ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РИТУАЛА ОТДАНИЯ ВОИНСКИХ ПОЧЕСТЕЙ ПРИ ПОГРЕБЕНИИ


LEGAL REGULATION OF THE RITUAL OF GIVING MILITARY HONORS AT BURIAL


УДК 342.742.3

 

ЗАНЕВСКАЯ Наталья Андреевна

 

 

ZANEVSKAYA Natalya Andreyevna

 

Аннотация. Раскрывается порядок организации и проведения церемонии воинского погребения. Выявлен круг лиц, при погребении которых отдаются воинские почести. Указаны обязанности должностных лиц по назначению почетного эскорта, почетного караула и привлечению военного оркестра. Раскрыты особенности музыкального сопровождения ритуала захоронения погибших (умерших) военнослужащих в землю и предания их тела огню. В результате историко-правового анализа выявлены и обозначены особенности становления ритуала воинского погребения в российской армии.   Abstract. The procedure for organizing and conducting the military burial ceremony is revealed. The circle of persons whose burial is given military honors is named. The duties of officials for the appointment of an honorary escort, an honor guard, and the involvement of a military band are indicated. The features of the musical accompaniment of the ritual of burying the dead (deceased) military personnel in the ground and putting their bodies on fire are revealed. According to the results of historical and legal analysis, the features of the formation of the ritual of military burial in the Russian army are identified and outlined.

Ключевые слова: ритуал воинского погребения; воинские почести; военный оркестр; почетный эскорт; почетный караул; траурный марш; прощание с покойным.

  Keywords: ritual of military burial; military honors; military band; honorary escort; guard of honor; funeral march; farewell to the deceased.

 

 

 

Обязательства государства в отношении тел погибших (умерших) военнослужащих можно объединить в четыре основные группы: розыск и подбирание тел, опознание и передача информации заинтересованным лицам, погребение и обозначение могил, репатриация останков.


В мирное время некоторые из этих обязанностей престают носить массовый характер. Так, специально не создаются команды по поиску погибших, а если военнослужащий отсутствует на месте службы, его розыск осуществляется иным образом – он разыскивается как нарушитель воинской дисциплины с целью уклонения от прохождения военной службы или для достижения иных целей в нарушение требований уставов. Погребение согласно воинскому обряду проводится лишь когда отсутствуют возражения родственников погибшего.


Тем не менее, эти обязательства не перестают существовать вовсе: не только вооруженная защита, но и подготовка государства к таковой несет непосредственную угрозу жизни и здоровью военнослужащего: несчастные случаи при взаимодействии с источниками повышенной опасности создают необходимость поиска останков и их опознание; а смерть военнослужащего при нахождении в отпуске на территории другого государства – необходимость репатриации останков.


Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ регламентирует лишь исполнение некоторых из перечисленных обязательств Российской Федерации в отношении тел погибших (умерших) военнослужащих: это вопросы оповещения родственников, порядка организации траурного митинга, действий военнослужащих до момента опускания тела покойного в могилу, а если тело покойного подлежит отправке в другой населенный пункт – действия уполномоченных лиц на всех этапах пути следования.


Таким образом, данный ритуал подразумевает широкий круг обязанностей уполномоченных лиц и охватывает порядок организации похорон, начиная с момента смерти военнослужащего.


Проследив историю правового регулирования отдания воинских почестей при погребении, заметим наличие существенных изменений в перечне лиц, в ритуале захоронения которых задействуется почетный эскорт и наряд на погребение.
Устав гарнизонной службы Красной Армии 1941 года [5] в п. 267 предусматривал три категории лиц, погребение которых происходило с участием почетного эскорта. Кроме лиц командного состава и красноармейцев (краснофлотцев), чья смерть наступила в период прохождения ими военной службы, к этим категориям относились умершие генералы в отставке и Герои Советского Союза.


В сравнении с положениями Устава гарнизонной службы Красной Армии, Устав гарнизонной и караульных служб Вооруженных Сил СССР 1975 года [6] не только произвел значительное увеличение количества категорий лиц, в случае наступления смерти которых назначается почетный эскорт, но и расширил уже существующие. Во-первых, помимо лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, воинские почести следовало оказывать при погребении лиц, награжденных орденами Славы всех трех степеней. Во-вторых, положения устанавливали, что воинские почести отдаются не только умершим генералам в отставке, но и высшим офицерам запаса и высшим офицерам в отставке, уволенным с правом ношения военной формы одежды. В отношении остальных категорий военнослужащих, уволенных в запас, ритуал воинского погребения проводился при наступлении их смерти в период прохождения военных сборов. В-третьих, введена новая категория – гражданские лица, имеющие особые заслуги перед государством.


Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации 1993 года [7] предусматривались три категории таких лиц:


Первая категория – военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы. При этом законодательство не предусматривало различий в правовом регулировании в зависимости от причин наступления смерти: умершие от увечий и заболеваний или погибшие приравнивались друг к другу при решении вопроса организации и осуществления погребения. Интересно, что в положениях рассматриваемого Устава не уточнялось, в какой момент наступление смерти от заболеваний (ранений, контузий) влечет обязанность уполномоченных лиц инициировать процедуру воинского погребения. Таким образом, становится возможным предположить возникновение обязанностей по проведению воинского ритуала погребения в нескольких случаях: во-первых, в случае наступления смерти по этому основанию во время прохождения службы или сборов, во-вторых, в случае, когда заболевание (ранение, контузия), полученное во время прохождения военной службы или сборов привело к наступлению смерти не сразу, а значительно позже, то есть уже уволенного с военной службы лица (при этом очевидно, что между наличием заболевания и смертью имеется причинно-следственная связь).


Вторую категорию составляли граждане, уволенные с военной службы при общей продолжительности 25 и более лет по ряду отдельно оговоренных обстоятельств. Основанием предоставления права быть погребенным по воинскому ритуалу было увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Увольнение по иным основаниям, например, несоблюдения условий контракта со стороны военнослужащего, являлось снованием отказа от проведения ритуала отдания воинских почестей. Таким образом, ранее существовавшая категория, состоящая из генералов (адмиралов) и высших офицеров в запасе и отставке, скорректирована путем отнесения к ней всех лиц, находящиеся в момент смерти в запасе или отставке при условии наличия определенного количества выслуги лет и вне зависимости от их воинского звания.


Третью группу составляли участники войны и граждане, имевшие особые заслуги перед государством.


При этом все перечисленные категории лиц должны были являться на момент смерти гражданами государства.


Положения устава, утвержденного 10 ноября 2007 года [4], не только расширили категории лиц, но и внесли коррективы в требования, при которых возможно проведение воинского ритуала погребения.


Требования к общей продолжительности нахождения на военной службе гражданина, уволенного с военной службы, были пересмотрены: общий срок службы снизился на пять лет и составляет в настоящее время период от 20 лет, в то время как основания увольнения военнослужащего остались прежними.


Уточнены требования для возникновения обязанности у должностных лиц по проведению погребения с воинскими почестями для первой группы (военнослужащих и граждан, призванных для прохождения военных сборов).


Надлежащим основанием для проведения ритуала воинского погребения умершего будет считаться вызванная заболеванием смерть, наступившая исключительно в период прохождения им военной службы (или военных сборов). Это нововведение устранило необходимость установления причинно-следственной связи между заболеванием и наступлением смерти в тех случаях, когда увольнение с военной службы происходило по основаниям, не связанным с невозможностью продолжения прохождения службы по состоянию здоровья военнослужащего. Трудности также возникали и в случае значительного промежутка времени между диагностированием заболевания и моментом наступления смерти.


Участие военнослужащих в церемонии воинского захоронения возможно в нескольких случаях. Во-первых, на основании решения уполномоченного должностного лица производится направление военнослужащего в целях организации траурного мероприятия. Во-вторых, военнослужащий может присутствовать в качестве лица, сопровождающего умершего.


Положения Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации призваны, в первую очередь, регламентировать действия относящихся к первой категории военнослужащих, устанавливая для них четко фиксированные обязанности и специальный последовательный порядок их исполнения. Для второй же категории установление обязанностей минимально и сводится к порядку осуществления воинского приветствия и соблюдения ими законодательства о погребении и похоронном деле.


Число выделяемых военнослужащих на основании устава для участия в ритуале воинского погребения зависит от целого ряда факторов. В церемонии отдания воинских почестей при погребении принимают участие: почетный эскорт; военный оркестр (сигналист-барабанщик); почетный караул; военнослужащие, несущие портрет умершего, венки, гроб. При наличии у умершего государственных наград (медалей и орденов), выделяются военнослужащие для следования в процессии с медалями и орденами согласно старшинству наград на специально оборудованных для этих целей подушечках.


Оповещение ближайших родственников умершего военнослужащего производится согласно п. 387 Устава гарнизонной и караульной служб в тот же день командиром воинской части [4].


