ПОДГОТОВКА ПОЛИТСОСТАВА ДЛЯ ВМФ В 1918-1945 гг.: ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


TRAINING OF NAVY POLITICAL STAFF IN 1918-1945: EXPERIENCE AND LESSONS LEARNED FOR FURTHER DEVELOPMENT OF THE NEW SYSTEM OF MILITARY POLITICAL WORK


УДК 93/94

 

ЧЕРТОПОЛОХ Александр Алексеевич
кандидат исторических наук, профессор
ДУДИН Павел Викторович
кандидат исторических наук

 

 

CHERTOPOLOKH Alexander Alekseevich
Candidate of Historical Sciences, Professor
DUDIN Pavel Viktorovich
Candidate of Historical Sciences

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров политсостава для Советского ВМФ в период с 1918 по 1945 гг. Выявлены основные этапы подготовки кадров в указанный период, обобщены исторические уроки, вытекающие из опыта деятельности военно-морских политических образовательных организаций, отмечены их наиболее известные выпускники.   Abstract. The article describes the scope of questions of professional political staff training of USSR Navy in the period from 1918 until 1945. Key phases of professional staff development are identified and described. Historical lessons learned from Navy political educational organisations experience are consolidated, the most famous graduates are mentioned.

Ключевые слова: флотские политработники, военная и политическая подготовка курсантов училища.

  Keywords: fleet political workers, military and political education of students.

 

 

 

Новые задачи строительства системы военно-политических органов в Вооруженных Силах Российской Федерации показывают, что на современном этапе в работе с личным составом возрастает роль и потребность в усилении военно-политических факторов, форм и методов политико-воспитательной работы в обеспечении выполнения боевых задач подразделениями и частями, а также в формировании высокой морально-политической и психологической готовности личного состава к выполнению задач по предназначению. В этой связи весьма актуален исторический обзор ключевых фактов, событий и процессов формирования, становления и функционирования системы подготовки кадров политсостава для Военно-Морского Флота в довоенный и военный периоды.


Первые в Советской России курсы военных комиссаров были открыты по указанию ЦК РКП (б) в Москве в октябре 1918 г. При политуправлениях фронтов и политотделах армий также начали создаваться политические курсы и школы комиссаров. Впоследствии в Петрограде была создана сеть военно-политических курсов, в том числе Военные агитационно-просветительные курсы с трёхмесячным сроком обучения [3, С. 54]. Подготовка политработников для Красного Флота в то время как раз и осуществлялась в системе таких неспециализированных общевойсковых учебных заведений.


К началу 20-х годов необходимость обучения политического состава с градацией по видам (родам) стала очевидной. Это способствовало созданию Военно-морских политических курсов Балтийского флота [4]. Первым начальником курсов был назначен опытный политработник Анатолий Яковлевич Флаум. Первоначально на курсах было 2 отделения, административно-комиссарское и политико-просветительское, которые готовили средний политсостав для нужд Рабоче-крестьянского Красного Флота.


На курсы принимались военные моряки, члены РКП (б) со стажем не менее 1 года, умеющие бегло читать и писать, а также знающие 4 действия арифметики. Поступающим необходимо было подать заявление на имя начальника курсов и заполнить анкету военмора-коммуниста. К указанным документам прилагались также отзыв комиссара части и воинского коллектива, в котором проходил службу кандидат на обучение.


Всего в состав первого набора входило 200 краснофлотцев [5]. Срок обучения на курсах составлял 6 месяцев и был разделен на 3 семестра. Первые 4 месяца военнослужащие получали общетеоретическую подготовку, а последние 2 происходило их разделение по соответствующим специальностям.


2 мая 1922 г. курсы были переформированы в Центральные военно-морские политические курсы флота Республики. Впоследствии им было присвоено имя видного революционного деятеля Семена Григорьевича Рошаля. Также курсы перешли на годичную четырехсеместровую систему подготовки.


В сентябре 1923 г. курсы были реорганизованы в Военно-морское политическое училище им. С.Г. Рошаля. При этом в училище начало функционировать отделение подготовки старшего политического состава. Срок обучения на отделении был установлен в 3 года. В состав первого набора вошло 40 человек.


Всего за годы существования училищем было подготовлено более 1500 политработников для Флота.


Начиная с 1925 года, единственным в стране учебным заведением, в котором можно было получить высшее военно-политическое образование, стала Военно-политическая академия им. Н.Г. Толмачева. Изначально флотский политсостав обучался на военно-политическом факультете, в организационно-штатную структуру которого входило отделение политработников ВМФ. Ежегодно отделение выпускало около 10 военнослужащих при общей численности выпускников в 300 человек. В 1932 г. морское отделение было реорганизовано в военно-морской факультет емкостью 225 слушателей. Срок обучения составлял 3 года. Выпускники факультета получали необходимую теоретическую подготовку, а также практические навыки для несения ходовой вахты на кораблях в объеме вахтенного офицера [2, С. 87].


