ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


FEATURES OF MILITARY SOCIAL WORK WITH SERVICEMEN PERFORMING SPECIAL TASKS OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 355

 

ПАВЛОВА Валентина Георгиевна
кандидат социологических наук
ЕЛИЗАРОВ Александр Викторович

 

 

PAVLOVA Valentina Georgievna
Candidate of Sociological Sciences
ELIZAROV Alexandr Viktorovich

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации военно-социальной работы с военнослужащими, выполняющими специальные задачи за пределами Российской Федерации. Выявлены основные особенности, обобщены уроки, вытекающие из опыта деятельности военно-политических органов.   Abstract. The article deals with the organization of military social work with servicemen performing special tasks outside the Russian Federation. The main features are identified and lessons from the experience of military-political bodies are summarized.

Ключевые слова: политработники, военно-социальная работа.

  Keywords: political workers, military social work.

 

 

 

Во все времена в русской армии пристальное внимание уделялось обеспечению военнослужащих всеми положенными видами довольствия. Величайшие полководцы России неоднократно подчеркивали важность проявления заботы о солдатах, так как понимали, что от этого напрямую зависит состояние боевого духа армии. Спустя десятки и сотни лет значение социального фактора нисколько не снизилось, напротив, современный защитник Отечества, выбирающий из разнообразных возможных направлений в жизни особый вид государственной службы, несмотря на глубокое чувство патриотизма, вынужден обращать внимание на то, насколько военная служба обеспечивает ему и членам его семьи удовлетворение необходимых потребностей.


Современные боевые действия – это не только противоборство развитых технических и других систем. Это, в первую очередь, противостояние различных проявлений сознания и психики, отдельных и сплоченных в коллективы личностей, управляющих этими системами. И от того, насколько будут подготовлены военнослужащие к тому, чтобы в условиях боевых действий применить свои знания, умения, навыки, будет зависеть итог боя, а возможно, и операции в целом. Данный факт повышает значимость деятельности органов государственной власти и военного управления, направленной на создание для военнослужащих и гражданских специалистов таких социальных условий выполнения боевых задач, которые бы способствовали максимальной реализации ими профессиональных качеств в сложнейших условиях. Весь комплекс мероприятий по созданию благоприятных социальных условий для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в 1990-е гг. получил наименование «военно-социальная работа» (далее ВСР) [1, С. 34].


Целью ВСР в ходе выполнения задач специалистами военно-политической работы на всех этапах операции в Сирийской Арабской Республике (далее САР) являлось создание социально-правовых условий, обеспечивающих социальную защиту военнослужащих, формирование и поддержание у личного состава морально-политического и психологического состояния (далее МППС), способствующего выполнению стоящих перед воинскими коллективами задач.


В соответствии с указанной целью ВСР в группировке реализуется в следующих формах:

- доведение военнослужащим и гражданским специалистам положений нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих социальные гарантии личного состава, выполняющего специальные задачи, и членов семей указанной категории;

- регулярное изучение и контроль социальной обстановки в подразделениях и частях группировки, профилактика негативных социальных проявлений;

- контроль доведения личному составу положенных норм довольствия;

- приемы по личным вопросам командным составом группировки;

- правовое консультирование личного состава по социальным вопросам;

- разрешение проблемных вопросов в области реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей;

- своевременная помощь военнослужащим, нуждающимся в социальной поддержке;

- обеспечение бесперебойной работы телефонной «горячей линии» в Главном управлении по работе с личным составом (в 2018 г. преобразовано в Главное военно-политическое управление) ВС РФ (г. Москва) с целью непрерывного мониторинга социальных проблем личного состава, оперативного доведения информации о социальных проблемах военнослужащих до органов военного управления (соответствующих командиров и начальников) для своевременного принятия решений по ним;

- оформление страховых и единовременных выплат военнослужащим, пострадавшим при выполнении специальных задач, членам семей погибших военнослужащих;

- разъяснение правового статуса военнослужащих ВС РФ, выполняющих специальные задачи в САР, их обязанностей и ответственности за выполнение норм международного гуманитарного права [5, С. 61].


