ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE INVESTIGATION IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 340

 

АЗОВЦЕВ Александр Александрович

 

 

AZOVTSEV Alexander Alexandrovich

 

Аннотация. В статье рассмотрены принципы права, которые присущи процедуре проведения административного расследования в Вооруженных Силах Российской Федерации.   Abstract. The article deals with the legal principles that are inherent in the procedure of administrative investigation in the Armed Forces of the Russian Federation.

Ключевые слова: принципы права, административное (служебное) расследование, Вооруженные Силы Российской Федерации.

  Keywords: legal principles, administrative (official) investigation, Armed Forces of the Russian Federation.

 

 

 

Российским законодательством предусмотрены разнообразные способы реагирования уполномоченных должностных лиц на различные нарушения законодательства в зависимости от степени и характера общественной опасности совершенных деяний. В Вооруженных Силах Российской Федерации в целях принятия законных и обоснованных решений по фактам правонарушений, не являющихся преступлениями, проводится административное расследование, которое носит характер служебного [5, С. 452].


Для совершения определенных действий и получения необходимого результата следует руководствоваться определенными руководящими правилами таких действий, основными положениями, которые определяют какие-либо отношения, то есть руководствоваться принципами.


Принципы права – это основные начала, которые отражают в себе сущность, а также содержание, порядок исполнения правовых указаний в определенных социальных отношениях, которые закреплены на законодательном уровне.


Исходя из определения профессора Ю.Н. Старилова, принципы административного права являются свойственной для государственной власти основой и начальной идеей для построения данной отрасти, которая выражает в себе объективные закономерности, имеющие организационный, а также формирующий характер. Они являются «направляющей» для реализации компетенции. Эти основы имеют научное обоснование с точки зрения возложенных на государственные органы задачи и функции, действующих в одной взаимосвязанной системе [9, С. 363].


Профессор Ю.А. Тихомиров включает в систему принципов административного права такие, как функционально-специализированную характеристику деятельности, иерархичность устройства субъектов, а также их взаимоотношений, осуществление деятельности исключительно на основании нормативных актов, участие граждан в управлении государством, реализация полномочий по государственному управлению действующим на постоянной основе профессиональным аппаратом [10, С. 72].


Французский ученый Г. Брэбан представил немного иную систему построения данных принципов. Он предложил ее в виде системы целеустанавливающих преимуществ и обязанностей со стороны администрации государства. К числу основных, он полагает, следует отнести полномочия (например, как право принимать решения обязательного характера) и методы осуществления защиты государственной власти (правовой защиты государственного имущества и служащих). В число обязанностей государственной власти Г. Брэбан включал соблюдение принципа законности в деятельности органов администрации, ее ответственности, а также принципа осуществления юрисдикционного контроля [1, С. 138-263].


Но более широкую систему принципов административного права предложил Ю.Н. Старилов. Она основывается на выделении конституционной и организационно-функциональной групп принципов. Это, бесспорно, расширяет теорию принципов данной отрасли права. Если же конституционные (политико-юридические) принципы обоснованы нормами Конституции РФ, то организационно-функциональные принципы выражают собой структуру построения и функционирования системы исполнительной власти, а также государственного управления, государственного аппарата и его элементов, разделения управленческого труда, осуществления эффективной деятельности со стороны государственных органов. Ю.Н. Старилов также предложил выделить две взаимосвязанные между собой группы принципов: общие, присущие для всего административного права, а также институциональные, свойственные для конкретного института отрасли [9, С. 361-390].


Таким образом, без соблюдения определенных принципов не обойдется и процедура проведения административного (служебного) расследования.


В связи с тем, что проводимое в Вооруженных Силах РФ административное расследование имеет правовую природу (то есть оно проводится исключительно на основании норм права), предполагается, что в данном случае возможно применить принцип аналогии, используемый для целей правоприменения в качестве одного из способов преодоления пробелов в законодательстве, представляющий собой применение к правоотношению, не урегулированному конкретной нормой закона, другой нормы, регламентирующие сходные отношения.


