ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


MILITARY AND POLITICAL WORK IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION: FORMATION, PROBLEMS AND SOLUTIONS

 

УДК ???

 

ЖУРИН Сергей Викторович
ФОМЕНКО Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор
ВОЛОДИН Сергей Владимирович
кандидат исторических наук

 

 

ZHURIN Sergey Victorovich
FOMENKO Petr Petrovich
Candidate of Historical Sciences, Professor
VOLODIN Sergey Vladimirovich
Candidate of Historical Sciences

 

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам становления военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Проведен критический анализ деятельности военно-политических органов в современных условиях. Автором предложены возможные направления решения проблем становления системы военно-политической работы.   Abstract. The article is devoted to the actual problems of formation of military and political work in the Armed Forces of the Russian Federation. The critical analysis of military and political bodies activity in modern conditions is carried out. The author suggests possible ways of solving the problems of formation of the military and political work system.

Ключевые слова: военно-политическая работа; Вооруженные Силы Российской Федерации; становление системы; актуальные проблемы.

  Keywords: military and political work; the Armed Forces of the Russian Federation; formation of system; actual problems.

 

 

 

30 июля 2018 г. Вооруженные Силы Российской Федерации в решении задачи по формированию высокого морального духа военнослужащих выбрали новый вектор – организацию военно-политической работы и создание в связи с этим военно-политических органов.


Формирование высокого духа воинов всегда было и остается главенствующей задачей высшего руководства государства и военноначальников. Известно немало примеров из истории, когда Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов [1, 2, 3] и многие другие наши великие государственные деятели и полководцы наравне с обучением солдата военному делу заботились о моральной составляющей своих подчиненных.


Одной из задач, решаемых системой военно-политической работы, является поддержание высокого морально-политического и психологического состояния личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Именно поэтому ее становление способствует повышению боеспособности Вооруженных Сил и обороноспособности государства.


Становление системы военно-политической работы строится на положительном опыте деятельности военных комиссаров, политруков, заместителей командиров по политической части, помощников и заместителей по работе с личным составом.


В становлении системы военно-политической работы важную роль играет нормативно-правовая база, которая в настоящее время подкреплена следующими нормативными актами [6, 7]:


1) Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 454 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом»;


2) Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 456 «О заместителе Министра обороны Российской Федерации - начальнике Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации»;


3) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2018 г. «Об утверждении Положения о Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации».


Введена новая форма проведения военно-политической работы – военно-политическая подготовка [4].


Вместе с тем, становление системы военно-политической работы проходит в условиях поиска новых решений, форм и методов работы, что сопровождается рядом актуальных проблем:

- незавершенность процесса создания нормативно-правовой базы по организации военно-политической работы;

- отсутствие оптимизации организационно-штатной структуры военно-политических органов в звене «объединение» – «соединение» – «воинская часть» – «подразделение»;

- поиск подходов к подготовке офицерских кадров для военно-политических органов;

- сбои в работе системы отбора гражданского персонала для комплектования военно-политических органов;

- необходимость расширения возможностей в социально-экономическом обеспечении мероприятий военно-политической работы;

- потребность участия военно-политических органов в повышении патриотизма допризывной молодежи.


Одной из ключевых проблем остается недостаток нормативно-правовой базы, регулирующей, прежде всего, деятельность военно-политических органов при организации боевых действий, проведении мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности войск (сил).


Отсутствие необходимых нормативных документов не формирует алгоритм работы заместителя командира по военно-политической работе при организации наступательного или оборонительного боя, выполнения задач в ходе специальных операций по урегулированию вооруженного конфликта и чрезвычайных ситуаций. Принятая условность, согласно которой военно-политическая работа ведется в военное время путем организации морально-психологического обеспечении, не формирует полную картину роли и места заместителя командующего или командира по военно-политической работе в решении задач, поставленных перед объединением, соединением или воинской частью.


Следующей краеугольной проблемой, получившей свой отклик у офицеров органов военного управления в звене «соединение – воинская часть», является существующая организационно-штатная структура военно-политических отделов и отделений.


Действующая структура военно-политических органов существенных изменений не претерпела, получив в наследство фактически полностью структуру органов по работе с личным составом соединений и воинских частей.


Сравнительный анализ организационно-штатной структуры политических органов Вооруженных Сил советского периода показывает, что советские политические органы имели мощнейшую структуру и базу для воспитания личного состава, формирования у него морального духа, который помог победить в Великой Отечественной войне, выполнить интернациональный долг в Афганистане, поддерживать мир и безопасность в различных регионах планеты по просьбе союзников.


Проблема дефицита сил для решения задач агитационного характера, устранения нарушений в социальной сфере, воспитания и обучения своих подчиненных, организации их досуга и культурно-художественного обслуживания в действующих военно-политических органах ощущается уже сегодня. Так, например, в военно-политическом отделении 150 мсд имеется по штату только один офицер, в военно-политическом отделении мотострелкового полка – 2 офицера. Подобная ситуация типична для большинства военно-политических органов соединений и воинских частей.


