ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL TRAINING IN DOMESTIC MILITARY PSYCHOLOGY


УДК 355/359

 

КАНИВЕЦ Надежда Владимировна

 

 

KANIVETS Nadezhda Vladimirovna

 

Аннотация. В статье проанализирована проблематика психологической подготовки военнослужащих в отечественных исследованиях. Прослежена динамика внимания исследователей к этой проблеме. Констатируется важность теоретического анализа трудностей психологической подготовки личного состава и дальнейшей выработки практических рекомендаций.   Abstract. In article the problems of psychological training of military personnel in domestic psychological researches are analyzed. Dynamics of researchers' attention to this problem is tracked. Importance of a theoretical analysis of the difficulties of psychological training of personnel and further development of practical recommendations is stated.

Ключевые слова: психологическая подготовка, психическая устойчивость, психологическая готовность.

  Keywords: psychological preparation, mental stability, psychological readiness.

 

 

 

Основу научного осмысления феномена (понятия) «психологическая подготовка» составляют исследования, проводимые в советский и постсоветский периоды в области военных, философских, исторических, социологических, педагогических и психологических наук.


После революции 1917 года вектор развития психологической подготовки склонился в сторону морально-политической подготовки. Работа с личным составом в основном проводилась формами и методами партийно-политической работы. Однако, стоит отметить, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов начала всё же преобладать моральная сторона подготовки, и новое развитие получила подготовка к ведению боевых действий бойцов и командиров.


Проблемы теории и практики психологической подготовки интересовали ведущих советских военных психологов. Можно выделить два основных подхода, которые получили своё развитие в этот период:


1) Личностно-социально-деятельностный подход, который был ориентирован на результат деятельности военнослужащего – безусловное выполнение задач по предназначению.


2) Системно-ситуативный анализ, в котором анализ деятельности сводился к анализу и структурированию определенной последовательности ситуаций.


Однако целостного развития данные подходы в военной психологии не получили, несмотря на наличие теоретических разработок. В качестве одной из причин этого считается отсутствие необходимости в этом в общевойсковой практике у военнослужащих, непонимание ими важности и необходимости теоретической и практической разработки данных вопросов.


В отечественной военной психологии проблематика психологической подготовки военнослужащих получила развитие с середины ХХ века с целью противодействия поражающим факторам боя, воздействующим на сознание, волю, чувства военнослужащего. Флагманом проведения теоретических исследований, связанных с психологической подготовкой, стала кафедра военной педагогики и психологии Военного университета.


По состоянию на 2020 г. по проблематике психологической подготовки военнослужащих в отечественной военной психологии выполнено 10 диссертационных исследований применительно к различным видам и родам войск (табл.1).

 

п/п

Виды

и рода войск

Докторская

диссертация

Кандидатская

диссертация

Всего

1.

СВ

1

3

4

2.

ВКС

1

1

1

3.

ВМФ

-

1

1

4.

РВСН

-

2

2

5.

ВДВ

1

-

1

Итого

3

7

10


Таблица 1. Диссертационные исследования проблем психологической подготовки по видам и родам войск

 

Из таблицы 1 следует, что на исследования, проведенные в сухопутных войсках, приходится 40% от их общего числа.


В учебном пособии В.В. Сысоева, изданном в 1987 г., рассматривается содержание психологической подготовки воздушных десантников с двух точек зрения одновременно. Первая точка зрения рассматривает ее как систему качеств и состояний, формирующихся и функционирующих у военнослужащих в определенный момент времени; вторая – как систему занятий и воспитательных мероприятий, которые проводят офицеры, формируя у десантников психологическую готовность [14].


В учебном пособии, изданном в 1988 г., П.А. Корчемный обращается к вопросу психологической подготовки летного состава и предпринимает попытку выяснить сущность, содержание, задачи и обосновать систему психологической подготовки летчиков. Заслуживающим внимания представляется понимание содержания психологической подготовки как изменений личности военнослужащего. Это могут быть и сущностные изменения, а также количественные и качественные. А их цель – это формирование и активация психических образов модели деятельности военнослужащего [5].


В докторской диссертации М.П. Коробейникова на тему: «Психологические проблемы подготовки советских воинов к современной войне», защищенной в 1969 г., было выявлено различие точек зрения на сущность и содержание психологической подготовки. Автор описывает её понимание с одной стороны как наличие у военнослужащего собственной готовности к бою, с другой стороны М.П. Коробейников отмечает, что существуют исследования, в которых психологическая подготовка отождествляется со всем процессом обучения и воспитания войск. [4, С. 42]. Хотя по своему содержанию психологическая подготовка не может отождествляться со всем процессом обучения личного состава в силу объективных причин. Сама идея уподобления психологической подготовки всей системе боевой подготовки личного состава в целом в настоящее время кажется не применимой, так как масштабы этих понятий и время, которое уделяется им в Вооруженных Силах явно не сопоставимы.


