ТВОРЧЕСТВО ГЕОРГИЯ ИВАНОВИЧА САЛЬНИКОВА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ


CREATIVITY OF GEORGY IVANOVICH SALNIKOV AS A SUBJECT OF RESEARCH


УДК 7.071.1

 

ПРОХОРОВ Артем Дмитриевич
ГИЛЁВ Александр Геннадьевич
кандидат искусствоведения, доцент

 

 

PROKHOROV Artem Dmitrievich
GILEV Alexander Gennadievich
Candidate of Art Studies, Associate Professor

 

Аннотация. Статья посвящена выдающемуся композитору, педагогу и музыковеду Георгию Ивановичу Сальникову. Будучи высококлассным профессионалом своего дела, он внёс огромный вклад в развитие музыкального искусства своей страны. В статье раскрываются основные направления деятельности композитора, периоды жизненного и творческого пути, позволяющие составить воедино образ многогранной личности. В ней раскрыты некоторые особенности музыкального стиля. Выявлены черты преемственности с музыкальными деятелями прошлого и современниками. Изложены основные принципы и идеи касаемо инструментовки для духового оркестра. Обобщена композиторская, педагогическая и музыковедческая деятельность Георгия Ивановича Сальникова на разных этапах его жизненного пути.   Abstract. The article is dedicated to the outstanding composer, teacher and musicologist Georgy Ivanovich Salnikov. Being a high-class professional in his field, he made a huge contribution to the development of the musical art of his country. The article reveals the main directions of the composer's activity, the periods of his life and creative path, which make it possible to put together the image of a multi-faceted personality. It reveals some features of the musical style. Features of continuity with musical figures of the past and contemporaries are revealed. The basic principles and ideas regarding instrumentation for brass band are outlined. The article summarizes the compositional, pedagogical and musicological activities of Georgy Ivanovich Salnikov at different stages of his life.

Ключевые слова: Георгий Сальников; музыка; композитор; педагог; духовой оркестр; инструментовка.

  Keywords: Georgy Salnikov; music; composer; teacher; wind band; instrumentation.

 

 

 

Духовая музыка России на протяжении нескольких столетий играла важную роль в жизни нашей страны. Инструментальный состав современного оркестра духовых инструментов позволяет выполнять задачи, связанные с исполнением различной по своему художественному и техническому содержанию музыки от простых малых форм до крупных произведений симфонического характера. Созданием оригинального репертуара духовой музыки с разной степенью успешности занимаются многие композиторы, знакомые с «технологией» духового оркестра. К сожалению, сам композиторский процесс создания музыки для духового оркестра выглядит очень неровно. Многие сочинения для духового оркестра качественно уступают музыке симфонической, хоровой, вокальной и т.п. И если в музыке несложной по форме и содержанию существует большое количество произведений, получивших в нашей стране поистине всенародное и вневременное признание (например, марш «Прощание славянки» В. Агапкина, вальс «На сопках Манчжурии» И. Шатрова и пр.), то в сочинении музыки крупной формы – симфонии – дела обстоят значительно хуже. Причин данного «отставания» нам видится несколько:


- относительная непопулярность духового оркестра в сравнении с симфоническим;

- нехватка творческой мотивации крупных композиторов в создании духовой музыки;

- отсутствие профессиональной композиторской школы;

- небольшое количество высококлассных духовых оркестров, способных создать конкуренцию известным концертным симфоническим коллективам;

- дефицит в нашей стране издательской деятельности, направленной на популяризацию духовой музыки;

- неимение многочисленной «своей» подготовленной публики, способной воспринимать сложную оригинальную духовую композицию. По этим и многим другим причинам исполнение музыкальных произведений крупной формы, таких как симфонии, концерты, увертюры и др., в основном присуще симфоническому оркестру. В свою очередь коллективы духовых оркестров чаще предлагают слушателю развлекательную, прикладную музыку, целью которой является оформление какого-либо действия (парад войск, плац-концерт, и др.) и музыку эстрадную. Вследствие этого исполнение оригинальных музыкальных произведений крупной формы, написанных специально для духового оркестра, становится редким явлением в жизни общества.