Рассмотрим принципы права, которые также, по нашему мнению, можно использовать в качестве принципов проведения административного расследования в Вооруженных Силах Российской Федерации.


1. Общие принципы права – основополагающие руководящие начала, которые характеризуют содержание и социальную природу правовой отрасли. Определяя нижеперечисленные принципы в качестве общих, мы имеем в виду, что они распространяются также на всю совокупность отношений в сфере административного права:

 

  • Принцип демократизма. Выражается в законодательном предоставлении возможности всем слоям населения реализовать свои права на участие в процедурах обсуждения и принятия нормативных правовых актов, права по оказанию влияния на содержание или практику применения уже изданных нормативных актов, получать возможность участвовать в представительной и непосредственной демократии;
  • Принцип гуманизма. Заключается в закреплении на принципах человеколюбия, уважения личности отношений между обществом, государством и индивидом, а также на создании условий для нормального развития общества, повышения приоритета прав и свобод человека (статья 21 Конституции РФ);
  • Принцип законности. Согласно данному принципу субъекты общественных правоотношений (государство, государственные служащие, организации и граждане) имеют обязательство точно и неуклонно выполнять требования правовых актов, которые, в свою очередь, не должны противоречить между собой, обязаны реализовывать верховенство закона, соответствовать положениям конституции (статья 15 Конституции РФ);
  • Принцип равноправия. Выражается в правовом закреплении равноправия граждан, несмотря на их национальность и пол, религиозную или иную принадлежность, должностное либо иное положение;
  • Принцип справедливости. По нему в процессе регулирования отношений используются в большей степени методы убеждения для получения необходимого поведения, при совершении правонарушения, деяние оценивается преимущественно исходя из моральных принципов общества, а меры наказания применяются согласно характеру совершенного деяния;
  • Принцип единства прав и обязанностей. По данному принципу все участники процедуры имеют равные права по отношению друг к другу;
  • Принцип соразмерности. Означает то, что меры воздействия, указываемые в заключении по результатам проведенного административного расследования и применяемые в отношении виновного лица, в том числе дисциплинарные взыскания, должны быть соразмерны совершенному проступку.


2. Межотраслевые принципы права – это основные положения, выделяющие наличие общей специфичности среди нескольких смежных правовых отраслей. Наличие данных принципов обусловлено необходимостью внутреннего согласования нормативных предписаний, пресечения их дублирования и реализации условий гибкости в сфере правового управления. К ним относятся:

 

