К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИЗАЦИИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (1992-1997 гг.)


TO THE QUESTION OF THE CATEGORIZATION OF THE ARMED CONFLICT IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN (1992-1997)


УДК 341.39

 

ШАРИПОВ Малик Темурович

 

 

SHARIPOV Malik Temurovich

 

Аннотация. В статье рассмотрены и описаны виды вооруженных конфликтов. Приведены основные и дополнительные признаки вооруженных конфликтов, дано понятие термина «гражданская война», а также категоризирован вооруженный конфликт, произошедший в Республике Таджикистан в конце XX столетия (1992-1997 гг.).   Abstract. The article examines and describes the types of armed conflicts. The main and additional signs of armed conflicts, and definition of the term «civil war» are given, as well as the armed conflict that occurred in the Republic of Tajikistan at the end of the 20th century (1992-1997) is categorized.

Ключевые слова: международный вооруженный конфликт; немеждународный вооруженный конфликт; война; гражданская война; агрессия; вооруженная борьба.

  Keywords: international armed conflict; non-international armed conflict; war; civil war; aggression; armed resistance.

 

 

 

Развал СССР негативно отразился на экономической и политической ситуации во всех его бывших республиках. Он резко изменил установившийся уклад жизни в обществе, что привело к внутренним конфликтам в нескольких государствах.


Республика Таджикистан стала одним из государств, где сложившееся тяжелое экономическое, политическое и социальное положение переросло в вооруженный конфликт, в ходе которого был нанесен огромный ущерб всем отраслям жизнедеятельности республики [12].


К настоящему времени отсутствует четкая и окончательная правовая характеристика вооруженного конфликта, произошедшего в Республике Таджикистан.


При категоризации данного вооруженного конфликта следует опираться, в первую очередь, на международную нормативную правовую базу, национальные нормативные правовые акты, а также мнения ученых-правоведов.


Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН от 26 июня 1945 года государства – участники Организации Объединенных Наций не могут применять агрессию по отношению к любому другому государству. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. дает определение термина «агрессия» и понимает под ним активное использование одним государством своих вооруженных сил против другого субъекта международного права и вторжение в его территориальную и политическую независимость.


Однако любое государство обладает правом на самооборону: индивидуальную или коллективную, а также правом на применение вооруженной силы в целях защиты своей политической и территориальной целостности, если в отношении этого государства применяется незаконная вооруженная агрессия.


В международном праве регламентированы и классифицированы случаи законного и оправданного применения вооруженной силы. Так, согласно 51 статье Устава ООН войны, в которых акторы международного права осуществляют свое право на самооборону от внешней агрессии, определяются как оборонительные. При этом следует отметить, что войны, во время которых притесняются права и свободы народов, ведущих борьбу за право их самоопределения, называются национально-освободительными. Статья 42 Устава ООН устанавливает право законного применения вооруженной силы в период проведения операций, детерминированных договорными обязательствами государств – акторов международного права, при императивном условии принятия решения проведении таковых Советом Безопасности ООН.


Запрещение агрессивных войн повлияло на воззрения ученых-юристов и на международно-правовой терминологический аппарат середины XX века и способствовало тому, что на смену термину «война» пришел термин «вооруженный конфликт», с этого периода активно внедрившийся в лексикон ученых-правоведов.


Сам термин «вооруженный конфликт» встречается впервые в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (принята 12 августа 1949 г.). В соответствии с Дополнительным протоколом I к ней, который был принят в 1977 году, немеждународными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, которые происходят в территориальных границах одного государства, где борьбу ведут правительственные войска против оппозиционных, антиправительственных организованных групп. В силу пункта 4 статьи 1 указанного протокола также закреплено определение международного вооруженного конфликта. Согласно этому пункту международным вооруженным конфликтом является проявление вооруженной борьбы с участием притесняемых народов с одной стороны и иностранных захватчиков с другой, или же когда народы борются с установленным расистским режимом, при этом ведя борьбу за право самоопределения [11, С. 8].


На данный момент в научных источниках существует большое количество определений понятия вооруженного конфликта. Б. Мбатна в числе значительного множества других российских ученых считает, что термин «гражданская война» и термин «немеждународный вооруженный конфликт» являются синонимами, его мнение разделяют и другие ученые [9, С. 37; 3, С. 131-132; 2, С. 47].


