МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВС РФ


MUSIC EDUCATION IN THE EDUCATION SYSTEM AND TRAINING OF OFFICERS OF THE RF ARMY


УДК 7.06

 

ФЁДОРОВ Максим Вадимович
кандидат искусствоведения, доцент

 

 

FEDOROV Maxim Vadimovich
Candidate of Art Studies, Associate Professor

 

Аннотация. В статье рассматриваются виды и способы музыкального воспитания будущих офицеров. Развитие знаний из области музыкальной культуры обучающиеся получают зачастую опосредованно, определяющую роль играет работа командира по формированию у них эстетически стройной системы музыкальной грамотности.   Abstract. The paper discusses the types and methods of musical education of future officers. Cadets often receive the development of knowledge from the field of musical culture indirectly, the work of the commander on the formation of an aesthetically harmonious system of musical literacy plays a decisive role.

Ключевые слова: музыкальное воспитание; концертный репертуар; музыкальные жанры.

  Keywords: musical education; concert repertoire; musical genres.

 

 

 

В настоящее время в рамках возрождения Вооружённых Сил и Военно-Морского Флота России, повышения престижа военной службы, а также патриотического воспитания гражданского населения, руководством Министерства обороны РФ проводится большая работа по созданию нового образа офицера нашей страны. Офицер представляется как высоко профессиональный в своей военной специальности, оснащённый новейшей современной техникой и оборудованием, физически подготовленный и владеющий необходимыми знаниями профессионально-компетентностной подготовки. Все перечисленные качества офицера не могут обходиться без, так её назовём, «интеллектуальной грамотности». Именно эта сторона личности каждого представителя силовых ведомств некоторое время оставалась в тени более главных и сложных задач.


Вспомним, что изобразительное искусство, литература, и, собственно, музыкальное искусство – во все времена истории нашего Отечества подпитывались творчеством известных офицеров русской армии и флота.


Если детально обратиться к сфере литературы и искусства, то увидим следующую картину (в особенности это касается русской литературы). Абсолютное большинство наиболее значительных ее представителей либо сами служили офицерами, либо происходили из офицерских семей. Как хорошо известно, офицерами были Гавриил Романович Державин, Михаил Юрьевич Лермонтов, граф Алексей Константинович Толстой, Афанасий Афанасьевич Фет, Федор Михайлович Достоевский, граф Лев Николаевич Толстой, сыновьями офицеров — Иван Андреевич Крылов, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Алексеевич Некрасов, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и т.д. Вообще же среди тысяч русских литераторов XVIII - начала XX в. таких насчитывалось более трети, причем среди писателей XVIII в. офицеры или выходцы из офицерских семей составляли не менее 40%, среди писателей XIX - начала XX в. – не менее 30%. Если учесть, что офицерство составляло в населении страны сотые доли процента, эти цифры следует признать огромными.


Среди деятелей музыкальной и театральной культуры также встречается немало лиц, носивших офицерские погоны. Среди них A.О. Аблесимов, М.П. Азанчевский, Н.И. Александров, Ф.М. Дубянский, В.И. Касторский, И.П. Котляревский, Ц.А. Кюи, Н.С. Мартынов, В.А. Крылов, Ф.Г. Орешкевич, Н.М. Пановский, М.О. Петухов, И.П. Прянишников, А.И. Слепушкин. В.А. Теляковский, Г.Н. Тимофеев, семья Титовых – на протяжении трех поколений сочетали военную карьеру с музыкой, П.А. Трифонов, Н.Н. Фигнер, А.Ф. Христианович, князь А.А. Шаховской, граф А.Д. Шереметев, барон К.К. Штакельберг, Н.Г. фон Дервиз (Энде), Л.Г. Яковлев, Н.П. Яхонтов и другие. Из военных семей происходили такие известные композиторы и дирижёры, как, например, Павел Иванович Бларамберг, Александр Егорович Варламов, Вячеслав Гаврилович Каратыгин, Николай Яковлевич Мясковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Василий Иванович Сафонов, и другие [1].


