ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОГО ВУЗА И КУРАТОРОВ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ


PEDAGOGICAL WAYS OF INCREASING EFFICIENCY OF HIGHER MILITARY EDUCATION COURSE OFFICERS AND STUDY GROUPS CURATORS COOPERATION IN PREVENTING DEVIANT BEHAVIOR OF CADETS


УДК 378

 

НАЗАРОВ Даниил Анатольевич

 

 

NAZAROV Daniil Anatolievich

 

Аннотация. В научной статье анализируются комплексные совместные усилия курсовых офицеров военного вуза и кураторов учебных групп по педагогической профилактике отклоняющегося поведения курсантов. При этом деятельность кураторов предстаёт как педагогическая помощь и поддержка молодым офицерам в их самосовершенствовании, направленном на успешное решение задач укрепления воинской дисциплины в курсантском подразделении, воспитание у будущих офицеров государственно-патриотических и других профессионально важных качеств.   Abstract. The paper analyzes the complex joint efforts of military academy course officers and study groups curators for pedagogical prevention of cadets’ deviant behavior. At the same time, the activities of curators appear as pedagogical assistance and support to young officers in their self-improvement, aimed at successful solution of the tasks, such as strengthening military discipline in cadets’ unit and educating future officers state-patriotic and other professionally important qualities.

Ключевые слова: военный вуз; курсанты; курсовые офицеры; профилактика отклоняющегося поведения, кураторы учебных групп.

  Keywords: military academy; cadets; course officers; prevention of deviant behavior, study groups curators.

 

 

 

Возрастающие требования к курсовым офицерам связаны с их первостепенной ролью в деле совершенствования качества подготовки курсантов, поддержания твёрдого уставного порядка, укрепления воинской дисциплины, в том числе в деле педагогической профилактики отклоняющегося поведения.


Речь идёт о том, что некоторые курсанты (особенно на младших курсах) допускают поступки, противоречащие принятым правовым или нравственным нормам, а также дисциплинарным нормам Вооруженных Сил РФ. Такое поведение будущих офицеров (как военнослужащих) в военной педагогике и психологии определяется как отклоняющееся поведение [3; 5; 7; 10; 11; 12 и др.].


Об отклоняющемся поведении (как феномене, в широком смысле) можно говорить также тогда, когда курсант не обладает устойчивыми качествами морально-нравственного субъекта, имеющего в личностной мотивационно-потребностной сфере государственно-патриотические побуждения, мотивы успешной служебной и учебной деятельности (социально-мотивированный «модус служения России»).


При этом необходимо принять во внимание, что военные вузы, наряду с другими образовательными организациями, подвержены влиянию различных имманентных негативных факторов, присущих современному развитию общества и социальному становлению в нём молодёжной сферы.


Необходимо подчеркнуть, что у будущих офицеров, особенно на младших курсах, на фоне внутренних трудностей «перехода от юности к социальной зрелости», желания самовыражения и освоения военного дела, идёт сложный процесс адаптации к военно-учебной деятельности, становления военно-профессиональной идентичности, принятия «военного образа жизни» и государственно-патриотических ценностных ориентаций. Однако этот социально-психологический процесс может быть эффективным только с учётом возрастных индивидуально-психологических особенностей курсантов (юношей со склонностью к максимализму в суждениях и поступках, обострённому чувству справедливости и т.п.) [3; 5; 7; 8; 10; 11; 12 и др.].


В связи с этим возрастает актуальность осознания курсовыми офицерами целей, задач и специфики целенаправленного процесса психолого-педагогической профилактики негативных явлений в курсантских коллективах совместно с другими субъектами образовательного процесса, в том числе с кураторами учебных групп – преподавателями-наставниками, оказывающими психолого-педагогическую поддержку курсантам в определенных учебных группах.


Под воздействием объективных условий и субъективных факторов у курсовых офицеров и кураторов учебных групп (как преподавателей-наставников), во-первых, формируется мотивационная готовность к соответствующей деятельности, которая приобретает свойства целостной, относительно устойчивой системы. Во-вторых, конкретизируются смысловые компоненты реализации своих психолого-педагогических творческих возможностей посредством инновационных подходов и адекватных моральных стимулов. В-третьих, получают развитие их коммуникативные и организаторские качества: эмпатия; умение устанавливать деловые и товарищеские контакты; участие в совместных мероприятиях; стремление проявлять инициативу. В-четвёртых, на первый план выходит их субъектность [3; 5; 7; 8; 10; 11; 12 и др.].


Говоря о применении категорий «субъект» и «субъектность» к анализу деятельности по профилактике отклоняющегося поведения курсантов курсовых офицеров и кураторов учебных групп следует отметить, что их субъектность предстаёт как активность, комплексность военно-служебного и неформального общения. Речь идёт об их многоплановой, «преобразующей деятельности», способствующей позитивным изменениям в личностном развитии курсантов [3; 4; 7; 8; 10; 11; 12 и др.].


Так, например, психолого-педагогическая помощь курсантам со стороны кураторов создает нужный мотивационный стимул подготовки будущих офицеров, побуждает их к более активному отношению к занятиям, активизирует стремление учиться в полную силу. Кураторы не заменяют курсовых офицеров, а «компенсируют» определенные издержки их недостаточного опыта.


