ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ


DEVELOPMENT OF THE MILITARY-POLITICAL PERSONNEL TRAINING SYSTEM IN THE MILITARY FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 93/94

 

ЧЕРТОПОЛОХ Александр Алексеевич
кандидат исторических наук, профессор
ДУДИН Павел Викторович
кандидат исторических наук

 

 

CHERTOPOLOKH Alexander Alekseevich
Candidate of Historical Sciences, Professor
DUDIN Pavel Viktorovich
Candidate of Historical Sciences

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки военно-политических кадров. Выявлены основные этапы эволюции их подготовки, обобщены исторические уроки, вытекающие из опыта деятельности военно-политических образовательных организаций и отмечены наиболее известные выпускники.   Abstract. The article describes the scope of questions of professional military-political personnel training. Key phases of professional staff training are identified. Author consolidates historical “Lessons learned” based on military-political educational organisations experience. The most famous graduates are mentioned.

Ключевые слова: политработники, военная и политическая подготовка курсантов и слушателей.

  Keywords: political workers, military and political education of cadets and military students.

 

 

 

100-летию
Военного университета
посвящается


Появление, становление и развитие системы подготовки политсостава неразрывно связано с формированием Красной Армии и процессами военного строительства в молодом Советском государстве.


Для подготовки кадров политсостава в годы Гражданской войны постепенно была развернута система курсов и школ. Первые в Советской России курсы военных комиссаров были открыты в Москве в октябре 1918 г. При политуправлениях фронтов и политотделах армий также начали создаваться политические курсы и школы комиссаров. Впоследствии и в Петрограде была создана сеть военно-политических курсов и школ. В школьно-курсовой системе осуществлялась подготовка военных комиссаров, пропагандистов, агитаторов-организаторов, инструкторов, учителей, библиотекарей, клубных работников и даже чтецов-толкователей.


Тем не менее для подготовки старшего политсостава требовалось создание высшего учебного заведения. Впервые концепцию создания центрального военно-политического вуза изложил ректор высшей военно-политической школы Леонид Дмитриевич Покровский на съезде агитпропов в сентябре 1922 года. Он заявил, что «выработка кадра политработников Армии и Флота высшей квалификации является задачей высшего учебного заведения Армии и Флота …, которая должна стать либо самостоятельной Военно-политической академией, либо политическим факультетом Академии Генерального Штаба» [4, С. 26].


Таким первым вузом, воплотившим в себе концепцию высшей военно-политической школы, стал Военно-политический институт им. Н.Г. Толмачева (ВПИТ), созданный на базе Высших военно-политических курсов. Он получил права военной академии и штат слушателей в 300 человек. Институту предписывалось: подготовка квалифицированного кадра старшего и высшего политсостава армии и флота. Срок обучения устанавливался от 3 до 4 лет [3, С. 60].


Военно-политический институт осуществил два выпуска слушателей и создал организационно-методические предпосылки для формирования на его основе Военно-политической академии имени Толмачева. Изначально в состав академии входило 2 факультета: военно-политический и общественно-педагогический общей численностью слушателей – 300 человек.


В 1932 году в Военно-политической академии в соответствии с запросами Красной Армии начинают работать уже четыре факультета: основной (с отделениями – пехотным, кавалерийским, автобронетанковым и артиллерийским); а также военно-воздушный; военно-морской; и педагогический [1, С. 84].


Таким образом в период 1920-1930-х гг. в Красной Армии сложилась разветвленная структура партийно-политического аппарата, который включал в себя военных комиссаров (членов военных советов), политические органы (политотделы и политуправления), политических руководителей (политруков) и заместителей командиров по политической части (замполитов), партийные и комсомольские организации в частях и подразделениях. Партийно-политический аппарат совместно с командным составом укрепляли боевую готовность частей и соединений, разъясняли сложную военно-политическую обстановку, воспитывали бойцов и командиров РККА.


Важной особенностью данного периода было и то, что сложилась двухуровневая система подготовки кадров политсостава. Первый уровень включал деятельность военно-политических училищ курсов и школ. Второй уровень был представлен Высшей военно-политической школой, которая берет свое начало с деятельности Военно-политического института им. Толмачева и созданной на его основе Военно-политической академией.


В условиях возрастания внешних военно-политических угроз и обострения внутриполитической борьбы, сопровождавшейся «чистками» командно-политического состава, для усиления политического контроля за деятельностью Красной Армии, а также с целью повышения боеготовности и воинской дисциплины 10 мая 1937 г. вновь был введен институт военных комиссаров. Эта вынужденная мера военного управления просуществовала недолго, так как опыт советско-финляндской войны (30.11.1939 г. - 12.03.1940 г.) выявил ее слабые стороны. Стало очевидным, что эффективность боевых действий войск напрямую зависит от единоначалия. В этой связи военно-политическое руководство страны приняло решение об отмене института военных комиссаров, сохранив при этом систему партийно-политической работы.