Среди театральных деятелей начала XX в. насчитывалось около ста лиц, служивших офицерами или выходцев из военных семей. Наконец, и среди русских художников и скульпторов некоторая часть тоже служила офицерами (как, например, А.П. Боголюбов, В.В. Верещагин, П.А. Федотов, Н.А. Ярошенко, бароны П.К., М.К. и М.П. Клодты фон Юргенсбурги) или происходила из офицерских семей (например, И.Я. Билибин, П.М. Боклевский, М.Н. Воробьев, М.А. Врубель, М.Б. Греков, И.С. Ефимов, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Каменский, О.А. Кипренский, В.В. Лишев, П.В. Митурич, Л.К. Плахов, К.А. Савицкий, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.А. Щуко и другие).


Скептики могут сказать о том, что предпосылками этому служили определённые черты гениальности перечисленных выдающихся личностей, но сейчас нам надо твёрдо понять, что в современной России первоначальное образование по всем видам искусства, получаемое в общеобразовательной школе, не может считаться полновесным и ... финишным для офицеров нового облика. Для полноценного развития культурного кругозора российского офицера ему необходимо постоянно иметь стремление к самовоспитанию и самообразованию.


В настоящей статье предлагаются к рассмотрению конкретные пути музыкального воспитания будущих офицеров нашей страны.


Музыкальное воспитание будущих офицеров в системе подготовке и обучения не является обособленным в общепринятую форму в виде учебной дисциплины гуманитарного цикла, однако представляет собой систему, включающую в себя ряд мероприятий, в своём единстве позволяющую формировать у обучаемых данную компетентность.


1. Хоровое пение.


Первоначальным этапом знакомства курсантов с музыкальной культурой является исполнение в составе подразделения строевых песен. Значение данного этапа трудно переоценить, ведь именно здесь, наряду с строевой слаженностью, подразделением отрабатывается единовременное исполнение голосом музыкального материала. Как известно из практики, нередко руководители направляют максимум своих усилий на обработку качества единовременного шага, отмашки рук и однообразного уровня высоты подбородка. Без сомнения, данные компоненты являются самыми заметными на проверку и наиболее привлекают внимание старших начальников. Но все же, наряду с этим, не следует забывать о, собственно, музыкальном тексте.


В соответствии с принятой методикой, при первоначальном разучивании строевой песни, в первую очередь, должна изучаться мелодика, а по возможности (при наличии способных обучаемых) – мелодика в двухголосии. Для наглядной демонстрации мелодической линии используются такие музыкальные инструменты, как труба, кларнет, тромбон, тенор или баритон – т.е. те инструменты, звучание которых ближе всего схоже с человеческим голосом. На репетициях необходимо достигать единого звуковысотного исполнения мелодической линии, единовременного начала и окончания слов, четкой дикции. Отдельно следует тренировать утрированное произношение буквы «р», выделение окончаний слов, состоящих из гласных букв или сочетания гласных букв.


Относительно репертуара строевых песен можно сказать, что до сих пор в армии и на флоте звучат старые русские солдатские песни, такие как «Солдатушки», «Бородино», «Славны были наши деды» (на мотив старейшего встречного русского марша Преображенского полка) [2], широкой популярностью пользуются песни, написанные в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и, что отрадно, звучат новые строевые песни современных авторов (А. Пахмутовой, И. Резника, Э. Ханка и многих других). Этот немаловажный момент показывает то, что преемственность жанра налицо, репертуар постоянно насыщается новым материалом.


Сквозь хоровое пение у курсантов складывается ощущение духовного единства, которое напрямую сопрягается с музыкальным творчеством.


2. Строевые ритуалы и их музыкальное сопровождение.


Как нам стало известно из истории нашей страны, воинские ритуалы с давних времен стали неотъемлемой частью жизни воинских коллективов и военно-учебных заведений. Ритуалы посвящения в курсанты, а также выпуска молодых офицеров, конечно же, стоят особняком в памяти любого представителя офицерского корпуса. Но наряду с тем, повседневная жизнь также наполнена больших количеством общих мероприятий, одним из главных участников которых является военный духовой оркестр, исполняющий репертуар, влияющий на музыкальное воспитание будущих офицеров.


