ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ БОЕВЫХ ЗАДАЧ
PSYCHOLOGICAL COUNSELING AS A MEANS OF INCREASING MORAL, POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS TO PERFORM COMBAT MISSIONS
УДК 159.91
ЧИЖОВ Дмитрий Евгеньевич
|
|
CHIZHOV Dmitriy Evgenyevich
|
Аннотация. В статье представлена практическая значимость проведения психологического консультирования личного состава, выполняющего задачи по непосредственному предназначению. Раскрыты сущность и содержание психологического консультирования военнослужащих. | Abstract. The thesis represents practical importance of psychologic consulting of the military personnel, engaged in the combat actions. The essence and content of psychological counseling of military personnel is shown. | |
Ключевые слова: готовность военнослужащего к выполнению боевых задач; морально-политическое и психологическое состояние; психологическая помощь; психологическое консультирование. |
Keywords: readiness of the personnel to fulfill combat tasks; moral-political and psychological state; psychological help; psychologic consulting. |
Процесс формирования воина – защитника Отечества, способного осознанно и достойно защищать интересы государства, предполагает обучение специфике военного дела и воспитание личности. Не вызывает сомнения тот факт, что именно люди играют решающую роль в обеспечении необходимой боевой готовности, боевой мощи и боеспособности войск (сил). Готовность и способность личного состава успешно действовать как в боевых условиях, так и при выполнении задач повседневной деятельности во многом определяет морально-политическое и психологическое состояние воинских коллективов.
Морально-политическое и психологическое состояние – одна из существенных характеристик воинского подразделения, части. Его глубокое понимание командиром, его заместителем по военно-политической работе предполагает уяснение сути, содержания, слагаемых и соотношения таких явлений как человеческий потенциал того или иного воинского формирования, человеческий фактор, моральный дух военнослужащих. Морально-политическое и психологическое состояние – это характеристика состояния человека (воинского коллектива), включающая в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания военнослужащих, проявляющихся в боевой (повседневной) активности и готовности к выполнению поставленных задач.
Существует значительное множество факторов, оказывающих влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава. Основные из них объединены в восемь факторных групп. Ниже будут перечислены пять из них:
– общественно-политические факторы (одобрение курса руководства страны; доверие высшему военному руководству; престиж военной службы в обществе; качество и направленность информации, исходящей от средств массовой информации; уровень религиозной терпимости; уровень национальной терпимости; отношение местного населения к военнослужащим воинской части/корабля в районе дислокации);
– мотивационные факторы (понимание важности дела защиты Отечества; наличие патриотических чувств; уровень ответственности военнослужащих за выполнение должностных и специальных обязанностей);
– факторы профессионального уровня (уровень боевой подготовки; уверенность в собственной способности выполнять боевые задачи; стремление к профессиональному и физическому совершенствованию);
– социально-групповые факторы (уровень боевой слаженности воинских подразделений; авторитет непосредственного командира; уверенность в сослуживцах);
– служебно-должностные факторы (укомплектованность тыловым имуществом; материально-техническая оснащенность подразделения).
Все вышеперечисленные факторы могут как положительно, так и отрицательно влиять на морально-политическое и психологическое состояние. Одним из основных направлений деятельности командования любого уровня является снижение (в лучшем случае – исключение) влияния отрицательных факторов на личный состав, чтобы в конечном итоге успешно выполнить поставленной задачи.
Для решения проблемы по устранению факторов, оказывающих негативное влияние на морально-политическое и психологическое состояние личного состава, на этапе подготовки подразделений к выполнению задач по предназначению привлекается в том числе и специалист-психолог части, который способен оказать квалифицированную психологическую помощь военнослужащим.
Под психологической помощью [2, С. 63] понимается система мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. Основными видами и методами психологической помощи являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое обучение и просвещение, психотерапия, психокоррекция, психореабилитация, а также психологическое консультирование, которое и будет рассмотрено далее более подробно как одно из наиболее распространенных направлений психологической помощи.
Психологическое консультирование [1, С. 6] – это область психологической практики, профессиональная деятельность психолога, направленная на оказание помощи психически здоровым людям в разрешении разнообразных психологических проблем, связанных, в первую очередь, со сложностями межличностных отношений и социально-психологической адаптации.