В своей работе М.П. Коробейников определил психологическую подготовку как «процесс целеустремленного формирования таких сторон психики воина, которые позволят ему в ходе боевых действий проявлять стойкость, действовать активно, храбро» [4, С. 43].


А.Д. Индюченко определял психологическую подготовку как процесс формирования психологической устойчивости воина-танкиста к активной деятельности в трудных боевых ситуациях современной войны [2].


Ряд плодотворных идей в контексте психологической подготовки военнослужащих содержится в кандидатской диссертации В.Т. Юсова, посвященной предотвращению летных происшествий в авиации, которая была защищена в 1966 г. В.Т. Юсов предлагал выделять отличия психологической подготовки в зависимости от вида деятельности, применительно к Вооруженным Силам в различных видах и родах войск [17, С. 267].


В каждом из приведенных выше диссертационных исследований прослеживается наличие в определении сущности и содержания психологической подготовки таких определений как формирование готовности, устойчивости, подготовленности. Это даёт понимание необходимости дальнейшего теоретического осмысления проблем психологической подготовки.


Помимо имеющихся диссертационных исследований по проблематике психологической подготовки военнослужащих, особо важными для понимания ее проблем являются тезисы докладов и научных сообщений, изданные в 1987 и 1989 годах, после проведения конференции, посвященной проблемам психологической подготовки в войсках.


В.П. Каширин обозначал психологическую подготовку как процесс, который призван обеспечить надежность действий личного состава. Для этого автор предлагал создавать психологические модели ситуаций, в которых военнослужащим приходится сталкиваться с серьёзными помехами [3].


Н.Ф. Феденко провел анализ опыта проведения психологической подготовки в войсках, и в 1989 году описал картину состояния разработанности теории и практики психологической подготовки. Важными являются его идеи о представлении психологической подготовки как сложной системы, четко структурированной и состоящей из различных подсистем [15].


Проведенный анализ диссертационных исследований советского периода и сборников материалов конференции, обращающей внимание на проблемы психологической подготовки, позволяет сделать вывод, что под психологической подготовкой в целом понимался процесс (система целенаправленных воздействий) формирования готовности, устойчивости и надежности личного состава. Также очевидно, что разработкой теоретических положений психологической подготовки занимались немногочисленные преподаватели-психологи, а также единичные психологи военной отрасли. Психологов в войсках (силах) в период постановки и исследования проблем психологической подготовки ещё не было. Поэтому теоретические разработки данного периода редко подкреплялись продолжительными войсковыми исследованиями и экспериментами и какого-либо значительного включения в практику войсковой жизни не получили.


Главным выводом конференции, посвященной вопросам психологической подготовки личного состава, стало выделение разрыва между теорией её разработки и практическим применением в войсках. Были поставлены задачи развития психологической подготовки военнослужащих, как части системы их всесторонней подготовки. Однако дальнейшего масштабного исследования проблемы психологической подготовки не получили. С 1990 г. по настоящее время не проводились диссертационные исследования по проблематике психологической подготовки военнослужащих.


Начиная с 2010-го года усилились запросы общевойсковой практики, связанные с психологической подготовкой личного состава, в связи с расширяющейся практикой выполнения боевых задач, выполнением российской группировкой войск (сил) специальных операций в Сирийской Арабской Республике. Началось становление Вооруженных Сил Российской Федерации в современном облике, что потребовало скорейшего возвращения внимания к профессиональной выучке и боевой деятельности войск.


В 2013 году утверждена Концепция развития психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и план реализации до 2020 года в целях поддержания психического здоровья военнослужащих [1].


В рамках проводимой работы основные направления и методы организации психологической подготовки в Вооруженных Силах были изложены в методических рекомендациях по организации психологической подготовки личного состава в 2016 году.


В них психологическая подготовка определяется как организованный процесс формирования у военнослужащих психологической готовности и устойчивости [12]. Содержание психологической подготовки определялось как комплекс мероприятий, проводимых с личным составом. Реализовывать мероприятия психологической подготовки в войсках предлагается по различным направлениям, которые описаны в тексте методических рекомендаций.


