АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
CURRENT TRENDS IN THE FIELD OF TRAINING AND DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
УДК 37.08
ГРИШАКИНА Инна Витальевна
|
|
GRISHAKINA Inna Vitaljevna
|
Аннотация. В статье рассмотрены основные компетенции и модели образования в период Четвертой промышленной революции, а также новые вызовы и задачи в области обучения и развития персонала образовательных организаций, которые ставит перед менеджментом в образовании период дистанционного обучения. | Abstract. The article discusses the main competencies and education models during the Fourth Industrial Revolution, as well as new challenges and tasks in the field of T&D which face education management during the period of distance teaching. | |
Ключевые слова: Четвертая промышленная революция, система обучения и развития персонала, онлайн-форматы, дистанционное обучение, диджитализация, образовательные компетенции, непрерывное обучение, приоритетные точки профессионального роста, менеджмент в образовании. |
Keywords: Fourth Industrial Revolution, T&D, e-learning, distance teaching, digital learning, educational competences, long-life learning, priorities of staff prospective development, education management. |
Неграмотными людьми 21 века будут не те,
кто не умеет читать и писать, а те,
кто не умеет учиться и переучиваться…
Элвин Тоффлер.
В современную эпоху Четвертой промышленной революции человеческим ресурсам отводится первостепенное место. По убеждению Питера Лоранжа [5, С. 6-8], перемены, адаптация к ним, обучение и качество человеческого капитала компании – это взаимосвязанные категории. Та организация, персонал которой работает лучше, одерживает победу в «образовательном марафоне». На сегодняшний день единственно верное стратегическое решение для современной организации – рассматривать человеческий фактор как главный стратегический ресурс и основной источник для инвестирования. А создать этот бесценный фонд возможно только с помощью постоянного обучения и развития персонала.
Стремящийся к постоянному самообразованию и саморазвитию коллега – пример для всего коллектива. Тогда вся команда становится одним гармоничным единым целым 5 уровня под лейтмотивом: «Жизнь прекрасна!» [4, С. 19].
Эми Эдмондсон считает актуальным формирование новейшей «организации для эффективного обучения», которая предполагает сотрудничество для расширения знаний и применения их в новых ситуациях [8].
Согласно исследованию Global Human Capital Trends 2019 (GHCT-2019), проведенному компанией Deloitee, формирование культуры постоянного обучения – важнейшая задача и основная тенденция в системе управления персоналом (HR – Human Resources) [9].
Новые стратегии способствуют изменениям в системе обучения и развития персонала (T&D – Training & Development). При этом следует выделить следующие факторы:
1. Обучение и развитие персонала – средство достижения стратегических целей организации.
2. Обучение – средство увеличения ценности человеческих ресурсов компании.
3. Без обучения внедрение организационных изменений существенно затрудняется [3, С. 156].
За период весенней карантинной самоизоляции хаотичная турбулентность, форс-мажорная непредсказуемость и экспоненциальное ускорение перемен достигли своего беспрецедентного апогея, и человечество подошло к точке технологической сингулярности [2]. Теперь наряду с «подрывными навыками» (компьютерная грамотность, диджитализация, критическое суждение, программирование ИИ) огромное значение приобретают ключевые навыки для выживания в Четвертой промышленной революции. Когнитивная гибкость, коммуникативные и лингвистические навыки, нестандартное мышление, адаптивность к меняющимся условиям, непрерывное обучение – далеко не полный список приоритетных навыков для самосохранения в период пандемического и постпандемического кризиса. Согласно исследованию «Deloitte» GHCT-2019, самой основной тенденцией 2019 года стало обучение и перепрофилирование персонала [1]. При этом 80% опрошенных сотрудников российских организаций и 57% сотрудников мировых компаний считают, что приобретение персоналом новых навыков и знаний не имеет никакой корреляции с их мотивацией и вознаграждением, а является личным выбором сотрудника (Рис.1).
Рис. 1. Данные исследования Global Human Capital Trends 2019
Особенно актуальной представляется проблема T&D в сфере образования. В мировой практике менеджмент в образовании рассматривается с точки зрения процессуального принятия существенных решений для учебного заведения [7, С. 79]. По мнению Питера Друкера, учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты находишься рядом с изменениями. И самое сложное – это научить людей учиться.