Необходимо отметить позицию Л.П. Ануфриева, который среди всех характерных признаков немеждународного вооруженного конфликта выделяет то, что в нем одним из участников является суверенное государство, которое является общепризнанным актором международно-правовых отношений, а противостоит ему организованная группа, которая в рамках международного права не признается полноценным субъектом, но в свою очередь может и обязано гарантировать выполнение всех международно-правовых норм [13, С. 42].


Следует согласиться с мнением А.Г. Григорьева о том, что вооруженным конфликтом признается всякое вооруженное противостояние оппозиционных сил с правительством, в котором непосредственное участие принимают вооруженные силы и которое происходит в территориальных границах одного государства [5, С. 13-14].


В свою очередь, Л.П. Ануфриев полагает, что основным характерным признаком немеждународного вооруженного конфликта является то, что в нем одной из сторон является независимое государство, являющееся признанным актором международного права, а другим участником вооруженного конфликта является организованная группа, которая в свою очередь не является полноценным субъектом международного права, но в то же время может гарантировать соблюдение норм международного права [13, С. 42].


В массиве национальных нормативных правовых актов также закреплено понятие вооруженного конфликта: так, например, в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25.12.2014 N Пр-2976, содержатся понятия как вооруженного, так и военного конфликта. Все виды вооруженного противоборства, в том числе и крупномасштабные, региональные и локальные войны, а также вооруженные конфликты, посредством которых разрешаются межгосударственные и внутригосударственные противоречия, определяются термином военный конфликт. Вместе с тем, вооруженный конфликт является вооруженным противостоянием ограниченного масштаба, при условии, что субъектами являются два или более государств (вооруженный конфликт международного характера) или противостояние между сторонами происходит на территории одного государства (вооруженный конфликт немеждународного характера).


В свою очередь, Римский статут Международного уголовного суда, который был принят 17 июля 1998 года определил, что вооруженный конфликт немеждународного характера имеет территориальные и темпоральные пределы: место исключительно ограничено пределами территориальных границ одного государства, и лишь во время длительной вооруженной борьбы между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами (ст. 8 п. 2 е). Тем не менее, необходимо уточнить, что отдельно взятые беспорядки и нерегулярные акты насилия, проявившиеся в результате нарушений внутреннего порядка, установленного национальными нормами актора международного права, не являются вооруженным конфликтом.


Апеллируя к законодательству Республики Таджикистан, регулирующему исследуемую сферу правоотношений, необходимо отметить, что в Военной доктрине Республики Таджикистан, утвержденной Постановлением Маджлиси Намояндагон Мадждиси Оли Республики Таджикистан от 03.10.2005 г. №103 также закреплены признаки вооруженного конфликта, к которым относят: участие в вооруженных конфликтах нерегулярных вооруженных групп; наличие серьезной угрозы для жизнедеятельности местного гражданского населения, а также их вовлеченность в боевые действия; вероятность использования террористических методов ведения вооруженной борьбы; опасность преобразования внутреннего вооруженного конфликта в вооруженный конфликт международного характера, а также постоянная сложная и напряженная морально-психологическая обстановка в государстве.


Автор полностью разделяет мнение С.В. Маликова, согласно которому вооруженное противостояние двух сторон является ничем иным как вооруженным конфликтом. При этом, как отмечает ученый, характер этого противостояния – будь то религиозный, экономический, этнический или политический – не имеет важного значения. Таким образом, вооруженный конфликт определяется как средство достижения своих целей противоборствующими сторонами путем применения вооруженной силы по отношению друг к другу [7, С. 23-27]. При этом целесообразно признать, что основанием для категоризации видов вооруженного конфликта С.В. Маликов в качестве критерия избрал степень вовлеченности в него государства, и по данному основанию выделил войны, военные конфликты и вооруженные инциденты [8, С. 18].


Военная доктрина Российской Федерации категоризирует войны как локальные, региональные и крупномасштабные.


Война локальная ведется в экономических, политических и территориальных целях двух и более противоборствующих государств. Основным фактором локальной войны является то, что государства преследуют цель выполнения ограниченной военно-политической задачи, а все военные действия происходят только на территории государств – участников конфликта.


Региональная война – это война, в которой участвуют несколько государств, основной целью которой является решение военно-политических задач противоборствующих сторон. Стороны, участвующие в региональной войне, ведут боевые действия с применением обычных видов оружия и техники либо прибегают к ядерным средствам поражения.


