ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ В ВПА ИМ. В.И. ЛЕНИНА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ ВОЙСК И НАСЕЛЕНИЯ ПРОТИВНИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
TEACHING EXPERIENCE OF MILITARY STUDENTS OF MPA NAMED AFTER. I.V. LENIN FOR ACTIVITIES ON PROPAGANDA AMONG THE TROOPS AND THE POPULATION OF THE ADVERSARY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
УДК 93
ФОМЕНКО Петр Петрович
|
|
FOMENKO Petr Petrovich
|
Аннотация. Изучен вклад ВПА им. В.И. Ленина в подготовку кадров, осуществляющих деятельность по организации спецпропаганды среди войск и населения противника в годы Великой Отечественной войны. | Abstract. The contribution of MPA named after V.I. Lenin in the training of personnel engaged in the organization of special propaganda among the troops and population of the enemy during the Great Patriotic War, is studied. | |
Ключевые слова: спесцпропаганда, Великая Отечественная война, ВПА им. В.И. Ленина. |
Keywords: special propaganda, Great Patriotic war, MPA named after V.I. Lenin. |
В 2019 году Военный университет отметил 100-летнюю годовщину со дня образования. За вековой период образовательной деятельности, учебное заведение претерпело целый ряд преобразований и изменений, подготовило десятки тысяч специалистов военно-политической работы для всех силовых институтов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Выпускники вуза традиционно с честью и достоинством в условиях мирного и военного времени выполняют профессиональные задачи по воспитанию миллионов патриотов нашего Отечества.
Пропаганда среди войск и населения противника выступала приоритетным направлением деятельности политорганов в годы Великой Отечественной войны. По мнению руководства страны, спецпропаганда выступала отдельным видом обеспечения боевых действий войск и решала задачи морально-политического разложения солдат и офицеров немецкой армии, подрыва их боевого духа, политического отрыва от фашистского командования, склонения к отказу воевать, к сдаче в плен одиночками, группами, к организованной капитуляции. «Добиваться разложения и деморализации армии и тыла противника» – так Нарком обороны определил задачу военных советов и политических органов в области спецпропаганды.
Генерал-полковник Крайнюков Константин Васильевич в своей книге «Оружие особого рода» пишет: «Важным участком политической работы являлась пропаганда среди войск противника. В ходе Отечественной войны мы приобрели в этом известный опыт. Но трудностей пришлось преодолеть немало. Я вспоминаю, какой острый недостаток в кадрах мы испытывали в начале войны, когда органы, призванные вести эту важную работу, находились в стадии формирования и становления» [3, С. 123].
В военно-исторических документах, научных исторических работах и исследованиях на сегодня достаточно широко освещены вопросы сущности и содержания специальной пропаганды в годы Великой Отечественной войны, ее организации для фронта, формы, способы и методы применения пропаганды среди войск и населения противника, примеры и результаты применения в боевой обстановке, подготовки и обучения специалистов.
Нужно отметить, что в Красной армии вопросы организации спецпропаганды решал специально созданный аппарат. Задача по управлению этой деятельностью возлагалась на Советское бюро военно-политической пропаганды. Непосредственную организацию в войсках и планирование применения воздействия на противника осуществляло Главное политическое управление (ГлавПУ) РККА. В организационно-штатную структуру ГлавПУ РККА входило отделение политической работы среди войск и населения противника, которое в ходе войны неоднократно реорганизовывалось.
В ходе войны организацию оперативной спецпропаганды осуществляли отдел политуправления фронта (округа), отделение политотдела армии, старшие инструкторы политотделов корпусов и дивизий по работе среди войск и населения противника.
Рис. 1. Структура и задачи аппарата специальной пропаганды среди войск и населения противника
Великая Отечественная война явилась очередным испытанием и для Военно-политической академии. За неполных четыре года неоднократно менялись учебные программы и сроки обучения слушателей. В октябре 1941 года в связи с положением на фронте академия была переведена в Белебей Башкирской АССР. В 1943 году учебное заведение было преобразовано в Высшие всеармейские военно-политические курсы Главного политического управления Красной Армии и в августе 1943 года передислоцировано обратно в Москву.
В таких сложных условиях проходила учеба, но трудности только сплачивали коллектив и способствовали качественной учебе и усвоению программы. Все без исключения слушатели знали, что они нужны на фронте, и не жалея сил и времени занимались по 12-14 часов в день.
Академия встретила войну боевым и сплоченным коллективом. Слушатели выражали одно желание: скорее на фронт, отдать свои силы и знания защите любимой Родины, разгрому врага. Выступая на одном из митингов, слушатель Ф.З. Бабанченко заявил: «Все наши чувства и мысли с теми, кто уже сражается с наглым врагом. Я клянусь беспощадно бить фашистскую гадину до полного ее уничтожения» [1, С. 98]. В академической газете «Ленинец» были размещены многочисленные заявления слушателей и преподавателей, полные решимости встать на защиту своей Родины.
С самого начала войны наблюдался рост роли военно-политической академии им. В.И. Ленина как крупнейшего военно-политического учебного заведения Красной Армии, нацеленного на подготовку кадров политсостава. Такое положение объяснялось, прежде всего, некомплектом политработников, который в период с августа 1941 года по февраль 1942 года составлял 50 тысяч человек [4, С. 501].
