АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ANALYSIS OF APPROACHES TO PSYCHOLOGICAL WORK WITH FAMILIES OF SERVICEMEN PERFORMING MILITARY TASKS OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 159.9

 

ГУДКОВА Ирина Вячеславовна
СЕРГЕЕВ Артём Юрьевич
кандидат технических наук

 

 

GUDKOVA Irina Vyacheslavovna
SERGEEV Artyom Yuryevich
Candidate of Engineering Sciences

 

Аннотация. В статье описаны результаты анализа существующих психологических подходов и технологий работы с семьями военнослужащих, находящихся в служебных командировках, на основании результатов которого делается вывод о необходимости реализации социально-психологической работы с членами указанных семей. Проанализированы технологии работы с военнослужащими и их семьями, которые условно подразделяются на технологии социальной, психологической, социально-психологической, социально-педагогической и социально-экономической работы. Выявлено, что они не существуют автономно, а дополняют друг друга. В процессе их практической реализации применяются сходные методы и методики.   Abstract. The article describes the results of the analysis of existing psychological approaches and technologies for working with families of military personnel on service trips, based on the results of which it is concluded that it is necessary to implement social and psychological work with members of these families. The technologies of work with military personnel and their families, which are conditionally divided into technologies of social, psychological, socio-psychological, socio-pedagogical and socio-economic work, are analyzed. It was revealed that they do not exist autonomously, but complement each other. In the process of their practical implementation, similar methods and techniques are used.

Ключевые слова: члены семей военнослужащих, выполнение боевых задач за пределами Российской Федерации, экстремальные условия, подходы к работе с семьями, технологии психологической работы.

  Keywords: family members of military personnel, combat missions outside the borders of the Russian Federation, extreme conditions, approaches to working with families, psychological technology.

 

 

 

Актуальность изучения технологий работы с членами семей военнослужащих, выполняющих боевые задачи за пределами Российской Федерации, продиктована необходимостью поддержания Российской армии в состоянии оптимальной боеспособности, которая обеспечивается, в том числе, и стабильным эмоциональным состоянием военнослужащих, напрямую зависящим от стабильности эмоционального состояния членов их семей. Авторами был проведён анализ имеющихся подходов к осуществлению такой деятельности.


В специализированной научной литературе подчёркивается необходимость оказания социально-психологической помощи семьям военнослужащих [1, 2, 8, 10 и др.]. Речь здесь идёт о целом комплексе мероприятий, направленных на содержательную, своевременную и оперативную диагностику эмоционального состояния, оказание помощи в адаптации к новым условиям службы, коррекцию поведения и реабилитацию после воздействия тяжелых психотравмирующих факторов [11].


В работах В.А. Рубаненко, Е.Ю Новиковой, В.Е. Петрова и др. приводятся социально-психологические, социальные, психологические, социально-педагогические и социально-экономические технологии работы с семьями военнослужащих. Будучи примененными комплексно, перечисленные технологии, дополняя друг друга, делают работу с семьями военнослужащих максимально эффективной.


К социальным технологиям относятся программы поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, все формы социального обеспечения и обслуживания, посредством реализации которых оптимизируются и трансформируются процессы жизнедеятельности и социальная ситуация таких граждан, к категории которых, безусловно, можно отнести и членов семей военнослужащих. Социальные технологии по методам реализации очень близки к психологическим, они включают в себя такие технические приёмы, как психодиагностические методы, технологии посредничества, конфликтологические процедуры, беседы, игры, тренинги общения и обучения коммуникативным навыкам. За счёт применения перечисленных выше технических приёмов социальные технологии позволяют достичь таких результатов, как снижение уровня конфликтности и напряжённости в семьях и в воинских коллективах, налаживание коммуникации, повышение сплочённости, что особенно важно в закрытых воинских гарнизонах и городках.


Суть психологической работы с семьями военнослужащих заключается в применении таких взаимодополняющих технологий, как тренинговые, психотерапевтические и психокоррекционные методы, позволяющие приобрести навыки смягчения проявления отрицательных черт характера, оптимизировать процессы взаимодействия с социальным окружением, минимизировать собственные агрессивные проявления, не допустить развития конфликта, и релаксационные аутогенные технологии, позволяющие достаточно быстро и эффективно восстанавливать как физические, так и психические ресурсы даже после чрезмерных эмоциональных и физических нагрузок на организм.


