СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОПЫТ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЙСК (СИЛ) ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


SOCIAL SECURITY OF MILITARY SERVICEMEN AND EXPERIENCE OF ITS IMPLEMENTATION IN THE CONDITIONS OF APPLICATION OF TROOPS (FORCES) OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 349.3

 

КОНЧУГОВ Анатолий Владимирович
кандидат политических наук, доцент
ГУБЕРНЫ Максим Васильевич

 

 

KONCHUGOV Anatoly Vladimirovich
Candidate of Political Sciences, Associate Professor
GUBERNY Maxim Vasilievich

 

Аннотация. В статье раскрываются некоторые политические аспекты становления и развития социального обеспечения. Анализируются опыт применения российских войск в Сирийской Арабской Республике. На основе анализа государственной социальной политики затронуты проблемы и перспективы реализации социального обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации.   Abstract. The article reveals some political aspects of the formation and development of social security. The definitions of the terms “social protection” and “social security” are analyzed. Based on the analysis of the state social policy, the problems and prospects of the implementation of social security in the Armed Forces of the Russian Federation are viewed.

Ключевые слова: социальное обеспечение, история становления социального обеспечения, социальные льготы, система военно-социальной работы, социальная политика.

  Keywords: social security, history of the formation of social security, social benefits, the system of military social work, social policy.

 

 

 

Социальное обеспечение является формой реализации социальной политики государства. На определенных этапах развития страны содержание социального обеспечения претерпевало различные изменения, так как оно определяется возможностями экономики и политически обусловленным выбором государственной властью приоритетов его реализации. При этом социальное обеспечение было и остается важнейшим видом государственной деятельности.


Востребованность социального обеспечения закреплена в Конституции Российской Федерации в ст. 39 [3, С. 15]. Предоставляемое человеку социальное обеспечение призвано гарантировать ему определенные комфортные условия труда, жизни, поддержание статуса полноценного члена общества, особенно в тех случаях, когда он в силу определенных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке. Как институт современного общества, социальное обеспечение является основой социальной уверенности человека, дает ему, как заметил Х.Ф. Цахер, ощущение надежности существования [1, С. 45].


Социальное обеспечение имеет большую историю своего становления и развития. Во многих странах сложились устойчивые практики его реализации, накоплен богатый опыт. Однако, несмотря на это, на теоретическом уровне, по-прежнему, определения понятия «социальное обеспечение» авторами формулируются достаточно вариативно, в зависимости от того, какие цели и задачи принимаются в качестве базовых. В России этому способствует и то, что в начале 90-х годов система органов социального обеспечения была преобразована в систему органов социальной защиты населения.


В настоящее время понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита» имеют применение в терминологическом обороте, хотя наукой и не выработан общепринятый подход к пониманию соотношения объемов и содержания, отражаемых в их определениях как явлений общественной жизни. «Реперные точки» дискуссии обусловлены наличием сознательно или неосознанно упущенных нюансов в их понимании и объяснении, что не позволяет четко уяснить пределы социального обеспечения как направления социальной политики, гуманитарный и юрисдикционный смысл социальной защиты [4, С. 117-122].


Существующие методологические неточности в определении понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита» не позволяют определиться с истинным смыслом каждого из них. Как в науке, так и на практике в одном случае их отождествляют, в другом, социальное обеспечение считается понятием шире, чем социальная защита, в третьем, их функционирование соотносят с независимыми друг от друга областями общественных отношений. При этом, в самом общем смысле, под социальным обеспечением понимают:

– деятельность органов государственной власти по обеспечению материально-бытового, правового и морального положения граждан и членов их семей в обществе;

– совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов, бюджетных средств, направляемых на медицинскую помощь, пенсии, пособия и другие виды социальной поддержки, при наступлении определенных жизненных обстоятельств.


Теоретические сложности в определении терминов «социальная защита» и «социальное обеспечение» трансформировались в область их понимания и объяснения военными специалистами, занимающимися вопросами социального обеспечения военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.


Ещё в 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля, Президент Российской Федерации В.В. Путин, говоря о выборе дальнейшего пути России, заявил о необходимости выработки долгосрочной стратегии на период до 2020 г. В.В. Путин поставил ряд приоритетных задач по социальному обеспечению военнослужащих. Среди них:

– формирование Вооружённых Сил нового типа, входящих в пятёрку лучших стран мира;

– денежное довольствие солдата (матроса) первого тарифного разряда будет превышать среднюю заработную плату по стране на 25 процентов;

– военные пенсии составят 80 процентов от объема денежного довольствия;

– размер компенсации за наем жилья вырастет до размера рыночной стоимости найма;

– военная медицина выйдет на уровень мировых стандартов, и доля военнослужащих, у которых отсутствуют заболевания (практически здоровые), составит 90 процентов и более;

– каждый второй военнослужащий будет иметь спортивный разряд;

– все военнослужащие будут иметь доступ в Интернет, а в каждой казарме (общежитии) в зоне неустойчивого приема будет спутниковое телевидение или кабельная телевизионная сеть [6].


