АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ANALYSIS OF THE SYSTEM OF THE HIGHER MILITARY FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS
УДК 336.1.07
БАШАШКИНА Галина Юрьевна
|
|
BASHASHKINA Galina Yurievna
|
Аннотация. В статье отражены системные подходы подготовки финансово-экономических кадров военного образования. | Abstract. The article reflects the systematic approaches of training the financial and economic personnel of military education. | |
Ключевые слова: кадровая политика, боевая и мобилизационная готовность войск, навыки выполнения функциональных обязанностей, военные финансисты, военно-экономический анализ, финансовое обеспечение войск (сил). |
Keywords: personnel policy, combat and mobilization readiness of troops, skills to perform functional duties, military financiers, military-economic analysis, financial support of troops (forces). |
Подготовка офицера финансово-экономической службы предусматривает не только знания по финансово-экономическим наукам, но и ознакомление с основами теории военного строительства, теоретическими основами стратегии, изучение оперативного искусства; освоение общей тактики и теории военного управления, методологии выполнения управленческих функций должностными лицами органов управления в мирное время и при подготовке и ведении операций (боев); овладение навыками выполнения функциональных обязанностей по поддержанию боевой и мобилизационной готовности войск. Финансово-экономическая подготовка призвана сформировать у офицеров финансово-экономической службы определенный багаж оперативно-финансовых знаний, способный стать базой для последующей войсковой практики и позволяющий выпускникам оперативно решать задачи по финансовому обеспечению войск в мирное и военное время, грамотно налаживать тесное взаимодействие с командующим (командиром), офицерами общевойскового штаба, тыловыми и снабженческими органами разного уровня.
Современные социально-экономические процессы и явления зависят от большого количества факторов, их определяющих. Офицер-финансист должен уметь применять полученные умения, знания, опыт и навыки в своей служебно-профессиональной деятельности. В связи с этим военному специалисту необходимо не только иметь четкие представления об основных направлениях развития военной экономики, но и уметь учитывать сложные взаимосвязанные многообразные факторы, оказывающие существенное влияние на изучаемый процесс, а также умение грамотно его применить в сложных ситуациях.
С.А. Бардасов в своих трудах предлагает методологию выбора, оценки параметров и верификации регрессионных моделей, моделей динамических рядов и систем одновременных уравнений, помогающих усвоить предлагаемый материал, выполнить контрольную работу. Предназначено для дистанционного обучения студентов всех экономических специальностей [2].
Такое исследование не проводится без профессиональных знаний основ теории вероятностей, математической статистики, многомерных статистических методов, т.е. дисциплин, позволяющих исследователю разобраться в огромном количестве стохастической информации и среди множества различных вероятностных моделей выбрать единственную, наилучшим образом отражающую изучаемый процесс или явление.
Между тем в военной организации России есть и положительные примеры. К их числу, например, относится существенное укрепление учебной и материальной базы Военного университета Министерства обороны, в состав которого входит финансово-экономический факультет.
Сокращение общей численности ВС РФ приводит к снижению общего количества офицеров-финансистов с высшим военным образованием с одновременным повышением требований к качеству подготовки каждого из них. При значительном количестве специалистов, которых ранее готовила система, существовала возможность в процессе службы производить отбор наиболее подготовленных для замещения вакантных должностей. В современных условиях эта возможность снижена, и требуется гарантированное качество подготовки каждого специалиста.
Изменяется само содержание военной службы. Видоизменяется соотношение опыта и теоретических знаний в деятельности офицера финансово-экономической службы. Так, ранее, практическая работа офицера оставалась относительно неизменной на протяжении значительных временных промежутков. В современных условиях изменения в ее содержании происходят постоянно. Меняются нормативные документы, структура работы, содержание. Служебный опыт через 5 лет, иногда даже раньше, в значительной степени теряет свою ценность.
Проведенный автором анализ подготовки военных финансистов в Военном университете Министерства обороны позволяет сделать ряд выводов, влияющих на содержание и направленность их в финансово-экономической подготовке. Во-первых, в деятельности офицера с высшим военным финансово-экономическим образованием соотношение исполнительского, организаторского и представительского труда составляет 15-20, 65-80 и 5-15% соответственно. Это соотношение подчеркивает доминанту управленческой составляющей по сравнению с исполнительской. Во-вторых, более 50% офицеров через 3-5 лет после окончания университета проходят службу в управлениях армий, округов и центральном аппарате. В-третьих, в условиях недостаточного финансирования возрастает значение финансово-экономического обоснования принимаемых решений по вопросам военного строительства Вооруженных Сил, поддержания боевой и мобилизационной готовности, организационно-штатной структуры и комплекса вооружения и военной техники, обеспечения повседневной деятельности войск [7]. Проведение этих обоснований без глубоких знаний методик финансово-экономического анализа и достаточной оперативной подготовки, которую курсанты получают в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации, снижает эффективность проводимых мероприятий реформирования. Более того, зачастую это приводит к неоправданно высоким ресурсным расходам. В-четвертых, динамизм событий требует от офицеров-управленцев принимать не только оптимизационные решения, но и решения неординарные, творческого характера.