Очевидно, что при разработке методических рекомендаций основывались на опыте теоретической разработки проблематики психологической подготовки, полученном в советской время, так как данное определение психологической подготовки, как процесса формирования готовности и устойчивости военнослужащих, соотносится с представлением сущности психологической подготовки в исследованиях авторов советского периода (Н.Ф. Феденко, Л.И. Волков, М.И. Дьяченко, А.Д. Индюченко и др.). Можно считать, что такое понимание сущности психологической подготовки является исторически сложившимся. Следует учитывать, что оно формировалось в другое время и в иных условиях обстановки в стране и в мире. Одним из мероприятий реализации психологической подготовки в Вооруженных Силах определено создание и развитие у военнослужащих психических образов и моделей боевых действий, что практически совпадает с представлением о содержании психологической подготовки у П.А. Корчемного [6, С. 42]. Первооснову формирования данных моделей он представлял как устное воздействие командиров и политработников на психику личного состава.


В 2020 году выпущены новые методические рекомендации по организации психологической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации, что подтверждает возрастающий интерес к практическому применению психологической подготовки в различных видах и родах Вооруженных Сил Российской Федерации.


В методических рекомендациях 2020 года психологическая подготовка определяется, как организованный процесс формирования, развития и поддержания у военнослужащих психологической готовности. Она организуется и проводится с целью возникновения у военнослужащего готовности, обеспечивающей успешное выполнение задач по предназначению [13].


Отметим, что сущность психологической подготовки в новых методических рекомендациях определяется как формирование, развитие и поддержание готовности, а из определения исчезло понятие устойчивость, которое было дано в методических рекомендациях 2016 года.


В преамбуле и тексте методических рекомендаций говорится в некотором смысле о максимизации психологической подготовки по интенсивности, но без достаточной осмысленности теоретической конструкции, концепции (во всяком случае, в тексте рекомендаций она нигде не заявлена). Анализ содержания методических указаний по психологической подготовке 2020 года свидетельствует, что они по-прежнему основаны на просоветских моделях, определенных современными исследователями В.М. Круком, А.Ю. Федотовым и др.


В настоящее время существуют исследования, которые ставят эту проблему иначе и представляют её под другим углом. В них определена первоначальная теория современной концепции психологической подготовки военнослужащих. При этом данные исследования также берут во внимание теоретические разработки советского периода, но вместе тем позволяют разработать модель психологической подготовки так называемого второго уровня, включающие в себя более целостную теоретическую проработку, основанную на современных психотехнологиях реализации на местах, а затем планомерно применять эти данные на практике при подготовке войск [7; 10; 11]. В качестве перспективного подхода для этого предлагаются разработки в области психологического обеспечения надежности специалиста [8; 9; 16]. С высокой долей вероятности существует ряд таких наработок, поэтому необходимо продолжить исследование проблематики психологической подготовки, в том числе на постоянной основе и с возможностью осуществления апробации полученных результатов на практике.


Таким образом, проблема психологической подготовки требует уточнения за счет большего внимания к её теоретическому обоснованию, большей опоры на современные концепции и проведения на первом этапе анализа трудностей психологической подготовки военнослужащих, и на следующих этапах выработки практических рекомендаций по их преодолению.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. 9Приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 августа 2013 г. № 573 «О развитии психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. 1Индюченко А.Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части: тезисы докладов и научных сообщений. М., 1989. С. 164-174.
3. 2Каширин В.П. К вопросу о сущности и задачах психологической подготовки советских воинов // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части: тезисы докладов и научных сообщений. М., 1989. С. 38-45.
4. 3Коробейников М.П. Психологические проблемы подготовки советских воинов к современной войне: дис. … д-ра психол. наук. М., 1969.
5. 4Корчемный П.А. Психологическая подготовка летного состава к боевым действиям. Учебное пособие. М., 1988. 148 с.
6. 5Корчемный П.А. Психологическая подготовка летчиков и летных экипажей к выполнению боевых задач // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части: тезисы докладов и научных сообщений. М., 1989. С. 57-64.
7. 6Крук В.М., Кубышко В.Л., Федотов А.Ю. Психологическая подготовка в контексте профессионально-личностного развития специалиста // Сборник материалов научно-практической конференции «Основные направления совершенствования психологической подготовки войск (сил)». М., 2018. С. 28-39.
8. 17Крук В.М., Носс И.Н., Федотов А.Ю. Актуальные проблемы психологической работы в системе обеспечения надежности сотрудника. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 311 с.
9. 16Крук В.М., Семикин Г.И., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ психологического феномена надежности профессионала // Человеческий капитал. 2013. № 9 (57). С. 66-74.
10. 15Крук В.М., Федотов А.Ю., Канивец Н.В. Современное состояние и перспективы совершенствования психологической подготовки военных специалистов // Человеческий капитал. 2020. № 54 (136). С. 45-54.
11. 14Кубышко В.Л., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическая подготовка: уроки истории и перспективы совершенствования в контексте межведомственной модели профессионально-личностного развития специалиста / Современные концепции психологической подготовки военнослужащих: Сборник научных статей. М.: ВУ, 2019. С. 22-42.
12. 7Методические рекомендации по организации психологической подготовки личного состава. М., 2016.
13. 8Методические рекомендации по организации психологической подготовки личного состава. М., 2020.
14. 10Сысоев В.В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника. Учебное пособие. М., 1987. 140 с.
15. 11Феденко Н.Ф. Состояние и перспективы развития теории и практики психологической подготовки войск // Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части: тезисы докладов и научных сообщений. М., 1989. С. 3-13.
16. 12Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур: дис. … д-ра психол. наук. В 2-х т. М., 2020. 1-й т. 549 с.; 2-й т. 357 с.
17. 13Юсов В.Т. Психологическая подготовка личного состава авиации как один из факторов предотвращения летных происшествий: дис. … кандидата психол. наук. М., 1966.