В военной доктрине Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 25.12.2014 Приказом № 2976 учтены основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:

- cт.35...и) создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах, других войсках и органах, а также учреждений военного образования и подготовки кадров;

- ст.39…о) повышение уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск и органов;

- п) реализация установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни [2].


В Указе Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», национальными интересами на долгосрочную перспективу являются:

- укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества.


Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности.


Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов [7].


Как мы видим, большинство поставленных задач выполнены в настоящее время не в полной мере. При этом важно акцентировать внимание на социальном обеспечении, отвести ему одно из центральных мест в военно-политической работе со всеми категориями военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.


На собственном опыте может отметить, что на решение социальных проблем подчинённого личного состава используется примерно 50 процентов служебного времени. При этом от качества решения этих проблем зависит эффективность достижения поставленных перед военнослужащими задач, как в мирное, так и военное время.


Опыт нашей страны по решению проблем социального обеспечения, в том числе и в Великой Отечественной войне, в локальных конфликтах и сегодня в Сирийской Арабской Республике, показывает степень его значения для формирования морального духа военнослужащих. История учит нас тому, что социальное обеспечение военнослужащих, армии, не только не теряет своей актуальности, но и остаётся одним из важнейших вопросов повседневной и боевой деятельности войск (сил). Практическая потребность в социально обеспеченной, профессионально подготовленной, обладающей высоким моральным духом военной организации порождает актуальную, сложную и недостаточно разрешенную задачу.


Анализ опыта проведения специальной операции за пределами Российской Федерации (в Сирийской Арабской Республике) группировкой войск (сил) Вооруженных сил России показал, что на всех этапах ее проведения важным видом морально-психологического обеспечения выступала военно-социальная работа. Учитывая гуманитарный характер проводившейся операции в целом, военно-социальная работа распространялась на все стороны жизни и деятельности военнослужащих группировки.


Целью социального обеспечения в деятельности органов военного управления на всех этапах операции являлось создание условий, обеспечивающих реализацию военнослужащими и членами их семей установленных социальных гарантий и компенсаций, способствовавших формированию у личного состава высокой морально-психологической стойкости, готовности выполнять поставленные задачи.


В соответствие с названной целью социальное обеспечение в войсках (силах) группировки проводилась в следующих формах:

– систематическое изучение и контроль социальной обстановки в воинских коллективах, профилактика негативных социальных процессов;

– адресная социальная помощь военнослужащим, нуждающимся в социальной поддержке;

– налаживание телефонной «горячей линии» в Главном управлении по работе с личным составом ВС РФ (г. Москва) в целях непрерывного мониторинга социальных проблем военнослужащих группировки, оперативного доведение полученной информации о социальных проблемах до органов военного управления (соответствующих командиров и начальников) для оперативного принятия решений по ним;

– социально-правовое обеспечение страховых и единовременных выплат военнослужащим, пострадавшим при исполнении обязанностей военной службы, членам семей погибших военнослужащих;

– разъяснение правового статуса военнослужащих ВС РФ, выполняющих служебные задачи в Сирийской Арабской Республике, их обязанностей и ответственности за выполнение норм международного гуманитарного права [5, С. 61-68].


С самого начала гуманитарной операции развитие боевых событий актуализировало потребность совершенствования системы социального обеспечения лиц, привлекавшихся к выполнению боевых задач. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. в целях установления статуса ветерана боевых действий военнослужащим, выполнявшим специальные задачи, была проведена работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации. Совместно с заинтересованными центральными органами военного управления и федеральными органами исполнительной власти был разработан Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».


Указанный Федеральный нормативный правовой документ определил целую группу социальных гарантий участникам боевых действий в Сирийской Арабской Республике и повысил морально-психологическое состояние всего личного состава группировки, еще более укрепил их уверенность в значимости выполняемых боевых задач, в безусловной социальной заботе Отечества о них и членах их семей.


В соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации были определены следующие социальные гарантии.


1. Льготы по пенсионному обеспечению. Ветеранам боевых действий пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются на 32 % расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.


Также граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и страховую пенсию по старости.


2. Ежемесячная денежная выплата (социальная компенсация).


3. Обеспечение жильем. Нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов боевых действий обеспечивают жильем за счет средств федерального бюджета.


4. Преимущественное право при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие и дачные некоммерческие объединения граждан.


5. Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта.


6. Льготы по квартплате. Ветераны боевых действий, а также члены их семей, совместно с ними проживающие, имеют право на:

– компенсацию расходов на оплату жилых помещений независимо от вида жилищного фонда в размере 50 процентов:

– платы за наем или платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме;

– взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.


7. Гарантированная медицинская помощь. Ветераны имеют право на внеочередное оказание медпомощи в медорганизациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2015 № 123. Кроме того, ветераны обеспечиваются протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями.


8. Льготы у работодателя. Ветераны имеют право на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения зарплаты сроком до 35 календарных дней в году, а также на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.


