А.В.СУВОРОВ КАК ПРИМЕР ФЕНОМЕНА ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА


A.V. SUVOROV AS AN EXAMPLE OF THE PHENOMENON OF CHARISMATIC LEADERSHIP


УДК 35.08

 

ПАВЛОВА Валентина Георгиевна
кандидат социологических наук

 

 

PAVLOVA Valentina Georgievna
Candidate of Sociology Sciences

 

Аннотация. Представлены аргументы, доказывающие, что великий полководец А.В. Суворов является примером харизматического лидерства. Обоснован родительский стиль лидерства Суворова, который характеризуется максимальной заботой о деле и максимальной заботой о людях.   Abstract. The arguments proving that the great commander A.V. Suvorov is an example of charismatic leadership are presented. Suvorov’s parental style of leadership, which is characterized by maximum care of the case and maximum care of people, is justified.

Ключевые слова: лидерство; харизма.

  Keywords: leadership; charisma.

 

 

 

Лидерство существует с момента возникновения человеческого общества, распространяется на любые организации и объединения людей, что определяется объективными потребностями организации социальной жизни. В социальном смысле лидерство – это отношения и взаимодействия, которые устанавливаются между лидером и ведомыми. Понятие «лидерство» включает в себя взаимосвязь лидера и соответствующей социальной большой или малой группы. Идеальная социальная формула лидерства выглядит как «лидер – элита – группа – массы», причем взаимодействие ее компонентов является многосторонним.


Лидер – авторитетный член общественной организации, любой социальной (этнической) группы, личностное влияние позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, обществе; лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции, совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного социума или сообщества.


Лидер служит образцом для подражания, это лицо, за которым социальная группа признает право на принятие наиболее важных решений с точки зрения группового интереса. Эффективность и авторитет лидера основываются на его способности организовывать, сплачивать и вести за собой людей для достижения групповой цели. Оптимальный вариант лидерства – «эффективный лидер» – руководитель, который сочетает профессиональные знания, навыки управления с ориентацией на человека, действительной заботой о ведомых.


Важную роль в формировании социологического подхода к лидерству сыграли работы М. Вебера. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы» и «вызывать повиновение», он выделил его три классических, «идеальных» типа: традиционное лидерство, основанное на вере и следовании обычаям и традициям; харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающихся, близких к сверхъестественным способностям вождя, руководителя, пророка; рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующей политической системы, государственного устройства.


Основоположник учения о харизматической власти М. Вебер полагал, что «харизмой следует назвать качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная Богом или как образец. Харизмой обладают герои, великие полководцы и политики» [2, С. 561-564].


А.В. Суворов является великим полководцем и примером харизматического лидерства. Свойственные ему черты характера, лидерский стиль и любовь народа указывают на харизму данной личности. К чертам характера полководца относят: волю и терпение, тщательное продумывание будущих действий, быстроту и деятельность.


Автор книги «Наука побеждать. Менеджмент по Суворову» В. Летуновский выделяет его способность мыслить ярко, образно, детально, целостно, системно и очень эмоционально, называет его мышление «сценарным», которое способствовало успешной деятельности [1, С. 20-25].


Кроме того, он отмечает его веру и религиозность. Суворов глубоко верил в успех начинаемых дел, верил в непоколебимую стойкость и несокрушимый натиск русского солдата.


Дух победы, высочайший моральный дух, который Суворову удавалось формировать и поддерживать,– самое удивительное достижение полководца.


В. Летуновский выделяет три типа лидерства: авторитарный, демократичный, патриархальный (родительский). И отмечает, что у А.В. Суворова был ярко выраженный родительский стиль.


Родительский стиль лидерства у Суворова характеризуется максимальной заботой о деле и максимальной заботой о людях. Для того, чтобы данный лидерский стиль дал максимальный эффект, необходимо предпринять дополнительные усилия для профессионального развития подчиненных, а также стимулирования самостоятельности и инициативности с их стороны.


Кроме того, Суворов выделял принципы, на которых надо воспитывать подчиненных. Среди них:


«Глазомер». Суть его заключается в умении адекватно оценить ситуацию при принятии решения.


«Быстрота». Суворовское «решаться скоро, хотя бы выбирая не лучшее из средств».


«Натиск». Это несокрушимый напор и сверхусилие при доведении дела до победного конца.


«Целеустремленность». «Всегда имей цель определенную». Русское «авось» в суворовской системе недопустимо, действия каждой части всегда имеют вполне конкретную цель. Но цель, вытекающую из знания задачи как на микро-, так и на макроуровне, говоря современным языком.


«Наступательность». Владение инициативой, нужно всегда и во всем опережать главных соперников. Неутомимая бодрость, основа которой хорошая физическая форма – вот корень, из которого вырастают постоянная наступательность и владение инициативой.


«Завершенность». «Недорубленный лес всегда вырастает», – говорил Суворов и всегда старался окончательно разбить врага.


«Нравственность». «По-настоящему мобилизовать человека и коллектив могут только высокие, духовные устремления. Истинная конкурентоспособность есть атрибут людей нравственных. Суворовская иерархия мотивов насквозь была проникнута идеей служения, долга, чести».


«Профессиональная подготовка». Он учил своих солдат и офицеров только тому, что реально может пригодиться в ходе боевых действий. Считал важным признание заслуг, дисциплину и личный пример.


А.В. Суворов – это пример харизматического лидерства. Он был способен воздействовать на других в целях интеграции, совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов всего народа. Являлся и является образцом для подражания, за ним признавали право на принятие наиболее важных решений. Он был «эффективным лидером» – руководителем, который сочетал профессиональные знания, навыки управления с ориентацией на человека, действительной заботой о подчиненных.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Летуновский В. Наука побеждать. Менеджмент по Суворову. М., 2010.
2. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.Н. Иванова. М.: Мысль, Т.1. 2003.

 

 

 

Павлова Валентина Георгиевна
кандидат социологических наук
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Pavlova Valentina Georgievna
Candidate of Sociology Sciences
Lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