Вместе с тем, по данным экспертной оценки, в нашем исследовании установлено, что некоторые курсовые офицеры не выделяют в качестве приоритетов необходимость своего особенного служебного усердия и наличие личной многосторонней психолого-педагогической компетентности в деле профилактики отклоняющегося поведения курсантов (не учитывают многокомпонентный характер сущности превентивной деятельности, её сверхсложность и т.п.). При этом полученные в ходе исследования ответы курсантов младших курсов (n=151) на вопрос анкеты: «С кем Вы испытываете трудности в общении?» показали, что каждый пятый курсант младших курсов испытывает трудности в общении с курсовыми офицерами, а у кураторов соответствующий показатель в семь раз ниже (таблица 1) (Примечание: сумма ответов не составляет 100%, так как 17% курсантов ответили, что трудностей в общении с кем-либо не имеют – Н.Д.).

 

Субъекты военного вуза, с которыми курсанты младших курсов испытывают трудности в общении

Ответы курсантов (% от числа респондентов)

Преподаватели

25

Курсовые офицеры

21

Офицеры факультетского звена

14

Сержанты курсантского подразделения

11

Курсанты-сокурсники

5

Курсанты и сержанты старших курсов

4

Кураторы курсантских подразделений

3


Таблица 1. Распределение ответов курсантов младших курсов на вопрос анкеты: «С кем Вы испытываете трудности в общении?»


Анализ научной литературы [3; 4; 9 и др.] показывает, что, во-первых, в деле совместного решения вышеизложенных задач кураторы, по отношению к курсовым офицерам, могут являться «наставниками», «фасилитаторами», «модераторами», «координаторами», «партнерами» и т.п. Во-вторых, данные субъекты вместе, «рука об руку» ищут психолого-педагогические пути повышения эффективности совместной деятельности по профилактике отклоняющегося поведения курсантов.


Необходимо учитывать, что при разрешении проблем подготовленности к профилактике девиантного поведения курсантов (в общем формате служебной деятельности курсовых офицеров и общественной активности кураторов курсантских учебных групп) особое значение отводится сфере общей и военно-профессиональной культуры. В том числе, речь идёт о совместном участии вышеуказанных субъектов в построении в курсантских коллективах «субъект-субъектных» отношений, когда будущий офицер является полноправным участником совершенствования образовательного процесса и укрепления воинской дисциплины.


По результатам экспертного опроса командного и профессорско-преподавательского военного вуза (n=29) инновационное содержание совместной деятельности кураторов и курсовых офицеров может включать определённые пути и средства (психолого-педагогические технологии), в числе которых:


обеспечение, совместно с военно-политическими органами, государственно-патриотической направленности образовательного процесса в военном вузе, в том числе обсуждение литературных произведений, художественных и документальных фильмов патриотической тематики и т.п.;


изучение природы, сущности, психологических факторов и условий живучести и социальной опасности отклоняющегося поведения курсантов в ходе плановой командирской подготовки, а также факультативных занятий (постоянно действующего научно-практического семинара для курсовых офицеров «Педагогическая профилактика отклоняющегося поведения курсантов»;


формирование нетерпимости в курсантских коллективах к отклоняющемуся поведению отдельных курсантов;


правовое воспитание курсантов (бескомпромиссная правовая оценка отклоняющегося поведения).


Например, курсанты Военного университета, вместе с кураторами и курсовыми офицерами, участвуют в конференциях, регулярно делают обзоры новинок профессионально значимой литературы, посещают исторические культурные памятники, кинотеатры, театры, выставочные залы, музеи и т.д. [3; 6 и др.].


Анализ представленных выше примеров свидетельствует о том, что деятельность по профилактике отклоняющегося поведения курсантов совершается в пространстве взаимодействия курсовых офицеров, кураторов и других субъектов образовательного процесса, в том числе самих курсантов (с учётом их субъектных качеств, представлений о недопустимости отклоняющегося поведения в армии, понимания миссии офицера России).


Как показало наше исследование, синергия реконструктивных, компенсаторных, корректирующих и стимулирующих методов совместной деятельности в военных вузах военно-политических структурных подразделений, специалистов психологической службы, курсовых офицеров и кураторов учебных групп по профилактике отклоняющегося поведения курсантов призвана не допустить, чтобы такое поведение принесло вред формированию и развитию устойчивых личностных и военно-профессиональных качеств выпускников военных вузов, необходимых им для решения военно-служебных задач в войсках в мирное и военное время [3; 5; 7; 8; 10; 11; 12 и др.].


В связи с этим остро стоят проблемы дальнейшего анализа и обоснования сущности и социально-психологических условий данного процесса, его аксиологического, рефлексивного, технологического и праксиологического аспектов.


