ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ


FEATURES OF MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF MILITARY TRANSPORT AVIATION FLIGHT PERSONNEL


УДК 159.9

 

ОЖЕРЕЛЬЕВА Ия Геннадьевна
кандидат психологических наук
МАРИНОВ Ринат Рафикович

 

 

Ojerelieva Iya Gennadievna
Candidate of Psychological Sciences
MARINOV Rinat Rafikovichc

 

Аннотация. Основное внимание в статье уделено анализу факторов, оказывающих влияние на психофизиологические процессы в профессиональной деятельности летного состава военно-транспортной авиации. Обоснована необходимость возвращения в состав командования военно-транспортной авиации профилактория летного состава «Чемитоквадже».   Abstract. The main attention in the article is paid to the analysis of factors influencing the psychophysiological processes in the professional activity of the flight personnel of military transport aviation. The necessity of the return to the command of military transport aviation of the Chemitokvadzhe dispensary of flight personnel is substantiated.

Ключевые слова: летный состав, нагрузка, утомление, реабилитация, профилакторий.

  Keywords: flight crew, stress, fatigue, rehabilitation, dispensary.

 

 

 

В современных условиях, когда решение многих геополитических вопросов невозможно без участия Воздушно-космических сил, круг задач военной авиации будет расширяться. При решении этих задач летчик выполняет большой объем функций, связанных с управлением летательным аппаратом. Выполнение этих функций – задача сама по себе весьма сложная, а в условиях боевого маневрирования она усложняется еще больше, что требует от летчика высокой степени функциональной надежности, которая проявляется, прежде всего, в действиях в экстремальных (угрожающих жизни) ситуациях [3, С. 65].


Для военной авиации функциональная надежность летного состава находится в прямой зависимости от устойчивости их организма к воздействию стресс-факторов во время выполнения полета. При этом характер их воздействия на организм и природа этих стресс-факторов в различных родах военной авиации существенно отличаются. Для летчиков военно-транспортной авиации наиболее характерными факторами полета, влияющими на поведенческие реакции, являются: длительное сохранение вынужденной позы, однообразие деятельности и ее монотонность, шум и вибрация, нарушение суточного режима, постоянное продуктивное взаимодействие (осуществление руководства) с членами экипажа и контроль их деятельности. Все это требует высокой физической выносливости летного состава.


В целом в результате утомления, которое может выражаться одновременно в нескольких формах, снижаются летные качества летчика, способность быстрого анализа воздушной обстановки и реакции при управлении воздушным судном, интерес к необходимым элементам полета, ухудшается моральное состояние. Как правило, утомление проявляется в виде усталости, дискомфорта, мышечной дискоординации и сопровождается очевидным понижением трудоспособности. Следует отметить, что в умеренных пределах напряжение мобилизует психические и физиологические резервные возможности организма в интересах оптимального приспособления к условиям полета, содействует выработке выносливости при перенесении больших нагрузок. И наоборот, чрезмерное (стрессовое) нервно-психологическое напряжение может явиться причиной ошибочных действий, истощению нервной системы.


Контроль за соблюдением режима труда и отдыха авиационного персонала является неотъемлемой частью работы, проводимой командованием военно-транспортной авиации, Воздушно-космических сил, а также Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации в интересах безопасности полетов, и направленной на предотвращение авиационных происшествий, связанных с нарушением состояния здоровья и работоспособности лиц, участвующих в выполнении полетов (руководстве полетами) и обслуживании авиационной техники.


Проблема планирования рационального отдыха, контроля за соблюдением норм летной нагрузки, неотъемлемо связана с особенностями физиологии труда профессионального военного летчика. В процессе выполнения полетных заданий на его организм также воздействует комплекс высотных и динамических факторов полета, которые приводят к развитию преждевременного утомления и снижению работоспособности. Как следствие, любые интенсивные полеты, связанные в том числе с выполнением специальных задач в Сирийской Арабской Республике, совершаются на фоне выраженного утомления. Особенно это применительно к длительным полетам, совершаемым летным составом военно-транспортной авиации.


Одной из специфических особенностей деятельности летного состава военно-транспортной авиации является пересечение экипажами нескольких часовых поясов и выполнение задач на новом месте. При этом биологические ритмы человека расстраиваются, что выражается в разнообразных болезненных проявлениях.


Проведение периодических медицинских осмотров летного состава с целью выявления у него признаков утомления является непременным требованием Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации и Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации, согласно которым для отдыха летного состава должны быть предоставлены специально оборудованные профилактории [4, ст. 78; ст. 81; ст. 238], [5, гл. XIII ст. 137; гл. XVI ст.150].


Утомляемость летного состава снижается при условии своевременного выполнения профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных условий летного труда, выполнение требований психогигиены, а также при использовании средств и методов восстановительной медицины.


При регулярной интенсивности работы на пределе возможностей организма, особенно в неблагоприятных условиях воздействия факторов внешней среды (как например, в Сирийской Арабской Республике или Арктике), могут развиться выраженные функциональные расстройства – патологические формы утомления, в том числе и астенические состояния, которые характеризуются тем, что в последствии они возникают не только при рабочей нагрузке, но уже и без нее, и не проходят после отдыха. Все это приводит к развитию хронических психосоматических заболеваний, их прогрессированию, что в итоге приводит к списанию с летной работы. Для военно-транспортной авиации это особенно характерно в связи с тем, что нагрузка на летный состав прогрессивно нарастает вместе с увеличивающимся из года в год общим налетом. Это объективно подтверждается тем, что контингент списанных с летной работы военнослужащих из года в год молодеет.