Приведем приблизительный перечень музыкальных произведений, составляющий служебно-строевой репертуар военных оркестров, то есть исполняемый при проведении большого числа воинских ритуалов:


1. А. Александров - «Государственный гимн Российской Федерации»

2. М. Глинка - «Славься»

3. С. Чернецкий - «Красная заря»

4. В. Павлов - «Развод караулов»

5. С. Чернецкий - «Встречный марш Красной Армии»

6. С. Чернецкий - «Встречный марш танкистов»

7. В. Халилов - «Торжественно-триумфальный марш»

8. Д. Кадеев - Встречный марш «Боевое Знамя»

9. Старинный марш - «Преображенского полка»

10. В. Халилов - Марш «Плац»

11. В. Арутюнов - Марш-песня «Победа»

12. В. Агапкин - Марш «Прощание славянки»

13. Старинный марш - «Герой»

14. Н. Иванов-Радкевич - Марш «Родная Москва»

15. В. Кончаков - «Строевой марш»

16. Старинный марш - «Триумф победителей»


Здесь мы можем видеть одни из лучших произведений наших отечественных классиков – Михаила Глинки, Александра Александрова и других. Регулярное прослушивание данных произведений, насыщенных твердым ритмом, глубоким программным содержанием (то есть, несущим в себе музыкально-описательную составляющую того или иного патриотического события или явления) позволяет формировать у курсантов соответствующее серьёзное, патриотическое отношение к мероприятиям, проводящимся на плацу.


3. Концертная деятельность военного оркестра. Концерты-лекции.


Среди прочих, без сомнения, самым сильным в плане достижения результата способом музыкального воспитания будущих офицеров является концертная деятельность военного оркестра.


В среде концертных выступлений существует много форм концертной деятельности: отчётные концерты, гала-концерты, тематические концерты и так называемые концерты-лекции.


Обратим свое внимание на такой вид концертной деятельности военного оркестра как «концерт-лекция». Именно такой вид концерта, как нам представляется, способен поднять музыкальную культуру не только военно-учебных заведений и воинских частей, но и больших слушательских масс на новый качественный уровень.


Выпускники военного института (военных дирижёров) Военного университета при подготовке к экзамену по дисциплине «Дирижирование по военно-дирижёрской кафедре» в форме академического концерта на 5 курсе напрямую знакомятся с основами проведения концерта-лекции, в котором исполнению музыкальных произведений предшествует вступительное слово. В соответствии с регламентом проведения экзамена, краткое теоретическое выступление должно содержать в себе всесторонние сведения о композиторе, его произведении, художественных образах. Это и является прообразом будущей культурно-просветительской деятельности военного дирижёра, которую он должен вести при создании и исполнении программ тематических концертов-лекций.


Концерт-лекция представляет собой концертное выступление военного оркестра, номера которого в своем единстве раскрывают тематику, заявленную в названии. Отличительной чертой концерта-лекции является наличие лекционного материала, декламируемого со сцены и связывающего всю программу целиком.


При проведении концерта-лекции представляется возможным достижения нескольких целей:

- глубокое освещение тематики концерта как со стороны музыкального, так и лекционного материала;

- повышение общемузыкального уровня музыкантов оркестра;

- повышение общего культурного уровня военнослужащих и членов их семей;

- повышение профессионального уровня военного дирижера.


При проведении концерта-лекции возможно использование поэтического творчества, а также отрывков прозы отечественных авторов, что в свою очередь приблизит концертное выступление к такому жанру, как литературно-музыкальная композиция, широко используемому в настоящее время крупными симфоническими оркестрами Москвы.