Тем не менее, начиная с советского периода, проблемой создания оригинальных произведений для духового оркестра, а также вопросами касаемо их внедрения в исполнительскую практику, занимались многие отечественные композиторы и музыковеды: Н. Иванов-Радкевич, С. Чернецкий, Н. Мясковский, В. Рунов, М. Готлиб, Б. Диев, В. Шепелев, Г. Калинкович, Б. Кожевников, Е. Макаров, Л. Магазинер, П. Апостолов и многие другие. Изучение жизни и творчества авторов, которые воплощали своё творчество средствами духового оркестра, поможет преодолеть барьеры, которые нередко становятся причиной неоправданного забвения образцов духовой музыки.


Одним из авторов, в творчестве которых гармонично сочетались смелые идеи и мастерская техника письма, был Георгий Иванович Сальников. Творчество ярких представителей отечественной духовой музыки, к сожалению, мало исследовано отечественными музыковедами. Подобная ситуация сложилась и вокруг деятельности Г. Сальникова. Тем не менее, известный отечественный музыковед, специалист в области отечественной духовой музыки профессор Е. Аксенов посвятил композитору небольшой очерк, в котором даёт характеристику началу творческой карьеры Г. Сальникова: «… на композиторском горизонте появился талантливый и многообещающий композитор» [1, С. 5].


Днем рождения будущего композитора стал день 12 июля 1923 года. Москва – город рождения Георгия Ивановича – всегда обладала приоритетом в области возможностей музыкального образования. Его профессиональное становление во многом похоже на биографии многих музыкантов: музыкальная школа и музыкальное училище (класс фортепиано). Его первыми учителями были известный преподаватель Центральной музыкальной школы Н. Куделин, славившийся «необыкновенным подходом к детям» [4], и Б. Тиц, преподававший в училище при Московской государственной консерватории.


В годы Великой Отечественной войны Георгий Иванович предпринимал попытки встать на защиту своего Отечества. Однако по состоянию здоровья был признан непригодным для службы. Тем не менее, благодаря настойчивости молодого музыканта, в 1943 году он был зачислен в ряды РККА с особым указанием по службе «Годен к строевой службе в очках» [5, С. 261] и был направлен в войска Северо-Западного фронта. Георгий Иванович вспоминал: «В фронтовой обстановке очки скоро разбились, наушник сломался, так что я стрелял наугад… не знаю, убил ли я кого, но до рукопашной дело не доходило» [9, С. 6]. Получив ранение в одном из боёв, Г. Сальников был отправлен на лечение в госпиталь города Москвы. Фронтовая биография композитора - участника войны была отмечена воинскими наградами: орденом Отечественной войны II степени и пятью медалями (в т.ч. «За победу над Германией»).


После выздоровления Г. Сальников продолжил свое музыкальное образование по новым специальностям: композиции (с 1944 по 1947 год учился у М. Гнесина) и валторне в классе В. Солодуева и А. Щетникова. Навыки игры на валторне пригодились ему в студенческом симфоническом оркестре и оркестре клуба Московского государственного университета и в дальнейших композиторских опытах. Несомненно, что одно из ранних произведений Г. Сальникова – «Ноктюрн для валторны» – написано в 1947 г. именно под впечатлением от музыкальных и художественных возможностей инструмента. Данное сочинение и сегодня пользуется большой популярностью у многих валторнистов и входит в репертуар не только юных музыкантов, но и известных исполнителей. Георгий Иванович Сальников, обладая незаурядными навыками игры на валторне, сам часто исполнял это произведение. Параллельно с освоением валторны и композиции, талантливый музыкант продолжал занятия по классу фортепиано на факультете Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского у В. Софроницкого. В 1949-1953 г.г. Г. Сальников завершил свое композиторское образование в классе Ю. Кочурова и О. Чишко Ленинградской консерватории, там же он занимался основами инструментовки у Г. Таранова и В. Салманова.


