ОПЫТ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (конец 1947 - начало 1948 гг.)


EXPERIENCE OF TRADE IN FOOD PRODUCTS IN THE USSR IN THE POST-WAR PERIOD (late 1947 - early 1948)


УДК 93

 

ДАНИЛЮК Максим Александрович
кандидат экономических наук
БИЗИН Алексей Сергеевич

 

 

DANILYUK Maxim Aleksandrovich
Candidate of Economic Sciences
BIZIN Alexey Sergeevich

 

Аннотация. В декабре 1947 года в ходе проводимых экономических реформ в Советском Союзе система распределения товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и продовольственных товаров, перестала существовать. Была развернута новая система экономических отношений, обусловленная отменой продуктовых карточек и возвратом денежных расчетов населения. Некоторые проблемы торговли, проявившиеся в ходе реализации реформы, рассмотрены в данной работе.   Abstract. In December 1947, during the ongoing economic reforms in the Soviet Union, the system for the distribution of essential goods, primarily food and food products, ceased to exist. A new system of economic relations was deployed, due to the abolition of food ration cards and the return of cash payments to the population. Some of the trade problems that emerged during the reform implementation are discussed in this paper.

Ключевые слова: продовольственные товары; экономическая реформа; торговля; СССР; Ленинград; Москва; карточки.

  Keywords: foodstuffs; economic reform; trade; USSR; Leningrad; Moscow; cards.

 

 

 

Декабрь 1947 года стал переломным для советской торговли. В СССР были отменены продуктовые карточки и проведена одна из самых масштабных денежных реформ. В работах современных исследователей можно встретить вывод о конфискационном характере денежной реформы [4, C. 314]. Однако вопрос потерь населения от денежной реформы по-прежнему остается дискуссионным. Согласно данным Государственного банка СССР, основная часть вкладчиков сберегательных касс – 82% – не была затронута реформой, так как имела вклады до 3000 рублей [7, C. 111]. С другой стороны, 18% вкладов – это около 1,7 млн счетов или сотни тысяч человек, потерявших свои сбережения. Важно отметить, что потеря сбережений естественным образом отразится на покупательной способности советских граждан, причем в негативную сторону. Впрочем, государство не скрывало, что население понесло некоторые потери. Об этом еще в 1948 году писал советский экономист З.В. Атлас [1, C. 18].


Не все современные исследователи разделяют мнение об излишней жесткости государства при проведении реформы. Белорусский историк Юрий Грузицкий считает неправильным рассматривать целесообразность и результативность проводимых в тот исторический период экономических мероприятий, отталкиваясь от современных реалий. В своих работах он отмечал, что при оценке последствий экономических преобразований того времени необходимо учитывать разрушенную войной производственную и торговую инфраструктуру советской экономики, а также необходимость реформ для народного хозяйства [3, C. 57].


Реформа денежного обращения в указанный временной интервал сопровождалась снижением цен и отменой карточек, что сразу отразилось на уровне жизни людей и должно было компенсировать потери сбережений. В одном из исследований, посвященном проблемам денежной реформы, делается вывод о том, что для снижения уровня негативного восприятия населением страны проводимых изменений в экономике, обусловленных частичными потерями сбережений, правительством СССР были проведены мероприятия по отмене карточной системы получения продовольственных товаров, которые сопровождались снижением розничных цен на них [6, C. 25].


По мнению петербургского историка Е.Д. Твердюковой, решающим фактором при принятии решения об отмене нормированного снабжения населения СССР явились политические мотивы. Исследователь утверждает, что по объему запасов продовольствия, развитию инфраструктуры торговой сети советская экономика не была готова к подобным изменениям [8, C. 27]. Версия о политическом мотиве отмены карточек достаточно интересна хотя бы потому, что обмен денег, отмена карточек и снижение цен были проведены одновременно, и можно предположить, что сделано это было в том числе и с целью погасить негативные эмоции от денежной реформы.


Проведение таких масштабных реформ, как отмена карточек и снижение розничных цен, требовало серьезной подготовки – необходимо было провести расширение существующей торговой сети, проработать логистику, создать запасы товаров, обучить персонал. Сам по себе опыт проведения столь масштабных реформ бесценен и нуждается в изучении [2, С. 144].


Насколько хорошо удалось подготовиться к реформе? Однозначного ответа на поставленный вопрос, по мнению авторов, не существует. В этой связи для понимания ситуации в торговле предлагается остановиться на некоторых архивных документах.


