СУВОРОВСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РОСГВАРДИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


SUVOROV SYSTEM OF TRAINING AND EDUCATION OF PERSONNEL AS THE BASIS FOR THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF ROSGUARD IN MODERN CONDITIONS


УДК 378

 

ГОЛОВАНОВ Антон Вячеславович
ЮДИН Иван Владимирович
кандидат педагогических наук

 

 

GOLOVANOV Anton Vyacheslavovich
YUDIN Ivan Vladimirovich
Candidate of Pedagogical Sciences

 

Аннотация. Представлен авторский взгляд на суворовскую систему обучения и воспитания личного состава как основу успешного развития Росгвардии в современных условиях. Рассмотрены основные элементы системы воспитания и обучения Суворова с их отражением на современном этапе развития войск национальной гвардии.   Abstract. The author's view on the Suvorov system of training and education of personnel as a basis for the successful development of Rosguard in modern conditions is presented. The main elements of Suvorov's education and training system and their reflection at the present stage of development of the National Guard troops are considered.

Ключевые слова: воспитание, обучение, Росгвардия, патриотизм, воинское воспитание, личный пример.

  Keywords: education, training, Rosguard, patriotism, military education, personal example.

 

 

 

Воспитание личного состава считается, по праву, одной из сложных и значимых сфер военной и иной службы. Этим и обусловлено то, что в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее Росгвардии) на всех этапах становления и развития уделяется воспитанию личного состава пристальное внимание.


В выступлении Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина подчёркнута значимость воспитания молодёжи России, а конкретнее – патриотической направленности: «Это очень серьёзное направление. Данная сфера затрагивает как нынешнее, так и подрастающее поколение – нашу молодёжь. Суть состоит в воспитании молодых людей, граждан страны на основе знаний собственной истории, вере в своих героев, любви к Родине, защите Отечества – это и есть патриотизм, но это не означает навязывание одной определённой идеологии…» [4].


Продолжая мысль Президента РФ, Директор Росгвардии генерал армии Виктор Васильевич Золотов озвучил целевую задачу войск по воспитанию личного состава в свете требований Верховного главнокомандующего: «…Мы делаем общее дело – воспитываем молодежь в духе беззаветного служения Отечеству, помогаем подрастающему поколению определиться в дальнейшей жизни и сделать в ней правильный выбор…» [2].


Напряжённая военно-политическая обстановка на мировой арене, попытки оппозиции навязать свои интересы внутри страны – всё это и многое другое является причинами для переосмысления проблем воспитания на современном этапе развития Росгвардии. Как свидетельствует практика, в условиях ускоренного развития в войсках меняются многие сложившиеся воспитательные подходы и приоритеты прошлого времени.


Важным направлением воспитания личного состава в современной обстановке является использование опыта предыдущих поколений [7]. У военнослужащего (сотрудника) Росгвардии необходимо развивать особые морально-волевые качества, необходимые в резко изменяющейся обстановке. Эта задача стоит не только в Росгвардии, а во всем силовом сегменте государства в целом.


При обсуждении вопроса развития войск национальной гвардии Российской Федерации в современной обстановке как никогда ранее следует прибегнуть к заветам и системе нравственного воспитания русского воина, применявшимся великим русским полководцем, непобедимым генералиссимусом Александром Васильевичем Суворовым. Углубляясь в историю, необходимо отметить, что одним из последователей великого полководца был основатель внутренней стражи генерал от инфантерии Евграф Федотович Комаровский, который являлся участником Итальянского и Швейцарского походов, проводимых во главе с Александром Васильевичем Суворовым [6, С. 167-176]. За свои заслуги Е.Ф. Комаровский был удостоен такими наградами как: орден Святой Анны 2-ой степени, орден Св. Иоанна Иерусалимского и иными. Отметим и то, что 29 ноября 2019 года личный сосав Росгвардии на высоком организаторском уровне отметил 250 лет со дня рождения основателя войск правопорядка.


Возвращаясь к Александру Васильевичу Суворову, следует сказать, что он оставил потомкам не только славу своих побед, но и ряд литературных произведений. В наше время известно о достаточном количестве приказов, наставлении, писем и других довольно интересных документов тех времён.


Взгляды, рассуждения и основные положения Александра Васильевича Суворова на подготовку войск изложены в его трудах под общим названием «Наука побеждать» [1]. Данное руководство и сегодня хорошо знают и используют в обучении и воспитании подрастающего поколения в войсках национальной гвардии Российской Федерации.