Важно отметить, что все члены Военных советов флотов, занимавшие эти должности в годы Великой Отечественной войны, были выпускниками военно-морского факультета академии.


Растущий в предвоенные годы Военно-Морской Флот испытывал большую потребность в кадрах политического состава. Некомплект к началу 1939 г. составил 18% от всех должностей флотских политработников, а 30% политсостава не имело профильного образования [1, С. 128-129].


Сложившаяся ситуация и угроза войны требовала принятия оперативных мер. Так в мае 1939 г. в Ленинграде сформировано Военно-морское политическое училище. Начальником училища назначен бригадный комиссар Алексей Романович Ващенко.


Также для подготовки и переподготовки политруков на всех флотах были открыты военно-политические училища с годичным сроком обучения емкостью по 150 обучаемых каждое [6]. Позднее эти училища преобразованы в военно-политические курсы. В предвоенные годы на курсах было подготовлено 400 заместителей командиров подразделений по политической части [7].


Более того, Главный Военный Совет ВМФ вышел с ходатайством перед Совнаркомом СССР об открытии Военно-политической академии Военно-Морского Флота. Учитывая важность флота в решении задач защиты морских рубежей Родины, военно-политическим руководством страны инициатива была поддержана. В октябре 1941 г. 300 флотских политработников должны были приступить к обучению в новом учебном заведении, но начавшаяся война не позволила реализовать этот проект [8].


Таким образом, проведенная в предвоенные годы работа по подготовке кадров политработников для ВМФ позволила заметно увеличить их численность и качество, а также привела к созданию стройной двухуровневой системы подготовки политического состава.


Политработников высшего и старшего звена готовили на военно-морском факультете и факультете заочного обучения ВПА, а также на курсах усовершенствования высшего и старшего политического состава ВМФ.


В Военно-морском политическом училище и в системе флотских военно-политических курсов осуществлялась подготовка политработников среднего звена.


В первые месяцы войны по мобилизации в Военно-Морской Флот прибыло более 4000 политработников запаса [9]. Также был произведен досрочный выпуск 1117 слушателей и курсантов различных военно-политических образовательных организаций ВМФ, что позволило увеличить количество флотского политического состава в 2 раза. При этом созданная в предвоенные годы система учебных заведений коренной ломке не подвергалась, однако возросшая потребность в кадрах обусловила совершенствование отдельных ее элементов.


Военно-политические учебные заведения были переведены на сокращенные сроки обучения, в действие были введены учебные программы военного времени, регламент служебного времени и распорядок дня слушателей и курсантов был значительно уплотнен.


Возросло количество часов, отведенных на военную подготовку. Также увеличился удельный вес общевойсковой подготовки в системе военной подготовки, так как военные моряки принимали непосредственное участие не только в морских, но и сухопутных операциях. Анализ учебных программ, принятых в военно-политических образовательных организациях флота в июне 1942 г., показывает, что они были составлены на основе боевого опыта использования всех родов сил ВМФ, полученного в начальный период Великой Отечественной войны.


В целях более оперативного внедрения боевого опыта в учебный процесс вводилась система практик для слушателей и курсантов и стажировок для преподавательского состава. Продолжительность стажировки варьировалась в зависимости от типа учебного заведения. На военно-политических курсах флотов она длилась в течение 15 дней, а на военно-морском факультете достигала 6-ти недель.


Сложившаяся к середине Великой Отечественной войны система подготовки политсостава обеспечивала потребности Военно-Морского Флота в полном объеме и сохранилась в таком виде до 1945 г.


Необходимо отметить, что некоторые военно-политические учебные заведения флота вынуждены были выполнять непосредственно боевые задачи. В июле 1941 г. ВМПУ ВМФ в полном составе было направлено для высадки в составе морского десанта в Петергоф. Весь политический состав 71-й морской стрелковой бригады был набран из выпускников военно-политических курсов Тихоокеанского флота. Комиссаром бригады был также назначен слушатель курсов полковой комиссар Бобров. Воины 71-й бригады героически проявили себя в битве под Москвой, благодаря чему бригада стала первым среди стрелковых соединений ВМФ, удостоенным гвардейского наименования.


Следуя лучшим традициям военных комиссаров периода Гражданской войны и иностранной военной интервенции, политработники в годы Великой Отечественной войны всегда были там, где возникала наибольшая опасность, где нужны были их воля и авторитет, их мужество и смелость. Сама их жизнь, боевая деятельность и даже смерть были пронизаны страстным призывом разгромить фашизм. Боевые подвиги 4400 флотских политработников, совершенные в годы Великой Отечественной войны, были отмечены высокими наградами Родины, при этом 7-ми из них присвоено звание Героя Советского Союза.