Учитывая возрастающий негативный информационный фон вокруг Российской Федерации и её Вооруженных Сил со стороны западных государств, отсутствие специалистов по таким направлениям как агитационная и пропагандистская работа с военнослужащими и населением, противодействие негативному информационно-психологическому воздействию только снижает функциональность системы военно-политической работы. Перераспределение обязанностей по указанным направлениям в нештатном порядке видится бесперспективным и не эффективным в решении таких задач, как поддержание на высоком уроне морально-политического и психологического состояния личного состава и воинских коллективов в целом.


Не менее острой проблемой становления системы военно-политической работы является организация этой работы как вида обеспечения в боевых условиях. Действующая система морально-психологического обеспечения фактически способна решать поставленные перед Вооруженными Силами задачи. Вместе с тем, необходимо внести определенные коррективы в указную систему, нарастив их новыми формами, силами и средствами для более успешного решения задач по предназначению в условиях ведения боевых действий.


В одном ряду с этим стоит проблема организации управления военно-политической работой в условиях вооруженного противоборства, под которой понимается совокупность органов военного управления, пунктов управления и технических основ системы управления. Действующие нормативные положения предполагают развертывание пунктов управления в виде центров, пунктов, групп и рабочих мест непосредственно на командных пунктах органов военного управления. И здесь проблема развертывания пунктов управления военно-политической работой тесно соприкасается с проблемой отсутствия необходимых организационно-штатных изменений. Остается открытым вопрос обеспечения мобильности и оперативности управления силами и средствами с подвижных пунктов управления военно-политической работой, так как до настоящего времени отсутствуют какие-либо подвижные средства для данного пункта управления. До настоящего времени заместитель командира воинской части (соединения) по военно-политической работе – это должностное лицо без подвижных средств управления.


Технические основы управления для организации военно-политической работы представлены недостаточно полно. У заместителя командующего (командира) по военно-политической работе отсутствует, как правило, своя сеть управления, что снижает эффективность применения подчиненных сил и средств.


Одной из важных проблем является подготовка профессиональных кадров и квалифицированных специалистов для деятельности военно-политических органов. При обучении офицеров и курсантов по направлению «организация военно-политической работы» актуальным остается вопрос привития практических навыков в организации и непосредственном проведении мероприятий военно-политической работы в воинской части.


Уже сейчас очевидно, что, прибыв на воинскую должность, заместитель командира воинской части (подразделения) по военно-политической работе, как «проводник государственной политики государства в области обороны», должен с первых минут своего присутствия вселять в коллективы уверенность в достижении поставленных целей, успешном выполнении задач.


Древние мудрецы говорили, что «Опыт – лучший учитель». Да и суворовская наука побеждать строилась на принципе «Тяжело в учении – легко в бою» [5]. Этот постулат незыблем и сегодня.


Рассуждая о проблеме подготовки профессиональных кадров, нужно сказать о необходимости подготовки офицеров в «магистратуре» в форме заочного обучения. Введение заочной формы обучения позволит обучаться офицерам, в том числе и в воинском звании «полковник», которые фактически получат необходимое для дальнейшего служебного роста образование без отрыва от выполнения служебных обязанностей в войсках (силах).


Не менее значимая проблема становления системы военно-политической работы – это финансирование деятельности военно-политических органов. Анализ их практической работы на оперативно-тактическом уровне управления показывает, что недофинансирование мероприятий военно-политической работы способствует возникновению социальной напряженности в воинских коллективах, а нередко нарушает конструктивные взаимоотношения между командиром и заместителем по военно-политической работе.


В этой связи просматривается и такая проблема системы военно-политической работы как формирование ресурсов, которые бы способствовали решению поставленных задач. Следует признать, что ресурсы, которыми обладают нынешние структуры, весьма малозначительны, а их формирование или накопление зависит от индивидуальных качеств заместителя по военно-политической работе и умения ладить с командиром и другими должностными лицами управления соединения, воинской части.


Важной проблемой системы военно-политической работы является обеспечение подчиненных военно-политических органов специалистами из числа лиц гражданского персонала, способных самостоятельно и инициативно, а значит эффективно, решать поставленные задачи.


Основные причины низких профессиональных качеств работников следующие.


Во-первых, относительно невысокая заработная плата не обеспечивает приход в войска граждан с высоким уровнем образования и опытом работы, особенно в звене «бригада – воинская часть».


Во-вторых, отсутствие специальных знаний, которые невозможно получить при обучении в гражданских учебных заведениях, формирует негативную позицию работника к продолжительной трудовой деятельности в воинской части из-за непонимания специфики работы.


В-третьих, особые условия работы в воинской части с ее ненормированным рабочим днем, удаленностью отдельных подразделений от пункта постоянной дислокации воинской части, необходимость выезда для выполнения определенных задач в условиях отсутствия надлежащего материально-технического обеспечения.