Непобедимый полководец отводил решающую роль примеру начальника в системе воспитания высоких моральных качеств воин. Суть данного метода состоит в том, чтобы лично оказывать пример и быть образцом для своих воинов во всём, а также в обязательном порядке требовать этого от своих подчинённых. Генералиссимус умело воплощал в жизнь данный наказ лично, перенося на равных все тяготы походов и быта солдат. «Благородного поведения и полного знания службы» – вот то, что требовал великий полководец от офицеров. Эти требования прослеживаются в тексте «Полкового учреждения». Также офицер не имеет права совершать порочащие себя поступки. Особое внимание уделялось примеру в строевом обучении для подчинённых. [10, С. 220]. Старший начальник обучает подчинённых показом с сопровождением объяснениями по необходимости.


Важно обратить внимание на цитату, которая нашла отражение в современных руководящих документах по морально-психологическому обеспечению в войсках национальной гвардии Российской Федерации»: «Основные усилия в воспитательной работе у офицеров сосредоточить на личной ответственности за выполнение требований законодательства, подготовку подчиненных и умелое управление ими, обучение и воспитание военнослужащих, сотрудников, заботливое отношение и уважение к ним» [3].


Важнейшим элементом воинского воспитания суворовской системы является образец (пример) командира и начальника. Исходя из этого, в воспитании необходимо опираться на педагогический принцип: «Сам воспитатель должен быть воспитан».


Невоспитанному, неопрятному, слабовольному, невежественному командиру (начальнику) не стоит ожидать от своих воинов добросовестного показательного выполнения обязанностей как на службе, так и в быту [5, С. 167-170].


Развитие и совершенствование войск национальной гвардии предполагает ориентацию на новые параметры, преимущественно на качество, а не на количество – как в вооружении и военной техники, в науке, так и в духовной сфере личного состава войск правопорядка.


Главная задача успешно развивающейся Росгвардии – это качественное и своевременное решение возложенных на нее задач в современных условиях. Неизбежным является усложнение обучения и воспитания личного состава. Оно требует от всех военнослужащих (сотрудников) обратить пристальное внимание на такие важные духовные ценности, как защита Родины, верность воинскому долгу и служение Отечеству.


В этих нравственных качествах и прослеживается патриотизм, формируется воинский долг как одна из важнейших духовных ценностей военнослужащих (сотрудников) Росгвардии.


В наши дни, рассказывая о подвигах военнослужащих (сотрудников) Росгвардии, необходимо обращаться к опыту личного состава, который выполнял задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в массовых мероприятиях мирового значения, а именно в период проведения Зимних Олимпийских игр в 2014 году, Чемпионата мира по футболу в 2018 году, XXIX Всемирной зимней универсиады в 2019 году, предоставляя им право выступить перед сослуживцами и на их опыте показать возможность успешного и качественного выполнения предстоящих задач. Актуален это приём даже в том случае, если таких военнослужащих в воинской части нет. В наше время возможно передать данный опыт с помощью мультимедийных средств – например, путем показа различных роликов и фильмов.


Сейчас, в период широкого использования средств массовой информации для негативного воздействия на граждан и военнослужащих (сотрудников) в том числе, немаловажно вспомнить ещё один Суворовский завет: «Каждый воин должен понимать свой манёвр». На современном языке это означает выработку у военнослужащих (сотрудников) Росгвардии осознанного выполнения своих обязанностей и развития самостоятельности, способности противостоять негативному воздействию противника [9]. Для современных войск Росгвардии, по мнению авторов, это одна из основных задач в обучении и воспитании военнослужащих [8, С. 49-56].


