СИСТЕМА ЗАКУПОК МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАКУПОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ)


PROCUREMENT SYSTEM OF MATERIAL RESOURCES FOR THE NATIONAL GUARD TROOPS OR THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF FOOD PURCHASES)


УДК 338.245

 

АФАНАСЬЕВ Денис Викторович

 

 

AFANASIEV Denis Victorovich

 

Аннотация. В статье на примере закупок продовольствия раскрыта система закупок материальных средств, сложившаяся в войсках национальной гвардии. Проанализированы изменения в системе продовольственного обеспечения Росгвардии по сравнению с имевшейся раньше системой продовольственного обеспечения внутренних войск МВД России. Рассмотрены возможные проблемные вопросы при осуществлении государственных закупок продовольствия.   Abstract. The article reveals the system of purchasing material resources that has developed in the National Guard troops on the example of food purchases. The article analyzes changes in the food security system of the National Guard troops in comparison with the previously existing food security system of the internal troops of the Russian Interior Ministry. Possible problematic issues in the implementation of public food purchases are considered.

Ключевые слова: государственные закупки, войска национальной гвардии, продовольствие.

  Keywords: state procurement, National Guard troops, food.

 

 

 

Ни одна армия в мире не сможет воевать, не будучи обеспечена соответствующими видами довольствия. Например, от качественной организации продовольственного обеспечения войск зависит качество выполнения поставленных перед ними задач. Эту аксиому знает любой командир с древнейших времен. Голодный личный состав не способен выполнить поставленную задачу в полном объеме, потому что все мысли будут сводиться к «наполнению желудка».


В различные исторические периоды должностные лица, управляющие войсками, пытались решить проблему питания подчиненных различными способами. В древние времена использовался метод насильственного изъятия продовольствия. Или войско обязано было кормить местное население. Со временем войска перешли к закупкам продовольствия или даже закупкам полного комплекса услуг по питанию личного состава (т.н. аутсорсинг). Закупки продовольствия осуществлялись различными способами – должностными лицами, назначенными для этого командирами, выборными или назначенными «артельщиками» из числа личного состава, или самостоятельно каждым военнослужащим. Закупки продовольствия могли осуществляться за наличный расчет или с использованием долговых обязательств (расписок). Часть продовольствия могла приобретаться по бартерному обмену, т.е. за него могло передаваться какое-либо имущество (например, трофейное) или оказывались какие-либо услуги (выполнялись работы). В современном мире система закупок продовольствия для военных нужд постоянно совершенствуется, и постоянно применяются различные новые способы обеспечения войск продовольствием.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в нашей стране создана новая федеральная силовая структура – Росгвардия. Кроме внутренних войск в состав Росгвардии вошли подразделения спецназа (мобильные отряды особого назначения и специальные отряды быстрого реагирования), подразделения, занимающиеся охраной по договорам (вневедомственная охрана), подразделения лицензионно-разрешительной работы и авиационные отряды.


Войска национальной гвардии Российской Федерации – важный элемент военной структуры Российской Федерации. В них организуется питание личного состава, а также обеспечение продовольственным пайком [1]. Выдача продуктов (пайков) и непосредственная варка пищи возложена на продовольственную службу и подчинённые ей подразделения, а вот все необходимое для этого поставляется различными поставщиками, которые осуществляют это в рамках ранее заключенных договоров. В настоящей статье предлагается рассмотреть, как устроена система закупки продовольствия.


Система государственных закупок основывается на положениях федерального законодательства и построена на нескольких принципах:

- принципе эффективности закупок и надежности их результатов;

- принципе гласности и прозрачности в ходе осуществления закупок;

- принципе профилактики коррупции и других правонарушений в сфере закупок продовольствия [8].


На начальном периоде формирования войск национальной гвардии система продовольственного обеспечения, базировавшаяся на органах управления и подразделениях тыла внутренних войск, не в полной мере отвечала требованиям новой силовой структуры. Например, отмечалось несовершенство нормативной правовой базы, отсутствовала необходимая инфраструктура для самостоятельного хранения запасов продовольствия, и еще ряд проблем. На схеме наглядно представлено, как была организована поставка продовольствия в воинские части и учреждения внутренних войск МВД России (Рис. 1) [8]. Наглядно видно, что закупка и прием продовольствия от поставщиков и поставка осуществлялась тылом МВД России.



Рис. 1. Система снабжения продовольствием воинских частей внутренних войск МВД России.


В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, ей предоставлены полномочия по самостоятельной организации всех видов обеспечения, включая обеспечение продовольствием [5]. В целях реализации этих полномочий в войсках была создана собственная система материально-технического обеспечения, основной единицей которой стали Центры материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ЦМТО). Как организована система поставок продуктов в настоящее время, можно увидеть на следующей схеме (Рис. 2) [8].



