УПРАЖНЕНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ


EXERCISES AS A METHOD OF PEDAGOGICAL IMPACT ON A PERSONALITY


УДК 37.035.7

 

РАЗУВАЕВ Дмитрий Сергеевич

 

 

RAZUVAYEV Dmitry Sergeevich

 

Аннотация. В данной статье рассматривается метод упражнения как один из основных методов педагогического воспитания военнослужащих и как метод педагогического воздействия на личность. Приводятся точки зрения различных ученых в защиту и подтверждение значимости метода упражнения.   Abstract. The article considers the method of exercise as one of the main methods of pedagogical education of servicemen and as a method of pedagogical influence on a personality. The points of view of various scientists in defence and confirmation of the importance of the method of exercise are designated.

Ключевые слова: метод упражнения, воспитание военнослужащих, правильные привычки поведения, педагогические методы воспитания.

  Keywords: exercise method, education of servicemen, systematic repetition, correct habits of behavior, pedagogical methods of education.

 

 

 

Как правило, перед началом решения воспитательных задач с личным составом мы сталкиваемся с вопросами, как достичь цели, что необходимо предпринять для достижения максимально правильного и эффективного результата, как сделать сам воспитательный процесс результативнее в общем смысле. И решение этих вопросов нам необходимо искать не иначе как при помощи педагогических методов воспитания, которые непосредственно и являются способами воздействия командира на подчиненного (на личность). Именно при помощи педагогических методов воспитания командир может реализовать воспитательный процесс со всеми его целями, задачами и проблемами. Необходимо определить, что в данном случае педагогический процесс будет реализовывать и воплощать в жизнь цели и задачи воспитания, а методы воспитания – это ни что иное как система средств воспитания, которая в свою очередь характеризует именно деятельность командира и подчиненного. Более часто различают следующие группы методов (Рис. 1):



Использовать какой-то один метод в воспитании очень малоэффективно, лучший результат достигается именно в комплексе. Но сейчас мы рассмотрим один из самых, как нам представляется, эффективных методов – метод упражнения.


Метод упражнения – это организация и сопровождение целенаправленного, систематического и регулярного выполнения военнослужащим или воинским коллективом в целом определенных действий в целях формирования и развития у них привычек правильного, нравственного поведения [3, С. 76-81]. Спектр применения метода очень широк и разнообразен. Рассматривать метод упражнения просто как повторение не совсем правильно, так как это только первоначальное действие, способствующее усвоению. После идет процесс совершенствования полученных навыков, что помогает привносить новое и улучшать уже закрепившееся. А именно – происходит процесс формирования привычки правильного поведения, перерастающей в норму и помогающей подчеркнуть индивидуальность личности и воплощение себя в обществе. Достигнутая цель метода упражнения – это фундаментальные качества личности, а именно – навыки и привычки правильного поведения [5, С. 134-142]. К качествам, основанным на систематическом воспитании привычек правильного поведения, можно причислить сдержанность, жизнестойкость, самоконтроль, самоорганизованность, дисциплинированность и культуру общения. Имея сформированные привычки правильного поведения, во всех сложных ситуациях, возникающих у человека, он проявляет устойчивые качества личности, которые способны управлять его чувствами и эмоциями как в их торможении, так и в возбуждении, контролировать желания, объективно оценивать свои действия и поступки, учитывать мнения других и т.д. А.С. Макаренко называл методы воспитания и их воздействие на личность инструментами прикосновения к личности [9, С .67]. Для более эффективной реализации метода упражнения в воспитании необходимо учитывать, что действие, которое выполняется, должно быть прежде всего понятно и осознано выполняющим на основе ясно осознаваемого нравственного требования, пример должен браться с образа, пользующегося безоговорочным авторитетом. Необходимо, чтобы это действие было систематическим, поддерживалось товарищами и поощрялось, а также должны быть созданы соответствующие условия [16, С. 6-8].


При изучении структурных элементов качеств личности можно выделить именно приобретенные навыки и привычки правильного поведения, которые формируются посредством применения метода упражнения. Однако при изучении генезиса становления метода упражнения мы видим, что метод получил своё признание не сразу. Когда так называемые методы «свободного воспитания» стояли в авангарде воспитательного процесса, методы «муштры» в воспитании подвергались острой критике, метод упражнения сравнивался с принуждением к различным формам поведения [14, С. 268]. Первые изменения в этих вопросах произошли после выводов А.С. Макаренко, который к тому времени многого достиг в вопросах воспитания. Уверить в элементарном соблюдении устоявшихся правил быть дисциплинированным и считать, что этого достаточно – крайне безрассудно и не приведет к желаемому результату. Поддерживая и усиливая значения сознания в деле воспитания, он так же выделял значимость формирования навыков и привычек правильного поведения, полученных из практического опыта [9, С. 224-254]. Норма поведения становится истиной после перехода её из сознательного периода в привычку и начинает действовать самопроизвольно. Опираясь на это можно сделать вывод о значении нравственной тренировки, которая преследует цель формирования привычек правильного поведения. И здесь лучше всего подходит метод упражнения.


