ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СУВОРОВСКОГО НАСЛЕДИЯ СЛУШАТЕЛЯМИ И КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА


FEATURES OF STUDYING THE SUVOROV HERITAGE BY STUDENTS AND CADETS OF THE MILITARY UNIVERSITY


УДК 93/94

 

САКУН Сергей Александрович
доктор исторических наук, доцент

 

 

SAKUN Sergey Alexandrovich
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье раскрываются место и роль российской военной классики в системе морально-психологического обеспечения войск (сил). Рассматриваются основные труды А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.И. Драгомирова, Е.Э. Месснера, изучаемые в системе подготовки специалистов по морально-психологическому обеспечению. Результаты исследовательской деятельности в данном направлении, по мнению автора, будут способствовать формированию компетенций, необходимых в системе подготовки специалистов по морально-психологическому обеспечению.   Abstract. The article reveals the place and role of the Russian military classics in the system of moral and psychological support of the troops (forces). The main works of A.V. Suvorov, M.I. Kutuzov, M.I. Dragomirov, E.E. Messner, studied in the system of training specialists in moral and psychological support, are reviewed. The results of research activities in this direction, according to the author, will contribute to the formation of the competencies required in the system of training specialists in moral and psychological support.

Ключевые слова: российская военная классика; морально-психологическое обеспечение; Российский военный сборник; А.В. Суворов; М.И. Кутузов; М.И. Драгомиров; Е.Э. Месснер; программы магистерской подготовки слушателей.

  Keywords: Russian military classics; moral and psychological support; Russian military compilation; A.V. Suvorov; M.I. Kutuzov; M.I. Dragomirov; E.E. Messner; Master's degree programs.

 

 

 

Большим подспорьем в формировании морально-психологических качеств у слушателей и курсантов Военного университета является классическая военная литература, оставленная нам в наследие выдающимися полководцами, боевыми офицерами и генералами, учеными, писателями, публицистами. Она – фундамент современной военной науки, источник верных представлений о патриотизме, долге, чести, служении. К чести профессорско-преподавательского состава Военного университета следует отметить, что в учебных программах по дисциплинам кафедры морально-психологического обеспечения для слушателей и курсантов предусмотрены лекция, практическое и семинарское занятие по теме: «Отечественный опыт обеспечения высокого морального духа войск» [7, С. 29-30]. Изучению на этих занятиях книг «Российского военного сборника» уделяется приоритетное внимание.


В тоже время, следует признать, что в учебном процессе используются не все наши резервы. Так, в 2015 году в Военном университете была защищена только одна магистерская диссертация по проблемам изучения русской военной классики. В 2016 году таких диссертаций будет защищаться уже восемь. Есть некоторые успехи у слушателей и курсантов по написанию конкурсных и курсовых работ, в которых изучалось наследие выдающихся отечественных полководцев, военных ученых.


Новой формой изучения русской военной классики стало проведение в сентябре 2015 года практического шестичасового занятия со слушателями. В ходе него основное внимание было уделено вопросам внедрения суворовского наследия в практику войск и органов управления, его творческого использования в современных условиях. Широкое обсуждение получили такие проблемы как: «А.В. Суворов и поддержание морального духа личного состава в ходе боевых действий»; «Значение морального фактора в достижении победы в бою и сражении (по опыту А.В. Суворова)»; «Забота о личном составе по-суворовски» и др. Существенную помощь в проведении данного занятия оказали материалы 18-го выпуска Российского военного сборника: «Не числом, а умением! Военная система А.В. Суворова» [4; 5, С. 10].


В выступлениях слушателей подчеркивалось, что системе морально-психологического обеспечения необходим подлинный культ Суворова. С училищной (университетской, академической) скамьи – постоянное, вдумчивое, глубокое изучение наследия русского военного гения, постижение и применение на практике положений, принципов его бессмертного учения, следование во всем армейском укладе, в повседневных учебных буднях и боевых делах суворовскому духу и нравственности – вот истинный смысл этого почитания. На первом месте в суворовской «Науке побеждать», как известно, стоит моральный дух армии. Прусской школе воспитания солдата, сводившейся к изнуряющей муштровке и бесчеловечной палочной дисциплине, А.В. Суворов противопоставил принципиально другую систему, основанную не только на строгости, но и на заботливом, гуманном отношении к солдату, с развитием в нем сообразительности, бодрости, инициативы, собственного достоинства, отважности, готовности на подвиг для выполнения поставленной боевой задачи. Через всю «Науку побеждать» красной нитью проходит требование воспитывать солдата так, чтобы он верил в правоту своего дела, верил бы в свое оружие, его силу и был уверен в себе.


Суворовская школа была замечательна тем, что из нее выросла целая плеяда талантливых русских генералов, мастеров вождения войск. Среди них на первом месте стоит лучший ученик А.В. Суворова и его соратник Михаил Илларионович Кутузов, развивший и поднявший на еще более высокую ступень русское военное искусство, возглавивший русскую армию в 1812 году, организовавший разгром и уничтожение армии Наполеона.