Подчеркнём, что одним из самых важных достоинств проведения концерта-лекции стоит признать большую роль в патриотическом воспитании личного состава. Действительно, ведь приоткрывая загадочный мир музыкального произведения, акцентируя внимание на определённые моменты драматургии и композиции, военный дирижёр вовлекает внимание слушателей в непосредственно исполнительский процесс, и, в итоге, может получить намного больший эффект, нежели при неподготовленном исполнении. Что же касаемо исполнения музыкальных произведений и концертных программ в целом, посвящённых патриотической тематике, роли армии и флота в жизни общества, престижа военной службы – то есть выполнение одной из главных задач военно-оркестровой службы – здесь использование лекционного материала, предваряющего исполнение перед действующими военнослужащими, должно стать нормой.


Теперь следует перейти к перечислению основных музыкальных жанров, использование которых в концертных программах духового оркестра является непременным.


В первую очередь это, конечно же, марш. Особенностями концертного исполнения марша, в сравнении с исполнением на плацу, является использование более широкого инструментария (в первую очередь – группы ударных инструментов), подчеркнуто рельефная динамика, а также досконально точно исполняемые другие средства музыкальной выразительности. Этот жанр лучше подходит для использования в начале концертной программы, в завершении первого отделения, а также в завершении всего концерта.


Вальс. Наряду с маршем, один из самых популярных жанров в репертуаре духовых оркестров, уже давно заслуживший стабильное место в концертных программах. Использовать вальс в программе целесообразно после ярких оркестровых номеров или солистов, оттеняя их, подготавливая новую эмоциональную вершину программы.


Аккомпанемент солисту. Очень яркий эпизод любой концертной программы, позволяет использовать лучших музыкантов коллектива на авансцене, давать им возможность творческого роста и совершенствования индивидуальной подготовки. Нам представляется, что использование солистов целесообразно в середине концертной программы, после исполнения оркестровых произведений, на которых оркестр набирает так называемый «рабочий концертный режим», когда прошла корректировка оркестрового строя, музыканты сориентировались в акустической и ансамблевой обстановке и т.д.


Танцевальные жанры – польки, танго и т.д. Оркестровые произведения, особенностями которых являются сравнительная краткая длительность, несложный тематизм и принципы развития музыкальной ткани, преимущественно быстрые темпы, использование большой палитры ударных инструментов, частая смена штрихового профиля. Использование данных жанров рекомендуется перед началом заключительной части концерта, психологически подготавливая финал.


Концертная фантазия и попурри на популярные темы. Об этих жанрах стоит сказать то, что в концертной программе они являются главными, содержащими в себе основную мысль концерта, поэтому место для них зачастую определяется в соответствии с драматургическим построением всей программы, а также исполнительской выносливостью музыкантов. Для подготовки их исполнения в репетиционном процессе выделяется наибольшее количество времени, а соответственно, делается упор на достижение максимального слушательского интереса.


В качестве примера приведем программу концерта I Отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР под руководством его многолетнего начальника, профессора военно-дирижерской кафедры военного института (военных дирижеров) Военного университета, народного артиста РФ Анатолия Мальцева в феврале 1984 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского под общей направленностью и в преддверии Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота.


I отделение

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

Александр Флярковский

Торжественный марш

«Слава Родине»

Марш

Борис Диев

«Юности сороковых» Героическая поэма

Оркестровое произведение крупной формы

Серафим Туликов

– «Сын России»

– «Не стареют душой ветераны»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

Русская народная песня

«Вдоль по Питерской»

Виктор Шепелев

«Палехский сувенир»

Оркестровое произведение малой формы

Анатолий Новиков

«Чей-то сын»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

Леонид Афанасьев

«Здравствуй, вальс»

Борис Кожевников

Поэма «Поле Куликово»

Оркестровое произведение крупной формы

Николай Иванов-Радкевич

«Капитан Гастелло»

Марш


II отделение 

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

Родион Щедрин

Торжественная увертюра

Оркестровое произведение крупной формы

Кирилл Молчанов

«Романс Женьки» из оперы «А зори здесь тихие»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

Исаак Дунаевский

«Звезды» из кинофильма «Веселые звезды»

Вера Городовская

Концертные вариации на тему русской народной песни «Калинка» для балалайки с оркестром

Аккомпанемент солисту-инструменталисту

Матвей Блантер

«В лесу прифронтовом»

Вальс

Александр Тупицын

Фантазия на темы лирических песен Великой Отечественной войны

Оркестровое произведение крупной формы

Виктор Плешак

«А всё-таки марши»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

Павел Аедоницкий

«Нашей юности оркестр»

Георгий Мовсесян

«Мы – армия народа»

Петр Чайковский

Торжественная увертюра «1812 год»

Оркестровое произведение крупной формы


Теперь предлагается семь вариантов потенциально актуальных программ концертов-лекций военного оркестра.