В настоящее время в нашем государстве разработан и функционирует целый комплекс социальных гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки военнослужащих, выполняющих специальные задачи.


В целях обеспечения социальных гарантий участников операции в Сирии, по поручению Президента Российской Федерации от 27 ноября 2015 г., с целью обеспечения дополнительных мер социальной поддержки как ветеранам боевых действий и предоставления военнослужащим, выполнявшим боевые и специальные задачи в САР, и гражданскому персоналу, направленному на территорию САР для обеспечения выполнения указанных задач, оперативно были разработаны и приняты дополнения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».


Указанный нормативный правовой акт определил право участников боевых действий в САР на оформление удостоверения ветерана боевых действий, тем самым повысив МППС личного состава группировки и обеспечив уверенность военнослужащих в значимости выполняемых специальных задач, в соблюдении государством обязанности по заботе о них и членах их семей.


С начала специальной операции ВС РФ в САР и на всем ее протяжении одним из основных направлений военно-политической работы выступала ВСР. Помимо прочего, о важности данного направления военно-политической работы позволяют судить результаты проведенного автором во время войсковой стажировки социологического исследования с участием военнослужащих по контракту, проходящих службу на должностях рядового и сержантского состава, выполнявших специальные задачи в САР. Одной из задач исследования была определена оценка важности социального фактора. По итогам анонимного опроса 82% военнослужащих отметили преобладание вопросов социальной обеспеченности над прочими в качестве факторов, влияющих на готовность личного состава к выполнению специальных задач.


Особую важность ВСР придавала специфика применения российских войск за рубежом. Так, продолжительность неотрывного нахождения в САР для большинства военнослужащих ограничена сроком в три месяца, после чего предусмотрена замена. В результате таких ограничений и по некоторым другим причинам во многих частях начала функционировать система ротации подразделений. При этом военнослужащие в течение года дважды отрабатывали установленный срок в командировке в САР. Излишне объяснять, что в таких условия даже незначительные несоблюдения действующего законодательства, касающегося социальных гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки военнослужащих, являются недопустимыми и могут иметь весьма негативные последствия.


По этой причине и в целях недопущения снижения МППС военнослужащих уже на этапе подготовки к операции специалистами военно-политических органов (в 2015-2018 годах – по работе с личным составом) был тщательно изучен порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием, имеющий некоторые особенности, для последующего доведения его до личного состава.


Справочно:


Военнослужащему, выполняющему специальные задачи в Сирийской Арабской Республике, дополнительно ежемесячно выплачивается:

на руки – 18,6 долларов США в сутки и один оклад по занимаемой воинской должности, облагаемый подоходным налогом в размере 13%;

на банковскую карту – 43,4 доллара США в сутки и два оклада по воинской должности, облагаемые подоходным налогом в размере 13% [3, прил.1].


В соответствии с приказом МО РФ 2010 г. № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим ВС РФ, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» военнослужащим по контракту, участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе выплачивается денежная компенсация за каждые положенные дополнительные сутки отдыха вместо предоставления дополнительных суток отдыха. … Исчислять размер денежной компенсации путем деления суммы оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, установленных военнослужащим на день издания приказов о выплате указанной компенсации, на 30 и умножения на количество компенсируемых дополнительных суток отдыха [4].


Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте...», «при оплате расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации» [2]. При этом сумма суточных в САР превышает 2500 рублей и составляет, в зависимости от курса доллара, 3700-3900 рублей. Особенностью, которую необходимо разъяснять личному составу, является то, что расчет и вычет суммы подоходного налога в размере 13% от суммы суточных, превышающей необлагаемую налогом часть (1200-1400 рублей) специалисты финансовой службы производят только после окончания командировки военнослужащих, в результате чего сумма выплат за заключительный месяц нахождения на территории САР оказывается ниже ожидаемой, что может вызвать недовольство личного состава в случае отсутствия знаний по данному вопросу.