Президент РФ В.В. Путин в статье под названием «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» заявил, что России необходимо развивать армию и флот, опираться на современные военные тенденции (реалии), чтобы не оказаться в уязвимом положении [11].
Объективной необходимостью является повышение эффективности подготовки профессиональных военных финансистов-экономистов, а также специалистов для всех областей военно-экономической деятельности. Одно из условий – это повышение профессиональных знаний, этики и культуры в современном обществе в сфере обеспечения обоснованных применяемых решений не только в мирное время, но и в боевых условиях.
В Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству постулировано важное положение: «Для повышения эффективности использования материальных и финансовых средств, направляемых на обеспечение военной безопасности Российской Федерации, шире применять в планировании финансово-экономического обеспечения методы и результаты военно-экономического анализа, а также программно-целевой подход» [9].
Аналогичная задача поставлена в Бюджетном послании Президента России для экономики государства в целом. «Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом» [4].
Анализ служебной деятельности офицера финансово-экономической службы позволяет сделать вывод об основных направлениях совершенствования оперативной подготовки курсантов, которыми следует признать: совершенствование содержания учебных дисциплин: акцентирование управленческой составляющей, в том числе: формирование соответствующих командно-методических навыков; повышение эффективности преподавания; качественное улучшение учебно-материальной базы, обеспечивающее внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.
Совершенствование содержания финансово-экономической подготовки видится, во-первых, в исключении полковой (бригадной) тематики и расширении перечня учебных дисциплин. Назрела необходимость введения основ стратегии и теории экономического военного строительства Вооруженных Сил. Во-вторых, в современных условиях важно не просто одержать победу в бою (операции), а выполнить задачу с оптимальными ресурсными затратами, что требует соответствующей теоретической подготовки. Для этого целесообразно в учебный процесс курсантов финансово-экономического факультета ввести дисциплину «Военно-экономический анализ» для эффективности расчета и выполнения боевых задач – так называемой «цены победы» [6], а в военно-экономических и тактических задачах предусмотреть практическую отработку данных вопросов. В-третьих, предусмотреть раздел оперативного соотношения видов Вооруженных Сил, родов войск в составе каждого вида, организационно-штатной структуры основных воинских формирований, а также комплексов вооружения, начиная от ротного и до фронтового звена. В-четвертых, эра информатизации ставит в повестку дня освоение безбумажных, компьютерных технологий в управленческой деятельности специалиста, что соответственно требует изменений в подготовке современных офицеров.
Методология служебной деятельности офицера финансово-экономической службы с высшим военным образованием практически идентична методам работы любого офицера-управленца, проходящего службу в общевойсковом штабе. Поэтому за последние пять лет в оперативной подготовке курсантов университета значительно повышена управленческая составляющая, как это происходит в службах МТО, в т.ч. тылового обеспечения.
Известный русский военный педагог Г.А. Леер считал, что творческий процесс познания обучаемыми теории военного дела заключается в учебном повторении пути, пройденного военной наукой, через критический анализ истории войн. Поэтому учебные курсы тактики и стратегии в царской академии были сочетанием учебного материала и научного исследования, а не изложением его конечных результатов или обобщением опыта [7].
Для подготовки специалистов финансово-экономической службы, обладающих оперативным мышлением, целесообразно перейти к другой схеме обучения: от сущности явлений военного дела – к законам (закономерностям), принципам военного искусства и построенным на их основе правилам и способам действий, далее – к практическому применению этих правил и способов [6]. То есть, мы должны научить офицера-финансиста самостоятельно разрабатывать новые принципы и алгоритмы управленческих действий, отличающиеся от стандартных, на базе полученных теоретических знаний и анализа прошлого опыта.
Познание законов (закономерностей), принципов военного искусства в этих условиях составляет фундаментальную часть подготовки военного финансиста. Приближение процесса обучения к естественном реальному процессу познавательной деятельности человека является решающим условием формирования творческого мышления.
Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий создает предпосылки для решения возникших проблем – индивидуализации, активизации обучения и т.д., выдвигает ряд новых требований к преподавателям и приводит к значительным затратам на совершенствование учебно-материальной базы.
В настоящее время внедряются новые методы, формы, средства и технологии, которые используются в инновационной педагогической практике. Особое место занимают образовательные технологии, опирающиеся на использование интерактивных методов обучения, которые ориентируются с учетом включенности в процесс познания всех курсантов.