  • Процессуальное равенство участников сторон. Данный принцип непосредственно пересекается с таким принципом как состязательность. Так, важным условием состязательности самого производства является именно равноправие сторон;
  • Гласность разбирательства. Согласно данному принципу, каждый должен иметь право доступа к материалам административного расследования, кроме случаев, когда необходимо соблюдение требований по защите информации, составляющей государственную тайну либо имеющий ограниченный доступ;
  • Состязательность. Это принцип демократического характера, согласно которому разрешение и рассмотрение спора осуществляется на основе состязательности сторон. Стороны должны самостоятельно доказывать факты, на которые они ссылаются;
  • Презумпция невиновности. Согласно данному принципу, никто не может считаться виновным, пока виновность данного лица в совершении проступка в предусмотренном законом порядке не будет доказана;
  • Неотвратимость наказания. Принцип означает то, что любое должностное лицо, совершившее какое-либо нарушение правовых норм, подлежит наказанию или иным мерам правового воздействия, предусмотренным законом;
  • Индивидуализация наказания. Этот принцип означает ориентирование мер юридической ответственности и выбор уровня строгости наказания в соответствии со степенью тяжести проступка и личности нарушителя, а также его субъективного отношения к совершенному противоправному деянию;
  • Принцип экономии репрессии. Согласно данному принципу уровень суровости наказания должен соответствовать его цели;
  • Принцип сочетания убеждения и принуждения. Метод убеждения заключает в себе методы по стимулированию, оказанию воспитательного воздействия, разъяснительных процедур, поощрения и т.п., в то время как принуждение – это комплекс методов и способов навязывания объекту управления конкретного необходимого образа поведения и действий;
  • Принцип повышенной юридической ответственности военнослужащих. Означает необходимость усиления юридической ответственности со стороны должностных лиц за допущенные ими нарушения, так как соблюдение закона – это их главная обязанность (положение закреплено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»);
  • Принцип профессионализма и компетентности. Без этого принципа невозможно добиться проведения качественного и объективного административного расследования;
  • Принцип ответственности за подготавливаемые документы, принятые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Данный принцип направляет военнослужащих на добросовестное и законное выполнение ими должностных обязанностей и практически означает, что их нарушение повлечет применение мер ответственности;
  • Принцип внепартийности государственной службы. Исходя из этого принципа, на качество проводимого расследования и на решения не должны влиять политические взгляды каких-либо должностных лиц. А.М. Добровольский, анализируя сущность принципа «политического» нейтралитета армии, указывал: «При борьбе политических партий в государстве войска могут сделаться ... орудием политических домогательств и, даже более того, вотирующая армия может высказаться против правительства и стать к нему во враждебные положения. Предоставление армии политических прав ... может превратить ее из силы, повинующейся и служащей закону и общегосударственным интересам, в силу, служащую интересам партии» [2, С. 8];
  • Принцип отделения религиозных объединений от государства. Согласно статье 14 Конституции РФ Россия является светским государством. Каждый свободен в религиозном выборе. Аналогично предыдущему принципу, в данном принципе заключено, что на принимаемые военнослужащими решения не должны влиять их религиозные взгляды.


3. Функционально-управленческие принципы. Данный тип принципов выделен автором в одну группу на основе анализа правовых норм, регламентирующих вопросы управления (в том числе в ВС РФ), и научной литературы:

 

  • Принцип централизованного управления военной службой и военнослужащими. Централизация управления представляет собой предоставление вышестоящим органам управления всего объема и полноты прав по осуществлению управленческой деятельности в отношении подчиненных воинских формирований, обязательного выполнения подчиненными войсками актов вышестоящих органов, а также в наделении центральных органов управления правом организации жизни, быта и деятельности подчиненных войск [7, С. 183];
  • Принцип единоначалия (статья 33 УВС ВС РФ). Данный принцип представляет собой один из основополагающих принципов построения Вооруженных Сил, руководства ими, и взаимоотношений между военнослужащими. Он заключается предоставлении командиру (начальнику) всего объема распорядительной власти по отношению к подчиненным, возложении на него персональной ответственности перед государством за все сферы функционирования воинской части, подразделения и каждого военнослужащего;
  • Принцип субординации. Субординация – это поведение, при котором демонстрируется уважение подчиненных к их начальникам и коллегам, старшим по должности, статусу или же званию. Еще данный термин можно назвать правилом, по которому младшие обязаны уважать старших, подчиненные – начальников;
  • Принцип беспрекословности воинского повиновения. Данный принцип исходит из специфики военной организации и является важным принципом служебных взаимоотношений, стержнем для воинской дисциплины;
  • Принцип воинской дисциплины. В широком понимании дисциплина представляет собой совокупность нравственных, умственных и физических навыков человека, посвятившего себя определенной специальности. М.И. Драгомиров дает следующее определение воинской дисциплины: «Воинская дисциплина – это совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, необходимых для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению» [3, С. 383];
  • Принцип стабильности кадров. Означает соблюдение постоянства при организации государственных служебных отношений [8, С. 103]. Стабильность и постоянство служебного положения, отсутствие непостоянности в данном вопросе должны достигаться в интересах государственного органа и должностного лица, т.е. содержать в себе интересы государства и личности. Н.М. Казанцев при исследовании процесса публично-правового регулирования государственной службы отмечал необходимость соблюдения пожизненного статуса государственного служащего и окончания государственно-служебных правоотношений только лишь через суд [4, С. 40];
  • Принцип разделения на воинские должности и звания (принцип ранжирования). Основное значение этого принципа состоит в обеспечении ясных и четких условий взаимоотношений, а также субординации между военнослужащими. Разделение военнослужащих на воинские звания и должности должно обеспечить возможное создание четкой системы взаимоотношений среди военнослужащих для наиболее эффективного решения поставленных задач [6. С. 65];
  • Принцип объективности и непредвзятости. По нашему мнению, данный принцип также можно включить в предлагаемый перечень. Он заключается в необходимости объективного подхода и отношения ко всем обстоятельствам проводимого административного расследования, отсутствия предвзятого отношения у должностного лица, проводящего административное расследование, к обстоятельствам происшествия. Виновное лицо должно быть установлено именно в ходе проводимого административного расследования, а не назначаться до его проведения, чтобы расследование «подгонялось» к уже назначенному виновным лицу;
  • Принцип контроля. Данный принцип заключается в подконтрольности и (или) поднадзорности деятельности должностных лиц и военных организаций, связанных с осуществлением процедуры проведения административного расследования, а также принимаемых ими решений.


