ПОДДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


MAINTENANCE OF THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL STATE OF THE SERVICEMEN AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM


УДК 159.9.072

 

ИСАЕВ Дмитрий Андреевич

 

 

ISAEV Dmitry Andreevich

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие морально-психологического состояния военнослужащих. Путем анализа научной литературы определяется роль и место психологии в поддержании морально-психологического состояния военнослужащих. Автор приходит к выводу о психической устойчивости как базовой категории морально-психологического состояния военнослужащих.   Abstract. The article reveals the concept of the moral and psychological state of servicemen. The analysis of the scientific literature determines the role and place of psychology in maintaining the moral and psychological state of servicemen. The author considers mental stability as the basic category of the moral and psychological state of servicemen.

Ключевые слова: морально-психологическое состояние, поддержание, психическая устойчивость.

  Keywords: moral and psychological state, maintenance, mental stability.

 

 

 

Вооруженные Силы Российской Федерации являются уникальным институтом государства. Они призваны обеспечить суверенитет и безопасность страны и народа, отразить внешнюю агрессию как на суше, так и в воздухе и на море. При этом они предоставляют возможность трудоустройства, развития и самореализации многим гражданам России как мужчинам, так и женщинам. Вооруженные Силы – это прежде всего люди, люди со своими стремлениями, убеждениями, мечтами и конечно проблемами. Задачи, стоящие перед военнослужащими, разнообразны и многогранны. Они связаны с преодолением тягот и лишений воинской службы, как закреплено Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и безусловно подтверждается практикой. Военнослужащий должен быть готов выполнить свои обязанности по защите Отечества, даже если его жизни и здоровью будет грозить опасность. В истории России немало примеров мужества, самоотверженности и героизма военнослужащих, проявленных при исполнении воинского долга перед Отечеством. Так что же позволяет людям совершать такие возвышенные поступки, несмотря на риск и опасность? Какая сила помогает им в критической ситуации не терять самообладания и действовать профессионально? Быть верными Военной присяге и идти в бой с исключительной верой в себя, свое оружие, товарищей и государство? Безусловно это сила морального духа, устойчивость к негативным воздействиям и убежденность в правоте своего служения. Все перечисленные понятия являются составляющими такой категории как морально-психологическое состояние военнослужащих. Которую можно представить, как результат морально-психологического обеспечения войск (сил).


Морально-психологическое состояние, его оценка и поддержание нуждаются в научном подходе. Это допускает рассмотрение его как целостной совокупности взаимосвязанных элементов, имеющих внутреннее единство структуры и функций, то есть как системы [5].


Морально-психологическое состояние военнослужащих – это собирательное понятие [1]. Оно представляет собой систему, основанную на теоретических и практических исследованиях таких наук, как психология, педагогика, социология, философия, медицина и другие отрасли знания. Морально-психологическое состояние военнослужащих представляется возможным понимать как результат напряженного, совокупного морально-психологического обеспечения. Морально-психологическое состояние военнослужащих актуально в связи с необходимостью знания (для этого производится оценка морально-психологического состояния) политическим и военным руководством страны способности войск (сил) выполнить поставленные задачи. При этом для командования стратегического, оперативного уровня (армия) и высших звеньев тактического уровня (соединение – полк) будет актуальна социологическая модель морально-психологического состояния. При этом важно, чтобы она «опиралась», основывалась на психологической модели. Для нижних звеньев тактического уровня (отделение – БТГр) целесообразна прагматичная психологическая модель морально-психологического состояния военнослужащих.


Морально-психологическое состояние является одним из объективных показателей мира психических явлений военнослужащих, поэтому в данной статье рассматривается морально-психологическое состояние в рамках психологической науки [4].


Целью данной статьи является предложение теоретической модели поддержания морально-психологического состояния военнослужащих по призыву в составе сокращённых боевых расчетов ВКС РФ на основе системно-ситуативного анализа. Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть психологические особенности морально-психологического состояния военнослужащих по призыву ВКС РФ в составе сокращённых боевых расчётов;

- охарактеризовать работу должностных лиц сокращённых боевых расчётов и должностных лиц полка по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих;

- теоретически вывести психологические условия поддержания морально-психологического состояния военнослужащих;

- дать характеристику психологическому механизму поддержания морально-психологического состояния военнослужащих.


Данные задачи были решены посредством анализа научных трудов ученых В.М. Крук, А.Ю. Федотова, В.П. Зинченко, М.И. Дьяченко, Б.Я. Шведина. Среди них были монографии, научные статьи, учебные пособия, диссертации на соискание ученых степеней кандидатов и докторов психологических наук. Анализу были подвергнуты Федеральные законы, постановления Правительства, приказы министра обороны и приказы других должностных лиц Вооружённых сил.