Рис. 2. Система снабжения продовольствием войск национальной гвардии Российской Федерации.


Необходимо отметить, что на сегодняшний день не существует в чистом виде баз хранения ресурсов ЦМТО ВНГ РФ. В качестве баз хранения ЦМТО прикреплены к базам хранения МВД России и используют их складские объемы по соглашению с МВД России до создания собственных баз хранения.


Как и материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии, продовольственное обеспечение является частью государственного оборонного заказа. Органы тыла войск национальной гвардии проводят анализ отчет-заявок, представленных воинскими частями и учреждениями, определяют их обеспеченность и готовят предложения о необходимом продовольствии на планируемый период. По результатам расчета формируется сводная заявка потребности в продовольствии, которая согласовывается с Коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Финансирование в потребных объемах осуществляется из федерального бюджета. Непосредственным распорядителем бюджетных средств для организации закупки продовольствия являются ЦМТО, к которым прикреплены воинские части и учреждения войск национальной гвардии. В виде исключения допускается закупка воинской частью или учреждением самостоятельно.


Для составления планов снабжения продовольствием в ЦМТО анализируются:

- количество личного состава в закрепленных воинских частях и учреждениях (по нормам снабжения);

- организационные мероприятия, проведение которых планируется;

- запасы продовольствия и его фактическое наличие на начало планируемого периода;

- нереализованные поставки по ранее заключенным контрактам;

- количество продовольствия, необходимое для досрочного завоза.


В случаях, если поменялось количество питающихся или при необходимости обеспечить военнослужащих (сотрудников), выполняющих внезапно возникшие задачи, и требуется дополнительный расход питания, в планы снабжения могут вноситься изменения.


Действующими нормами руководящих документов Росгвардии предусмотрена возможность получения воинскими частями и учреждениями продовольствия в отделах хранения ЦМТО или поставка продовольствия напрямую поставщиком. После заключения ЦМТО государственного контракта в течение 5 рабочих дней его копия направляется в адрес воинской части и учреждения грузополучателя продовольствия.


Отдельной проблемой при закупке продовольствия является обеспечение его качества. Проверка качества поставляемой продукции осуществляется на местах силами получателей. При необходимости ЦМТО обязано командировать своих представителей для приемки (в случае запроса от получателя продовольствия в связи с имеющимися проблемами при его получении). В воинских частях и учреждениях организована работа специалистов ветеринарно-санитарной службы, которые определяют качество продовольствия на этапе его поставки, что в целом обеспечивает необходимое качество продовольствия. Кроме этого, отдельными авторами, рассматривавшими проблему продовольственного обеспечения войск национальной гвардии, для повышения качества поставляемого продовольствия предлагается заключать государственные контракты на поставку продовольствия только с агропредприятиями, которые имеют в своем составе подразделения по контролю качества продовольствия [8]. Представляется, что в настоящее время введение таких требований в документацию для заключения государственного контракта для закупки продовольствия будет оспорено самими поставщиками как необоснованное. Решение этой проблемы возможно только внесением необходимых изменений в ФЗ № 44, в связи с чем проблема качества поставляемого продовольствия продолжает быть задачей должностных лиц ветеринарно-санитарной службы.


При организации закупок продовольствия имеются высокие коррупционные риски хищения бюджетных средств. Анализ публикаций в средствах массовой информации показывает, что проблемы коррупции при закупках продовольствия в войсках национальной гвардии имеются, но эта ситуация не замалчивается должностными лицами войск национальной гвардии, а проводится необходимая работа по предотвращению таких преступлений в будущем [10]. По мнению автора, наиболее высоки коррупционные риски на этапе запроса коммерческих предложений, когда исполнителю контрактной документации волей-неволей приходится общаться с представителями возможных поставщиков товаров и услуг. Исполнитель контрактной документации может столкнуться с коррупционным предложением, и эти нюансы необходимо учитывать особенно при закупке больших объемов продовольствия, где конкуренция среди поставщиков довольно высока.


Описывать непосредственный механизм государственных закупок в рамках настоящей статьи не имеет смысла – на эту тему подготовлено немало научных работ. Однако отдельно необходимо отметить, что законодательство о государственных закупках постоянно изменяется. В связи с тем, что ежегодно (а иногда и чаще) в ФЗ № 44 вносятся изменения, непосредственным исполнителям контрактной документации необходимо постоянно отслеживать эти изменения. Например, законодателем был введен «национальный режим» для поддержки отечественного производителя отдельных товаров и услуг, или введен режим поддержки субъектов малого предпринимательства. Несоблюдение каких-либо требований при подготовке или заключении государственного контракта влечет его отмену, что в случае с закупками продовольствия может привести к невозможности своевременно обеспечить продовольствием воинские части и учреждения.