Последующие годы жизни Г. Сальникова будут описаны посредством характеристики и анализа его творческих граней. Изучая области его деятельности в контексте истории отечественной музыки, важно остановиться на следующих: композиторская, педагогическая, музыковедческая и публицистская.


Большой интерес в исследовании граней творческой деятельности Г. Сальникова представляет его педагогический талант. Свой путь педагога он прошёл, начиная с учителя музыкальной школы до научного руководителя адъюнктов. По возвращению в Москву Георгий Иванович был приглашен в Институт военных дирижеров (1953 г.). В этом известном учебном заведении он проработал более 15 лет, и помимо основной преподавательской деятельности являлся научным руководителем адъюнктов Л. Дунаева, Г. Корнилова, А. Гилёва, В. Чугреева. Результатом успешного научного руководства Г. Сальникова стали диссертационные исследования Л. Дунаева, А. Гилева, В. Чугреева. Параллельно работе на Военно-дирижерском факультете при МГК им. П.И. Чайковского с 1961 г. преподавал в Московской консерватории инструментовку и чтение симфонических партитур.


В конце 80-х годов, помимо работы на кафедре инструментовки в консерватории, Георгий Иванович в качестве факультатива преподавал основы композиции на Военно-дирижёрском факультете. Занятия в его классе посещали курсанты В. Стачинский и А. Гилев, ставшие впоследствии известными отечественными музыкантами, композиторами и дирижерами. В 1989 году Г. Сальников становится профессором Московской консерватории.


В 1990-е годы, благодаря установившимся к тому времени прочным творческим связям с зарубежными композиторами, Г. Сальникова приглашают во Францию (г. Гавр) для участия в жюри конкурса духовой музыки и проведения ряда мастер-классов по инструментовке для духового оркестра.


В 2000-е Георгий Иванович параллельно преподаванию учебных дисциплин для студентов вёл курсы на факультете повышения квалификации для преподавателей в Московской консерватории, где под его руководством проходил стажировку преподаватель кафедры инструментовки и чтения партитур Московской военной консерватории В. Лысенко. С каким уважением Г. Сальников относился к своему коллеге и ученику, можно судить по подаренной к концу обучения партитуре его «Оды к 1000-летию крещения Руси» с автографом: «Владимиру Ефимовичу Лысенко на память о совместно проведённом времени и стажировке с пожеланием здоровья и всяческого благополучия в Новом 2005 году. Рад был встрече с Вами. 25/XII – 2004. Г. Сальников».


За всё время педагогической деятельности у Георгия Ивановича училось свыше сотни учеников. Это и дирижёры (Ю. Сальхов, В. Худолей, В. Моисеев, Г. Галкин и др.), и музыковеды (К. Зенкин, И. Степанова, Н. Гаврилова, А. Сканави и др.), и, конечно же, композиторы (В. Газарян, Б. Лебедев, И. Дубкова, А. Гилёв и др.).


Чувством благодарности пронизаны строки его «Мемуаров»: «… хочу отметить большую роль в моей жизни моих любимых учеников. Это – Аня Стрельникова, сёстры Шатковские (Аня и Таня), Нина Фарниева, Андрей Гордейчев … Альберт Иншоян, Саша Гилёв, Володя Чугреев, Лёня Дунаев и Гена Корнилов…» [9, С. 15].