1. «По страницам антологии духовой музыки»

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

 

Старинный марш «Гренадер»

Марш

Е. Дрейзен

«Берёзка»

Вальс

С. Чернецкий

«Концертная полька для двух труб с оркестром»

Аккомпанемент ансамблю солистов-инструменталистов

Г. Калинкович

«Элегия»

Вальс

З. Кротил

«Пасодобль»

Оркестровое произведение малой формы

Н. Иванов-Радкевич

«Поэма»

Оркестровое произведение малой формы

М. Готлиб

Фантазия на темы песен Тихона Хренникова

Оркестровое произведение крупной формы


2. «Новые страницы духовых партитур»

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

В. Халилов

«Весенняя увертюра»

Оркестровое произведение крупной формы

Н. Финк

«Романтический этюд»

Аккомпанемент солисту-инструменталисту

М. Готлиб

Концерт для саксофона с оркестром

Аккомпанемент солисту-инструменталисту

Г. Сальников

«Русская рапсодия»

Оркестровое произведение крупной формы

С. Решетов

«Калейдоскоп»

Оркестровое произведение крупной формы

В. Халилов

«Кант»

Марш


3. «Марши и вальсы в исполнении духового оркестра»

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

 

Марш лейб-гвардии Гусарского полка

Марш

И. Шатров

«На сопках Манчжурии»

Вальс

С. Чернеций

«Салют Москвы»

Марш

К. Молчанов

Вальс из кинофильма

«А зори здесь тихие»

Вальс

Г. Калинкович

«Весна Победы»

Марш

М. Фрадкин

«Случайный вальс»

Вальс или аккомпанемент солисту-вокалисту

Б. Диев

«На страже мира»

Марш

В. Халилов

«Генерал Милорадович»

Марш


4. «Памяти великого подвига»

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

А. Александров

«Песня о Советской Армии»

Марш-песня

В. Газарян

«Память огненных лет»

Оркестровое произведение крупной формы

Е. Жарковский

«Прощайте, скалистые горы»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

В. Мигуля

«Песня о солдате»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

Д. Фалилеев

Фантазия для оркестра на темы песен Великой Отечественной войны»

Оркестровое произведение крупной формы

С. Чернецкий

«Вступление Красной армии в Будапешт»

Марш


5. «От классицизма до романтизма»

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

И.С. Бах

«Ариозо»

Оркестровое произведение малой формы

Г.Ф. Гендель

«Пассакалия g-moll»

Оркестровое произведение крупной формы

И. Гуммель

Концерт для трубы с оркестром Es-Dur

Аккомпанемент солисту-инструменталисту

Ф. Шуберт

«Аве Мария» или «Песня мельника»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

Э. Григ

Норвежский танец №2

Оркестровое произведение малой формы

Л. ван Бетховен

Увертюра «Кориолан»

Оркестровое произведение крупной формы


6. «Творчество композиторов «Могучей кучки»

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

М. Мусоргский

«Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина»

Оркестровое произведение малой формы

А. Бородин

Симфония №2 («Богатырская») I часть

Оркестровое произведение крупной формы

Н. Римский-Корсаков

«Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

Н. Римский-Корсаков

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Аккомпанемент солисту-инструменталисту

М. Балакирев

«Увертюра на три русские темы»

Оркестровое произведение крупной формы

М. Мусоргский

«Песня о блохе» или «Песня Варлаама»

Аккомпанемент солисту-вокалисту

М. Мусоргский

«Баба-Яга», «Богатырские ворота»