Одновременно и в тот же срок осуществляется оповещение о смерти военнослужащего военного комиссариата либо по месту призыва, либо по месту жительства семьи умершего лица.


Обязанность по передаче информации не сводится исключительно к оповещению родственников о факте смерти военнослужащего: обстоятельства смерти военнослужащего излагаются в письме, адресованном родственникам погибшего. Документ, подписанный командиром воинской части, в которой погибший проходил военную службу, передается через военнослужащих, направленных для сопровождения гроба с телом при следовании их в иной населенный пункт.


Другие документы (извещение о смерти, свидетельство и справка о смерти), необходимые для организации захоронения останков согласно п. 386 Устава гарнизонной и караульной служб, также направляются посредством передачи лицами, сопровождающими гроб [4]. Аналогичным образом направляются личные вещи и награды покойного, безопасность отправления которых гарантируется упаковыванием их в специальный пакет, опечатанный гербовой сургучной печатью.


Вещи и награды не передаются напрямую членам семьи погибшего военнослужащего, а передаются, исходя из положений п. 386 Устава гарнизонной и караульной служб, по акту военному комиссару [4].


Погребение военнослужащего может производиться в различных местах: по месту прохождения службы, в месте наступления смерти, в другом населенном пункте.


Под другим населенным пунктом подразумевается любое иное место погребения на территории страны, отличное от мест, указанных выше. Это место необязательно должно совпадать с местом призыва военнослужащего на военную службу или с местом жительства членов семьи покойного.


Место погребения военнослужащего определяется членами его семьи или прижизненным волеизъявлением умершего военнослужащего при условии соблюдения требований российского законодательства.


В частности, к таким требованиям относятся условия захоронения в землю только на территории открытых для погребения кладбищ; наличие положительного заключения санитарно-эпидемиологических органов при захоронении тела в воду и другие условия.


Захоронение в землю может производиться как на воинских участках кладбища, так на участках без такого специального статуса, что не влияет ни на возможность организации и проведения воинского ритуала погребения, ни на порядок осуществления церемонии. Погребение на специально созданном мемориальном воинском кладбище возможно при наличии дополнительных условий.


Возможность свободного выбора места погребения существовала не всегда: положения Устава гарнизонной и караульных служб Вооруженных Сил СССР (п. 335) [6], например, указывают на необходимость выбора места службы покойного в качестве места проведения его захоронения. А транспортировка тела умершего в иное место лишь в исключительных случаях подлежала оплате за счет государства. Такое решение могло быть принято только по решению командующего войсками военного округа.


В настоящее же время в случае отправки тела за пределы населенного пункта вне места гибели (смерти) военнослужащего или воинской части, где он проходил военную службу, должны быть приняты меры по назначению сопровождающих, по уведомлению военного комиссара по месту смены транспорта, используемого для перевозки гроба с телом, а также начальника гарнизона места проведения погребения.


Важное значение в ритуале воинского погребения отводится музыкальному сопровождению.


В ритуале погребения принимает участие оркестр, а при невозможности его использования в траурной церемонии участвует сигналист-барабанщик. Музыкальное сопровождение осуществляется на нескольких этапах ритуала воинского погребения


Исполняемое военным оркестром музыкальное сопровождение начинается с момента выноса гроба с телом из помещения после подачи команды начальником почетного эскорта (п. 392) [4]. Исполняется композиция «Коль славен», мелодия которого содержится в приложении к уставу.


Если похоронная процессия следует пешим порядком, то военный оркестр (сигналист-барабанщик) исполняет траурную музыку (траурный марш) вплоть до прибытия к месту погребения (п. 395) [4], производя необходимые перерывы.


После окончания траурного митинга, сущность которого в уставе не раскрывается, вновь начинает исполняться траурная музыка. А с первым залпом салюта исполняется «Коль славен» (п. 397). Подобный порядок исполнения композиций производится в случае, когда тело умершего военнослужащего предается огню.


Исполнение музыкального произведения «Коль славен» во время церемонии воинского погребения в Российской Федерации имеет непродолжительную историю. Предписание исполнять композиции «Коль славен» в момент выноса тела покойного из здания (п. 392), а также при опускании гроба с телом (п. 396, п. 398) введено положениями Устава в 2007 году. Данное нововведение не связано с изменением нормативных правовых актов более высокой юридической силы: Государственный гимн, ранее установленный в положениях устава, утвержденного 14.12.1993 г. [7] для ритуала воинского погребения, мог исполняться в таких целях согласно аб. 6 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации» [1], который с момента принятия нормативного правового акта не изменялся.