В заключение хотелось бы отметить, что сложившая система закупок материальных средств в войсках национальной гвардии не в полном объеме соответствует современным требованиям, и руководство Росгвардии осуществляет её корректировку в режиме реального времени. Например, с 2020 года закупки, которые ранее осуществлялись воинскими частями и учреждения войск национальной гвардии по отдельным статьям расходов федерального бюджета, переданы для реализации в ЦМТО. Этому способствовало несколько причин, основные из которых:


1. Неполное освоение средств федерального бюджета по отдельным статьям расходов вследствие несвоевременной подготовки контрактной документации распорядителями бюджетных средств.


2. Значительная экономия финансовых средств при централизации закупок.


В настоящее время руководством Росгвардии уделяется повышенное внимание вопросам организации системы государственных закупок в войсках, что позволяет надеяться на сохранение стабильного положения дел в области продовольственного обеспечения личного состава войск.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Болгов Н.В. Организационно-экономический механизм продовольственного обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации: дисс. … канд. экономических наук: 08.00.05. М.: Московский университет МВД РФ, 2018. 195 с.
2. Горбунов Г.Д. Продовольственная безопасность: национальный и международный аспекты // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 1. С.25-31.
3. Калеухо Д.С. Продовольственное обеспечение Российской Армии: научные основы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 28 (313).
4. О завышении цен на продовольствие, поставляемое в войска национальной гвардии Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: htpp://rosgvard.ru//31.08.2018 (дата обращения: 26.02.2020).
5. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время». [Электронный ресурс]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/12158147 (дата обращения: 14.02.2020).
6. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 499 «Об утверждении Порядка продовольственного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, имеющих специальные звания полиции, и некоторых других категорий лиц, а также организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условия, рационов питания, рационов выживания, бортовых пайков, комплектов аварийного запаса, норм замены одних продуктов другими, а также Порядка и нормы обеспечения питанием учащихся в кадетском училище войск национальной гвардии Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/72025252 (дата обращения: 01.03.2020).
7. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/71368610 (дата обращения: 12.02.2020).
8. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»). [Электронный ресурс]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/71502816 (дата обращения: 14.02.2020).
9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». [Электронный ресурс]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/71433920 (дата обращения: 10.03.2020).
10. Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/178792 (дата обращения: 10.03.2020).
11. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/70353464 (дата обращения: 10.02.2020).

 

REFERENCES:

 

1. Bolgov N.V. Organizational-economic mechanism of food security of National Guard troops of the Russian Federation: diss… cand. of Economic Sciences: Moscow University of the Interior Ministry. M., 2018. 95 p.
2. Gorbunov G.D. Food security: national and international aspects // Economics of agriculture in Russia. 2009. No. 1. Pp. 25-31.
3. Caleukho D.S. Food supply of the Russian Army: the scientific basis // National interests: priorities and security. 2015. No. 28 (313).
4. About overstatement of prices for food delivered to the National Guard troops of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: htpp://rosgvard.ru//31.08.2018 (Access date: 26.02.2020).
5. Resolution of the Government of the Russian Federation "On food provision for military personnel and certain other categories of persons, as well as on providing food (products) for regular animals of military units and organizations in peacetime". December 29, 2007 No. 946. [Electronic resource]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/12158147 (Access date: 14.02.2020).
6. The Order of the Federal Service of National Guard troops of the Russian Federation "About approval of the Procedure of food supply servicemen of National Guard troops of the Russian Federation, persons serving in the army national guard of the Russian Federation having special ranks of police and some other categories of persons as well as their power in stationary conditions, including with the involvement of public catering enterprises and in field conditions, rations, rations for survival, on-Board rations, kits emergency supplies, norms of replacing some products with others, as well as the Order and norms of providing food for students in the cadet school of the National Guard of the Russian Federation". November 15, 2018 No. 499. [Electronic resource]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/72025252 (Access date: 01.03.2020).
7. Decree of the President of the Russian Federation "Questions of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation". April 5, 2016 No. 157. [Electronic resource]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/71368610 (Access date: 12.02.2020).
8. Decree of the President of the Russian Federation "Issues of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation" (with the "Regulations on the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation"). September 30, 2016 No. 510. [Electronic resource]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/71502816 (Access date: 14.02.2020).
9. Federal law "On the status of military personnel". May 27, 1998 No. 76-FZ. [Electronic resource]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/71433920 (Access date: 10.03.2020).
10. Federal law "On the troops of the National Guard of the Russian Federation". July 03, 2016 N 226-FZ. [Electronic resource]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/178792 (Access date: 10.03.2020).
11. Federal law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs". April 05, 2013 N 44-FZ. [Electronic resource]. URL: htpp://ivo.garant.ru/document/70353464 (Access date: 10.02.2020).

 

 

Афанасьев Денис Викторович
адъюнкт кафедры экономических теорий и военной экономики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Afanasiev Denis Victorovich
Adjunct at the Department of Economic Theories and Military Economics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