О наличии серьезных сбоев в работе торговли в ходе проведения реформы свидетельствуют ряд приказов Министерства торговли РСФСР.


Во-первых, это приказ Министра торговли РСФСР от 20 января 1948 года № 26 «О результатах проверки выполнения постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947 года в части отмены карточек на продовольственные и промышленные товары и хода открытой торговли в Тульской и Смоленской областях». В данном нормативном правовом акте указано, что, несмотря на предпринятые меры со стороны союзного правительства, в отдельных областях Союза наблюдаются факты саботирования соответствующих распоряжений. Например, в Тульской области была введена пропускная система для магазинного обслуживания. Более того, руководством ОРС «Щекинугля» рабочие и служащие были распределены для продовольственного обеспечения в конкретные магазины. Вместе с тем, областные контролирующие органы, в частности Тульский областной отдел торговли, вовремя не вскрыли и не пресекли нарушения [10].


Поскольку 16 декабря 1947 года ожидался ажиотажный спрос, магазинам было предписано создать запасы товаров. Однако эта задача не везде была выполнена. Об этом можно узнать из приказа Министра торговли РСФСР от 8 февраля 1948 года № 29 «О результатах проверки Министерством Государственного контроля СССР проведения инвентаризации винно-водочных и табачных изделий 14 декабря 1947 года – Киевским, Москворецким, Калининским и Щербаковским райпищеторгами г. Москвы и Кунцевским торгом Московской области».


Контролирующие организации в ходе осуществления проверочных мероприятий по порядку и правильности инвентаризации алкогольсодержащих и табачных изделий, а также правил торговли указанных товаров в период 14-15 декабря 1947 года четырьмя райпищеторгами г. Москвы и Кунцевским торгом Московской области выявили различные нарушения.


В указанном выше источнике отмечалось, что руководством проверяемых организаций не выполнено распоряжение Управления Продовольственной торговли г. Москвы от 13 декабря 1947 года о создании максимально возможного запаса вина, водки, папирос и табака для последующей продажи данных товаров 16 декабря 1947 года. Подавляющим большинством магазинов, подчиненных вышеперечисленным райпищеторгам, 14 и 15 декабря 1947 года осуществлялась продажа указанных товаров в значительном количестве.


Впечатляет скорость, с которой система отреагировала на сбои в работе. Уже в январе следующего года был издан приказ об «извращениях» в Тульской и Смоленской областях, а директора магазинов Москвы, проигнорировавшие распоряжение по созданию требуемого объема запасов, получили дисциплинарные взыскания и начеты.


Подобная картина наблюдалась и в Ленинграде. Ленинградская торговля, как и вся страна, готовилась к отмене карточек. Была проведена колоссальная подготовительная работа, основой которой были инфраструктурные и кадровые мероприятия. Так, общие расходы, связанные с восстановлением и расширением товаропроводящей и торговой инфраструктуры области, только в 1947 году составили порядка 30 млн рублей. Около 70% от общей численности занятых в сферах розничной торговли и общественного питания – а это 14600 человек – в указанный период прошли повышение квалификации [11].


Несмотря на проведенную работу, торговые предприятия Ленинграда в 1948 году не выполнили плановые показатели по товарообороту [12]. В отчете о финансово-хозяйственной деятельности Управления Продовольственной торговли г. Ленинграда за 1947 год можно прочесть о том, что состояние городской торговой сети к началу 1948 года не позволяло удовлетворять соответствующие потребности жителей города, численность которого за несколько послевоенных лет возросла и продолжала увеличиваться [9].