Слушатели и курсанты изучают классические и необычные (хитроумные) правила М.И. Кутузова по материалам 24-го выпуска Российского военного сборника: «Наука побеждать фельдмаршала Кутузова: В свете уроков Отечественной войны 1812 года, выводов Льва Толстого, Карла Клаузевица, Сунь-цзы и Лиддела Гарта» [3, С. 122]. М.И. Кутузов знал и понимал, что высокий моральный дух усиливает войско многократно, является решающим условием победы в бою, сражении, войне в целом. При его отсутствии или слабости армейская масса остается мертвым капиталом без воодушевления, «мозгов» и мотивации, без военного искусства, творчества, сознательности и самостоятельности действий, без субординации и дисциплины: «Но сколь ни велики сии предметы сами по себе, но останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях» [3, С. 138]. Вступая в войну с Наполеоном, М.И. Кутузов неизменно повторял-утверждал: «Я твердо надеюсь на Бога и на храбрые войска... Дух в армии прекрасный, и мы с Божьей помощью пойдем вперед...» [3, С. 242].


Еще одной книгой Российского военного сборника, которая активно используются кафедрой морально-психологического обеспечения при проведении «Суворовских чтений», является «Стратегия духа. Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова».


Имена А.В. Суворова и М.И. Драгомирова особенно дороги российским офицерам. Суворовская военно-воспитательная система, основанная на вере солдата не только в бога, но и в свои собственные силы, в силу русского оружия, принесла России победу и немеркнущую славу. Возрождение Драгомировым суворовских идей и заветов, его попытка вывести воспитание на первое место в «святом деле» подготовки войск – незабываемая заслуга этого военачальника. Многие его идеи в этой области не утратили актуальности и в наше время, ему принадлежит видное место среди крупнейших военных деятелей России конца XIX – начала XX веков. Боевой офицер, он прошел путь от фельдфебеля до генерал-адъютанта, командующего Киевским военным округом, члена Государственного совета Российской империи. Становление М.И. Драгомирова как офицера совпало с периодом резкого усиления политической реакции в России, в том числе и в армии. Здесь преобладала «смотровая тактика», выросшая из слепого преклонения перед прусской системой подготовки войск. Офицерский корпус постепенно терял свои профессиональные, моральные и нравственные качества. Солдат за малейшую ошибку и неточность в строю, неловкое исполнение ружейных приемов, подвергали телесным наказаниям, калечили и даже забивали насмерть. Крымская война 1853-1856 годов показала всю гибельность подобной подготовки войск, и сокрушительное поражение в ней всколыхнуло всю общественность в России.


Развивая суворовскую военно-воспитательную теорию, М.И. Драгомиров выделял в ней ряд принципов обучения и воспитания, многие из которых лежат в основе и современной системы работы с личным составом. Это – целесообразность в обучении, систематичность и последовательность, наглядность, прочность усвоения знаний, приобретение на занятиях и тренировках необходимых для боя навыков [6, С. 25].


Важное место М.И. Драгомиров отводил дисциплине в войсках, роли офицеров в учебно-воспитательном процессе, неустанно заботился о престиже офицерской профессии, о чести офицера. Во всех теоретических трудах М.И. Драгомирова, во всех его лекциях и выступлениях, по воспоминаниям современников, всегда подчеркивалось, что одним из важнейших факторов, влияющих на победу или поражение в войне, является нравственное состояние войск и командиров. Сам М.И. Драгомиров формулировал эту мысль так: «Важнейшим военным элементом является человек, важнейшим свойством человека – его нравственная энергия» [8, С. 78].


«Победа будет, – подчеркивал М.И. Драгомиров, – до известной степени в руках той армии, в которой солдаты проникнуты решимостью добыть ее, хотя бы ценою собственной гибели, ибо только тот может победить, то есть погубить другого, кто сам способен решиться на погибель. При этом нравственная энергия должна быть развита до степени готовности хоть самому погибнуть, лишь бы погубить противника. Для решения этой задачи необходимо, чтобы солдат обладал определенными нравственными качествами, которые сделают армию «твердой и упругой» [2, С. 95].


Главная заслуга М.И. Драгомирова состоит в том, что он не только возродил в русской армии традиции суворовского военного искусства и воспитания войск, но и обогатил их новыми ценными идеями в соответствии с потребностями своего времени. В результате деятельности М.И. Драгомирова была создана цельная и стройная система формирования морального духа войск, господствовавшая в русской армии на протяжении десятилетий и по праву названая его именем. Она в наибольшей степени учитывала конкретно-историческую ситуацию, специфику русского национального характера и соответствовала последним достижениям военно-теоретической мысли России и зарубежных стран того времени.


