ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В УЧЕБНОМ ВОЕННОМ ЦЕНТРЕ


PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVEMENT OF GENERAL MILITARY TRAINING OF MEDICAL STUDENTS IN MILITARY TRAINING CENTER


УДК 7.035.7

 

ЗАРУЦКИЙ Дмитрий Львович

 

 

ZARUTSKIY Dmitry Lvovich

 

Аннотация. В статье анализируются теоретические и прикладные аспекты педагогического опыта организации подготовки в Учебном военном центре (УВЦ) кадровых офицеров из числа мотивированных на военную службу студентов медицинского профиля, рассматриваются педагогические условия совершенствования их общевоенной подготовки, насыщения соответствующим инновационным содержанием образовательного процесса, достижения его соответствия современным требованиям.   Abstract. The article represents deep study of theoretical and applied aspects of the pedagogical experience of organizing training in the Military Training Center for those motivated students ready to be active officers. The article also contains pedagogical conditions for improvement of general military training, innovation proposals for educational process and achieving its relevance with modern requirements.

Ключевые слова: учебный военный центр; студенты; педагогические условия; совершенствование общевоенной подготовки будущих офицеров.

  Keywords: Military Training Center, students, pedagogical conditions, improvement of future officer’s general military training.

 

 

 

Проводимые масштабные преобразования Вооруженных Сил Российской Федерации в целом и высшего военного образования в частности не могли не отразиться на системе подготовки будущих офицеров из числа студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования.


В целях оптимизации подготовки военных специалистов были созданы (как новые элементы системы военного образования, возникшие в процессе его трансформации и интегрированные в структуру гражданских вузов) Учебные военные центры (УВЦ) [7, С. 18-21; 8; 9; 10, С. 23-29; 11 и др.].


Специфика подхода к военному образованию в УВЦ гражданских вузов состоит в том, что одновременно с получением образования по основной образовательной программе реализуются программы подготовки специалистов по соответствующей военно-учетной специальности. Речь идёт о подготовке кадровых офицеров (в отличие от военных кафедр, которые готовят офицеров запаса).


Сегодня, когда УВЦ имеют уже десятилетний уникальный педагогический опыт в организации подготовки кадровых офицеров из числа студентов, востребована научная оценка проделанной работы и, главное, педагогическое прогнозирование и проектирование её дальнейших перспектив.


Как показало исследование, в УВЦ готовят высококомпетентных, мотивированных на военную службу специалистов-профессионалов с высоким уровнем общевоенной подготовки, позволяющей самостоятельно решать задачи в любых условиях обстановки. Это достигается инновационным насыщением содержания образовательного процесса, достижением его соответствия современным требованиям высшей школы, реализующей, наряду с обучением и воспитанием, ещё ряд важных функций (социализации, адаптационную, стратификационную, селективную, дифференцирующую и др.) [1, С. 109-122; 3; 4, С. 111-119; 7, С. 18-21; 8; 9; 10, С. 23-29; 11; 13 и др.].


Необходимо отметить, что отдельные вопросы совершенствования подготовки в гражданских вузах студентов (как будущих офицеров) были рассмотрены в ряде диссертационных исследований, в том числе: совершенствование профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов (В.А. Никифоров); воспитание гражданской позиции студентов на военных кафедрах (А.Ф. Шамич); психофизическая подготовка студентов вузов России, обучающихся на военных кафедрах (А.И. Крылов); педагогические условия деонтологической подготовки студентов, обучающихся на военной кафедре в технических вузе (В.А. Караваев); военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре (В.А. Белевцев); дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно-технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов (В.А. Романов) и др.


Анализ вышеперечисленных исследований показывает, что авторами представлены предложения, которые в совокупности складываются в особую систему по устранению в гражданских вузах противоречий образовательного процесса, вызывающих затруднения в становлении военно-профессиональной идентичности студентов как будущих офицеров.


Вместе с тем актуальность дальнейших исследований детерминируется необходимостью обобщения разноплановых теоретических и прикладных подходов к данным проблемам. В частности, за исследовательскими рамками не должно оставаться интегрирование в единое целое всех граней и уровней педагогической сущности и содержания военно-профессиональной подготовки студентов - будущих офицеров вследствие недостаточного учета наработок по аналогичной научной проблематике в других отраслях знания (психологии, социологии, философии образования, акмеологии и др.).