Всего в Красной Армии к началу 1941 г. насчитывалось более 70 различных военно-политических учебных заведений, в которых обучалось в общей сложности свыше 30 тысяч военнослужащих [2, С. 248].


Великая Отечественная война стала суровым испытанием для нашей Родины и Красной Армии, боевой дух которой цементировали, прежде всего, командно-политические кадры. С первых месяцев войны военно-политические учебные заведения были превращены в крупные учебные центры по подготовке политработников для всех звеньев военного управления от подразделений до армий и фронтов. Также ими был произведен досрочный выпуск слушателей и курсантов.


Образовательные организации, находящиеся в прифронтовой полосе, были организованно передислоцированы в тыл. Военно-политические учебные заведения переведены на сокращенные сроки обучения, в действие введены учебные программы военного времени, регламент служебного времени и распорядок дня слушателей и курсантов значительно уплотнен.


Возросло количество часов, отведенных на военную подготовку. Увеличился удельный вес общевойсковой подготовки в видовых вузах.


Сложившаяся к середине войны система подготовки политсостава обеспечивала потребности Красной Армии и Флота в полном объеме и сохранилась в таком виде до 1945 г.


Один из важнейших уроков нашей истории состоит в том, что в условиях самой кровопролитной войны Красная Армия сумела переломить её ход, овладеть инициативой и одержать Великую Победу, 75-ю годовщину которой в следующем году будет праздновать весь цивилизованный мир. Во многом она была добыта благодаря небывалой по масштабам и силе партийно-политической работе среди войск и политико-массовой работе среди населения тыла, проводимой политорганами.


Следуя лучшим традициям военных комиссаров периода Гражданской войны и иностранной военной интервенции, политработники в годы Великой Отечественной войны всегда были там, где возникала наибольшая опасность, где нужны были их воля и авторитет, их мужество и смелость. Боевые подвиги 362 политработников, совершенные в годы Великой Отечественной войны, были отмечены высшей государственной наградой – званием Героя Советского Союза [5, С. 20].


В послевоенный период подготовка кадров политработников получила свое дальнейшее развитие. Соединения, части, военно-учебные заведения переводились на новые штаты, перемещались в районы постоянной дислокации, где создавалась необходимая учебно-материальная база. В Вооруженных Силах постепенно был осуществлен переход от ускоренной подготовки кадров к планомерной, четко организационной учебе. Был введен нормальный двухгодичный, а затем трехгодичный срок обучения в военных училищах. В обучении большое внимание уделялось всемерному использованию боевого опыта, с учетом новых тенденций, которые выявились в связи с появлением новых образцов военной техники и вооружения.


Общее количество средних военно-политических образовательных организаций сократилось до 9 училищ. Летом 1947 г. воссоздана Военно-политическая академия им. В.И. Ленина.


Свое дальнейшее развитие система подготовки политсостава получила в 60-х годах. Во многом это связано с постановлением ЦК КПСС «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте».


В советском военном строительстве реализация этого программного документа привела к коренным преобразованиям в сфере партийно-политической работы в Вооруженных Силах страны. Была существенно расширена структура и штаты политорганов, в воинских частях и подразделениях введена должность заместителя командира по политической части, создана сеть из 8 высших военно-политических училищ для видовой подготовки политработников. В содержании подготовки политсостава стало значительно больше внимания уделяться вопросам партийного строительства, идейно-воспитательной работе и идеологической борьбе. Особое внимание в подготовке будущих политработников уделялось формам и методам работы партийных и комсомольских организаций в войсках, а также формированию партактива. Принятые меры способствовали тому, что политические органы Вооруженных Сил СССР к 80-м годам ХХ века достигли своей максимальной организационной зрелости [5, С. 21].


В постсоветской России система подготовки кадров для воспитательных структур оказалась дезорганизованной. При этом накопленный советской системой подготовки политработников кадровый потенциал позволял в течение некоторого времени в полном объеме укомплектовывать должности в органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации дипломированными специалистами гуманитарного профиля. Однако уже к середине 90-х годов прошлого века в воспитательных структурах, особенно первичного звена, сложилась критическая кадровая ситуация. Так, например, только на Тихоокеанском флоте в указанный период некомплект должностей офицеров воспитательных структур ротного уровня составлял 43,5%, офицеров по общественно-государственной подготовке и информированию – 30%, психологов – 15% [6, С. 42].


Военное строительство стало осуществляться на основе принципов деидеологизации, деполитизации и департизации. Они были закреплены в ряде законодательных актов. Функции формирования духовно-нравственной сферы воинских коллективов возложили на новые органы по работе с личным составом, впоследствии ставшие органами воспитательной работы. Однако участие Вооруженных Сил России в контртеррористической операции на Северном Кавказе показало, что деидеологизация и деполитизация оказались негодными средствами для воспитательной работы с военнослужащими, в отличии от департизации, правильность которой подтвердил опыт военного строительства в демократическом обществе.