Таким образом, в заключении данной статьи считаем необходимым сделать вывод о том, что при проведении административного (служебного) расследования в Вооруженных Силах Российской Федерации очень важно соблюдать рассмотренные принципы. Их важность обусловлена тем, что они представляют собой «основу, начало, первоначало». Принципы отражают закономерности развития административного (служебного) расследования и используются на практике в качестве наиболее общих ориентиров поведения. Они представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала для организации и проведения административного расследования в Вооруженных Силах Российской Федерации. Вместе с тем полагаем, что существенным недостатком является отсутствие нормативного закрепления рассмотренных принципов. Данный недостаток, на наш взгляд, необходимо устранить. Такое нормативное закрепление принципов имеет практическое значение, так как обеспечивает соблюдение различных процессуальных норм (положений) в рамках указанных принципов и не допускает отступления от основополагающих правовых начал.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Брэбан Г. Французское административное право. - М., 1988.
2. Добровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. - СПб, 1913.
3. Драгомиров М.И. Дисциплина, субординация, чинопочитание // Избранные труды. - М., 1956.
4. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ.
5. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2008. Вып. 90.
6. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. Монография. - М., 2003.
7. Павлов Н.И. Единоначалие в советских Вооруженных Силах и его закрепление в нормах военного законодательства // Вопросы теории военного законодательства и практики его применения. - М., 1974.
8. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации.
9. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002.
10. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. - М., 1998.

 

REFERENCES:

 

1. Brabant G. French administrative law. - M., 1988.
2. Dobrovolsky A.M. The situation of military personnel in the field of public law. - SPb, 1913.
3. Dragomirov M.I. Discipline, subordination, honoring // Selected works. - M., 1956.
4. Kazantsev N.M. Public legal regulation of public service: institutional and functional analysis.
5. Koryakin V.M., Kudashkin A.V., Fateev K.V. Military administrative law (military administration): Textbook. Series "Law in the Armed forces – consultant". - M.: For the rights of servicemen, 2008. Vol. 90.
6. Kudashkin A.V. Military service in the Russian Federation: theory and practice of legal regulation. Monograph. - M., 2003.
7. Pavlov N.I. Unity of command in the Soviet Armed Forces and its consolidation in the rules of military law // Issues of the theory of military law and practice of its application. - M., 1974.
8. Starilov Yu.N. Public service in the Russian Federation.
9. Starilov Yu.N. General administrative law course. In 3 vol. Vol. 1. History. Science. Object. Standards. Subjects. - M., 2002.
10. Tikhomirov Yu.A. Course of administrative law and process. - M., 1998.

 

 

Азовцев Александр Александрович
адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Azovtsev Alexander Alexandrovich
Adjunct at the Department of Military Administration, Administrative and Financial Law
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