9. Иные меры социальной поддержки. Право на:

– получение путевки на санаторно-курортное лечение;

– бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

– обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ.


На всех этапах гуманитарной операции, при наступлении страховых случаев военнослужащим и членам их семей оперативно оказывалась всесторонняя социальная помощь. Страховое обеспечение осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». В соответствии с требованиями указанного документа, в случае гибели военнослужащего размер страховых выплат составлял 2 337 352 рубля 50 копеек и выплачивался выгодоприобретателям в равных долях.


Единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших военнослужащих выплачивались в установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» случаях страховой организацией.


Порядок выплаты указанных единовременных пособий в Минобороны России утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. № 1100.


В связи с гибелью военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, выплачивается членам его семьи единовременное пособие в размере 3 506 028 рублей.


Таким образом, социальное обеспечение личного состава группировки российских войск в Сирийской Арабской Республике является одним из ключевых направлений гуманитарной операции в целом, средством обеспечения высокой социальной уверенности военнослужащих и, как следствие, их целесообразной боевой активности и безупречной исполнительности при выполнении поставленных задач.


Однако, несмотря на все положительные моменты в осуществлении социального обеспечения войск (сил), существует и ряд проблем в его реализации.


Анализ государственной социальной политики в развитых западноевропейских странах свидетельствует о том, что сложившаяся система законодательно закрепленных социальных стандартов и порядок их реализации гарантируют высокий уровень жизни военнослужащих. В связи с этим западный опыт реализации государственной социальной политики, где меры социальной защиты занимают центральное место в общей стратегии государственной социальной политики, вызывает определенный интерес в нашем обществе. Это связано с тем, что в современной России остро встала проблема социального обеспечения значительного числа граждан [8, С. 188-190].


Изучение и анализ нормативно-правовой базы и специальной литературы по социальному обеспечению военнослужащих и их семей, их социально-правовой защите, позволяет сделать следующие выводы:

– опыт боевых действий в Северокавказском регионе, Сирийской Арабской Республике и других регионах показывает, что проблемы в социальном обеспечении в боевых условиях понижают морально-психологическую устойчивость военнослужащих и усложняют решение боевых задач;

– в связи с тем, что Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, повышение окладов федеральных государственных служащих должно происходить с одновременным повышение окладов военнослужащих, так как это предусматривает Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;

– отмена льгот, предоставляемых военнослужащим, не должна происходить до тех пор, пока не прекратится рост цен и падение курса национальной валюты. Ведь не секрет, что рост цен на коммунальные услуги стал уже привычным явлением в нашем обществе, а отмена льготной оплаты этих услуг для военнослужащих привела к тому, что довольно большая часть заработной платы военнослужащего уходит на оплату коммунальных услуг;

– военнослужащие по характеру своей службы заведомо подвергаются риску потери жизни. На сегодняшний день пенсии семьям по случаю потери кормильца находятся на низком уровне. А это значит, что в случае гибели военнослужащего его семья не сможет прожить на эту пенсию. Поэтому при расчете данной пенсии надо исходить из того же прожиточного минимума. И минимальный размер пенсии должен равняться одному прожиточному минимуму на каждого неработающего члена семьи погибшего военнослужащего.


Для достижения генеральной цели – вхождения Российской армии в пятерку лучших армий мира, требуется совершенствование социального законодательства и механизма его реализации. Необходимо разработать Стратегию социально-экономического развития Вооруженных Сил РФ, обеспечить информационное сопровождение процесса ее реализации, создать автоматизированную информационную систему управления социальным развитием Вооруженных Сил. В военно-социальной сфере целесообразно развивать государственно-частное партнерство. Это даст возможность значительно повысить эффективность социального обеспечения Вооруженных Сил России, а, следовательно, и качественно решать острые социальные проблемы.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Ахтенберг Н., Бадура П. Государственное право Германии: в 2 т. М.: Институт государства и права Ран, 1994. Т. І.
2. Военная доктрина Российской Федерации // Электронный информационно–правовой портал Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https: //base.garant.ru/70830556/ (дата обращения: 11.03.2019).
3. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. Лит. 2000.
4. Кончугов А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики // Власть. 2017. № 4. С. 117-122.
5. Сакун С.А. Особенности морально-психологической обстановки в САР в 2015-2017 гг. // Военный Академический журнал. Москва: ВУ, 2017. №3 (15). С. 61-68.
6. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года // Красная звезда. 18 апреля 2008 года.
7. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Электронный информационно–правовой портал Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70830556 (дата обращения: 11.03.2019).
8. Юдин А.В. Особенности государственной социальной политики в развитых западноевропейских странах // Власть. 2015. № 7. C. 188-192.

 

 

 

Кончугов Анатолий Владимирович
кандидат политических наук, доцент
заведующий кафедрой политологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Konchugov Anatoly Vladimirovich
Candidate of Political Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Political Science
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Губерны Максим Васильевич
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Guberny Maxim Vasilyevich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