Кроме того, в этот период повысились требования к политработникам армии и флота, к партийно-политической работе в целом. Значительно возросли требования к партийно-политической работе с введением в Красной Армии института военных комиссаров 16 июля 1941 года. Это объяснялось необходимостью решения задач повышения боевой стойкости частей и подразделений на фронте.
С началом войны академия перестроила образовательный процесс в соответствии с обстановкой на фронте. Сроки обучения были сокращены и составили один год. Штатная численность слушателей увеличилась в несколько раз. Особое внимание обращалось на изучение фронтового опыта партийно-политической работы. С началом войны для всех преподавателей академии была введена стажировка в частях и соединениях действующей армии, что позволяло изучить передовой опыт партийно-политической работы в боевых условиях и использовать его в учебном процессе.
Изучение курса партийно-политической работы осуществлялось на основе «Программы для подготовки комиссаров и политработников», которая была утверждена начальником Главного политического управления РККА. В тематику программы был включен раздел: «Политическая работа по разложению войск противника, идеологическая обработка солдат в фашисткой армии».
В центральном архиве Министерства обороны хранятся учебные программы Академии в годы войны. Что примечательно, в период организации и перестройки программы обучения проводились конференции по вопросам организации партийно-политической работы в боевых условиях. В списке выступлений присутствуют и темы по организации спецпропаганды среди войск противника. К сожалению, сам текст выступления авторам обнаружить не удалось.
На изучение этого раздела выделялось 2 часа на лекцию и 4 часа на практическое занятия, что позволяло изучить основы организации пропаганды среди войск и населения противника, изучить направления спецпропаганды, формы и методы воздействия на сознание войск и населения противника.
Так как оперативное руководство и планирование специальной пропаганды возлагалось на политуправления фронтов и политотделы армий, то на этих уровнях разрабатывались и реализовывались операции по политической пропаганде среди войск и населения противника. На эти должности, как правило, назначались выпускники академии имени В.И. Ленина, обладавшие знаниями и опытом организации специальной пропаганды в оперативном и оперативно-тактическом звене управления. В связи с недостатком специалистов спецпропаганды в оперативном звене, выпускники академии назначались и на должности начальников 7-х отделов фронтов и отделений армий.
Особый интерес для изучения опыта организации спецпропаганды представляют мемуары участников Великой Отечественной войны. Анализ этих трудов позволяет увидеть события, которые происходили в те годы, глазами современников. Например, «Прозрение» Михаила Ивановича Бурцева, который был бессменным начальником 7-го отдела (7 управления с 1944 г.), окончившего институт адъюнктов при Военно-политической академии имени В.И. Ленина.
М.И. Бурцев приводит следующие примеры: «Наш отдел пополнился специалистами. Это были высокообразованные политработники, знающие иностранные языки. Назову некоторых из них: заместитель начальника отдела А.А. Самойлов, воспитанник института адъюнктов Военно-политической академии имени В.И. Ленина» [2, С. 13]. Или: «Я знал Роберта Ивановича Унру не первый год. Это был опытный пропагандист, окончивший Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. Мы перевели его к себе из политуправления Ленинградского военного округа, где он возглавлял отдел по работе среди войск и населения противника» [2, С. 67].
Подготовка специалистов специальной пропаганды не являлась основной задачей военно-политической академии, но в связи с потребностями фронта ее выпускники успешно выполняли задачи на этих специфических должностях, что видно из приведенных ранее примеров.
Вышесказанное позволяет авторам сделать следующие выводы и обобщения.
Во-первых, на всем протяжении Великой Отечественной войны, от этапа к этапу, роль специальной пропаганды неуклонно нарастала. По этой причине была обусловлена потребность в подготовке кадров для ее организации.
Во-вторых, как свидетельствует история, учебно-методическим центром подготовки кадров являлась военно-политическая академия имени В.И. Ленина, которая в сложных условиях войны сумела успешно реализовать образовательные задачи по подготовке выпускников к организации спецпропаганды в годы Великой Отечественной войны.
В-третьих, деятельность академии по подготовке выпускников к организации спецпропаганды постоянно совершенствовалась с учетом потребностей фронта.
В-четвертых, учитывая роль агитационно-пропагандисткой работы сегодня, мы должны изучать, знать и использовать опыт специальной пропаганды, осуществлявшейся на противника в годы Великой Отечественной войны, 75-летие победы в которой отмечается в 2020 году.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Академия имени В.И. Ленина // Под ред. Е.Е. Мальцева. М.: Воениздат, 1980. 384 с.
2. Бурцев М.И. Прозрение. М.: Воениздат, 1981. 320 с.
3. Крайнюков К.В. Оружие особого рода. М.: Воениздат, 1978. 671 с.
4. Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Краткий исторический обзор. М., 1968. 632 с.
REFERENCES:
1. Academy named after V.I. Lenin // Ed. by E.E. Maltseva. M.: Military Publishing House, 1980. 384 p.
2. Burtsev M.I. Insight. M.: Military Publishing House, 1981. 320 p.
3. Krainyukov K.V. Weapons of a special kind. M.: Military Publishing House, 1978. 671 p.
4. Party and political work in the Soviet Armed Forces during the Great Patriotic War. 1941-1945. A brief historical overview. M., 1968. 632 p.
Фоменко Петр Петрович |
|
Fomenko Pyotr Petrovich |
Баланин Алексей Дмитриевич |
Balanin Alexey Dmitrievich |