Отмечая значительную роль Г. Сальникова-педагога в подготовке музыкантов разных уровней, стоит отметить основные труды, которые прочно вошли в каталоги отечественной школы инструментовки и композиции: диссертационное исследование «Основные принципы переложения симфонических произведений для духового оркестра» (М., 1967), «Инструментовка для духового оркестра» (в соавторстве) (М.: Музыка, 1978), «Инструментовка и сочинение для духового оркестра. Практические советы композитора» (Ровно, 2002) [12]. Искренностью и верностью к своему делу, теплотой и заботой о читателях наполнены его слова в «Переложении симфонических произведений для духового оркестра» (М.: Музыка, 1969): «Если данное пособие хоть в какой-то мере облегчит работу всем тем, кто по роду своей деятельности или учёбы соприкасается с процессом переложения симфонических произведений для духового оркестра, автор сочтёт свою задачу выполненной» [11, С. 4].


Ещё одной гранью творчества Г. Сальникова можно назвать его публикации, связанные с музыкознанием.


Как публицист, Г. Сальников внёс свой вклад в сохранение памяти о великом русском композиторе XIX века Михаиле Ивановиче Глинке, интерес к творчеству которого проявляли теоретики музыки в разные годы: В. Стасов (Очерк // Журнал «Русский вестник», СПб., 1857 г. NN 20, 21, 22 и 24), В. Вальтер (Опера Глинки «Руслан и Людмила». СПб., 1903), Б. Асафьев (Глинка, М., 1947) и другие.


Результатом многолетнего исследования стала книга «М.И. Глинка в Новоспасском и Смоленске» (Композитор, М., 2007) (первое издание «Глинка в Смоленске», 1983), в которой автор повествует «о связи великого композитора с отчим краем, о том, как это повлияло на формирование его творческой личности…» [10, С. 2]. Рецензент книги Георгий Вильгельмович Крауклис положительно заключает: «…обстоятельный труд Георгия Ивановича Сальникова станет очень ценным вкладом в русскую и мировую глинкиану» [10, С. 4].


Статьи «В атмосфере доброжелательности», «Две оркестровки "Вальса-фантазии"», «За "круглым столом" редакции», «Звучит русская музыка», «От сердца – к сердцу», «О русской школе оркестровки», «Радость творческих контактов», а также (рукописные) «Анализ оркестрового письма в оратории С. Дегтярёва "Минин и Пожарский"», «О характерных чертах оркестрового стиля Г. Берлиоза на основе анализа "Реквиема"», «О некоторых чертах оркестрового стиля Б. Мартину», «О чертах оркестрового стиля Дж. Пуччини на примере его оперы "Манон Леско"» [12] являются показателем не только глубоких знаний в отраслях музыкознания, но и неразрывной связи композитора с жизнью общества.


Идеи и мысли Г. Сальникова касаемо сочинительства и деятельности в сфере духовой музыки не раз были отражены в таких периодических изданиях, как «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советский музыкант», «Военный музыкант», «Православная Москва», «Clarino» («Кларино»), в которых он не только освещал происходящие культурные события, но и обращал внимание читателей на проблемы духовой музыки в целом.


О специфическом подходе к переложению произведений симфонических на составы духового оркестра писали Ж. Кастнер и Г. Ихильчик в «Руководстве к военной инструментовке». Л. Дунаев в учебном пособии указывает на то, что «осознание специфики письма для духового оркестра связано с именем М. Глинки, поручившего оркестровку фрагментов из собственных опер для сценического духового оркестра капельмейстеру Ралю, и отметившего при этом, что инструментовка для духового оркестра – наука специальная» [6, С. 92]. Несмотря на то, что подобная музыкальная практика была введена ещё в XIX веке, Г. Сальников отмечает, что «…среди большинства опубликованных пособий и руководств по духовой инструментовке специфика переложения симфонических произведений либо совсем не рассматривается, либо если освещается, то очень неполно, применительно лишь к отдельным частностям, в результате чего принципиальная сторона вопроса остаётся, как правило, не раскрытой» [11, С. 3].