Социально-психологические технологии работы направлены на формирование способности к взаимной поддержке и взаимопомощи, что достигается за счёт подключения групповых ресурсов в процессе реализации тренинговых мероприятий, групповых психотерапевтических сеансов [9]. Кроме того, применение социально-психологических технологий обеспечивает возможность обмена участниками процесса качественной обратной связью, позволяющей каждому члену группы получить ценную информацию о себе и применить её для повышения своей эффективности во всех жизненных сферах. Такая работа, имеющая своей целью снижение социальной напряженности членов семей военнослужащих, оптимизацию коммуникации как внутри семьи, так и с социальным окружением, может проводиться в форме тренингов, игр, бесед и т.п. Особенно важно развивать и оптимизировать коммуникативные процессы в малых военных поселениях, где важной частью социальной и профессиональной жизни является дружный и сплоченный коллектив. К категории социально-психологических технологий также относятся семейное консультирование и семейная психотерапия – наиболее эффективные методы работы, когда проблемы локализуются в сфере супружеских, детско-родительских или сиблинговых взаимоотношений.


Применение социально-педагогических технологий делает возможным организацию и реализацию работы с детьми военнослужащих, направленную на формирование и повышение социальной активности ребенка, преодоление дефектов воспитания, устранение проблем в обучении. Здесь могут оказаться эффективными такие средства, как секционная и кружковая работа, включение ребят в работу военно-патриотических клубов и организаций. Такая работа стимулирует формирование у ребёнка положительного образа солдата – Защитника Родины, что, в свою очередь, положительно сказывается на детско-родительских взаимоотношениях, поскольку поспособствует повышению авторитета родителей и формированию уважительного отношения к их профессиональной деятельности.


Социокультурные технологии направлены на организацию и проведение совместных досуговых мероприятий, способствующих психологической разгрузке, помогающих преодолеть монотонность несения воинской службы, внести разнообразие в жизнь членов семьи военнослужащих, поскольку совместный досуг объединяет членов семьи, сглаживает имеющиеся психологические проблемы и даёт возможность каждому проявить свой творческий потенциал.


Социально-экономические технологии работы с семьями военнослужащих направлены на обеспечение возможности финансовой самореализации членов таких семей и могут включать в себя помощь в организации и развитии кооперативных форм труда и малого производства, взаимодействие с заинтересованными работодателями, реализаторами и потребителями производимой продукции.


Технологии подготовки военнослужащих к жизни после увольнения с военной службы включают в себя возможность профессиональной ориентации и переориентации с последующим переобучением членов семей военнослужащих, включая их самих, востребованным гражданским профессиям, а также – профилактику негативных эмоциональных состояний, связанных с неизбежной радикальной сменой привычного образа жизни [3, 11 и др.].


О.М. Луговая предлагает трехуровневую систему медико-психологической реабилитации ветеранов боевых действий, в которую одним из важных элементов встроена работа с членами их семей. Сюда входят реабилитация на личностном (фармакотерапия, восстановление навыков социального функционирования, психологическая поддержка, предоставление информации, формирование новых профессиональных навыков или восстановление уже имеющихся), психолого-психиатрическом (обеспечение необходимого уровня психолого-психиатрической помощи) и общественном (совершенствование соответствующего законодательства) уровнях. Специфика семей военнослужащих, связанная с частыми сменами места жительства, предполагает необходимость оказания их членам эффективной социально-психологической помощи в адаптационных процессах, которые у всех проходят по-разному: у одних – легче, у других – сложнее [5].


А.С. Земляная исследовала вопрос оказания эффективной психологической помощи семьям военнослужащих в адаптационных процессах. Всесторонне изучив этот вопрос, она говорит о широком спектре методологических подходов и применяемых методик, позволяющих решать эту задачу максимально результативно. Эффективными здесь, согласно её мнению, будут как индивидуальные (для формирования адекватной самооценки, снижения общей фрустрированности и т.п.), так и групповые (для повышения коммуникативной компетентности, принятия своего социального статуса и т.п.) формы работы с членами семей военнослужащих, а также – их грамотное сочетание [2].


На основании анализа имеющихся подходов и технологий А.С. Земляная предложила свою оригинальную методику, включающую в себя как групповой адаптационный тренинг (ГАТ), направленную на развитие рефлексивных навыков, коммуникативных способностей, формирование и развитие способности к адекватному восприятию социальных ситуаций и себя в этих ситуациях, навыков эмоциональной саморегуляции, так и индивидуальные психологические сеансы, основанные на применении таких психотерапевтических средств, как психокоррекционные метафоры, парадоксальные интенции, диссоциации, переворачивание атрибуций клиента, индукция ассоциированных состояний клиента для возможности проживания им в безопасном варианте собственных проблем, переключение внимания, «утилизация» негативного опыта и т.п. [2].


Специалисты считают, что кризисы – явление нормативное для современной семьи. В семьях же военнослужащих, выполняющих боевые задачи далеко от дома в опасных для жизни условиях, эти нормативные кризисы осложняются сопутствующими факторами экстремальности [8, 14 и др.].