Помимо вопросов финансового обеспечения, на начальном этапе операции особое значение приобрела забота о жизни и здоровье военнослужащих. На этапе оценки обстановки военно-политические органы обратили внимание на такие региональные особенности, как большое количество ядовитых насекомых и змей в районах выполнения специальных задач. Многие виды пауков, скорпионов и змей в случае нападения на человека способны причинить непоправимый вред здоровью, а некоторые из них грозят летальным исходом. Некоторые виды обладают ядом такой токсичности, что на введение сыворотки после укуса отводится не более 15 минут.


Учитывая эти факторы, в кратчайшие сроки специалистами военно-политических органов совместно с работниками медицинской службы были разработаны памятки о мерах предосторожности и об оказании первой помощи в случае укуса пауков, скорпионов и змей. Информация доводилась личному составу в ходе информирования и была размещена на информационных стендах в местах выполнения специальных задач.


Еще одной особенностью, заслуживающей внимания, является контроль всеми субъектами ВСР обеспечения кадровыми органами личного состава всеми необходимыми документами, касающимися выполнения специальных задач на территории САР. На начальном этапе операции, которая началась 30.09.2015 г., задачи подразделениям ставились боевыми приказами и боевыми распоряжениями. В то же время кадровыми органами процесс издания и регистрации приказов командира воинской части был организован с 1.10.2015 г. По этой причине несколько военнослужащих, получивших травмы 30.09.2015 г., и эвакуированных 1.10.2015 г. в ФГБУ «ГВКГ имени академика Н.Н. Бурденко», г. Москва, соответствующими сопроводительными документами обеспечены не были, что в дальнейшем создало значительные трудности в оформлении удостоверения ветерана боевых действий. Даже тот факт, что за мужество и самоотверженность при исполнении воинского долга в ходе выполнения специальных задач на территории САР они были удостоены государственных наград, никоим образом не ускорил процесс получения установленных законом социальных гарантий. В результате положенные им на законных основаниях документы были вручены со значительной задержкой.


Еще один факт несовершенства действующего законодательства в сфере социального обеспечения военнослужащих и членов их семей был выявлен вследствие тех же событий. Один из военнослужащих получил травмы, несовместимые с жизнью, в результате чего скончался. В процессе оформления необходимых документов выяснилось, что он является сиротой, родители погибли, когда он еще находился в раннем возрасте. До достижения совершеннолетия воспитанием его и младшего брата занималась старшая сестра, оформившая над родными братьями опекунство. В процессе оформления документов, касающихся оформления страховых и других выплат в связи с гибелью военнослужащего, выяснилось, что единственным выгодоприобретателем в случае причинения вреда здоровью выступает сам военнослужащий. В случае же его гибели круг получателей значительно расширяется. В него входят:

- супруг/супруга умершего;

- несовершеннолетние дети, дети-инвалиды, ставшие ими до достижения совершеннолетия, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в учебных заведениях и не имеющие собственного источника дохода;

- родители военнослужащего;

- дедушка и бабушка – в отсутствие указанных выше категорий родственников;

- отчим или мачеха, принимавшие участие в воспитании умершего в несовершеннолетнем возрасте не менее 5 лет;

- подопечные военнослужащего, связь с которыми установлена законным способом (воспитанники детских домов и т.п.).


Как видим, даже отчим или мачеха в определенных условиях имеют право на получение страховых выплат, однако родные братья и сестры его лишены. Ввиду беспрецедентности вышеописанного случая решение вопросов о назначении страховых и других выплат в связи с гибелью военнослужащего и связанных с вручением государственной награды было организовано через администрацию Президента РФ.


Нельзя не отметить, что специфика выполнения специальных задач на современном этапе отличается сложностью и большим объемом задач, выполняемых субъектами ВСР. Зачастую эти задачи не относятся к направлениям военно-политической работы. Например, заместитель командира по военно-политической работе может быть назначен начальником автомобильной колонны и значительную часть времени проводить в отрыве от подчиненных подразделений. В таких условиях важно понимать, что весь спектр задач ВСР выполнить одновременно не представляется возможным. Исходя из этого, специалист военно-политической работы должен обладать гибким мышлением и способностью выделять наиболее важные задачи в конкретный момент операции и максимально эффективно использовать все возможности по организации ВСР, тщательно продумывать и планировать служебную деятельность и изыскивать способы попутного решения задач в интересах ВСР в ходе выполнения других мероприятий.