Несомненно, что в исследовании педагогических условий совершенствования общевоенной подготовки студентов в образовательной среде УВЦ должны быть в полной мере быть использованы различные методологические подходы и результаты исследований в педагогике высшей военной школы, в том числе: историко-педагогического анализа военного образования в России XVIII-начала XX века (И.А. Алёхин, В.М. Коровин, В.А. Свиридов и др.); формирования профессиональных качеств, компетентности, мастерства и ответственности офицерских кадров (А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, В.Н. Герасимов, В.Н. Гуляев, Ю.М. Кудрявцев, А.Д. Лазукин, Ю.А. Ленёв, М.А. Лямзин, В.П. Масягин, В.Д. Самойлов, В.Я. Слепов, А.А. Фасоля, Б.А. Федулов, В.Е. Уткин, Г.И. Шпак и др.).


Вместе с тем, современные подходы к исследованию институциональной деятельности учебного военного центра как субъекта военно-образовательного процесса состоят в обосновании условий формирования у студентов - будущих офицеров важных военно-профессиональных качеств, выступающих основой ценностно-мотивационной готовности и способности успешно осуществлять военно-служебную деятельность по предназначению в войсках [5; 6, С. 18-21; 8; 9; 11 и др.].


Педагогические условия совершенствования общевоенной подготовки студентов - будущих офицеров в УВЦ нами рассматриваются на примере Учебного военного центра многопрофильного медицинского вуза ФГАОУ ВО «Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. СЕЧЕНОВА» (далее по тексту УВЦ ПМГМУ).


Основная задача данного УВЦ – реализация программы военной подготовки студентов, обучающихся в ПМГМУ по очной форме обучения, для прохождения ими после окончания данного образовательного учреждения военной службы по контракту.


Военная подготовка в УВЦ ПМГМУ осуществляется в добровольном порядке на основании договора по форме, заключаемого между студентом и Министерством обороны РФ об обучении по программе военной подготовки в Учебном военном центре и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.


В исследовании установлено, что программа военной подготовки вышеуказанных студентов включает в себя: а) квалификационные требования по установленной военно-учетной специальности; б) общий расчет часов по программе обучения и распределение учебного времени; в) рабочие учебные планы, программы учебных дисциплин, практик, учебных сборов (стажировок). Будущие офицеры - военные врачи проходят итоговую аттестацию по военной подготовке, в ходе которой устанавливается уровень их теоретической и практической подготовки для выполнения военно-профессиональных задач.


Важно понять, что УВЦ ПМГМУ не является военным подразделением в привычном понимании. Деятельность центра тесно связана с основными подразделениями университета. Подписание студентами договора об обучении в УВЦ не отвергает специфику их гражданского обучения.


Вместе с тем, в исследовании установлено, что совершенствование общевоенной подготовки в УВЦ ПМГМУ осуществляется на прочном фундаменте боевого опыта российских войск, их морально-психологической подготовки, традиций ПМГМУ и военно-учебных заведений страны, достижений педагогики и психологии высшей военной школы, с учетом перспектив развития ВС РФ, военной науки, военной медицины и включает:

- формирование у студентов-медиков (с опорой на их субъектную активность и сознательность) специфических военно-профессиональных компетенций военных врачей, а также их смысло-жизненных ориентиров всесторонней подготовленности к служебной деятельности по предназначению в качестве офицера военно-медицинской службы по контракту;


- комплексность и повышение качества учебных, воспитательных (в том числе военно-спортивных) и других мероприятий и совместных действий субъектов военно-образовательной среды как непосредственно УВЦ, так и структурных подразделений ПМГМУ;


- сохранение и приумножение отечественных традиций подготовки квалифицированных военных врачей;


- нацеленность профессорско-преподавательского состава и самих студентов на формирование морально-нравственных, государственно-патриотических, военно-медицинских, психологических и физических качеств, обеспечивающих внутреннюю мотивационно-ценностную готовность к офицерской службе вследствие новообразований в операционной (компетенции, знания, умения, навыки и др.), мотивационной (изменения структуры мотивационной сферы, иерархии и доминирования различных мотивов) и смысловой (построение профессиональных планов карьеры военного-медика, профессионального самостановления и самореализации) сферах.


Данная ситуация характеризуется востребованностью синергии педагогических усилий органов управления (заинтересованных медицинских и военных ведомств), профессорско-преподавательского состава ПМГМУ и других субъектов, в том числе самих студентов, в комплексном решении стоящих задач, что предполагает:


- обоснование и определение сущности, содержания и специфики военно-профессиональной подготовки студентов в образовательной среде учебного военного центра как важной составляющей их личностного развития и общей подготовленности к служебной деятельности по контракту в качестве офицера определенной воинской специальности;


- интеграцию общих, фундаментальных и специальных знаний выпускников УВЦ ПМГМУ в сфере их компетенций, обеспечивающих успешную карьеру военного врача;


- определение педагогических путей повышения эффективности военно-профессиональной подготовки студентов в образовательной среде УВЦ ПМГМУ в современных условиях.