При этом в числе первоочередных задач – саморазвитие курсовыми офицерами и кураторами собственных морально-волевых и военно-политических качеств, а также психолого-педагогических знаний, коммуникативной и организаторской практики в образовательной среде военного вуза (по профилактике отклоняющегося поведения курсантов) на основе соблюдения определённых принципов: целесообразности; компетентности; синергии психолого-педагогических знаний (их личностной ориентации, комплексности, способности и готовности применения, координации между собой отдельных компонентов); непрерывности и последовательности [4; 6; 8; 10; 11; 12 и др.].


Необходимо отметить, что совместная работа курсовых офицеров и кураторов по профилактике отклоняющегося поведения курсантов осуществляется с опорой на сержантский состав курсантских подразделений, его субъектные качества, личный пример в военно-учебной и служебной деятельности. Следовательно, конструктивное решение вышеуказанных задач в военном вузе наряду с рассмотренными выше факторами (военно-профессиональным, психолого-педагогическим и военно-социальным) может раскрываться и с позиций управленческих факторов.


Таким образом, под влиянием профессионально-познавательных мотивов и психолого-педагогических условий, совместной деятельности с кураторами учебных курсантских групп и другими субъектами образовательного процесса, у курсовых офицеров военного вуза растёт осознание личностного смысла и ответственности за результаты собственной деятельности по профилактике отклоняющегося поведения курсантов.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Приказ Министра Обороны РФ № 95 от 22 февраля 2019 г. «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».
2. Приказ МО РФ 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Актуальные проблемы высшего образования в военных учебных заведениях России: монография / А.А. Авуза, В.Н. Воронов, В.Я. Гожиков и др. М.: ВУ, 2017.
4. Гайдамашко И.В., Гожиков В.Я., Караяни А.Г. Теоретические и прикладные аспекты использования психолого-педагогических технологий краудсорсинга в подготовке курсантов военного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 3 (70). 2017. С. 5-11.
5. Герасимов В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): дис. … д-ра пед. наук. М., 1996.
6. Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни А.Г. и др. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе: монография, М.: ВУ, 2018.
7. Есаян М.Л. Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных учебных заведений: дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2006.
8. Караяни А.Г., Гожиков В.Я. Психолого-педагогические факторы профилактики экстремистского влияния на курсантов военных вузов // Актуальные проблемы противодействия экстремизму в воинских коллективах / сб. мат. метод. семинара. М.: ВУ, 2017. С. 59-68.
9. Кравец А.В., Утюганов А.А. Профессиональная идентификация офицера и ее формирование у курсантов военного вуза // Новые тенденции развития общественных наук / Сборник научных трудов по итогам межд. научно-практ. конф. № 2. Ростов-на-Дону, 2015.
10. Мищенко И.Е. Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. Самара, 2016. С. 251-257.
11. Полищук И.П. Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2007.
12. Стригуненко И.К. Предупреждение девиантного поведения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России: дис. … канд. социол. наук. Краснодар, 2013.

 

REFERENCES:

 

1. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 95 of February 22, 2019 "On the organization of military-political training in the Armed Forces of the Russian Federation".
2. Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation of 2014 No. 670 "On measures to implement certain provisions of Article 81 of the Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation".
3. Actual problems of higher education in military educational institutions of Russia: monograph / A.A. Avusa, V.N. Voronov, V.J. Gojikov and others. M.: MU, 2017.
4. Gaidamaka I.V., Gojkov V.Ya., Karani A.G. Theoretical and applied aspects of the use of psychological and pedagogical technologies of crowdsourcing in the training of cadets of the military university // Psychopedagogy in law enforcement. № 3 (70) 2017. Pp. 5-11.
5. Gerasimov V.N. Development of preventive pedagogical theory and practice in the Armed Forces of Russia (based on the materials of units and divisions of the Ground Forces): dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences. M., 1996.
6. Gozhikov V.Ya., Kazakova L.P., Karayani A.G., etc. Psychological and pedagogical conditions for the formation of the military-professional identity of future officers in a military university: monograph, Moscow: MU, 2018.
7. Yesayan M.L. Psychological prevention of maladaptive behaviors in cadets of higher military educational institutions: dis. ... cand. psychological sciences. Stavropol, 2006.
8. Karayani A.G., Gozhikov V.Ya. Psychological and pedagogical factors of prevention of extremist influence on cadets of military universities // Actual problems of countering extremism in military collectives / coll. mat. method. seminar. M.: MU, 2017. Pp. 59-68.
9. Kravets A.V., Utyuganov A.A. Professional identity of the officer and the formation of the cadets of the military university // New trends in the development of social Sciences / Collection of scientific papers on the results of science-prakt. conf. No. 2. Rostov-on-Don, 2015.
10. Mishchenko I.E. The problem of prevention of deviant behavior of cadets in the environment of a modern military university // Actual issues of modern pedagogy: materials of the VIII International Scientific Conference. Samara, 2016. Pp. 251-257.
11. Polishchuk I.P. Pedagogical conditions for the prevention of deviant behavior of cadets of a military university: dis. ... candidate of pedagogical sciences. Kostroma, 2007.
12. Strigunenko I.K. Prevention of deviant behavior of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. ... cand. social sciences. Krasnodar, 2013.

 

 

Назаров Даниил Анатольевич
адъюнкт кафедры психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Nazarov Daniil Anatalievich
Adjunct of the Department of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