Ставшая привычной за годы войны система распределения перестала существовать в декабре 1947 года. Имевшие место сбои, злоупотребления были вполне прогнозируемы и устранимы, недостижение же плановых показателей в торговле являются уже более серьезным сигналом, свидетельствующим о некоторой переоценке эффекта от отмены карточек и снижения цен.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Атлас З.В. Укрепление денежного хозяйства в СССР и инфляция в капиталистических странах. М.: Правда, 1948. 24 с.
2. Бабешин М.А, Бизин А.С. Обеспечение населения СССР продовольственными товарами в послевоенный период (1947-1949 гг.) // Военный академический журнал. 2020. № 1. С. 144-147.
3. Грузицкий Ю. Первая послевоенная реформа (к 65-летию денежной реформы 1947 года) // Банкаускi Веснiк. 2013. № 10 (591). С. 56-61.
4. Ломшин В.А. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы // Регионология. 2010. № 2. С. 314-320.
5. Лузан П.П. О советских деньгах и последствиях денежной реформы 1947 г. // Эко. 2007. № 10 (400). С. 186-191.
6. Нуреев Р.М., Эксиндаров М.А. Денежная реформа 1947 года и ее роль в восстановлении народного хозяйства СССР. М.: КНОРУС, 2019. 116 с.
7. По страницам архивных фондов Центрального Банка Российской Федерации. Вып. 3. Денежная реформа 1947 года в документах: подготовка, проведение и оценка результатов. М., 2007. 120 с.
8. Твердюкова Е.Д. Внутренняя торговля и ее государственное регулирование в СССР (конец 1920-х – середина 1950-х гг.): автореф. ... дис. д-ра. ист. наук: 07.00.02. СПб.: СПбГУ, 2011. 42 с.
9. ЦГА СПб (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга). Ф. Р-873. Оп. 1. Д. 156. (Объяснительная записка к отчету о финансово-хозяйственной деятельности управления продторговли г. Ленинграда за 1947 год). 150 л.
10. ЦГА СПб. Ф. Р-873. Оп. 1. Д. 163. (Приказы Министерства торговли РСФСР). 113 л.
11. ЦГА СПб. Ф. Р-873. Оп. 1. Д. 167. (Стенограммы городского актива работников системы управления о мерах улучшения Советской торговли в связи с отменой карточек на продовольственные и промышленные товары и по «экономии средств»). 72 л.
12. ЦГА СПб. Ф. Р-873. Оп. 1. Д. 199. (Стенограмма совещания актива управления по вопросу о мероприятиях по улучшению торговли). 98 л.

 

REFERENCES:

 

1. Atlas Z.V. Strengthening the money economy in the USSR and inflation in the capitalist countries. M.: Pravda, 1948. 24 p.
2. Babeshin M.A., Bizin A.S. Provision of the population of the USSR with food products in the post-war period (1947-1949) // Military academic journal. 2020. №. 1. Pp. 144-147.
3. Gruzitskiy Yu. The first post-war reform (to the 65th anniversary of the monetary reform of 1947) // Bankauski Vesnik. 2013. №. 10 (591). Pp. 56-61.
4. Lomshin V.A. Monetary reform of 1947 and the abolition of the card system // Regionology. 2010. №. 2. Pp. 314-320.
5. Luzan P.P. On Soviet money and the consequences of the 1947 monetary reform // Eco. 2007. №. 10 (400). Pp. 186-191.
6. Nureev R.M., Eksindarov M.A. Monetary reform of 1947 and its role in the restoration of the national economy of the USSR. M.: KNORUS, 2019. 116 p.
7. Through the pages of the archival funds of the Central Bank of the Russian Federation. Issue 3. Monetary reform of 1947 in documents: preparation, implementation and evaluation of results. M., 2007.120 p.
8. Tverdyukova E.D. Internal trade and its state regulation in the USSR (late 1920s - mid 1950s): avtoref. ... dis. doc. ist. nauk: 07.00.02. SPb.: SPbGU, 2011.42 p.
9. TsGA SPb (Central State Archives of Saint Petersburg). F. R-873. Op. 1. D. 156. (Explanatory note to the report on the financial and economic activities of the food trade department of the city of Leningrad for 1947). 150 l.
10. TsGA SPb. F. R-873. Op. 1.D. 163. (Orders of the Ministry of Trade of the RSFSR). 113 l.
11. TsGA SPb. F. R-873. Op. 1. D. 167. (Transcripts of the city asset management system workers on measures to improve Soviet trade in connection with the abolition of cards for food and industrial goods and "savings"). 72 l.
12. TsGA SPb. F. R-873. Op. 1. D. 199. (Transcript of the Asset Management Meeting on Trade Improvement Actions). 98 l.

 

 

Данилюк Максим Александрович
кандидат экономических наук
начальник финансово-экономической службы – главный бухгалтер
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Danilyuk Maxim Aleksandrovich
Candidate of Economic Sciences
Head of Financial and Economic Service - Chief Accountant
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Бизин Алексей Сергеевич
заместитель начальника 5 отдела (проверок)
Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу)
191123, г. Санкт-Петербург, Воскресенская наб., д. 10А
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Bizin Alexey Sergeevich
Deputy Head of the 5th Department (Inspections)
Interregional Directorate of Departmental Financial Control and Audit of the Ministry of Defense of the Russian Federation (for the Western Military District)
Voskresenskaya nab., d. 10A, St. Petersburg, Russia, 191123o



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