Таким образом, система обучения и воспитания личного состава, заложенная ещё генералиссимусом А.В. Суворовым, успешно реализуется на современном этапе развития Росгвардии.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Антоновский М.И. Наука побеждать по правилам величайшего из монархов Петра Первого, собственноручно писанным и подписанным от сего самодержца. СПб.: В. Тип. Ф. Дрехслера, 1808. 12 c.
2. Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. [Электронный ресурс]. URL: http://rosgvard.ru/ru/news/article/glavnokomanduyushhij-general-armii-viktor-zolotov-i-gubernator-ryazanskoj-oblasti-nikolaj-lyubimov-rassmotreli-voprosy-patriotich (дата обращения: 13.09.2019).
3. Временное наставление по организации морально-психологического обеспечения в войсках национальной гвардии Российской Федерации. М.: ФС ВНГ РФ, 2018. 46 с.
4. Встреча Президента В.В. Путина с общественностью Крыма и Севастополя. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/6230692 (дата обращения: 03.09.2019).
5. Кармаев А.Ю. Персональный авторитет командира как специфическое условие реализации метода убеждения в воспитании военнослужащих / А.Ю. Кармаев, Р.В. Мишин, И.В. Юдин // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2. С. 167-170.
6. Манеев И.В. Взгляды отечественных военных классиков на формирование государственно-патриотического мировоззрения личности российского офицера // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник научных трудов. Пермь, 2017. С. 167-176.
7. Мармаза С.А., Еременко И.Н. А.В. Суворов о воинской дисциплине / Сакун С.А., Лосенков В.В., Павлова В.Г., Кривенок В.И., Мармаза С.А., Еременко И.Н., Щерба А.А., Манеев И.В. Военное наследие А.В. Суворова и его современное значение: Сборник материалов межвузовской научной конференции // Вестник адъюнкта. 2018. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (дата обращения: 03.09.2019).
8. Паламарчук С.В., Юдин И.В. Художественная литература как средство патриотического воспитания личного состава Росгвардии / Сакун С.А., Крук В.М., Мармаза С.А., Манеев И.В., Юдин И.В., Ожерельева И.Г., Павлова В.Г., Исаев Д.А., Гожиков В.Я., Кончугов А.В., Кузнецов А.М., Коротков К.С., Гончаров А.Н., Гузеев В.А., Лукашев А.С., Губерны М.В., Паламарчук С.В., Клещёв Д.В., Березин А.Н., Латыш А.А. и др. Актуальные проблемы становления военно-политической работы на современном этапе. Сборник материалов международной научно-практической конференции // Вестник адъюнкта. 2019. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (дата обращения: 03.09.2019).
9. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат,1980. 36 с.
10. Суворов А.В. Полковое учреждение // Русская военная мысль, XVIII век: сборник. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

 

REFERENCES:

 

1. Antonovsky M.I. The science of defeating by the rules of the greatest of the monarchs Peter the Great, written with his own hand and signed by this autocrat. SPb.: F. Drechsler’s Publishing House, 1808. 12 p.
2. Questions of patriotic and spiritual-moral education of youth. [Electronic resource]. URL: http://rosgvard.ru/ru/news/article/glavnokomanduyushhij-general-armii-viktor-zolotov-i-gubernator-ryazanskoj-oblasti-nikolaj-lyubimov-rassmotreli-voprosy-patriotich (Access date: 13.09.2019).
3. Temporary instruction on the organization of moral and psychological support among the National Guard troops of the Russian Federation. M.: FS VNG RF, 2018. 46 p.
4. Meeting of President V.V. Putin with the public of Crimea and Sevastopol. [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/politika/6230692 (Access date: 03.09.2019).
5. Karmaev A.Yu. The personal authority of the commander as a specific condition for the implementation of the method of persuasion in the education of military personnel / A.Yu. Karmaev, R.V. Mishin, I.V. Yudin // Education. Science. Scientific staff. 2018. № 2. Pp. 167-170.
6. Maneev I.V. The views of Russian military classics on the formation of the state-patriotic worldview of the personality of a Russian officer // Actual problems of the humanities and socio-economic sciences: Collection of scientific papers. Perm, 2017. Pp. 167-176.
7. Marmaza S.A., Eremenko I.N. A.V. Suvorov on military discipline / Sakun S.A., Losenkov V.V., Pavlova V.G., Krivenok V.I., Marmaza S.A., Eremenko I.N., Shcherba A.A., Maneev I.V. A.V. Suvorov military heritage and its contemporary significance: Collection of the materials of the inter-university scientific conference // Adjunkt’s Bulletin. 2018. №2. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (Access date: 03.09.2019).
8. Palamarchuk S.V., Yudin I.V. Fiction as a means of patriotic education of the personnel of the Russian Guard / Sakun S.A., Kruk V.M., Marmaza S.A., Maneev I.V., Yudin I.V., Ozherelyeva I.G., Pavlova V.G.., Isaev D.A., Gozhikov V.Ya., Konchugov A.V., Kuznetsov A.M., Korotkov K.S., Goncharov A.N., Guzeev V.A., Lukashev A.S., Governors M.V., Palamarchuk S.V., Kleshchev D.V., Berezin A.N., Latysh A.A. and others. Actual problems of the formation of military-political work at the present stage. Collection of materials of the international scientific-practical conference // Adjunkt’s Bulletin. 2019. №2. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (Access date: 03.09.2019).
9. Suvorov A.V. The science of winning. M.: Military Publishing House, 1980. 36 p.
10. Suvorov A.V. Regimental institution // Russian military thought, XVIII century: collection. M.: AST; SPb.: Terra Fantastica, 2003.

 

 

Голованов Антон Вячеславович
слушатель факультета войск национальной гвардии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Golovanov Anton Vyacheslavovich
Student of the National Guard Troops Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Юдин Иван Владимирович
кандидат педагогических наук
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Yudin Ivan Vladimirovich
Candidate of Pedagogical Sciences
Lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