Супружеские конфликты, периодически возникающие в семьях, также считаются кризисными, но неизбежными для каждой семьи событиями. Конфликты между супругами обычно вспыхивают внезапно, неожиданно для обоих партнёров, и отнимают у каждого из них большое количество эмоциональных ресурсов, оказывая негативное влияние на качество супружеских отношений [12].


В.И. Слепкова говорит об эффективности применения к анализу семейной ситуации и динамики жизненного пути семьи событийно-биографического подхода, который оперирует такими категориями, как жизненный цикл семьи, фазы жизненного цикла семьи, нормативные семейные кризисы (связанные с переходом семьи с одной фазы жизненного цикла на другую), ненормативные семейные кризисы (связанные с нештатными ситуациями – измена, смерть и т.п.), история семьи (сформированные модели поведения, позволявшие семье выживать на разных этапах её жизнедеятельности), жизненный путь семьи (отрезок жизни многопоколенной семьи, заключающийся в описании истории жизни «ядерной семьи» с момента первой встречи супругов друг с другом до настоящего момента, когда жизнь «ядерной семьи» завершается, это связано либо с распадом семьи, либо с уходом супругов из жизни). Согласно мнению В.И. Слепковой, эффективность указанного подхода состоит в том, что рассмотрение семейных кризисов как «нормативных» даёт возможность выявить супружеские и семейные копинг-стратегии, являющиеся особым сочетанием индивидуальных способов преодоления, связанных между собой циркулярной зависимостью, что даёт возможность психологу, получившему указанную информацию о конкретной семье, найти максимально эффективные средства помощи этой семье на системном уровне [13].


Л.А. Кулумбегова предлагает в рамках социально-психологической поддержки членов семей военнослужащих проводить с ними мероприятия, направленные на информирование о важности и значимости задач, выполняемых главой семьи [4].


Поскольку для членов семей военнослужащих, как уже было отмечено ранее, негативные эмоциональные состояния, как «фоновые», так и острые, в силу специфики служебной деятельности являются достаточно типичными, представляется необходимым рассмотреть психологические технологии, зарекомендовавшие себя как эффективные в работе именно с такими состояниями.


Психодинамическая (ориентированная на психоанализ) психотерапия акцентирует своё внимание главным образом на том, как прошлый опыт воздействует на актуальное поведение пациента и на состояние его здоровья [6, 11 и др.]. Иными словами, речь идёт о поиске и выведении на уровень сознания клиента тех его бессознательных защитных механизмов, неосознаваемых переносов и невротических внутренних конфликтов из прошлого, неконструктивных поведенческих паттернов, которые влияют на актуальные взаимоотношения, прорываясь неосознаваемыми и неконтролируемыми реакциями, которые зачастую и становятся причинами семейных конфликтов.


Как уже отмечалось, в семьях военнослужащих, долгое время находящихся вдали от близких, зачастую отмечаются различные рассогласования и в сфере интимных супружеских взаимоотношений. Вне всяких сомнений, работа в направлении гармонизации указанной сферы также является одним из приоритетных направлений работы психолога. Так, И.А. Панюкова и Г.А. Федина говорят об эффективности применения технологии психологического консультирования при супружеских дисгармониях в интимной сфере [7].


В.Л. Глебов в рамках своего диссертационного исследования разработал программу стабилизации и гармонизации семейных взаимоотношений офицеров, принимавших участие в боевых действиях, построенную с применением технологий семейного консультирования в сочетании с тренингом развития коммуникативного потенциала [1]. Авторская программа предлагается и В.Е. Петровым [11].