Так, например, выполнение специальных задач по сопровождению автомобильных колонн в САР позволяло специалисту военно-политической работы проводить сбор и анализ информации о положении дел в оперативных группировках методом опроса личного состава, выполняющего специальные задачи на значительном удалении от военных баз РФ. В условиях отсутствия в этих группировках должностей специалистов военно-политической работы (должности заместителей командующих оперативными группировками по работе с личным составом были введены во временный штат лишь в 2017 г.) вопросы изучения наиболее актуальных проблем обретали особую значимость. И решение этих проблем в дальнейшем производилось силами тех же специалистов. При подготовке к следующему выезду или вылету в расположение оперативной группы офицер военно-политического отделения, в зависимости от потребностей личного состава, заблаговременно организовывал загрузку в колонну технических средств военно-политической работы для обеспечения подразделений, гуманитарной помощи, предназначенной для военнослужащих РФ, выполняющих специальные задачи в САР, свежей подборки периодических изданий, информационных бюллетеней, справочных материалов.


Силами штатных заместителей командиров по военно-политической работе во время таких выездов решается задача по обеспечению военнослужащих, выполняющих специальные задачи в оперативных группировках, положенным денежным довольствием.


Регулярно осуществляются выезды в составе колонн фотографа и фотокорреспондента для сбора материалов о военнослужащих, отличившихся в ходе выполнения специальных задач, в целях последующего распространения информации о мужестве и самоотверженности личного состава.


Подводя итог, стоит еще раз отметить сложность и неоднородность выполняемых задач, трудности в реализации перспективного планирования задач ВСР, регулярный отрыв субъектов ВСР от непосредственных обязанностей, что требует ежедневного уточнения мероприятий с учетом сложившейся обстановки и принятия своевременных, иногда неординарных, решений.


Таким образом, знание особенностей организации и проведения ВСР с личным составом группировки в САР на всех этапах операции позволяет довольно успешно влиять на морально-политическое и психологическое состояние личного состава, является эффективным инструментом повышения мотивации военнослужащих, поддерживает на высоком уровне их активность и дисциплинированность, что обеспечивает качественное выполнение поставленных задач в сложнейших условиях применения ВС РФ.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Актуальные проблемы становления военно-политической работы на современном этапе: сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: ВУ, 2019 \\ Вестник адъюнкта. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (дата обращения: 21.02.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений».
4. Приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. № 80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха».
5. Сакун С.А. Особенности морально-психологической обстановки в САР в 2015-2017 гг. \\ Военный академический журнал. 2017. №3 (15). С. 61-68.

 

REFERENCES:

 

1. Actual problems of the formation of military-political work at the present stage. Collection of materials of the international scientific-practical conference. M.: MU, 2019. \\ Adjunkt’s Bulletin. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (Access date: 21.02.2020).
2. Tax codex of the Russian Federation (part two) of August 05, 2000 № 117-FZ.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 26, 2005 № 812 "On the amount and procedure for payment of daily allowances in foreign currency and allowances to daily allowances in foreign currency for business trips in the territory of foreign countries of employees who have signed an employment contract for work in Federal state bodies, employees of state extrabudgetary funds of the Russian Federation, Federal state institutions".
4. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of February 14, 2010 № 80 "About the order and conditions of payment to the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation passing military service under the contract, monetary compensation instead of providing additional days of rest".
5. Sakun S.A. Features of the moral and psychological situation in the SAR in 2015-2017. // Military Academic Journal. 2017. No.3 (15). Pp. 61-68.

 

 

Павлова Валентина Георгиевна
кандидат социологических наук
преподаватель кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Pavlova Valentina Georgievna
Candidate of Sociological Sciences
Lecturer at the Department of Military-Political Work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Елизаров Александр Викторович
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Elizarov Alexandr Viktorovich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