Важно отметить, что до середины 2000-х годов помимо Военного университета подготовка офицеров-воспитателей осуществлялась в системе командных и военно-технических учебных заведений, где были роты (отделения), готовившие лейтенантов по специальности «Организация морально-психологического обеспечения».


Введение нового института военно-политической работы обусловлено необходимостью удовлетворения актуальных военно-политических потребностей общества в надежном обеспечении военной безопасности страны.


В современных условиях стало очевидным, что военно-политическая работа среди личного состава немыслима без идей патриотизма, а в более широком контексте, военной идеологии, отражающих цели, задачи и интересы военной политики государства и военнослужащих.


Еще одна важная проблема – анализ, сохранение и внедрение положительного опыта организации морально-психологического обеспечения выполнения боевых задач в армии и на флоте, накопленного в постсоветский период. Особенно ценным является боевой опыт организации МПО в контртеррористических операциях, в операциях по принуждению к миру и специальной операции Российской группировки войск (сил) в Сирии. Необходимо научно осмыслить и реализовать его в содержании и организации, новых формах и методах проведения военно-политической работы в Вооруженных Силах.


В данном направлении плодотворно трудится профессорско-преподавательский состав кафедры военно-политической работы Военного университета. Авторский коллектив кафедры одним из первых в Вооруженных Силах подготовил уникальное учебное пособие, в котором обобщен опыт морально-психологического обеспечения выполнения специальных задач группировкой Российских войск в Сирийской Арабской Республике.


Представляется полезным осмыслить уроки, вытекающие из опыта подготовки политработников, провести исторические параллели в поисках путей оптимизации содержания и организации подготовки кадров для современных органов военно-политической работы.


Первый урок состоит в том, что в структуре одного военно-образовательного учреждения можно организовать обучение политработников среднего и старшего уровней, то есть для тактического и оперативно-тактического звеньев управления.


Второй урок позволяет заключить, что военно-политические училища отличались высоким уровнем военно-технической подготовки курсантов. Им читались такие дисциплины как высшая математика, физика и даже теоретическая механика, а объем военных и технических дисциплин составлял не менее 50 % от всей программы обучения. И главное – наряду с основательной политической подготовкой выпускникам давалась военная специальность.


Не вызывает сомнения, что построение современной системы подготовки высококвалифицированных военно-политических кадров требует не только оптимизации организационных форм и внедрения эффективных образовательных технологий, усиления их военно-специальной подготовки, но и глубокого изучения и внедрения в учебный процесс конструктивного исторического опыта более чем столетней подготовки политработников с учетом его позитивных уроков.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Арзамаскин Ю.Н., Андреев Г.П., Андреева Л.Б. Глаголом жечь сердца людей… Очерки истории советских военно-политических учебных заведений. М., 2017. 472 с.
2. Петров Ю.П. Строительство политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота (1918-1968). М.: Воениздат, 1968. 542 с.
3. Сакун С.А., Чертополох А.А. Высшая военно-политическая школа подготовки кадров для Красной Армии (1918-1928 гг.) // Военный академический журнал. 2018. № 3 (19). С. 53-62.
4. Тезисы по докладу Л. Петровского о Высшей Военно-Политической Школе имени тов. Толмачева // Записки В.В.П.Ш. 1923. № 1. С. 23-28.
5. Чертополох А.А. Военно-политические органы: опыт строительства и уроки // Военный академический журнал. 2019. № 1 (21). С. 13-23.
6. Чертополох А.А., Хлебников Ю.С. Подготовка офицерских кадров для органов воспитательной работы Военно-Морского Флота: исторический опыт и его уроки (1992-2007) // Морской сборник. 2008. № 9. С. 42-46.

 

REFERENCES:

 

1. Arzamaskin Yu.N., Andreev G.P., Andreeva L.B. To burn the hearts of the people by verb. М., 2017. 472 p.
2. Petrov Yu.P. Formation of political organizations, party and кomsomol organizations of the Army and Navy. М., 1968. 542 p.
3. Sakun S.A., Chertopolokh A.A. The Red Army higher military-political school for personnel training (1918-1928) // Military Academic Journal. 2018. № 3 (19). P. 53-62.
4. Theses on the report of L. Petrovsky. On the Higher Military-Political School named after comrade Tolmachev // Notes of the Higher Military-Political School. 1923. № 1. P. 23-28.
5. Chertopolokh A.A. Military-political bodies: formation experience and lessons // Military Academic Journal. 2019. № 1 (21). P. 13-23.
6. Chertopolokh A.A., Khlebnikov Yu.S. Officers training for the mentor work in the Navy: historical experience and lessons (1992 – 2007) // Marine collected articles. 2008. № 9. P. 42-46.

 

 

Чертополох Александр Алексеевич
кандидат исторических наук, профессор
профессор кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Chertopolokh Alexander Alekseevich
Candidate of Historical Sciences, Professor
Professor at the Department of Military and Political Work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Дудин Павел Викторович
кандидат исторических наук
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Dudin Pavel Viktorovich
Candidate of Historical Sciences
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