Учебный комплекс преподаваемых дисциплин, опирающийся на использование новых интерактивных методов в обучении современных офицеров, организуется с учетом включенности в процесс обучения всех курсантов без исключения. Совместный процесс обучения означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.
Есть ещё один принципиально важный момент подготовки военных финансистов: мобильность, боевая готовность, способность менять место дислокации вместе с войсками: Арктика – Ближний Восток – Камчатка – Сирия и т.д.
На данном этапе военного образования образовался пробел в образовательном процессе в связи с COVID-19. Мы оказались не готовы вести занятия в интерактивной форме образования. В данном случае мы можем представить курсантам только электронные учебники, которые по большей части дают только теоретический материал.
Поэтому в методике преподавания появилась необходимость изучения не столько логического материала, сколько алгоритмов, моделей деятельности, причем от повторения действий по заданному алгоритму до корректировки в особых условиях преподавания, обусловленной изменением ранее усвоенных алгоритмов. Высшим смыслом обучения становится самостоятельная разработка динамики изменений условий и разработка на ее базе новых алгоритмов выполнения управленческих функций органами управления. Для этих целей лучше всего подходит подготовка самоучителей по дисциплинам, которые будут дополнять теоретическую базу электронных учебников. Это даст нам возможность соединить теорию и практику, улучшить сам процесс для самостоятельного изучения дисциплин.
В сегодняшних условиях основной задачей преподавания финансово-экономических дисциплин является обеспечение получения индивидуальных знаний курсантов при массовом обучении на основе сочетания применения усовершенствованных объяснительно-иллюстративных методик и поэтапного внедрения элементов новых информационных технологий обучения.
Значительную часть в совершенствовании финансово-экономической подготовки курсантов составляет повышение уровня подготовки самого преподавателя. Современные методы образования преподавания требуют не только особых усилий от курсантов, но и от преподавателей, которые должны быстро реагировать на социальные изменения.
Стимулирование совершенствования финансово-экономической и методической подготовки преподавателей возможно введением изменений системы аттестации педагогов, базирующейся на оценке практического выполнения мероприятий образовательного процесса. По итогам аттестации следует осуществлять повышение (понижение) квалификационного разряда и изменение должностных окладов. Кроме того, целесообразно ввести разработку и защиту квалификационных работ (одна работа в пять лет) и сдачу один раз в два года квалификационного экзамена, подтверждающих уровень профессиональной подготовки. Причем для финансово-экономического факультета Военного университета эта работа должна обязательно включать элементы военного финансово-экономического анализа рассматриваемых проблем.
Преподаватели, не прошедшие аттестацию, не выполнившие требуемые для этого квалификационные работы или выполнившие их с низким качеством, должны отстраняться от педагогической работы и направляться для прохождения дальнейшей службы в войска, или же увольняться. Право принимать такое решение должно быть предоставлено начальнику университета.
При формировании системы совершенствования оперативной подготовки преподавателя следует исходить из положения о том, что она должна основываться не на принудительной подготовке через обязательные курсы, а на самостоятельной работе каждого преподавателя. Труд преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора, в зависимости от квалификационного разряда, должен оплачиваться по-разному. Этот стимул будет работать, если разница в оплате будет существенной.
Современный этап обучения военных финансистов в системе финансово-экономической подготовки предполагает внедрение новых педагогических технологий, базирующихся на новых информационных технологиях. Старая система обеспечивала свою устойчивость путем дозированного распределения информации по уровням управленческих структур. Это была информация состояния, обеспечения и правил (законов) функционирования управляемых объектов. В новых условиях эта информация доступна всем.
Трудность составляет не получение сведений, а их обработка, укрупнение, систематизация, приведение базы данных в форму, удобную для принятия решений, выполнения управленческих функций. Поэтому во главу угла встает проблема получения и освоения навыков применения информационных систем в управленческой деятельности. Без компьютеризации эту проблему не решить. Слабое оснащение техникой приводит к существенным сбоям в преподавании при сложившихся современных условиях. Отсутствие выхода в Интернет, проблемы в получении информации во время самоизоляции преподавателя также создают определенные неудобства. Приходится осуществлять много манипуляций для доставки учебной информации курсантам.
Прорабатывая перспективный облик компьютеризированной системы финансовой подготовки курсантов, следует учитывать, что, если сейчас учебный процесс полностью обеспечить достаточно новыми и мощными компьютерами, можно изменить систему подготовки кадров в Военном университете в целом.
Понимая сложность этого процесса, избран вариант последовательного внедрения элементов новых педагогических технологий. Данная последовательность видится нам следующим образом:
Во-первых, разработка компьютерного сопровождения всего лекционного курса учебных дисциплин кафедры.
Во-вторых, внедрение системы расчетных задач по дисциплинам, в том числе с элементами финансово-экономического анализа по всем дисциплинам, преподаваемым на финансово-экономическом факультете.