В работах, связанных с инструментовкой и переложением для духового оркестра, Г. Сальников формулирует свои принципы: владение глубокими знаниями о симфоническом и духовом оркестре; вдумчивое и вкрадчивое изучение и анализ перелагаемого сочинения; стремление к тому, чтобы партитура переложения не только отражала идею оригинала, но и являлась полноценным художественным произведением; сохранение основных черт фактуры оригинала и тембровых и динамических соотношений. При этом «…необходимым условием в работе над переложением симфонического произведения должно быть присутствие в качестве первоисточника симфонической партитуры, а не клавира, являющегося всего лишь слабым оттиском, обедненной копией оригинала» [11, С. 3]. Применяя в работе по инструментовке эти правила, становится вполне возможным избежать результата, когда «… переложения знакомых симфонических произведений часто предстают огрубленными, утяжеленными, обесцвеченными, темброво обедненными, а то и окарикатуренными» [3, С. 39].


Стоит отметить, что именно такого рода научно-исследовательские и учебно-методические труды благотворно влияют на популяризацию музыки, написанной для симфонического оркестра, среди широкой публики посредством переложения и дальнейшего исполнения духовыми оркестрами; помогают аранжировщикам и дирижёрам таких оркестров в полной мере донести замысел композитора до слушателя. В силу того, что военные оркестры по своей природе также являются духовыми, то нельзя не упомянуть слова русского критика В. Стасова, которые приводит в своей статье Н. Ерёмин: «Военные оркестры – проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную; … кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него» [7].


Таким образом, в публицистской деятельности Г. Сальникова прослеживается развитие трёх векторов: изучение прошлого, освещение и анализ действительности, а также формулировка идей, направленных в будущее.


Первые музыкальные опусы появились и были представлены публике ещё в годы обучения в Московской консерватории в 1948 году. По совету своего преподавателя В. Софроницкого несколько номеров из цикла «Прелюдии в разных ладах» были сыграны Георгием Ивановичем на государственном экзамене.


В своей диссертации кандидат искусствоведения В. Худолей отмечает, что «сочинения Г. Сальникова отличаются яркостью, красочностью и заострённостью гармонического языка» [13, С. 144]. Также следует отметить, что композитор в своем творчестве продолжал и развивал традиции русской музыкальной классики, синтезируя их с характерным для ХХ века музыкальным языком: «…наряду с более традиционной музыкой появлялись порой и новые в известном смысле авангардные черты – алеаторики, клястеры, серийная техника и тому подобные приемы письма. Интересно, что все эти новации иногда сочетались в одном и том же сочинении с традиционным письмом» [9, С. 15].


В его многочисленных сочинениях, написанных в разные годы, выделяются четыре направления: произведения для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано или оркестра, вокальное творчество, в котором прослеживается связь с народной песней, музыка героико-патриотической направленности и произведения, посвящённые духовной (религиозной) тематике.


К произведениям первой можно отнести его «Вариации на классическую тему» для валторны с фортепиано (1945), «Концертная фантазия на темы Глинки» для трубы с духовым оркестром (1957), «Русская рапсодия» для фортепиано симфонического оркестра (1968), «Поэма» для валторны с духовым оркестром (1970), «Лирическое скерцо» для гобоя с фортепиано (1981), Ария для скрипки с фортепиано (памяти матери) (1987) и др. Ко второй – романсы на стихи русских поэтов, песни, опера «Любовь в пустой квартире», после исполнения которой на авторском концерте, посвящённом 60-летию композитора, В. Зарудко отмечает, что, «успех сочинения определили свойственные композитору чувство юмора, ариозный дар, органичное владение вокальной интонацией, естественность музыкального претворения текста» [8, С. 119]; драматическая поэма-кантата «Письма с фронта» (1975), аранжировка «Детских песен народов мира» (1991), сатирическая баллада «Два генерала» на слова Р. Рождественского (1999). В третью группу можно выделить сочинения с явной тематической направленностью: марши «Солдатская дружба» (1956), «Василий Тёркин» (1959) и «Российские просторы» (1983), «Героическое скерцо» (1971), концертная пьеса «Схватка с врагом» (1978), «Симфония о войне и мире» (1986). К четвёртой – «Ода к 1000-летию крещения Руси» (1988), «Рождественская славица» (1998) и симфоническая поэма «Сказание о Храме Христа Спасителя» (1995), где «в трёх разделах…на слова «Молитвы о спасении России» разворачивается история храма» [2, С. 25], а сам автор характеризует сочинение как «…вершину своего творчества» [2, С. 25].