На протяжении последних 100 лет музыкальное сопровождение при отдании воинских почестей при погребении менялось неоднократно.


Положения устава гарнизонной службы Красной армии устанавливали для исполнения композицию «Интернационал», а устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР – Государственный гимн СССР.


Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации 1993 года указывает на использование в ритуале траурного марша, а с момента первого залпа салюта (в случае кремации – по его окончании) – Государственного гимна (353, 355) [7]. Понятие «траурный марш» представляет собой собирательное понятие, поэтому при отсутствии в уставе 1993 года наименования конкретного музыкального произведения военный оркестр мог по решению уполномоченного лица исполнять различные композиции. В то время как Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации 2007 года в приложении 7 содержит соответствующий сигнал [4].


Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает, что в случае, если при жизни военнослужащий был награжден медалями или орденами или был представлен к награде посмертно, при проведении воинского ритуала погребения указанные награды используются в ритуале воинского погребения путем их демонстрации [4]. Для несения наград покойного выделяются военнослужащие.


Интересно, что положения устава определяют дальнейшую юридическую судьбу наград, присвоенных покойному, и документов к ним: в случае наличия наследников – награды передаются им на хранение в качестве памяти, а при отсутствии – подлежат возврату.


Обратим внимание, что с точки зрения гражданского законодательства такой возврат наград и документов к ним возможен лишь по истечению срока для принятия наследства, определяемого нормами Гражданского кодекса РФ.


Между тем, соответствующее законодательство решает этот вопрос иначе: в ст. 1185 Гражданского кодекса РФ определяется, что правовое регулирование порядка наследования наград зависит от их статуса [2]. В состав наследства могут быть включены лишь те, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации.


Положение о государственных наградах Российской Федерации в п. 50 указывает на возможность хранения наград и документов к ним у членов семьи покойного и иных близких родственников [3].


Таким образом, круг лиц (наследники), указанный в уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации [4], существенно отличается от категорий, указанных в указе Президента Российской Федерации (члены семьи и другие близкие родственники) [3].


Проведенный в работе анализ положений советского и российского законодательства позволяет прийти к выводу, что ритуал отдания воинских почестей при погребении представляет собой комплекс мероприятий по оповещению родственников, транспортировке останков, организации процедуры прощания, траурного митинга и непосредственно погребения. На протяжении ряда лет происходило изменение музыкального сопровождения (каждый из вводимых уставов указывал различные композиции в качестве обязательных). С течением времени расширился перечень лиц, погребение которых производится с отданием воинских почестей, а сам обряд стал более детальным и регламентированным.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» // Российская газета от 27.12.2000 г. № 2608.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета от 28.11.2001 г. № 233.
3. Указ Президента РФ от 7.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Российская газета от 15.09.2010 г. № 207.
4. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации: утв. указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495.
5. Устав гарнизонной службы Красной армии: введен в действие Приказом Народного Комиссара Обороны Союза ССР № 40 от 24.01.1941 г.
6. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР: утв. Указом президиума ВС СССР 30.07.1975 г.
7. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации: утв.указом Президента РФ от 14.12.1993 г. № 2140.

 

REFERENCES:

 

1. Federal constitutional law of December 25, 2000 No. 3-FKZ "On The national anthem of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. December 27, 2000. No. 2608.
2. The civil code of the Russian Federation (part III) of 26.11.2001, № 146-FZ // Rossiyskaya Gazeta. November 28, 2001. No. 233.
3. Decree of the President of the Russian Federation of 7.09.2010 No. 1099 "On measures to improve the state award system of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. September 15, 2010. No. 207.
4. Charter of the garrison and guard services of the Armed Forces of the Russian Federation, approved by decree of the President of the Russian Federation from 10.11.2007 No. 1495.
5. Charter of garrison service of the Red Army, put into effect by the Order of People's Commissar of Defense of the USSR № 40 from 24.01.1941.
6. Charter of the garrison and guard services of the Armed Forces of the USSR, approved by decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR from 30.07.1975.
7. Charter of the garrison and guard service of the Armed Forces of the Russian Federation, approved by decree of the President of the Russian Federation from 14.12.1993 No. 2140.

 

 

Заневская Наталья Андреевна
соискатель ученой степени кандидата юридических наук
преподаватель кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Zanevskaya Natalya Andreyevna
Candidate for a degree in Juridical Sciences
Lecturer at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