В-третьих, разработка электронного варианта системы финансовых понятий, категорий, пространственно-временных характеристик процессов и библиотеки типовых алгоритмов управленческой деятельности.
В-четвертых, получение правовой и нормативной базы через сеть Интернет за рабочим и учебным столом.
Таким образом, сочетание совершенствования содержания финансово-экономических дисциплин, повышение управленческой составляющей подготовки, в сочетании с применением новых информационных технологий, совершенствованием уровня подготовки преподавателей и материально-технической базы позволят существенно повысить оперативный уровень курсантов и сформировать оперативное мышление офицера финансово-экономической службы, позволяющее успешно выполнять управленческие функции в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подводя итог, можно сделать вывод, что, находясь на стадии развития в подготовке офицеров-финансистов, остро встает вопрос об экономической эффективности проводимых преобразований с целью получения максимального результата при минимизации затрат на подготовку офицерских кадров. Существующая нормативная база может позволять регулировать общие вопросы деятельности финансово-экономического направления, но для анализа получаемых результатов необходима система показателей, берущая в качестве исходных данных произведенные затраты и полученные результаты деятельности в целом. Этот анализ возможен только на базе конкретного ВВУЗа, т.е. Военного университета МО РФ. Поэтому существуют все предпосылки для формирования правового регулирования для определения затрат на подготовку курсантов в высшем военном учебном заведении – методика, утвержденная приказом начальника соответствующего военного образовательного учреждения с учетом специфики подготовки офицерских кадров.
Подготовка офицеров финансово-экономического направления должна организовываться на основе принципа, что офицерский состав военной финансовой службы – это системообразующий стержень финансового и материального обеспечения армии и флота.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Агзамов Р.Р. Формирование готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности в образовательном пространстве современной школы: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. Уфа, 2018. 29 с.
2. Бардасов С.А. Эконометрика: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 223 с.
3. Буренок В.С., Викулов С.Ф. Военно-экономическая наука и подготовка кадров в современных условиях // Вооружение и экономика. 2011. № 4(16). С. 5-12.
4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации на 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: htpp://www.kremlin.ru/events/president/ news/16470 (дата обращения: 20.04.2020).
5. Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ. М.: ВУ. 2015. 340 с.
6. Горемыкин В.П. Военное образование: цель – на развитие // Вестник военного образования. Январь-февраль 2017. № 1(4).
7. Ипатов О.С. Интеграция военного и гражданского образования как перспективный путь подготовки кадровых офицеров // За инженерные кадры. 2004. Ноябрь. № 8 (22506). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.voenmeh.ru/n8-2004.htm. (дата обращения: 20.04.2020).
8. Леер Г.А. Положительная военная наука. СПб., 1870.
9. Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года. Утверждены Президентом РФ 17 августа 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: htpp://www.kremlin.ru /events/president/news/16470 (дата обращения: 20.04.2020).
10. Панков Н.А. Концептуальные подходы к созданию перспективной сети военно-учебных заведений МО РФ к 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.ru. (дата обращения: 20.04.2020).
11. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 20 февраля 2012.
REFERENCES:
1. Agzamov R.R. Formation of the readiness of a future teacher for health-creating activities in the educational space of a modern school: avtoref. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. Ufa, 2018. 29 p.
2. Bardasov S.A. Econometrics: study guide. Tyumen: Tyumen State University Publishing House, 2009. 223 p.
3. Burenok V.S., Vikulov S.F. Military-economic science and training in modern conditions // Armament and Economics. 2011. № 4(16). Pp. 5-12.
4. Budget Message of the President of the Russian Federation for 2007. [Electronic resource]. URL: htpp://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (Access date: 20.04.2020).
5. Vikulov S.F. Military economic analysis. M.: VU.2015. 340 p.
6. Goremykin V.P. Military education: the goal - for development // Military Education Bulletin. January-February 2017. № 1(4).
7. Ipatov O.S. Integration of military and civil education as a promising way of training personnel officers // For engineering personnel. 2004. November. No. 8 (22506). [Electronic resource]. URL: http://www.gazeta.voenmeh.ru/n8-2004.htm. (Access date: 20.04.2020).
8. Leer G.A. Positive military science. SPb., 1870.
9. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation on military development for the period until 2010. Approved by the President of the Russian Federation on August 17, 2002. [Electronic resource]. URL: htpp://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (Access date: 20.04.2020).
10. Pankov N.A. Conceptual approaches to creating a promising network of military schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation by 2013. [Electronic resource]. URL: http://www.mil.ru. (Access date: 20.04.2020).
11. Putin V.V. To be strong: guarantees of national security for Russia // Rossiyskaya Gazeta. February 20, 2012.
Башашкина Галина Юрьевна |
|
Bashashkina Galina Yurievna |