Современные подходы к образовательному процессу в УВЦ ПМГМУ в качестве главных ориентиров определяют формирование у выпускников военно-профессиональных компетенций, умения решать задачи военно-служебной деятельности, в том числе в ходе региональных вооруженных конфликтов, при применении российских войск за пределами территории нашей страны и др.


Поэтому особое значение придаётся: мониторингу динамики развития, основных тенденций, педагогических закономерностей, принципов и функций совершенствования военно-профессиональной подготовки студентов в образовательной среде УВЦ ПМГМУ; обоснованию основных черт институционализации исследуемого процесса, включающего дидактические и воспитательные компоненты; уточнению с новых позиций соответствующих категорий педагогики ВВШ.


В первую очередь речь идёт о государственно-патриотических и общевоенных основаниях личностного развития студентов - будущих офицеров, их ценностно-мотивационной готовности и способности к успешной военно-служебной деятельности после завершения обучения в УВЦ ПМГМУ.


В исследовании установлено, что в современных условиях педагогическими условиями совершенствования общевоенной подготовки студентов медицинского профиля в УВЦ ПМГМУ являются: оптимизация содержания общевоенного обучения с учетом реализации требований квалификационных требований МО РФ; целенаправленная подготовка профессорско-преподавательского состава к применению в образовательном процессе инновационных психолого-педагогических технологий; педагогическое обеспечение формирования военно-профессиональной идентичности будущих военных врачей.


Важное значение имеет развитие ресурсного потенциала УВЦ: совершенствование учебно-материальной базы; улучшение качества проведения профессионально-психологического отбора и информационного и методического обеспечения учебного процесса; разработка программ факультативных специальных курсов по совершенствованию общевоенной подготовки с учётом отзывов из войск на выпускников; выявление связей между элементами УВЦ и окружающей средой базового вуза.


Следует отметить, что системный подход позволяет определить место УВЦ как соответствующей подсистемы ПМГМУ, выявить структурно-функциональные связи, проблемы встроенности в общий образовательный процесс и соответствие требованиям современного военного образования.


Тематические планы программы обучения студентов - будущих офицеров (военных медиков) разрабатываются непосредственно учебно-методическим советом и опытными преподавателями. В основу общевоенной подготовки студентов медицинского профиля положено выполнение задач военными врачами в процессе всестороннего обеспечения боевых действий, (согласно специфике получаемой военно-учетной специальности).


Обстановка, приближенная к боевым условиям, способствует выработке у студентов УВЦ ПМГМУ творческого мышления, способностей оказывать медицинскую помощь в ходе боевых действий (с учётом применяемых средств вооруженной борьбы). Будущие военные врачи учатся использовать боевой опыт Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов с участием Вооруженных Сил РФ, способствующий укреплению их психологической готовности, воли и самообладания.


При этом основой становления идентичности выпускника УВЦ является идеал личности российского офицера, обладающего профессионализмом, воинской честью, верностью воинскому долгу, преданностью России, готовностью к жертвенности при выполнении боевых задач и др.


Вместе с тем, необходимость изучения феноменологии личностно-специфических свойств познавательной деятельности студентов - будущих военных медиков ориентирует на изучение индивидуальных отличий в способах восприятия, приемах анализа и структурирования содержания общевоенной подготовки.


В исследовании установлено, что, в настоящее время в УВЦ, во-первых, ещё не в полной мере достигнута комплексность и единство обучения и воспитания студентов. Во-вторых, требует совершенствования интегративный процесс формирования военно-профессиональной и военно-медицинской идентичности (как ведущих аспектов идентичности личности, осознающей особую офицерскую миссию военного врача).


Об актуальности процесса совершенствования всесторонней комплексной подготовки студентов УВЦ также свидетельствуют отзывы из воинских частей, где отмечается, что выпускники: являются хорошими специалистами медицинского профиля, но при этом не все из них обладают достаточными военно-профессиональными и универсальными компетенциями, личной примерностью в службе и укреплении воинской дисциплины, а также необходимой военно-профессиональной мотивацией.