Для систематизации элементов теоретической модели они были объединены в группы элементов. Выделенные психологические условия поддержания морально-психологического состояния военнослужащих по призыву ВКС РФ в составе сокращенных боевых расчётов были объединены в две группы модулей – субъектные и объектные. Военнослужащие по призыву – объекты. Должностные лица – субъекты. Факторы, воздействующие на морально-психологическое состояние военнослужащих по призыву – факторы [7].


Теоретическая модель приняла следующий вид. В ее основу легли основные положения, выдвинутые Л.Ф. Железняком, В.М. Крук, А.М. Столяренко, И.Б. Субботиным, А.М. Тютченко, Н.Ф. Феденко, А.В. Черкасовым.


В субъектные модули были включены:

- системная и согласованная работа командиров (начальников), психологов, других должностных лиц воинской части и сокращенного боевого расчета по поддержанию морально-психологического состояния;

- эффективное взаимодействие командиров (начальников), психологов и других должностных лиц между собой, а также перечисленными лицами и военнослужащими по призыву в составе сокращенных боевых расчетов;

- целенаправленность проводимой с военнослужащими по призыву в составе сокращенных боевых расчетов работы на их самонаблюдение, анализ своего морально-психологического состояния.


В объектные модули были включены:

- осознание и принятие на себя каждым военнослужащим по призыву в составе сокращенного боевого расчета личной ответственности за свое морально-психологическое состояние, необходимости его поддержания;

- понимание военнослужащих по призыву в составе сокращенных боевых расчетов подверженности своего морально-психологического состояния неблагоприятными факторами;

- скоординированность действий военнослужащих, проходящих службу по призыву в составе сокращенных боевых расчетов в поддержании своего морально-психологического состояния с действиями в этом направлении командиров (начальников) и уполномоченных должностных лиц воинской части и сокращенного боевого расчета.


Установлено, что психологическим механизмом теоретической модели поддержания морально-психологического состояния военнослужащих по призыву ВКС РФ в составе сокращённых боевых расчётов является реализация в практической деятельности воинской части выделенных субъектных и объектных модулей.


В результате проведенного исследования путём достижения поставленной цели был определён системно-ситуативный анализ [3]. Подход Б.Я. Шведина безусловно позволяет произвести оценку морально-психологического состояния военнослужащих и в перспективе создать целевую программу поддержания морально-психологического состояния военнослужащих по призыву ВКС РФ в составе боевых расчётов на основе системно-ситуативного анализа. Его апробированный, внедренный и ныне используемый в органах МВД метод последовательной диагностической оценки логично был выбран для оценки морально-психологического состояния и экспериментального обоснования теоретической модели поддержания морально-психологического состояния военнослужащих по призыву ВКС РФ, входящих в сокращённые боевые расчеты.


Чувства справедливо сравнивают с туго сжатой пружиной, которая побуждает человека думать, заставляет переживать, действовать. И чем крепче сжата эта пружина, тем сильнее стремление к деятельности, выше активность.


Известно, что в основе поддержания морально-психологического состояния воина лежат высокая сознательность, верность Военной присяге, Отечеству, патриотизм. Высокие морально-боевые и психологические качества воина – это прежде всего результат морально-психологического обеспечения. Психологическая закалка играет решающую роль в формировании высокой сознательности, волевой устремленности человека нашего общества [6]. Удача, успех, победа сопутствуют людям настойчивым, инициативным, полным решимости выполнить задачу до конца. Эмоциональная настроенность, целеустремленность, собранность, увлеченность в работе – залог успеха.


Но как научиться воздействовать на чувства военнослужащих? Ответ на этот вопрос может дать психология. В ряде частей ВКС на семинарах и собеседованиях офицеры изучают вопросы психологии, положительный опыт работы командиров по воспитанию и управлению чувствами военнослужащих.


Поучителен в этом отношении опыт работы заместителя по работе с личным составом зенитного ракетного полка гвардии майора С. Елина. Вместе с другими офицерами он стремится глубоко изучить характер, особенности поведения, настроение подчиненных. Это позволяет ему активно влиять на формирование положительных черт характера воинов, знать их запросы, стремления, мотивы поступков, развивать их лучшие качества в нужном направлении.