За достигнутые успехи в подготовке кадров политсостава в годы Великой Отечественной войны Советское Правительство наградило Военно-политическую академию орденом Красного Знамени, а Военно-морскому политехническому училищу ВМФ и Военно-политическим курсам Тихоокеанского флота было вручено Красное Знамя.


Проведенное исследование показало, что в Военно-Морском Флоте, так же, как и в Красной Армии в целом, осуществлялся активный поиск организационных форм подготовки политсостава, адекватных задачам военного строительства в молодом Советском государстве. Этот процесс шел как от простых форм к более сложным, так и от низшего звена управления к более высшему.


Кроме того, следует подчеркнуть, что первоначально не ставилась задача дать политработнику глубокую военную подготовку. Лишь по мере приобретения Красной Армией и Флотом боевого опыта, прежде всего, в боях против бело-польских интервентов, у озера Хасан, на р. Халхин-Гол, а также в ходе Гражданской войны в Испании и Советско-финляндской войны была осознана необходимость основательной военной подготовки всех политработников, в том числе и для Военно-Морского Флота.


Изучение опыта подготовки политработников позволяет сделать ряд выводов и уроков. Например, одним из важнейших уроков можно считать тот, что в структуре одного военно-образовательного учреждения можно организовать обучение политработников среднего и старшего уровней, то есть для тактического и оперативно-тактического звеньев управления ВМФ.


Этот урок обуславливает предложение о целесообразности создания новых дидактических комплексов по направлениям подготовки «Управление военно-политической работой» (для слушателей) и «Организация военно-политической работы» (для курсантов).


Данное предложение является мотивирующей основой для практической рекомендации по введению в содержание дисциплины «Основы военно-политической работы» вводного курса, отражающего историю подготовки кадров политического состава для Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил в целом.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ опыта подготовки флотских политработников, накопленного с момента ввода института политических работников в РККФ до окончания Великой Отечественной войны, позволяет извлечь полезные уроки, сформулировать научно-обоснованные предложения и выработать практические рекомендации по построению современной системы военно-политической работы в Военно-Морском Флоте.

 

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Арзамаскин Ю.Н., Андреев Г.П., Андреева Л.Б. Глаголом жечь сердца людей… Очерки истории советских военно-политических учебных заведений. М., 2017. 472 с.
2. Имени Ленина: Краткий ист. очерк о Воен.-полит. ордена Ленина краснознам. акад. им. В.И. Ленина. М.: Воениздат, 1966. 254 с.
3. Сакун С.А., Чертополох А.А. Высшая военно-политическая школа подготовки кадров для Красной Армии (1918-1928 гг.) // Военный академический журнал. 2018. № 3 (19). С. 53-62.
4. РГА ВМФ Ф. Р-188, Оп. 1, Д. 3, Л. 2.
5. РГА ВМФ Ф. Р-188, Оп. 1, Д. 3, Л. 26.
6. РГА ВМФ Ф. Р-1549, Оп. 1, Д. 170, Л. 28.
7. РГА ВМФ Ф. Р-1549, Оп. 1, Д. 262, Л. 253.
8. Филиал ЦА МО РФ – Архив ВМФ Ф.11, Оп. 2, Д. 121, Л. 6.
9. Филиал ЦА МО РФ – Архив ВМФ Ф.11, Оп. 2, Д. 984, Л. 101.

 

REFERENCES:

 

1. Arzamaskin Yu.N., Andreev G.P., Andreeva L.B. To burn the people hearts by Verb. М., 2017. 472 p.
2. By Name of Lenin. A brief historical outline of the Military-Political Order of Lenin of the Red Banner Academy named after V.I. Lenin. М.: Voenizdat, 1966. 254 p.
3. Sakun S.A., Chertopolokh A.A. The Red Army higher military-political school for personnel training (1918-1928) // Military Academic Journal. 2018. № 3 (19). P. 53-62.
4. RGA VMF F. R-188, Op. 1, D. 3, L. 2.
5. RGA VMF F. R-188, Op. 1, D. 3, L. 26.
6. RGA VMF F. R -1549, Op. 1, D. 170, L. 28.
7. RGA VMF F. R -1549, Op. 1, D. 262, L. 253.
8. The archives of the Navy F.11, Op. 2, D. 121, L. 6.
9. The archives of the Navy F.11, Op. 2, D. 984, L. 101.

 

 

Чертополох Александр Алексеевич
кандидат исторических наук, профессор
профессор кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Chertopolokh Alexander Alekseevich
Candidate of Historical Sciences, Professor
Professor at the Department of Military and Political Work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Дудин Павел Викторович
кандидат исторических наук
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Dudin Pavel Viktorovich
Candidate of Historical Sciences
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