Ввиду перехода всех образовательных учреждений на дистанционные формы обучения, небывалую актуальность приобрели непрерывное образование, умение учиться и переучиваться. Цифровое обучение (Digital Learning) становится интегральной частью сегодняшнего обучения, основанного на современных технологиях и подходах и включающего диверсифицированные форматы и методы. Директор международного проекта Global Education Future Павел Лукша в своем исследовании «В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для 21 века» среди самых востребованных компетенций выделяют следующие:
• Управление концентрацией и вниманием.
• Эмпатия.
• Сотрудничество.
• Мышление: критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое.
• Навыки в сфере ИКТ и медиа (программирование, информационная гигиена).
• Гибкость и адаптивность.
• Способность учиться и переучиваться в течение жизни.
• Ответственность в работе [6].
Требуемый навык будущего |
С чем связано требование |
Эмоциональный интеллект, эмпатия |
Необходимость сотрудничать друг с другом, развитие человекоцентрированной экономики |
Медиаграмотность, информационная гигиена |
Сложная (и часто токсичная) информационная среда |
Осознанность, умение управлять вниманием |
|
Экологическое мышление |
Необходимость преодоления экологического кризиса и создания экоориентированной цивилизации |
Креативность, умение находить нестандартные решения |
Высокая сложность, неопределенность и изменчивость среды |
Кооперативность, умение решать нестандартные задачи в кооперации |
|
Способность учиться, в т.ч. выбирать свои стратегии обучения |
Для развития данных компетенций в образовательной среде целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
- разрабатывать творческие упражнения;
- формировать эффективные команды;
- предоставлять самостоятельность в выборе индивидуальной траектории развития;
- предоставлять право на ошибку.
Отдельно выделим основные компетенции педагогов:
1) Гибкость, открытость новому.
2) Смешанное (blended) обучение.
3) Обучение через совместное исследование (команды, проекты).
4) Игрофикация образования.
5) Менторство и коучинг.
6) «Холистическое» обучение (потребности как ума, так и тела).
Принимая во внимание особенности текущего «карантинного периода» неопределенности, целесообразно выделить следующие приоритетные точки потенциального роста педагогов:
1) Онлайн-форматы и технологии.
При переходе на дистанционное обучение особо возросла потребность в обучении новым онлайн-технологиям. Так в сложившейся ситуации целесообразно провести внеплановое обучение по технологиям онлайн-обучения, совместив при этом потребности руководителей и проблемы педагогов. К примеру, развития коммуникативных навыков можно достичь посредством штатного взаимного обучения персонала: сотрудники получат опыт совместной работы, повысится уровень сплоченности и мотивации.
2) Управление стрессом.
Необходимость перехода в онлайн-формат сопряжено с повышением уровня стресса. Общение в интернете вызывает колоссальное мышечное и эмоциональное напряжение, сопровождаемое сдерживанием естественной экспрессии, пребыванием в неудобной и зажатой позе. Коммуникация онлайн требует большой умственной концентрации и ментальных усилий, оказывает неблагоприятное воздействие на психику, приводит к быстрому утомлению. Перебои с интернетом, нечеткое изображение, запаздывающие звук или видео, невозможность спонтанной реакции, непонимание обратной связи – все это усиливает состояние подавленности и фрустрации. По мнению экспертных психологов, при онлайн коммуникации гормоны стресса (кортизол и адреналин) преобладают над гормонами счастья (дофамином и окситоцином). Следовательно, умение управлять стрессом сегодня как никогда приобретает весьма важное значение.
3) Организация времени (Тайм-менеджмент).
Все образовательное пространство заполнилось интернет-технологиями, размыв границы между профессиональной и личной жизнью работников образовательных организаций. Как следствие – стресс и хроническая усталость на грани профессионального выгорания. Складывается ощущение, что времени на работу отводится все больше и больше, и его не хватает. Соответственно, обучение основам личной эффективности и организации времени становятся особенно актуальными.
4) Эффективная коммуникация с клиентом. Эмоциональный интеллект.