Таким образом, педагогические условия совершенствования общевоенной подготовки студентов медицинского профиля - будущих офицеров детерминированы динамичным развитием военного и медицинского дела. Следует отметить, что педагогические условия совершенствования общевоенной подготовки студентов, рассмотренные на примере УВЦ ПМГМУ, отражают инновационные позиции развития педагогики высшей военной школы, формирования у будущих офицеров важных военно-профессиональных качеств, выступающих основой ценностно-мотивационной готовности и способности успешно осуществлять военно-служебную деятельность по предназначению в войсках.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алехин И.А. Историко-педагогический анализ становления и развития системы военной подготовки в гражданских вузах в период с XVII века по настоящее время // Право и образование. 2018. № 5. С. 109-122.
2. Военная педагогика: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2017. 414 с.
3. Губенко Н.Н. Формирование национальной самоидентификации личности как проблема современного отечественного образования // Искусство и образование. 2016. № 6 (104). С. 26-36.
4. Кабакович Г., Николаева Ю. Роль и место гражданских вузов в подготовке военных специалистов // Высшее образование России. 2004. №2. С. 111-119.
5. Лепешинский И.Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 197 с.
6. Никифоров В.А. Совершенствование профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 215 с.
7. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 (30). С. 18-21.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 152 «Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
9. Приказ Министра обороны РФ и Минобрнауки РФ от 10 июля 2009г. № 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
10. Ротков Л.Ю., Абрамов А.Н., Симонов А.В., Руг А.В. Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2014. №2. С. 23-29.
11. Самохвалов Ю.П. Учебные военные центры в системе современного военного образования: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2015. 179 с.
12. Симоненко И.В. Военно-профессиональная подготовка специалистов связи на основе интеграции гражданских и военных вузов: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 195 с.
13. Федюк Р.С., Козлов П.Г., Мочалов А.В., Тимохин А.М., Муталибов З.А. Педагогические особенности обучения и воспитания студентов учебных военных центров при гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/10/8057 (дата обращения: 29.10.2018).

 

REFERENCES:

 

1. Alekhin I.A. Historical and pedagogical analysis of the formation and development of the system of military training in civilian universities in the period from the XVII century to the present // Law and Education. 2018. No. 5. P. 109-122.
2. Military Pedagogy: a textbook for high schools. M.: Yurayt, 2017. 414 p.
3. Gubenko N.N. Formation of the national identity of the person as a problem of modern national education // Art and Education. 2016. № 6 (104). С. 26-36.
4. Kabakovich G., Nikolaeva Y. Civilian universities’ role and place in military specialists’ training // Higher Education of Russia. 2004. №2. P. 111-119.
5. Lepeshinsky I.Y. IT competence development of military training centers’ students within the context of the integration of basic and professional military education: dissertation for PhD degree in pedagogics. Omsk, 2009. 197 p.
6. Nikiforov V.A. Improving the professional training of students of military departments in technical universities: dissertation for PhD degree in pedagogics. Moscow, 2010. 215 p.
7. Porshneva E.G. Development trends and condition of military training system in civilian universities // Humanitarian scientific research. 2014. № 2 (30). P. 18-21.
8. Decree of the Government of the Russian Federation, March 6, 2008. № 152 "Regulations on military training centers at the federal state educational institutions of higher professional education".
9. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, July 10, 2009 № 666/249 "On the activity arrangement of military training centers, faculties of military training and military departments at the federal state educational institutions of higher professional education».
10. Rotkov L.Y., Abramov A.N., Simonov A.V., Rug A.V. Actual issues of officers’ training in civilian universities / Higher education in Russia. 2014. №2. P. 23-29.
11. Samokhvalov Y.P. Military training centers’ place in modern military education system: the sociological analysis: dissertation for PhD degree in social sciences. Yekaterinburg, 2015. 179 p.
12. Imonenko I.V. Military professional training of communication specialists based on the integration of civil and military universities: dissertation for PhD degree in pedagogics. St. Petersburg, 2012. 195 p.
13. Fedyuk R.S., Kozlov P.G., Mochalov A.V., Timokhin A.M., Mutalibov Z.A. Pedagogical features of students training and education in military training centers of civilian universities // Humanitarian scientific research. 2014. № 10 [Electronic source]. URL: http: //human.snauka.ru/2014/10/8057 (access date: October, 29 2018)

 

 

Заруцкий Дмитрий Львович
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук
преподаватель Учебного военного центра
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. СЕЧЕНОВА» Министерства Здравоохранения РФ
119992, г. Москва, Абрикосовский пер., д. 1, стр. 1.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Zarutskiy Dmitry Lvovich
Candidate for a degree in Pedagogic Sciences
Lecturer at the Military Training Center
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov» of the Ministry of Health of the Russian Federation
Abrikosovsky lane, d.1, building 1, Moscow, Russia, 119992



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