Военно-транспортная авиация привлекается к тушению пожаров, доставке гуманитарной помощи, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и катастроф, решению других не менее важных задач в жизни государства и Вооруженных Сил.


В 2020 году планируется наращивание интенсивности и качества мероприятий боевой подготовки, поддержание уровня боевой выучки соединений, воинских частей и подразделений, гарантирующего их способность выполнять любые задачи по воздушной перевозке пассажиров и грузов, парашютному десантированию войск, вооружения, военной, специальной техники и грузов, сливу огнегасящей жидкости для тушения пожаров, воздушной разведке, поиску и спасению экипажей, терпящих бедствие, и даже бомбометанию. Эта деятельность осуществляется днем и ночью, в самых сложных метеорологических условиях, с использованием неподготовленных аэродромов и площадок, иными словами, любого ровного участка местности для посадки [1, С. 4].


Возросшая в разы летная нагрузка и, как следствие, кумуляция утомления, способствует увеличению количества серьезных авиационных инцидентов (под серьезным авиационным инцидентом в авиации понимается такой авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие – И.О., Р.М.), что в свою очередь ведет к необходимости отстранения от полетов всех членов экипажа, которых разрешается допустить к полетам только после прохождения углубленного медицинского обследования. Отстранение каждого летчика даже на незначительный срок ведет к экономическим потерям, срыву мероприятий боевой подготовки и снижению обороноспособности.


Вышеперечисленного можно было бы избежать, в полной мере реализовав требования к профилактическому отдыху. На примере военно-транспортной авиации можно увидеть, что за истекшие три года количество летного состава, выполнившего рекомендации врачебно-летных комиссий и приобретшего путевки в санаторно-курортные учреждения, снижается. Главными причинами при этом являются: необходимость полной оплаты стоимости путевок, в том числе на членов семей, отсутствие компенсации за проезд к месту проведения отпуска, трудности согласования даты начала отпуска с началом действия путевки.


Изучение документов говорит о том, что санаторно-курортным лечением в истекшем году в командовании военно-транспортной авиации обеспечено лишь 0,9 % летно-подъемного состава, при этом требования к профотдыху и санаторно-курортному лечению не реализовано более чем в 90% случаях. Для сравнения, в 2008 году в соответствующих лечебно-профилактических и санаторно-курортных организациях отдохнуло 85,7% всех нуждающихся, причем 57,3% требования к профотдыху реализовало именно в профилактории летного состава [2].


В соответствии с принятым в 2003 году решением главнокомандующего Военно-воздушными силами, на базе военного санатория «Чемитоквадже» на средства военно-транспортной авиации было построено здание 41-го профилактория летного состава Военно-транспортной авиации на 60 койко-мест.


Всего за время нахождения профилактория в составе военно-транспортной авиации в нем обеспечено профилактическим отдыхом 11903 человека. В среднем, количество отдыхающих составило 1,5 тысяч человек в год. Во исполнение решения министра обороны Российской Федерации А.Э. Сердюкова, несмотря на многочисленные ходатайства со стороны руководящего состава Главного командования Военно-воздушных сил и военно-транспортной авиации о сохранении профилактория, в 2012 году здание было передано санаторию «Чемитоквадже», и профилакторий включен в состав санаторно-курортного комплекса «Сочинский».


В свете вышеперечисленного, с учетом особого статуса выполняемых задач, их объема и сложности, представляется целесообразным возвращение в состав командования военно-транспортной авиации профилактория летного состава «Чемитоквадже», расположенного в курортной зоне нашей страны, который бы обеспечил летному составу профилактический отдых, по качеству приближающийся к санаторно-курортному.


Таким образом исследование показало, что медико-психологическая реабилитация летного состава с использованием лечебно-профилактической базы министерства обороны Российской Федерации является важным направлением обеспечения боевой готовности всех Воздушно-космических сил.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Крылатые транспортники не подведут // Красная Звезда. № 131 от 22.11.2019 г.
2. Отчеты НМС ВТА за 2008, 2019 г. Текущий архив МС ВТА. Дело №3.
3. Пономаренко В.А. Методологическое пособие по подготовке человека летающего. М.: Когито-Центр, 2016. 227 с.
4. Приказ министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. № 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации».
5. Приказ министра обороны Российской Федерации от 27 апреля 2009 г. № 265 «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации».

 

REFERENCES:

 

1. Winged transport workers will not fail // Red Star No. 131. 11/22/2019.
2. BTA NMS Reports for 2008, 2019. Current archive of BTA MS Case No. 3.
3. Ponomarenko V.A. Methodological manual for the preparation of a flying person. M.: Kogito-Center, 2016. 227 p.
4. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of September 24, 2004 No. 275 “On Approval of the Federal Aviation Rules for the Operation of State Aviation Flights”.
5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of April 27, 2009 No. 265 “On approval of the Federal Aviation Rules for the medical support of state aviation flights”.

 

 

Ожерельева Ия Геннадьевна
кандидат психологических наук
преподаватель кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая уд. д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ozhereleeva Iya Gennadievna
Candidate of Psychological Sciences
Lecturer at the Department of Military-political work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Маринов Ринат Рафикович
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Marinov Rinat Rafikovich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