С помощью психологического консультирования психолог способен оказывать влияние на три группы факторов, которые не были указаны выше:
– факторы морально-политической и психологической готовности (психическое состояние военнослужащих в настоящее время; психологическая готовность к участию в боевых действиях по отражению агрессии);
– личностные факторы (взаимоотношения в семье; мнение близких родственников);
– факторы удовлетворенности военнослужащих (удовлетворенность взаимоотношениями в воинском коллективе; уверенность в надежности вооружения и военной техники).
Консультирование осуществляется, как правило, в форме специально организованной беседы специалиста-психолога с военнослужащим. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия. Существующее многообразие разнообразных определений психологического консультирования содержит все же пять основных положений, позволяющих очертить предмет этой дисциплины [3, С. 10]:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению;
3. Консультирование способствует развитию личности;
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
5. Основой консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.
Цель психологического консультирования – помочь военнослужащему в решении его проблемы. По направленности цели психологического консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией) и цели, связанные с обеспечением роста и развития, хотя такое разделение не всегда возможно произвести достаточно четко.
Консультирование может быть индивидуальным или групповым. Индивидуальное консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с человеком, обратившимся за помощью. При этом психолог ведет журнал, который содержит сведения, касающиеся проводимой с данным человеком работы и отражающие динамику его состояния за определенный период. Групповое консультирование проводится в целях снижения в коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективного выполнения профессиональных задач. В этом случае задача психолога – найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для ее решения психолог должен располагать предварительными данными о коллективе – о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива.
Цели и задачи, которые стоят перед психологом, затрагивают различные аспекты. Но в целом в ходе психологической консультации решаются следующие основные задачи [2, С. 148]:
– оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи;
– оказание эмоциональной поддержки военнослужащему и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;
– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей;
– изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов военнослужащего, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;
– повышение общей психологической грамотности;
– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
– выявление основных направлений дальнейшего развития личности;
– развитие реалистичности мировоззрения;
– повышение ответственности у военнослужащего за принятие самостоятельных, взвешенных решений.
Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек, но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществляется консультирование (в том числе командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.
Деятельность специалиста-психолога воинской части отличается и самим характером возникновения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно половина случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициирована не самими военнослужащими, нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую специалисты-психологи назначаются «ответственными» за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей на действия воспитательного характера. В то же время, зачастую рекомендации специалиста-психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешного решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом, либо не могут быть оперативно выполнены в силу ряда объективных причин, что в свою очередь сказывается на снижении уровня морально-политического и психологического состояния.
Опыт психологического консультирования доказал свою значимость в операциях, проводимых в Сирийской Арабской Республике, где специалисты-психологи проводили занятия по обучению военнослужащих приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях. Также в ходе группового консультирования в целях достижения требуемого уровня морально-психологического состояния личного состава проводились мероприятия, направленные на сплочение, слаживание подразделений, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, превращение этих социально-психологических феноменов в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельности военнослужащих и предупреждения их психотравматизации.
Все вышеперечисленные мероприятия психологического консультирования военнослужащих, проводимые в Сирийской Арабской Республике, ярко показывают его необходимость и значимость в процессах военной службы, в особенности в период подготовки к выполнению задач по непосредственному предназначению. Как следствие игнорирование командирами всех степеней выполнения рекомендаций психолога по отношению как к отдельному военнослужащему, так и к коллективу в целом, могут нанести ущерб в выполнении поставленных задач. Поэтому в развитии психологической работы в дальнейшем будет необходимо предпринять меры, которые будут касаться повышения компетентности командиров всех степеней в области психологической работы и психологического консультирования, а также определить степень ответственности за невыполнение установленных действий в направлении поддержания требуемого уровня морально-политического и психологического состояния.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование. Базовые приемы и техники. Ростов н/Д.: ООО «Фенкис», 2012.
2. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Серия «Учебное пособие». СПб: Питер, 2006.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010.
Чижов Дмитрий Евгеньевич |
|
Chizhov Dmitriy Evgenyevich |
Ожерельева Ия Геннадьевна |
Ojerelieva Iya Gennadievna |