Значительную помощь в проведении занятий по дисциплинам кафедры морально-психологического обеспечения оказывают материалы 21-го выпуска Российского военного сборника: «Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е.Э. Месснера». Проблема борьбы с терроризмом, мятежевойной стала центральной в творчестве выдающегося российского военного теоретика полковника Генерального штаба Е.Э. Месснера (1891-1974 гг.), яркого представителя военной культуры Русского зарубежья. «Надо перестать думать, что война – это когда воюют, а мир – когда не воюют, – писал Е.Э. Месснер. – Можно быть в войне, не воюя явно... Современная форма войны есть мятеж. Это – отклонение от догм классического военного искусства. Это – ересь. Но мятежевойна – еретическая война... Насилие (устрашение и террор) и партизанство – главные «оружия» в этой войне... Воевание партизанами, диверсантами, террористами, вредителями, саботерами, пропагандистами примет в будущем огромные размеры...» [9, С. 558].


В сборнике убедительно показано, что мятежевойна есть современная форма войны, в которой ее субъекты не признают классических, грандиозных, массовых сражений, используют против массовых армий «тактику комаров», «психовоевание», террор, бандитизм, восстания, беспорядки и даже демонстрации и манифестации.


В сборнике разъясняется, что военно-политическая ситуация в мире к настоящему времени серьезно изменилась. Со сцены почти ушли большие войны классического (обычного) типа: мировые, межгосударственные, ведущиеся в форме открытых сражений и боев организованным народом, правительствами и регулярными армиями по определенным правилам и в соответствии с нормами международного права. Их место заняли так называемые малые войны (конфликты низкой интенсивности, специальные операции), которые ведутся асимметрично, по-партизански. Важно отметить, что инициируются они зачастую не столько государствами и правительствами, сколько негосударственными организациями, партиями и группировками, «незаконными вооруженными формированиями» [1, С. 396].


Из-за этого и по другим причинам картина войн и вооруженных конфликтов весьма разнообразна: этнические и религиозные столкновения, «холодные войны» и «мятежевойны», войны психологические, информационные, подрывные и тайные, партизанские и диверсионно-террористические. Многие из них происходят без классического объявления и перехода в состояние войны, существуют и протекают в мирное время. Неудивительно, что их часто называют просто «вооруженными конфликтами», «операциями», «борьбой», «невойной» и т.д.


В книге ясно показано, что новый тип войны возник и захватил господствующее положение не вдруг и, конечно же, не в последние двадцать лет. Как тенденция он разными путями пробивал себе дорогу достаточно длительное время, о чем свидетельствует все содержание книги. Отмечено, что на новый способ ведения боевых действий первыми обратили внимание (научно обосновав его преимущества для российской армии) русские военные мыслители. В своих работах (в том числе опубликованных в сборнике) они указали на колоссальные возможности, малозатратность и высокую эффективность контролируемой и организуемой государством и армией малой (вспомогательной) партизанской войны, ее политико-стратегическое значение вообще и в деле государственной обороны России особенно [9, С. 158].


Изучение опыта боевых действий последних двух десятилетий говорит о том, что революции, восстания, беспорядки, партизанщина, сепаратизм, джихады и антифады, информационно-психологические операции, устрашающие террористические акты – это новый (но в определенной степени и старый) необычный способ существования войны. Войны, в которой нет четкой границы между войной и миром, а экономические, политические и духовные завоевания идут впереди военных. Войны, в которой зачастую совершенно неясно, где находится противник и кто он вообще, где нет линии фронта, где даже агрессия выступает в необычных и скрытых формах. И все это вместе взятое и по отдельности многократно применялось против России.


Вся дальнейшая войсковая практика и опыт подтвердили жизненность и важность изучения русской военной классики. Умелое, творческое их изучение в ходе «Суворовских чтений» и использование командирами и начальниками всех уровней, несомненно, поможет в современных условиях успешнее решать задачи по укреплению Вооруженных Сил России.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е. Снесарева. Российский военный сборник. Выпуск 20. М.: ВУ, Русский путь, 2003.
2. Государственная оборона России: Императивы русской военной классики. Российский военный сборник. Выпуск 19. М.: ВУ, Русский путь, 2002.
3. Наука побеждать фельдмаршала Кутузова: В свете уроков Отечественной войны 1812 года, выводов Льва Толстого, Карла Клаузевица, Сунь-цзы и Лиддела Гарта. Российский военный сборник. Выпуск 24. М.: ВУ, Русский путь, 2012.
4. Не числом, а умением! Военная система А.В. Суворова. Российский военный сборник. Выпуск 18. М.: ВУ, Русский путь, 2001.
5. Савинкин А.Е. Суворовская «Наука побеждать» // Военный академический журнал. 2015. №3. С. 10-17.
6. Сакун С.А. «Суворовские чтения» как новая форма изучения отечественной военной классики // Военный академический журнал. М.: ВУ, 2015. № 3. С. 24-34.
7. Сакун С.А., Субботин И.Б., Чертополох А.А. Школа морально-психологического обеспечения: история и современность 23 кафедры (МПО) Военного университета (1994-2014). Монография. М.: ВУ, 2014.
8. Стратегия духа. Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. – М.: Москва, Русский путь, 2000.
9. Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е.Э. Месснера. Российский военный сборник. Выпуск 21. М.: ВУ, Русский путь, 2005.

 

 

 

Сакун Сергей Александрович
доктор исторических наук, доцент
начальник кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sakun Sergey Alexandrovich
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor
Department Chair of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