Не оставили без внимания проблемы формирования привычек нравственного поведения и психологи. Л.И. Божович отмечала, что успешность в воспитании личности достигается вовсе не прямым воздействием, иначе говоря давлением на нее. При любом воздействии среды на личность с её разнообразием требований, до тех пор, пока эти требования не станут собственными, они не будут развивать личность, а своими они станут, когда начнут удовлетворять собственные позиции личности [5, С. 102].


Метод упражнения в узком смысле, а именно как простое повторение, вызывает интерес не только педагогов и психологов, но и физиологов [6, С. 67]. В физиологии навыки и привычки поведения возникают в результате систематического, регулярного повторения и закрепления определенного образа действий, определённых нервных связей между организмом и средой. Существенный вклад в дело изучения становления и развития привычек и рефлексов внес И.М. Сеченов, который обосновал тот факт, что работа головного мозга вызывается не «душой», а воздействием на органы чувств внешних факторов, в результате чего срабатывают различные рефлексы. Он обобщил свой труд в книге «Рефлексы головного мозга», оказавшей огромное влияние на И.П. Павлова, который создал метод изучения работы головного мозга и открыл условный рефлекс, а апогеем его научной деятельности стало учение о высшей нервной деятельности.


Далее выдающийся русский физиолог, психолог и педагог В.М. Бехтерев, основатель школы отечественной невропатологии и психиатрии [11, С. 59], совместно с ведущими учеными того времени начинает развивать педагогику по пути, схожему с медициной, где она начинает использоваться практически, с целью воспитания и обучения детей. И всё это путем педагогического воздействия на личность ведет к формированию привычек поведения, рефлексов, а реализуется при помощи систематического повторения определенных действий и поступков.


Само воспитание можно рассмотреть как цепочку из условных рефлексов. Мы сами неоднократно замечали, как устоявшиеся связи известных условий выдаются нами «на автомате», а также происходит торможение, даже если мы пытаемся этому противостоять. Чтобы сформировать торможение при отдельных действиях, необходимо также приложить немало усилий [12, С. 45-53].


Физиология в формировании привычек поведения рассматривает только их деятельностную сторону, в отличии от психологии, которая разбирает именно повторение переживаний. С.Л. Рубинштейн рассматривал метод упражнения именно как проблему формирования характера личностных качеств, которая фокусируется при переходе побуждений, возникших ситуационно, в личностные побуждения [15, С. 83].


Каждое действие личности происходит от первичных непроизвольных рефлексов, сформировавшихся в результате предшествующего филогенетического развития. Впоследствии усложнения этих действий происходит становление новых, более сложных. В результате систематического повторения осознанных действий личности и появляются навыки и привычки поведения. Выполняя незнакомые действия, личность испытывает трудность и начинает определять поэтапные решения, которые в итоге должны привести к цельному, финальному действию. Вот и получается, что навыки – это сформированные, осознанные, автоматические действия личности, сформировавшиеся в процессе выполнения этого действия. При этом навык – это не просто действие, а это осознаваемая личностью цель его деятельности. Привычка формируется посредством повторения избранного действия, и это повторение идет до выработки рефлекторных способностей нервной системы, пока в ней не установится стремление к этому действию. Необходимо помнить, что первоначально процесс повторения должен быть частым для более быстрой фиксации в поведении, далее происходит формирования навыка, который необходимо подкреплять напоминанием, контролем и периодическими тренировками [16, С. 145-146].


Рассматривая упражнение как педагогический метод воспитания военнослужащих, мы видим безграничный диапазон его действия. При помощи метода идет формирование нравственного поведения военнослужащих, а именно проявления уважительного отношения к сослуживцам, имеющим более богатый боевой и служебный опыт, взаимовыручки, соблюдения принципа единоначалия, беспрекословного выполнения приказа и т.д. Метод упражнения выступает как основной метод выработки у военнослужащих умений, навыков и привычек правильного поведения. Но в современных реалиях практики воспитательной работы к методу упражнения относятся холодно [8, с.8]. Исходя из опыта автора, офицерский корпус не осознает тот факт, что при воспитании военнослужащего необходимо не только проводить с ним разъяснительную беседу, уговаривать его или требовать каких-либо действий. Важно организовать комплекс специальных упражнений, которые способствуют формированию привычек правильного поведения. Многие пробелы в поведении, которые имеют место быть в подразделении, объясняются недостаточными знаниями и умениями у военнослужащих, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках поведения.


Безграничный диапазон воспитательного воздействия на военнослужащих через метод упражнения определяет большое разнообразие средств его реализации [6, С. 365]. При правильной организации и систематизации практической деятельности военнослужащих, можно говорить, что она и есть средство реализации метода. Несомненно, метод всесторонне рассматривает развитие личности, но без рационально реализовываемых упражнений нужный эффект в воспитании достигнут не будет.


«Попробуйте, - говорил A.C. Макаренко, - серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить его ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – только объект для глазения, развлекательный момент. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости [9, С.167]».