Майор И. Румянцев также хорошо понимает, что молодой солдат прежде всего ждет ответа на вопросы, которые его волнуют: как себя вести в армии, как нести службу, кому подражать? От правильности выбора примера для подражания в значительной мере зависит душевный настрой солдата, его желание действовать, активно трудиться. Заместитель командира по работе с личным составом отвечает на эти вопросы. Он знакомит воинов пополнения с боевыми традициями части, героями войны и ратного труда, старается повседневно влиять на формирование психики, морально-боевых качеств подчиненных. В дело воспитания воинов майор И. Румянцев вовлекает и других офицеров. По его инициативе в полку был организован цикл лекций по военной педагогике и психологии для руководителей занятий. Из этих лекций они узнали много поучительного и полезного для работы с подчиненными, в частности о типах темперамента людей, о том, как правильно вести индивидуальную работу с учетом психического склада каждого. Из лекций офицеры узнали, в частности, что, хотя темперамент устойчивее других свойств личности, он может меняться в ходе армейской службы под воздействием условий и обстановки, в которой живет воин, а также целеустремленного влияния на него командиров и других должностных лиц.


Особое внимание в подразделениях этой части уделяется молодым специалистам. Руководители занятий направляют помыслы и чувства будущих ракетчиков на быстрейшее овладение специальностями, мобилизуют их на освоение боевой техники и правил управления ею. Большое внимание при этом офицеры уделяют выработке у специалистов правильной реакции на различные психические раздражители. От всех раздражителей избавиться невозможно. Задача командиров состоит не в том, чтобы создать военнослужащим тепличные условия, а научить их в любой обстановке действовать умело и сосредоточенно, не обращая внимания на возникающие трудности. С учетом этого специалисты должны быть психологически подготовлены к тому, что на каждом шагу их может подстерегать неожиданность. В таком случае возникновение различных раздражителей будет стимулирующим фактором в поведении воинов. Эти раздражители вызовут не угнетенность или апатию, а активность, собранность и внимательность, необходимые для успешного продолжения работы специалистов в усложнившихся условиях.


Следует, однако, помнить и о том, что чрезмерные дозы раздражителей могут вызвать у воинов нежелательные явления – ослабление внимания, притупление памяти, растерянность и т.д. Чтобы этого не допустить, командир увеличивает физические и психологические нагрузки на специалиста в определенной последовательности, без резких скачков, заботясь одновременно об этической стороне этого вопроса. Здесь совершенно недопустимы грубость, невнимательность, вспыльчивость, окрики, запугива¬ние последующими трудностями овладения специальностью и т.п., ведущие к тому, что военнослужащий теряет уверенность в своих силах, настраивается на пессимистический лад [2].


Все эти особенности учитываются в работе с воинами, которая проводится в подразделении, где заместителем командира по работе с личным составом служит майор Ю. Пичерский. Здесь воинам подробно рассказывают об особенностях эксплуатации боевой техники, о трудностях, которые при этом встречаются, и способах их преодоления. Перед воинами выступают отличники учебы, классные специалисты, мастера военного дела.


Когда рядовой С. Кошкин впервые перешагнул порог кабины управления и попытался доложить о прибытии, его вид, неуверенный тон сразу же породили сомнение, получится ли из него оператор. Ему сказали, что придется изучать основы электро- и радиотехники, а это очень трудное дело. Солдат приуныл. Командир заметил его состояние. Он вызвал Кошкина на беседу, ободрил его и растолковал, что изучение техники кажется трудным только на первый взгляд, и он обязательно станет хорошим специалистом, если как следует возьмется за учебу.


Поговорили с ним и солдаты второго периода службы, сержанты, прапорщики. Они старались убедить Кошкина в том, что при желании можно добиться всего, и рассказывали ему о товарищах, которые стали отличниками. Солдат приободрился. Вскоре он взял обязательство к концу первого периода службы сдать экзамены на второй класс.


Надо было видеть, с каким упорством взялся солдат за учебу! Он не терял попусту ни минуты времени. С помощью старших товарищей изучал станцию, не расставался с учебниками по электро- и радиотехнике, занимался в техническом кружке. Даже в суточном наряде, когда выпадали свободные минуты, он читал учебник. Его упорство и настойчивость дали плоды: к концу полугодия Кошкин стал отличником, специалистом второго класса.


Многие солдаты подразделения, работая под контролем командира, пользуясь помощью и поддержкой старших товарищей, участливым вниманием офицеров, умеющих вызвать интерес к занятиям, создать здоровую атмосферу любознательности, в сравнительно короткие сроки осваивают свои функциональные обязанности, а затем и смежные специальности.
Умение, мастерство рождаются тогда, когда люди настроены по-боевому и готовы превозмочь любые трудности, лишения на пути к заветной цели.