Частичное привлечение членов семей офицеров и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (сержантов), в полной мере данную проблему не решает.


К основному вызову, с которым сегодня сталкивается система военно-политической работы, относится низкий уровень патриотизма призывной молодежи. Уже сейчас военно-политическая работа должна найти свой след в проведении совместных мероприятий непосредственно в гражданских образовательных учреждениях среднего и высшего образования – и не только с участниками Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», но и тем массивом молодежи, которые по различным причинам не являются участниками юношеского движения.


На одну из ключевых позиций выходит проблема, связанная с низкой заинтересованностью в проведении совместных мероприятий различными общественными организациями, которые должны реализовывать идею воспитания воина-государственника в гражданских учебных заведениях.


Обозначенные проблемы становления военно-политической работы требуют взвешенного решения. Главное одно – их решение будет способствовать выполнению поставленной Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации задачи по воспитанию идейно убежденной личности в армии с высоким морально-политическим состоянием и способным выполнить задачу по предназначению.


Анализ проблем становления системы военно-политической работы, учет накопленного опыта позволяет предложить некоторые пути решения проблем военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации.


Во-первых, структуру военно-политических органов следует оптимизировать по горизонтали и вертикали, создав логическую систему должностных лиц, задействованных для решения задач военно-политической работы с учетом особенностей их выполнения в видах, родах войск. Кроме этого, необходимо упорядочить функционал должностных лиц военно-политических органов по направлениям военно-политической работы.


Во-вторых, подготовка офицерских кадров для военно-политических органов, опираясь на глубокие теоретические знания, должна быть, направлена на формирование практических умений и навыков в организации и проведении мероприятий военно-политической работы у будущих военно-политических работников.


В-третьих, внести коррективы в систему финансирования Вооруженных Сил, предусмотрев отдельные статьи на реализацию мероприятий военно-политической работы и как следствие выделение денежных средств на эти статьи.


В-четвертых, отбор лиц гражданского персонала на должности военно-политических органов должен приобрести нормы профессионального отбора. В основе подготовки специалистов должно быть повышение квалификации на курсах и в ходе сборов, проводимых под руководством командующих (командиров).


Таким образом, становление системы военно-политической работы как важной составляющей органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации требует скрупулезного и комплексного подхода. Фундаментальными основами должны стать формирование нормативно-правовой базы, совершенствование системы управления военно-политической работой в боевых действиях, подготовка офицерских кадров и их подготовка. В этой деятельности существующие военно-политические органы должны опираться на отечественный опыт.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Защита Отечества. Наука побеждать. Заветы и уроки Петра Великого / Российский военный сборник. Выпуск № 23. М.: ВУ, 2010. 539 с.
2. Наука побеждать фельдмаршала Кутузова / Российский военный сборник. Выпуск № 24. М.: ВУ, 2012. 575 с.
3. Не числом, а уменьем! Военная система А.В.Суворова / Российский военный сборник. Выпуск № 18. М.: ВУ, 2001. 615 с.
4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».
5. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1980. 40 с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 454 / Собрание законодательства Российской Федерации от 6 августа 2018 г., № 32 (часть II), ст. 5313.
7. Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 456 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/ 0001201807300081 (дата обращения: 25.03.2019).

 

REFERENCES:

 

1. Protection of the Fatherland. Science of Winning. Precepts and lessons of Peter The Great / Russian military collection. Issue №. 23. М.: VU, 2010. 539 p.
2. Field Marshal Kutuzov’s Science of Winning / Russian military collection. Issue №. 24. М.: VU, 2012. 575 p.
3. Not by quantity, but by ability! Military system of A.V. Suvorov / Russian military collection. Issue №. 18. M.: VU, 2001. 615 p.
4. The Order of Minister of Defence of Russian Federation of February 22, 2019 № 95 "On the organisation of military and political preparation in Armed Forces of Russian Federation".
5. Suvorov A.V. The science of Winning. M.: Voyenizdat, 1980. 40 p.
6. The Decree of the President of the Russian Federation of July 30, 2018 № 454 / Collection of legislation of Russian Federation of August 6, 2018, № 32 (Vol. II), Art. 5313.
7. The Decree of the President of the Russian Federation of July 30, 2018 № 456 [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/ 0001201807300081 (Access date: 25.10.2018).

 

 

Журин Сергей Викторович
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Zhurin Sergey Victorovich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Фоменко Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор
доцент кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Fomenko Pyotr Petrovich
Candidate of Historical Sciences, Professor
Associate Professor at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Володин Сергей Владимирович
кандидат исторических наук
преподаватель кафедры оперативно-тактической подготовки сухопутных войск
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.

 

Volodin Sergey Vladimirovich
Candidate of Historical Sciences
Lecturer at the Department of Operational and Tactical Training of the Army
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