СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ С ЦЕЛЬЮ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ


АCTUAL PROBLEMS OF INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL WORK AIMED AT SOCIAL PROTECTION OF SERVICEMEN AND MEMBERS OF THEIR FAMILIES IN UNITS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT


УДК 355.1

 

ПАВЛОВА Валентина Георгиевна
кандидат социологических наук
ИСМАИЛОВ Игорь Балабекович

 

 

PAVLOVA Valentina Georgievna
Candidate of Sociological Sciences
ISMAILOV Igor Balabekovich

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы организации информационно-воспитательной работы, направленной на социальную защиту военнослужащих и членов их семей. Даны основные понятия, изложена степень разработанности проблематики. Сформулированы предложения по организации и проведению информационно-воспитательной работы, направленной на социальную защиту военнослужащих и членов их семей.   Abstract. In article urgent problems of the organization of the information and educational work directed to social protection of the military personnel and members of their families are considered. The main definitions of terms are given, perspective readiness degree is stated. Proposals for the organization and conduct of information and educational work aimed at the social protection of military personnel and their families are formulated.

Ключевые слова: военнослужащие, войска национальной гвардии Российской Федерации, информационно-воспитательная работа, социальная защита.

  Keywords: military, troops of National Guard of the Russian Federation, information and educational work, social protection.

 

 

 

Социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

- реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе [1].


Совершенствование механизмов реализации социальной защиты необходимо осуществлять через повышение правовой грамотности военнослужащих и членов их семей, распространение информационных технологий и должно отражаться в деятельности органов военного управления, органов по работе с личным составом.


Управленческая деятельность должностных лиц по решению вопросов социальной защиты военнослужащих реализуется, в том числе, через формы и методы информационно-воспитательной работы. Основными формами информационно-воспитательной работы являются: общественно-государственная подготовка, индивидуальная воспитательная работа, информирование личного состава, деятельность организаций войсковой общественности [2].


В рамках прохождения войсковой стажировки в одной из воинских частей Центрального округа войск национальной гвардии РФ авторами было проведено социологическое исследование по вопросам организации информационно-воспитательной работы, направленной на социальную защиту военнослужащих.


Актуальность данного исследования была обусловлена необходимостью оценить уровень организации и проведения информационно-воспитательной работы в интересах социальной защиты военнослужащих воинской части.


В проведенном социологическом исследовании приняли участие 176 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по следующим категориям (рис. 1, 2).

 

Рис. 1. Распределение респондентов по категориям

 

Рис. 2. Распределение военнослужащих по контракту по категориям


Далее, участники исследования были распределены по:

- половому признаку: 139 военнослужащих мужского пола и 37 военнослужащих женского пола;

- семейному положению (табл. 1).


Таблица 1. Распределение участников исследования по семейному положению (в количестве человек).

 

Категории военнослужащих

Женатые/ Замужем

Холостые

В гражданском браке

В разводе

ВСЕГО

Офицеры

38

6

1

2

47

Прапорщики

26

7

2

3

38

Военнослужащие по контракту

21

66

2

2

91

ВСЕГО:

85

79

5

7

176


Исходя из анализа проведенного исследования, были выявлены следующие проблемы:


1. Слабо используются такие формы информационно-воспитательной работы, как информирование и деятельность организаций войсковой общественности по вопросам социальной защиты (табл. 2).


Таблица 2. Выбор респондентами форм информационно-воспитательной работы, с помощью которых они получают информацию по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей (в количестве человек).

 

 

Офицеры

Прапорщики

Военнослужащие по контракту

ОГП

26

28

37

ИВР

12

21

22

Информирование

27

14

36

Деятельность организаций войсковой общественности

14

4

13

Всего:

79

67

108


2. В целях решения своих социальных проблем, военнослужащие не часто обращаются за консультациями к должностным лицам воинской части и периодической печати, радио (рис. 3).


3. Невысокий уровень значимости роли и места командования воинской части и подразделений в разрешении вопросов в области социальной защиты военнослужащих, этому свидетельствуют гистограммы (рис. 4, 5).

 

Рис. 3. Выбор респондентами информационных источников, с помощью которых они получают информацию по вопросам социальной защиты по категориям (данные представлены в количестве человек).

 

Рис. 4. Выбор респондентами должностного лица из числа командования воинской части, к кому бы они обратились по вопросам социальной защиты (данные представлены в количестве человек)

 

Рис. 5. Выбор респондентами должностного лица из числа командования батальонов воинской части, к кому бы они обратились по вопросам социальной защиты (данные представлены в количестве человек)


К завершению социологического исследования респондентам было предложено дать свою оценку проводимой в части информационно-воспитательной работе по десятибалльной шкале (рисунок 6).