Война крупномасштабная почти всегда вынуждает ее участников прибегать к мобилизации всех доступных им ресурсов. Участники крупномасштабной войны преследуют большие военно-политические цели, из чего следует сделать вывод о том, что ведется такая война исключительно между крупнейшими государствами или союзами государств.


Представляется, что все вооруженные конфликты по своему уникальны и существенно различаются по содержанию и причинам возникновения. Зачастую один и тот же вооруженный конфликт оценивается различными учеными с противоположных позиций. Поэтому для правильного определения вида вооруженного конфликта считаем необходимым изучение каждого отдельно взятого конфликта.


Признаки немеждународного вооруженного конфликта, которые отличают его от вооруженного конфликта международного характера, выделял И.Н. Арцибасов, который относил к ним использование оружия вооруженными силами противостоящих друг другу сторон; организованные враждебные действия между противоборствующими силами одного и того же государства; элемент организации (это относится в первую очередь к оппозиции, которой в ходе противостояния необходимо создать органы власти, ответственные за поведение лиц из числа их вооруженных формирований); контроль над частью территории государства оппозицией, а также эффективное осуществление ими своих властных функций, в том числе и ведение боевых действий; коллективный характер выступлений (это значит, что отдельные, спорадические, анархистские антиправительственные выступления создают обстановку внутренней напряженности (например, беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера) [1, С. 46].


Немеждународный вооруженный конфликт помимо основных признаков, обозначенных ранее, обладает также дополнительными признаками, среди них выделяются: интенсивное ведение боевых действий противоборствующими сторонами, непосредственное участие, а также содействие и помощь одной из сторон конфликта.


Участие в вооруженном конфликте третьего государства имеет непосредственное влияние на юридическую оценку этого конфликта. Например, если третье государство не признаёт оппозиционную сторону и оказывает помощь легитимному правительству, то такой вооруженный конфликт является немеждународным. Если же это государство оказывает помощь оппозиции и признает ее воюющей стороной конфликта, то данный конфликт будет определятся как международный вооруженный конфликт.


Конституционный закон Республики Таджикистан № 94 от 3 ноября 1995 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения» определяет основания для введения чрезвычайного положения: реальная угроза свободам и правам граждан, которая создана массовыми нарушениями правопорядка в государстве; попытка изменения конституционного строя Республики Таджикистан и захвата государственной власти насильственным путем; необходимость восстановления деятельности всех органов государственной власти, а также конституционного правопорядка в государстве.


С.А. Вовк считает гражданскую войну особым видом локальных войн, в которых вооруженная борьба ведется между разнохарактерно настроенными группами населения одного государства, при этом следует отметить, что причинами вооруженных столкновений являются различные противоречия.


К основным и наиболее часто встречаемым причинам вооруженных столкновений внутри одного государства относятся социальные, политические и национальные противоречия. Вооруженная борьба может проявляться в различных формах, начиная от восстаний и мятежей и заканчивая крупными военными операциями с участием в них регулярной армии либо оппозиционных вооруженных формирований, а также может проявляться в виде диверсионно-террористических актов [4, С. 164].


Безусловно, следует согласиться с мнением Г.В. Захарченко о том, что гражданская война определяется как совокупность противоречий, в том числе социальных, политических и идеологических, которые доведены до взаимоуничтожающей степени напряжения сил противостоящих сторон [6, С. 141]. При этом М.А. Мишкуро считает, что гражданская война – это насильственный вооруженный конфликт между правительством (государством) и одним или несколькими оппозиционно настроенными негосударственными субъектами, который происходит в пределах одного государства [10, С. 763].


Необходимо отметить, что гражданские войны существенно отличаются от вооруженных конфликтов международного характера, насильственных конфликтов или беспорядков, в которых не участвуют государства.


Исходя их вышеизложенного, полагаем, что для точного определения вида вооруженного конфликта в Республике Таджикистан (1992-1997 гг.), рассмотрим основные черты гражданских войн.


К характерным чертам гражданской войны относятся: наличие коренных политических, экономических, этнических и социальных противоречий. Их разрешение соответствует наиболее важным интересам государства. Необходимо отметить, что в развязывании войны в Таджикистане большую роль сыграло тяжелое экономическое положение Таджикистана, общинный уклад жизни и высокая степень религиозности местного населения. Именно сочетание всех вышеперечисленных факторов и явилось причиной вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.