Умение эффективно взаимодействовать с клиентом всегда считалось залогом успеха любой компании во все времена. При переходе на удаленную работу решение вопроса результативной коммуникации и клиентоориентированности остается в приоритете. Обучение навыкам клиентоориентированности и развитие эмоционального интеллекта как интегральной ее части – важная задача T&D.
5) Креативное, критическое и системное мышление.
Еще одним последствием перехода в онлайн является неизбежность приобретения гибкости обыденного мышления. Многие сотрудники языковых курсов признали тот факт, что все чаще приходится мыслить нестандартно и масштабно, пренебрегая привычными шаблонами. Развитие навыков креативного, критического и системного мышления также способствует совершенствованию системы управления знаниями в образовательной организации.
Таким образом, формирование культуры постоянного обучения – важнейшая задача и основная тенденция в системе управления персоналом сегодня, когда наряду с «подрывными навыками» актуальными становятся и ключевые навыки для выживания в Четвертой промышленной революции. Digital learning, непрерывное образование, умение учиться и переучиваться – интегральная часть современного обучения. Основном принципом организации системы T&D становится сотрудничество, открытость, партнёрство между педагогом и учеником. Ввиду передачи всех рутинных элементов в онлайн и интеграции образовательных платформ с игровыми, социальными и профессиональными сетями можно говорить о мобильном персонализированном обучении в режиме нон-стоп (24/7).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Витальева В., Муравьева Е. Сотрудники будущего: где найти и чему учить // Harvard Business Review. 13.06.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/804137 (дата обращения: 10.04.2020).
2. Канатчикова Е. Антикризисный HRD: как помочь директору разобраться с последствиями коронавируса // Директор по персоналу. 2020. №5. [Электронный ресурс]. URL: https://m.e.hr-director.ru/810482 (дата обращения: 09.05.2020).
3. Карпов А.В. Технологии управления развитием персонала: учебник / под ред. А.В. Карпова, Н.В. Клюевой. М.: Проспект, 2019. 408 с.
4. Логан Д., Кинг Дж., Фишер-Райт Х. Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 336 с.
5. Лоранж Питер. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 400 с.
6. Лукша П. В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для 21 века. М.: EdCrunch, 2015. 33 с.
7. Мандель Б.Р. современный менеджмент в образовании: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 492 с.
8. Эдмонсон Эми. Взаимодействие в команде: как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний. М.: Эксмо, 2016. 320 с.
9. Delloitee. 2020 Global Human Capital Trends. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/human-capital-trends.html (дата обращения: 02.05.2020).
REFERENCES:
1. Vitalieva V., Muravyova E. Employees of the future: Where to find and what to teach // Harvard Business Review. 13.06.2019. [Electronic resource]. URL: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/804137 (Access date: 10.04.2020).
2. Kanatchikova E. Anti-crisis HRD: How to help the director deal with the consequences of the coronavirus // Human Resources Director. 2020. №5. [Electronic resource]. URL: https://m.e.hr-director.ru/810482 (Access date: 09.05.2020).
3. Karpov A.V. Personnel management technology development: textbook / Ed. by A.V. Karpova, N.V. Klyueva. M.: Prospect, 2019. 408 p.
4. Logan D., King J., Fisher-Wright H. Leader and Tribe. Five levels of corporate culture. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2017. 336 p.
5. Lorange Peter. A new look at management education: The tasks of managers. M.: CJSC "Olymp-Business", 2004. 400 p.
6. Luksha P. Waiting for the “Ninth Wave”: competencies and models of education for the 21st century. M.: EdCrunch, 2015. 33 p.
7. Mandel B.R. Modern management in education: a textbook for students in the magistracy. M.; Berlin: Direct Media, 2018. 492 p.
8. Edmonson Amy. Teamwork: How organizations learn, innovate and compete in the knowledge economy. M.: Eksmo, 2016. 320 p.
9. Delloitee. 2020 Global Human Capital Trends. [Electronic resource]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/human-capital-trends.html (Access date: 02.05.2020).
Гришакина Инна Витальевна |
|
Grishakina Inna Vitaljevna |
Губенко Максим Сергеевич |
Gubenko Maksim Sergeevich |