванова ул., д. 49
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Lopoukha Tatyana Leonidovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Militaty-Political Work among troops (forces)
Novosibirsk Higher Military Command Order Zhukov School
Ivanova ul., d. 49, Novosibirsk, Russia, 630117



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