Оркестровое произведение крупной формы


7. «По страницам русской классики»

АВТОР

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖАНР

Н. Римский-Корсаков

«Шествие князей» из оперы-балета «Млада»

Оркестровое произведение крупной формы

П. Чайковский

Вальс из балета «Спящая красавица»

Вальс

А. Скрябин

«Революционный этюд»

Аккомпанемент солисту-инструменталисту или ансамблю

С. Рахманинов

«Вокализ»

Аккомпанемент солисту-вокалисту или инструменталисту

С. Рахманинов

Прелюдия g-moll

Оркестровое произведение малой формы

П. Чайковский

«Славянский марш»

Оркестровое произведение крупной формы


4. Участие в художественной самодеятельности.


Одним из ярких эпизодов музыкального воспитания курсантов можно по праву считать участие в художественной самодеятельности. Интересно оно, в первую очередь, тем, что инициатором и идейным «очагом» здесь зачастую является сам курсант, который в поисках общекультурной самореализации ищет новые пути самовыражения, нередко музыкальные. Оговоримся, что руководителям сообществ такого рода следует помнить о так называемом «музыкальном вкусе».


Музыка, являясь составной частью искусства нашей страны, занимает важное место в деле патриотического и эстетического воспитания и воинского обучения личного состава воинских частей и военных учебных заведений. Все мы помним слова великого русского музыкального критика и общественного деятеля В. Стасова о том, что военные оркестры являются «… проводниками не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную…» [3, С. 117]. Эти слова не следует трактовать как возможность увлекаться «сиюминутной» поп-культурой. Нередко стремление попасть в трендовую музыку, получившую широкую популярность, может негативно выглядеть в исполнении военнослужащих, тем самым разрушая репутацию коллектива. Следует помнить о том, что самые яркие своим эпатажем музыкальные композиции как быстро загораются, поднимая волну интереса, также быстро и испаряются, не оставляя после себя видимого следа. В очередной раз хотелось бы напомнить о том, что курсант (а позже и офицер) должен ориентировать себя и подчиненных, прежде всего, на поддержание патриотического настроения, воспитание любви к Родине, своему Отечеству.


В качестве образцово показательного примера музыкального воспитания курсантов, слушателей и педагогического состава Военного университета МО РФ можно привести много положительных фактов. Лишь некоторыми из них считается регулярное проведение тематических концертов, посвященных государственным праздникам, годовщинам основания университета, чествованиям отдельных направлений подготовки и посвященных выдающимся личностям. На каждом этапе руководители тщательно продумывают музыкальное сопровождение мероприятий, всецело осознавая, что это очень эффективный способ музыкального воспитания будущих и действующих офицеров России.


Наряду с описанными методами, не следует забывать о самостоятельном культурном воспитании через посещение значимых мероприятий города или региона. Без сомнения, участие обучающихся в качестве зрителя на крупных концертах, оперных и балетных постановках накладывает большой отпечаток на комплектование общекультурной базы будущего офицера России.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Военная музыка России. М., Воениздат, 2007. 240 с.
2. Маякин Т. Военно-музыкальная культура России. М., 2010. 78 с.
3. Стасов В. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1976. Вып. 2. 212 с.
4. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. М.: Советский композитор, 1989. 320 с.

 

REFERENCES:

 

1. Military music of Russia. M., Voenizdat, 2007. 240 p.
2. Mayakin T. Military-musical culture of Russia. M., 2010. 78 p.
3. Stasov V. Articles on music. M.: Music, 1976. Vol. 2. 212 p.
4. Chernykh A. Soviet spiritual instrumental art: Manual. M.: Soviet Composer, 1989. 320 p.

 

 

Федоров Максим Вадимович
кандидат искусствоведения, доцент
заместитель начальника военно-дирижерской кафедры военного института (военных дирижеров)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Fedorov Maxim Vadimovich
Candidate of Art Studies, Associate Professor
Deputy Head of Military-Conducting Department of the Military Institute of Military Conductors
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovayaul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