 

Рис. 6. 10-балльная шкала для оценки уровня информационно-воспитательной работы в воинской части.

 

Рис. 7. Оценка уровня информационно-воспитательной работы в воинской части (в процентах)


Анализируя полученную графическую диаграмму на рисунке 7, можно предположить, что проводимая информационно-воспитательная работа в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей находится на уровне выше среднего. Это означает, что данная форма МПО, как технологический инструмент реализации социальной защиты военнослужащих и членов их семей, в целом функционирует.


В целях повышения эффективности организации информационно-воспитательной работы в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей, на основе анализа проведенного социологического исследования, предлагается:


1. При планировании занятий по ОГП на очередной учебный период руководителям групп ОГП учитывать итоги военно-социальной работы за полугодие для подготовки соответствующих опорных конспектов по вопросам социальной защиты военнослужащих. В связи с этим, включить в Типовые учебные планы по ОГП [3] следующие темы занятий: «Порядок обращения военнослужащих по личным вопросам к должностным лицам воинской части. Порядок подачи жалоб, заявлений и предложений», «Военная служба по контракту. Социальные гарантии военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», «Военные образовательные учреждения профессионального образования войск национальной гвардии РФ. История и современность. Условия и порядок приема» и др.


2. В библиотеке воинской части оборудовать выставку литературы, учебных пособий «Военно-социальная работа», где освещаются вопросы социальной защиты, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие военно-социальную (социальную) работу в воинской части.


3. В рамках существующей сборовой (командирской) подготовки с должностными лицами, освещать вопросы функционирования системы индивидуальной воспитательной работы, раскрывать особенности ее проведения с военнослужащими части по категориям: из числа сирот и воспитывавшимся в неполных семьях; матерям-одиночкам; имеющих детей-инвалидов; имеющим тяжелые бытовые условия; состоящим в браке; со сложными семейными обстоятельствами; допустившим нарушения воинской дисциплины; вновь назначенным на воинскую должность; высказывающим желание досрочно прервать контракт; выполняющим служебно-боевые задачи в отрыве от пункта постоянной дислокации; подлежащим увольнению в запас; переведенным из других воинских частей; прибывшим из отпусков по личным обстоятельствам, лечебных учреждений.


4. При организации и проведении информирования:


4.1 В комплексе использовать все основные формы информирования: ознакомление личного состава с информацией, размещенной в государственных (войсковых) электронных и печатных СМИ; плановое, оперативное и боевое информирование; стенная печать; размещение информации в войсковых СМИ; наглядно-художественное оформление информации в расположении воинских частей и подразделений; войсковое видео- и радиовещание [2].


4.2 Разъяснять военнослужащим и членам их семей установленные законодательством социальные гарантии и компенсации, на темы: «Об обращениях (жалобах, заявлениях и предложениях)», «Социальная защищенность военнослужащих», «Социальная защита военнослужащих, выполняющих служебно-боевых задачи вне пункта постоянной дислокации», «Военная служба по контракту в войсках национальной гвардии РФ.
Социальные гарантии и компенсации» и т.п.


4.3 В штабе и расположениях воинской части, используя стенную печать, своевременно наглядно оформлять информацию об изменениях нормативно-правовой базы, выхода в свет новых руководящих документов, регламентирующих социальную защиту, а также информационные бюллетени с различными объявлениями, например о предстоящих благотворительных акциях, мероприятиях, о наличии билетов на концерты, театры, кинотеатры, цирк и т.д. Данную информацию также целесообразно размещать и в окружных войсковых СМИ, предварительно согласовав с должностными лицами.


5. В рамках проведения офицерского собрания, рассматривать проекты аттестаций офицеров, для назначения на вышестоящие должности, где учитывается и оценивается критерий профессиональной зрелости, а именно, степень их участия в организации, проведении и контроле мероприятий информационно-воспитательной работы, способность организовывать и направлять данную работу на решение поставленных задач, уровень их психолого-педагогических знаний [4].


6. Поскольку большая часть офицеров органов по работе с личным составом не имеет на сегодняшний день базового социального образования, нетрудно предположить, что у многих из них существует большая потребность в приобретении этих знаний, столь необходимых для выполнения задач по реализации и защите социальных прав военнослужащих и их семей. В рамках правовой подготовки (ежеквартально), предусмотреть проведение занятий с данной категорией офицеров в этой области.