«Боевое настроение – половина успеха», – говорит майор В. Гаврин, мастер боевого обучения. Он побуждает подчиненных к поиску способов наилучшего выполнения своих обязанностей в ходе боевой работы, учит не теряться даже в самых сложных ситуациях.


Конечно, и у его подчиненных служба иногда начиналась с переживаний, опасений, а порой и с неудач. Но майор и другие офицеры помогали новичкам быстро преодолеть неуверенность, активно включиться в содержательную жизнь подразделения. Благодаря этой помощи молодые специалисты в короткие сроки становились способными и в сложных условиях действовать четко и правильно.


Вот пример. Наблюдая за экраном, рядовой М. Сиверцев обнаружил цель. Когда она вошла в зону «местников», оператор немедленно произвел необходимые переключения. Интенсивность засвета экрана убавилась. Вдруг отметка от цели неожиданно исчезла. М. Сиверцев не растерялся. Он понял, что цель не видна вследствие большого угла закрытия. Предположение оператора подтвердилось. Цель появилась именно там, где он ее ожидал.


Что помогло оператору успешно справиться с трудной задачей? Прежде всего отличная специальная подготовка, высокая тактическая выучка, твердое знание тактико-технических возможностей своей станции. Но важную роль в этом сыграла и выдержка, уверенность, психологическая собранность, высокое морально-психологическое состояние, поддержанное в трудную минуту должностными лицами и непосредственно самим воином.


Таким образом, психическая устойчивость является базовой характеристикой морально-психологического состояния военнослужащих, так как формирование психологической устойчивости к стресс-факторам в бою является одной из важнейших целей в системе морально-психологического обеспечения деятельности войск. Теоретически подтверждается сформулированное представление о психической устойчивости как о системном состоянии психики человека, вытекающем из психических явлений (образований, свойств, состояний, процессов) находящихся в диапазоне, позволяющем военнослужащему успешно функционировать и выполнять задачи по предназначению в условиях информационного, физического и других видов воздействия окружающего мира.


Проведенное теоретическое исследование научных трудов в сфере поддержания морально-психологического состояния военнослужащих показало, что человек способен сохранить свое психическое здоровье, применить на практике приобретенные знания, навыки и умения соразмерно условиям, в которых находится субъект, с учетом устойчивого протекания психических явлений.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Большой психологический словарь/сост. и общ. ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. 672 с.
2. Зазыкин В.Г., Кандыбович С.Л., Секач М.Ф., Смульский С.В. Психическая устойчивость в особых и экстремальных условиях деятельности: монография. М.: Академия военных наук, 2015. 728 с.
3. Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Научно-учебный комплекс «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. – 120 с.
4. Психическая устойчивость человека : монография / М. Ф. Секач. М. : АПК и ППРО, 2013. 355 с.
5. Субботин И.Б. Морально-психологическое состояние военнослужащих как динамическая составляющая морального духа войск // Военный академический журнал. 2014. № 1. С. 26?34.
6. Тютченко А.М. Системный анализ понятия морально-психологического состояния военнослужащих и его оценки //Системная психология и социология. 2011. № 4 (II). С. 28-30.
7. Черкасов А.В. Методология, методы и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил): уч. пос. М., 2010. 52 с.

 

REFERENCES:

 

1. Great psychological dictionary / comp. and Society. Ed. B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. SPb .: Prime-Eurocode, 2003. 672 p.
2. Zazykin V.G., Kandybovich S.L., Sekach M.F., Smulsky S.V. Mental stability in special and extreme conditions of activity: monograph. Moscow: Academy of Military Sciences, 2015. 728 p.
3. Kruk V.M., Fedotov A.Yu. System-situational analysis in the practical activity of officials of the psychological service: a teaching aid. - M .: Publishing House of the Scientific and Educational Complex "Computer Science and Control Systems" MSTU. N.E. Bauman, 2016. - 120 p.
4. Mental stability of man: monograph / M.F. Sekach. M.: APK and PPR, 2013. 355 p.
5. Subbotin I.B. Moral and psychological state of servicemen as a dynamic component of the moral spirit of the troops // Military Academic Journal. 2014. № 1. P. 26-34.
6. Tyutchenko A.M. System analysis of the concept of the moral and psychological state of servicemen and its evaluation // System Psychology and Sociology. 2011. № 4 (II). Pp. 28-30.
7. Cherkasov A.V. Methodology, methods and content of the assessment of the moral and psychological state of troops (forces): uch. pos. M., 2010. 52 pp.

 

 

Исаев Дмитрий Андреевич
адъюнкт кафедры морально-психологического обеспечения
Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Isaev Dmitry Andreevich
Adjunct at the Department of Moral and Psychological Support)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