Выяснив всё это, мы можем утверждать, что под методом упражнения мы понимаем систематическое, многократное и целенаправленное повторение определенных действий и поступков с целью устойчивого формирования необходимых навыков и привычек правильного поведения. Так же следует отметить немаловажный факт, что, если мы хотим закрепить привычки правильного поведения, превратить их в рефлексы, необходимо повторять не только сами действия, но и стимулы, которые вызывают эти действия в личности. Тем самым происходит воздействие на личность посредством метода упражнения, одного из важнейших педагогических методов.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алехин И.А. Историко-педагогический анализ становления и развития системы военной подготовки в гражданских вузах в период с XVII века по настоящее время / Алехин И.А., Федак Е.И., Денисов А.Е. // Право и образование. 2018. № 5. С. 109-122.
2. Алёхин И.А., Федак Е.И. История педагогики. Учебник М.: 319с.
3. Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. История отечественной и зарубежной педагогики: учеб. пособие в 3 ч. М.: Голицын. воен. Ин-т ПВ РФ, 1994.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. 348 с.
6. Военная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. И.А. Алёхина. М.: Юрайт, 2017. 414 с.
7. Кармаев А.Ю. Современные научные подходы к реализации метода убеждения в воспитании военнослужащих частей войск национальной гвардии России // Мир образования - образование в мире. 2016. №4(64). С. 267-271.
8. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. т. 8. М.: Педагогика, 1986.
9. Мунипов В.М. В.М. Бехтерев и его место в истории русской педагогической психологии и педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1968. 24 с.
10. Николаенко В.А. Сравнительный анализ основных научных подходов к реализации метода примера в воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации // Вестник адъюнкта. 2018. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (дата обращения: 20.04.2019).
11. Павлов И.П. Условный рефлекс: избранные работы. СПб.: Лениздат, 2014. 221 с.
12. Пенионжек Е.В. Метод упражнения и условия его эффективности в воспитательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 28-31. URL: http://e-koncept.ru/2017/570007.htm.
13. Разуваев Д.С. Генезис реализации метода упражнения в воспитании военнослужащих // Мир образования - образование в мире. 2017. № 4 (68). С. 266-271.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., СПб.: Питер, 2009. 705 с.
15. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во УРАО, 2002. 591 с.
16. Федак Е.И. Ретроспективный анализ реализации метода убеждения в воспитании военнослужащих Росгвардии / Е.И. Федак, А.Ю. Кармаев // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. №5. С. 136-138.

 

REFERENCES:

 

1. Alekhin I.A. Historical and pedagogical analysis of the formation and development of the system of military training in civilian universities in the period from the XVII century to the present / Alekhin IA, Fedak EI, Denisov A.Е. // Law and Education. 2018. No. 5. P. 109-122.
2. Alekhin I.A., Fedak E.I. History of Pedagogy. Textbook. M.: 319s.
3. Barabanshikov A.V., Ivanov V.N. History of domestic and foreign pedagogy: Tutorial in 3 v. M .: Golitsyn. military Inst. PV of the Russian Federation, 1994.
4. Bozovic L.I. Personality and its formation in childhood. SPb.: Piter, 2008. 400 p.
5. Bozovic L.I. Problems of personality formation: fav. psychol. works. Moscow; Voronezh: Inst. Psychology, 1995. 348 p.
6. Military Pedagogy: a textbook for high schools / Ed. by I.A. Alekhin. M.: Yurait Publishing House, 2017. 414 p.
7. Karmaev A.Yu. Modern scientific approaches to the implementation of the method of persuasion in educating servicemen of units of the National Guard troops of Russia // World of Education - Education in the World. 2016. №4 (64). Pp. 267-271.
8. Makarenko A.S. Pedagogical writings. v. 8. M.: Pedagogy, 1986.
9. Munipov V.M. V.M. Bekhterev and his place in the history of Russian pedagogical psychology and pedagogy: dis. ... cand. ped. sciences. - M.: MGU, 1968. 24 p.
10. Nikolaenko V.A. Comparative analysis of major scientific approaches to method implementation example in the education of military personnel of National Guard troops of the Russian Federation // Adjunkt’s Bulletin. 2018. №1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik-adyunkta.ru (Access date: 20.04.2019).
11. Pavlov I.P. Conditioned reflex: selected works. SPb.: Lenizdat, 2014. 221 p.
12. Penyonzhek E.V. Method of exercise and the conditions of its effectiveness in the educational process // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2017. V. 2. Pp. 28-31. URL: http://e-koncept.ru/2017/570007.htm.
13. Razuvayev D.S. The genesis of the implementation of the method of exercise in the education of servicemen // World of education - Education in the world. 2017. No. 4 (68). Pp. 266-271.
14. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. – M., SPb.: Piter, 2009. 705 p.
15. Ushinsky K.D. Problems of Pedagogy. M.: Publishing house of URAO, 2002. 591 p.
16. Fedak E.I. Retrospective analysis of the implementation of the method of persuasion in the education of servicemen of the RosGuard / E.I. Fedak, A.Yu. Karmaev // Education. Science. Scientific personnel. 2017. №5. Pp. 136-138.

 

 

Разуваев Дмитрий Сергеевич
адъюнкт кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Razuvayev Dmitry Sergeevich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