 

REFERENCES:

 

1. Indyuchenko A.D. Psychological preparation of tank warriors for active combat operations. Thesis for a candidate degree in psychological sciences. M., 1988. Pp. 164-174.
2. Kashirin V.P. To the question of the essence and tasks of psychological training of Soviet soldiers // Ways to improve the efficiency of moral, political and psychological training of personnel in the unit, part: abstracts of reports and scientific messages. M., 1989. Pp. 38-45.
3. Korobeinikov M.P. Psychological problems of training Soviet soldiers for modern warfare. Thesis for a doctor degree in psychological sciences. M., 1969.
4. Korchemny P.A. Psychological training of flight personnel for combat operations. Textbook. M., 1988. 148 p.
5. Korchemny P.A. Psychological training of pilots and flight crews to perform combat missions // Ways to improve the efficiency of moral, political and psychological training of personnel in a unit, part: abstracts of reports and scientific messages. M., 1987. Pp. 57-64.
6. Kruk V.M., Kubyshko V.L., Fedotov A.Yu., Psychological training in the context of professional and personal development of a specialist // Collection of materials of the scientific-practical conference “The main directions of improving the psychological training of troops (forces)”. M., 2018. 412 p.
7. Guidelines for the organization of psychological training of personnel. M., 2016.
8. Guidelines for the organization of psychological training of personnel. M., 2020.
9. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of August 7, 2013 No. 573 "On the development of the psychological service of the Armed Forces of the Russian Federation".
10. Sysoev V.V. Psychological training of airborne troops for combat operations behind enemy lines. Textbook. M., 1987. 140 p.
11. Fedenko N.F. State and prospects for the development of theory and practice of psychological training of troops // Ways to improve the efficiency of moral, political and psychological training of personnel in the unit, part: abstracts and scientific reports. M., 1989. Pp. 3-13.
12. Fedotov A.Y. Psychological support of professional reliability of a specialist in power structures. Thesis for a doctor degree in psychological sciences. In 2 volumes. M., 2020. 1st volume, 549 p.; 2nd volume, 357 p.
13. Yusov V.T. Psychological training of aviation personnel as one of the factors in preventing flight accidents. Thesis for a candidate degree in psychological sciences. M., 1966.
14. Kubyshko V.L., Kruk V.M., Fedotov A.Yu. Psychological training: history lessons and prospects for improvement in the context of an interdepartmental model of professional and personal development of a specialist / Modern concepts of psychological training of military personnel: Collection of scientific articles. M.: VU, 2019. Pp. 22-42.
15. Kruk V.M., Fedotov A.Yu., Kanivets N.V. Current state and prospects for improving the psychological training of military specialists // Human capital. 2020. No. 54 (136). Pp. 45-54.
16. Kruk V.M., Semikin G.I., Fedotov A.Yu. System-situational analysis of the psychological phenomenon of professional reliability // Human capital. 2013. No. 9 (57). Pp. 66-74.
17. Kruk V.M., Noss I.N., Fedotov A.Yu. Actual problems of psychological work in the system of ensuring the reliability of the employee. Manual for university students. M.: UNITY-DANA, 2017. 311 p.

 

 

Канивец Надежда Владимировна
адъюнкт кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Kanivets Nadezda Vladimirovna
Adjunct at the Department of Military-Political Work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