Таким образом, ещё одной широкой гранью творчества Г. Сальникова можно назвать сочинение музыки.


Приобретённые знания о богатых выразительных возможностях симфонического и духового оркестра, жизненный и композиторский опыт, постоянная творческая работа поспособствовали тому, что творческое наследие Г. Сальникова представлено более чем 50-ю сочинениями крупной и малой формы в различных жанрах музыкального искусства. Отмечая особую роль композитора в написании произведений для духового оркестра, стоит обратиться к воспоминаниям самого Георгия Ивановича: «Познакомившись со многими образцами духовых партитур, я стал инструментовать для духового оркестра, а через некоторое время и сочинять для него» [9, С. 14].


Смежной стороной композиторского творчества является его работа по созданию переложений и оркестровок музыкальных произведений, в том числе и своих. Примерами таких работ могут послужить: отдельные номера из оперы «Песня из России» (разные годы), «Русская рапсодия» (1968), «Сюита о Москве» (1971), «Импровизация и Серенада» (1975), «Лирическое концертино» (1981), «Юношеская увертюра» и другие.


Стоит отметить, что интерес и к написанию оригинальных произведений, и к выполнению переложений для духового оркестра формируется на рубеже XIX-XX вв. у выдающихся композиторов как отечественной, так и зарубежной школы: Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, Н. Мясковского, И. Стравинского, Г. Холста, Г. Малера и др. Сочинение оригинальной музыки для духового оркестра стало основным видом творческой деятельности известных отечественных композиторов ХХ века.


Следствием успешной композиторской деятельности Георгия Сальникова стало его участие и победы в 70-х гг. в творческих конкурсах, членство в Союзе композиторов СССР (с 1978 года – глава комиссии духовой музыки), правлении Московской композиторской организации, Всемирной ассоциации духовой музыки (WASBE) (ВАСБЕ); приглашение в качестве члена жюри на отечественные и зарубежные (начиная с 1987 г.) конкурсы духового искусства, профессиональные аудиозаписи сочинений и, конечно же, «живое» исполнение его произведений как в России, так и в других странах выдающимися музыкантами в лучших концертных залах.


Композиторское творчество Г. Сальникова, обладающее эмоциональной выразительностью, оригинальностью и художественным мастерством, является крупным вкладом в отечественную музыку.


Таким образом, наряду с такими выдающимися деятелями, как Н. Иванов-Радкевич, С. Чернецкий, З. Бинкин, Д. Салиман-Владимиров, М. Готлиб, Е. Макаров, Б. Кожевников, Б. Диев, В. Шепелев, В. Петров, И. Вайнштейн, Д. Браславский, Б. Троцюк, В. Тобис, Г. Чернов, Т. Васильева, И. Савинов, А. Гилёв, В. Лямкин и др., Георгий Сальников, многогранная деятельность которого была направлена на поддержание и развитие духовой музыки, является важной фигурой в отечественном музыкальном искусстве.