Таким образом, проведённый анализ литературных источников позволил убедиться в необходимости реализации с военнослужащими и членами их семей социально-психологической работы, которая, по мнению авторов, должна включать в себя комплекс мероприятий, направленных на выявление имеющихся проблем, оказание необходимой и своевременной помощи в адаптации к новым условиям службы, в оптимизации поведенческих реакций в тех или иных социальных ситуациях, в восстановлении эмоционального состояния и физических ресурсов.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Глебов В.Л. Влияние социально-психологических последствий участия в боевых действиях на внутрисемейные отношения офицеров: автореф. дисс. … канд. псих. наук. М.: ВУ, 2004. 21 с.
2. Земляная А.С. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2010. 22 с.
3. Куканова Е.В. Коррекция посттравматических стрессовых расстройств // Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход. Материалы научно-практической конференции "Ананьевские чтения-2008". 2008. С. 479-481.
4. Кулумбегова Л.А. Основные формы социально-педагогической и психологической поддержки семей военнослужащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 373-375.
5. Луговая О.М. Региональные особенности социально-психологической работы с военнослужащими и их семьями // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 6. С. 188-195.
6. Новикова Е.Ю. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С. 128-130.
7. Панюкова И.А., Федина Г.А. Психологическое консультирование при сексуальных и супружеских дисгармониях // Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее. Сборник материалов VI Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. 2016. С. 246.
8. Петров В.Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. 222 с.
9. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Интеллектуальный социально-психологический тренинг: учебно-методическое пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2010. 32 с.
10. Петров В.Е., Сметанина Н.В. Особенности протекания супружеских конфликтов в семьях военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации // Научные исследования и образование. М.: НОУ ВПО МИГУП, 2017. № 3 (27). С. 65-69.
11. Петров В.Е., Филипенкова Н.Ю. Психологическая помощь и самопомощь сотрудникам полиции в экстремальных ситуациях: учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 118 с.
12. Рубаненко А.В. Социально-психологические особенности семей военнослужащих и социальная работа с ними // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 207-208.
13. Слепкова В.И. Событийный подход к семейным кризисам // Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход. Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2008». 2008. С. 31-33.
14. Ткаченко И.В. Супружеские конфликты как причина возникновения семейного кризиса // Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход. Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2008». 2008. С. 127-129.

 

REFERENCES:

 

1. Glebov V.L. The influence of the socio-psychological consequences of participation in hostilities on the family relationships of officers: avtoref. diss. ... Candidate of Psychological Sciences. M.: VU, 2004. 21 p.
2. Zemlyanaya A.S. Socio-psychological adaptation of servisemen families to the conditions of garrison life: avtoref. diss. ... Candidate of Psychological Sciences. M., 2010. 22 p.
3. Kukanova E.V. Correction of post-traumatic stress disorders // Psychology of crisis and extreme situations: an interdisciplinary approach. Materials of the scientific-practical conference "Ananiev readings-2008". 2008. Pp. 479-481.
4. Kulumbegova L.A. The main forms of socio-pedagogical and psychological support for servicemen families // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2018. Vol. 7. № 2 (23). Pp. 373-375.
5. Lugovaya O.M. Regional features of socio-psychological work with military personnel and their families // Bulletin of the Stavropol State University. 2010. № 6. Pp. 188-195.
6. Novikova E.Yu. Technologies for social work with military personnel and members of their families // New Science: Strategies and Development Vectors. 2016. № 2-2 (64). Pp. 128-130.
7. Panyukova I.A., Fedina G.A. Psychological counseling for sexual and marital disharmonies // Public mental health: present and future. Proceedings of the VI National Congress of Social Psychiatry and Addictology. 2016. P. 246.
8. Petrov V.E. Psychological support of professional activities in the Ministry of Internal Affairs of Russia (genesis, concept, organization, criteria): monograph. Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009. 222 p.
9. Petrov V.E., Smetanina N.V. Intellectual socio-psychological training: methodical textbook. M.: ABSOLUT Group, 2010. 32 p.
10. Petrov V.E., Smetanina N.V. Features of the course of marital conflicts in the families of military personnel of the Ministry of Defense of the Russian Federation // Scientific research and education. M.: NOU VPO MIGUP, 2017. № 3 (27). Pp. 65-69.
11. Petrov V.E., Filipenkova N.Yu. Psychological assistance and self-help to police officers in extreme situations: a training manual. Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. 118 p.
12. Rubanenko A.V. Socio-psychological characteristics of families of military personnel and social work with them // Sociocultural and psychological problems of a modern family: topical issues of guiding and support. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference with international participation. 2018. Pp. 207-208.
13. Slepkova V.I. An eventual approach to family crises // Psychology of crisis and extreme situations: an interdisciplinary approach. Materials of the scientific-practical conference "Ananiev readings-2008". 2008. Pp. 31-33.
14. Tkachenko I.V. Marital conflicts as a cause of a family crisis // Psychology of crisis and extreme situations: an interdisciplinary approach. Materials of the scientific-practical conference "Ananiev readings-2008". 2008. Pp. 127-129.

 

 

Гудкова Ирина Вячеславовна
студентка магистратуры факультета экстремальной психологии
Московский государственный психолого-педагогический университет
127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Gudkova Irina Vyacheslavovna
Master student of the Faculty of Extreme Psychology
Moscow State University of Psychology and Pedagogics
ul. Sretenka, d.29, Moscow, Russia, 127051

     

Сергеев Артём Юрьевич
кандидат технических наук
преподаватель кафедры автомобильной подготовки
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sergeev Artyom Yuryevich
Candidate of Engineering Sciences
Lecturer at the Department of Car Driving Training
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