7. Привлекать в решение вопросов, связанных с социальной защитой, помощника командира воинской части по правовой работе в целях непосредственного его участия в освещении законодательной базы, в рамках правового информирования, занятий по ОГП, индивидуальной воспитательной работы. Во взаимодействии с офицерами органов по работе с личным составом своевременно организовывать доведение судебных постановлений, актов, решений судов по применению законодательства в области социальной защиты военнослужащих и членов их семей.


8. В воинской части периодически (как минимум один раз в квартал) проводить социологическое исследование по выявлению наиболее проблемных социальных вопросов, проводить их обобщение с докладом старшему начальнику, с целью их рассмотрения и реализации на уровне вышестоящего командования.


9. Повысить эффективность работы должностных лиц органов военного управления, офицеров по работе с личным составом, представителей общественных организаций по реализации федеральных законов, приказов вышестоящего командования в вопросах военно-социальной работы, путем внесения в их должностные обязанности пунктов, связанных с вопросами социальной защиты. Проводить занятия по знанию положений и требований основных руководящих документов, регулирующих вопросы социальной защиты и обеспечения военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.


10. Установить систему работы комиссии по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей: на письменные обращения военнослужащих по вопросам социальной защиты давать письменную экспертизу и рекомендации и отражать приложением к протоколу.


11. В связи с широким распространением уникальных информационных технологий, с помощью которых можно оперативно удовлетворять виртуальные запросы человека, авторы предлагают внедрить использование в каждой воинской части интерактивного информационного киоска. Информационный киоск – автоматизированный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для предоставления справочной информации. В отличие от обычного справочного киоска, электронный информационный киоск работает автономно. Подобный киоск (киоск самообслуживания) предназначен для предоставления пользователю различной информации без привлечения обслуживающего персонала.


Использование информационных киосков в воинских частях (как минимум в штабе части) очень целесообразно. Так, военнослужащий может получить необходимую информацию с минимальными затратами времени как своего, так и должностных лиц, к кому ему необходимо обратиться по какому-либо вопросу.


Эффективное решение социальных вопросов с применением основных форм информационно-воспитательной работы способно обеспечить социальную стабильность, снизить социальную напряженность у военнослужащих. При этом главенствующим институтом, интегрирующим усилия в социальной сфере, являются органы военного управления. В их задачу входит создание действенных механизмов управления социальной сферой войск, обеспечение эффективности военно-социальной работы, реализация на практике принципов социальной справедливости в воинской части.


Необходимо всегда помнить, что от социальной благоустроенности отдельного военнослужащего, подразделения и воинской части зависит эффективность выполнения служебно-боевых задач, будущее развитие войск национальной гвардии РФ.


Активная и согласованная работа всех органов военного управления по реализации вопросов социальной политики в войсках национальной гвардии РФ имеет важное значение для обеспечения их повседневной и служебно-боевой деятельности. Она способствует обеспечению их социальных нужд, выполнению ими многих трудных и зачастую связанных с риском для жизни служебно-боевых (боевых) задач по поддержанию внутренней безопасности и стабильности государства.


В заключение необходимо подчеркнуть, что при организации информационно-воспитательной работы следует учитывать тот факт, что морально-психологическое состояние военнослужащих зависит от уровня их воспитания, образованности, личного, служебного, жизненного опыта и многих других факторов. Однако жизненные установки военнослужащих (особенно обладающих незначительным опытом), их поведение очень часто определяются характером и содержанием той информации, которую они получают. Вот почему необходима хорошо продуманная и спланированная конкретная информационно-воспитательная работа с подчиненными, полноценная реализация информационного обеспечения. Весь комплекс вопросов, решаемых в ходе этой работы, необходимо тесно увязывать с проблемами военного строительства, реформирования войск национальной гвардии РФ, с задачами, стоящими перед воинской частью, конкретным подразделением, и соотносить их со спецификой воинского коллектива.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
2. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 27.12.2013 г. № 585, п. 5 «Об утверждении Руководства по организации информационно-воспитательной работы во внутренних войсках МВД России».
3. Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 22 марта 2007 года № 106 // Наставление по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. М.: На боевом посту, 2007. С. 20.
4. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495, ст. 101 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. // Интернет-система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 24.02.2019.).

 

 

 

Павлова Валентина Георгиевна
кандидат социологических наук
преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б.Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Pavlova Valentina Georgievna
Candidate of Sociological Sciences
Lecturer at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Исмаилов Игорь Балабекович
слушатель факультета войск национальной гвардии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ismailov Igor Balabekovic
Student of the National Guard Troops Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