Участник Великой Отечественной войны, заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведения, музыковед, педагог, профессор и музыкальный общественный деятель, композитор Георгий Иванович Сальников навсегда оставил своё имя на страницах истории отечественной музыкальной культуры.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Аксёнов Е. Композитор Георгий Сальников: Очерк. М.: Композитор, 2003.
2. Аксенов Е. Георгий Сальников // Музыка в России. 2007. N 3 (14). С. 25.
3. Апостолов П. Творческие проблемы духовой музыки // Военная музыка. М., 1968.
4. Гаук П. Эскизы к портрету дирижера Александра Гаука // Проза.ру [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2015/08/22/602/ (дата обращения: 11.06.2021).
5. Голубенко С. Георгий Сальников. «Годен к строевой службе в очках» // Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2005.
6. Дунаев Л. История, философия и методология науки об инструментовке. М.: Московская военная консерватория, 2005.
7. Еремин Н. Оркестры духовых музыкальных инструментов в истории России // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/orkestry-duhovyh-muzykalnyh-instrumentov-v-istorii-rossii/ (дата обращения: 10.06.2021).
8. Зарудко В. Наш вестник: на юбилейных вечерах // Советская музыка. 1985. N 6 (559). С. 119.
9. Сальников Г. Мемуары. М., 2010.
10. Сальников Г. М.И. Глинка в Новоспасском и Смоленске. М.: Композитор, 2007.
11. Сальников Г. Переложение симфонических произведений для духового оркестра. М., 1969.
12. Сальников Георгий Иванович // Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского [Электронный ресурс]. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8833/ (дата обращения: 19.06.2021).
13. Худолей В.Р. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х - 80-х годов: Б. Кожевников, Е. Макаров, М. Готлиб, Г. Калинкович, Г. Сальников. дис. ... канд. искусствоведения. Моск. гос. кон-рия им. П.И. Чайковского, Москва, 1990.

 

REFERENCES:

 

1. Aksenov E. Composer Georgy Salnikov: Essay. M.: Composer, 2003.
2. Aksenov E. Georgy Salnikov // Music in Russia. 2007. No 3 (14). P. 25.
3. Apostolov P. Creative problems of wind music // Military music. M., 1968.
4. Gauk P. Sketches for the portrait of the conductor Alexander Gauk // Proza.ru [Electronic resource]. URL: https://proza.ru/2015/08/22/602/ (Access date: 11.06.2021).
5. Golubenko S. Georgy Salnikov. "Fit for combat service in glasses" // Moscow Conservatory in the years of the Great Patriotic War. M.: Moscow State Tchaikovsky Conservatory, 2005.
6. Dunaev L. History, Philosophy and Methodology of the Science of instrumentation. M.: Moscow Military Conservatory, 2005.
7. Eremin N. Orchestras of wind musical instruments in the history of Russia [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/orkestry-duhovyh-muzykalnyh-instrumentov-v-istorii-rossii/ (Access date: 10.06.2021).
8. Zarudko V. Our messenger: on anniversary evenings // Soviet music. 1985. No 6 (559). P. 119.
9. Salnikov G. Memoirs. M., 2010.
10. Salnikov G. M.I. Glinka in Novospasskoye and Smolensk. M.: Kompozitor, 2007.
11. Salnikov G. Arrangement symphonic works for wind orchestra. M., 1969.
12. Georgy Ivanovich Salnikov // Moscow State Conservatory named after P.I. Tchaikovsky [Electronic resource]. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8833/ (Access date: 19.06.2021).
13. Khudoley V.R. Stylistic features of the instrumentation for a wind band in the works of Soviet composers of the 40s - 80s: B. Kozhevnikov, E. Makarov, M. Gottlieb, G. Kalinkovich, G. Salnikov. dis. … cand. art history. P.I. Tchaikovsky Moscow State Conservatory. Moscow, 1990.

 

 

Прохоров Артем Дмитриевич
адъюнкт кафедры инструментовки и чтения партитур
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Prokhorov Artem Dmitrievich
Adjunct of the Department of Instrumentation and Score Reading of the Military Institute of Military Conductors
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Гилев Александр Геннадьевич
кандидат искусствоведения, доцент
профессор кафедры инструментовки и чтения партитур Военного института (военных дирижеров)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Gilev Alexander Gannadievich
Candidate of Art Studies, Associate Professor
Professor at the Department of Instrumentation and Score Reading of the Military Institute of Military Conductors
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