Безусловно, в ходе войны происходит качественное изменение состояния вооруженных сил и всего государства в целом. Вооруженный конфликт в Таджикистане (1992-1997 гг.) происходил между центральной властью и силами различных группировок, представленных в лице Объединённой таджикской оппозиции, и охватил всю территорию Таджикистана, фактически разделив его на две части. В гражданской войне могут применяться все формы борьбы: дипломатическая, правовая, вооруженная, экономическая и другие; гражданские войны часто продолжаются в течение длительного времени, они с меньшей вероятностью могут быть урегулированы официальными соглашениями, и вероятность их повторения гораздо выше. Примером этому служит и вооруженный конфликт в Республике Таджикистан, который продолжался более 5 лет (1992-1997 гг.).


Следует отметить, что гражданская война, как правило, помимо значительного влияния на благосостояние мирного населения, также может привести к большому количеству жертв. Так, по официальным данным, опубликованным правительством Республики Таджикистан, в результате пятилетней гражданской войны потери среди Вооруженных Сил и гражданского населения достигли 60 тысяч человек.


Из вышеизложенного следует вывод о том, что гражданская война – это насильственный вооруженный конфликт между правительством (государством) и одним или несколькими оппозиционно настроенными негосударственными субъектами, который происходит в пределах одного государства. Из проведенного анализа признаков гражданской войны, представляется, что целесообразно сделать вывод о том, что вооруженный конфликт в Республике Таджикистан является классическим примером гражданской войны.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Арцибасов И.Н. Право в период вооруженных конфликтов. М., 1978.
2. Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989.
3. Блищенко И.П. Немеждународный вооруженный конфликт и международное право // Советское государство и право. М., 1985. С.131-132.
4. Вовк С.А. Гражданская война как особый вид локальных войн // ВiсникСевНТУ. 2011. № 123. С. 164.
5. Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1992.
6. Захарченко Г.В. Понятие «гражданская война» в политико-идеологическом и человеческом измерении // Юридическая наука и практика: Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2018. С. 141.
7. Маликов С.В. Правовые и организационные основы расследования преступлений, совершаемых военнослужащим в районах вооруженного конфликта. Дисс. … д-ра юрид. наук. М.: ВУ, 2004.
8. Маликов С.В. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта: монография. М., 2005.
9. Мбатна Б. Немеждународный вооруженный конфликт и международное гуманитарное право. М., 1985.
10. Мишкуро М.А. Соотношение понятий «война» и «вооруженный конфликт» в международном гуманитарном праве // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 763.
11. Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. М., МККК, 1998.
12. Саъдиев Ш.С. Путь к миру и национальному согласию. Душанбе, 2002.
13. Тюркин М.Л., Шаковец О.В. Правовое регулирование действий воинского контингента РФ в миротворческих операциях. М., 2001.

 

REFERENCES:

 

1. Arcibasov I.N. Law during the armed conflicts. M., 1978.
2. Arcibasov I.N., Egorov S.A. Armed conflict: law, politics, diplomacy. M., 1989.
3. Blishenko I.P. Non-international armed conflict and international law // Soviet state and law. M., 1985. Pp. 131-132.
4. Vovk S.A. Civil war as a special type of local wars // VestnikSevNTU. 2011. № 123. P. 164.
5. Grigoryev A.G. International law during the armed conflicts. M., 1992.
6. Zaharchenko G.V. The concept of «Civil war» in the political, ideological and human dimension // Legal science and practice: Almanac of scientific works of Samara Law Institute FSES of Russia. Samara, 2018. 141 p.
7. Malikov S.V. Legal and organizational basis of investigation of crimes, committed by military personnel in areas of armed conflict. Diss. … Doctor of Law Sciences. M.: Military University, 2004.
8. Malikov S.V. Investigation of crimes in areas of armed conflict: Monograph. M., 2005.
9. Mbatna B. Non-international armed conflict and international humanitarian law. M., 1985.
10. Mishkuro M.A. Relationship between the concepts of «war» and «armed conflict» in international humanitarian law // Young scientist. 2016. № 8. P. 763.
11. Main provisions of Geneva conventions and additional protocols. M., 1998.
12. Sadiev Sh.S. The way to peace and national accord. Dushanbe, 2002.
13. Tyurkin M.L., Shakovec O.B. Legal regulation of the actions of the military contingent in peacekeeping operations. M., 2001.

 

 

Шарипов Малик Темурович
адъюнкт кафедры военного права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sharipov Malik Temurovich
Adjunct at the Department of Military Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