ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TRAINING OFFICERS IN A MILITARY INSTITUTE FOR THE ORGANIZATION OF MILITARY-POLITICAL WORK


УДК 159.9

 

ГОЖИКОВ Василий Яковлевич
доктор педагогических наук, доцент

 

 

GOJIKOV Vasiliy Yakovlevich
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные подходы, тенденции, сущность и основные черты подготовки в высшем военном учебном заведении будущих офицеров для организации военно-политической работы в войсках. Обосновываются необходимость и направления личностностного развития курсантов в образовательном процессе для осуществления эффективной деятельности в соответствующей военно-профессиональной сфере в воинских подразделениях.   Abstract. The article deals with the conceptual approaches, trends, essence and main features of training in the higher military educational institution of officers for the organization of military-political work in the army. The need and focus area of personal development of cadets in the educational process are justified for effective activities in the relevant military and professional field in military units.

Ключевые слова: курсанты, военный вуз, военно-политическая работа, профессионально-важные качества офицера.

  Keywords: cadets, military institute, military-political work, professionally important qualities of an officer.

 

 

 

Созданные в настоящее время в ВС РФ военно-политические органы призваны обеспечить формирование патриотического сознания военнослужащих, поддержание высокого уровня правопорядка и обеспечение социальных гарантий личного состава [11 и др.].


В связи с этим, строящаяся система военно-политической работы, в соответствии с вызовами и угрозами в сфере безопасности страны, опирается на идеи отечественной военной классики, науку побеждать, умение творчески мыслить и беззаветно служить России.


Актуальность данных проблем возрастает по мере развития теории и практики военного искусства, приводящего к фундаментальным сдвигам в характеристиках вооруженных конфликтов, когда «образ войны», как ожесточенного вооруженного противоборства, «осовременивается образами новых войн» (информационной, консциентальной (войны сознаний), нанотехнологической, психологической, информационно-экономической, «кибер-войны», «хакер-войны» и др., когда «главными полями сражений» становятся: сознание военнослужащих и гражданского населения; информационное пространство; менталитет наций; духовные основы армии; историческая правда; патриотизм; культура и т.п. [1; 2; 3, С. 179-188; 4; 5, С. 5-11; 6; 7, С. 125-128, 9 и др.].


Методологической основой формирования у курсантов готовности к осуществлению военно-политической работы являются концептуальные подходы, в числе которых:

- личностно-деятельностный подход, признающий деятельность и образовательную среду военного вуза условиями полноценного развития и саморазвития личности будущего офицера;

- компетентностный подход, отражающий процесс и результат общекультурного и субъектного становления выпускников военных вузов, формирования у них военно-профессиональных компетенций.


Офицеры - военно-политические работники (далее по тексту – офицеры ВПР), как активные субъекты, не могут мыслить себя без ответственного и ценностного отношения к офицерской службе, определяющей основания жизнедеятельности и являющейся системообразующим компонентом их личностно-профессиональной идентичности.


В связи с этим векторы подготовки офицеров ВПР в военном вузе строятся от субъектности курсанта, когда его субъектный опыт признается как самобытность и самоценность, а построение воздействий осуществляется с опорой на этот опыт в интересах формирования механизмов самоорганизации и саморегуляции личности [1; 2; 3, С. 179-188; 4; 6; 7, С. 125-128; 8, С. 122-134; 10 и др.].


Основные компоненты становления субъектности офицеров ВПР представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Основные компоненты становления субъектности офицеров ВПР

  

Основные компоненты становления субъектности офицеров ВПР

Краткая характеристика

Социально-профессиональный компонент

Идентификация с социокультурным и военно-профессиональным окружением, принятие государственно-патриотических ценностей, осмысление значения обучения в военном вузе как возможности личностного развития и готовности к выполнению «миссии» офицера ВПР

Индивидуально-ценностный компонент

Раскрытие и развертывание «самости» курсанта в деятельности, её содержательно-результативных и процессуально-динамических характеристиках (в соответствии с ценностными ориентациями, армейскими нормами и традициями военно-политической работы)

Операционально-деятельностный компонент

Согласование педагогической деятельности преподавателя и личностно-профессионального развития курсантов через субъект-субъектные отношения и соответствующие формы взаимодействия в интересах подготовленности к военно-политической работе

  

 

Становление субъектности офицеров ВПР в военном вузе:

- осуществляется при взаимодействии двух развернутых во времени процессов: личностно-профессионального развития (самодвижения, в котором порождаются и реализуются потребности, мотивы, цели, задачи) и внешнего, по отношению к личности курсанта, педагогической деятельности субъектов ВВШ (целенаправленного влияния на курсанта, которое способно гармонизировать, создать определенный баланс между социально заданным и субъективно-индивидуальным);

- является детерминированным, вероятностным, управляемым и саморазвивающимся процессом, который может быть более (доминирует детерминированность) или менее (преобладает стохастичность) управляемым в зависимости от решаемых задач, содержания, методов и средств, потребностей и возможностей субъектов педагогического взаимодействия – будущих офицеров и преподавателей.


Как показал проведенный анализ, основные подходы подготовки офицерских кадров для военно-политической работы основываются на задачах формирования их профессионально-важных качеств и компетенций.


Необходимо подчеркнуть, что профессионально-важные качества офицеров ВПР – патриотизм, ответственность, решительность, мужество и многие другие. Вместе с тем, особое значение имеют их личностные качества, которые отражают общекультурный, интеллектуальный уровень и организаторские способности.


В современных условиях подготовка ОПВР предстает как «вечная и универсальная ценность» их интеллектуального, духовно-нравственного и творческого личностного развития, формирования активной жизненной позиции, навыков самообразования и самореализации.


Психолого-педагогические основания данного процесса определяются требованиями к высшей военной школе о приобретении офицерами ВПР соответствующих военно-профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков.


В индивидуальных свойствах личности офицеров ВПР выделяются тактичность, скромность, чуткость, внимательность, альтруизм, сочувствие, вежливость, самоконтроль, самооценка своих поступков, самокритичность, стрессоустойчивые качества (самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями), а также коммуникативность, эмпатия (выявление ожиданий, сопереживание нуждам); внешняя привлекательность, аккуратность; красноречие (умение говорить и убеждать словом); уважительное отношение к людям и др.


Профессионально-важные качества офицеров ВПР можно представить в виде определённых групп. Первая группа этих качеств обусловлена государственно-патриотическими основами собственно военно-политической работы, в том числе знанием военного законодательства, уставов, руководящих документов, основ военной психологии и педагогики, технологий профилактики правонарушений и решения социальных проблем.


Вторая группа профессионально-важных качеств офицеров ВПР связана с деятельностью по формированию морально-психологической готовности личного состава выполнять свой воинский долг в различных ситуациях как в мирное, так и в военное время, учитывая психологические основы поведения военнослужащего и воинских групп в бою, готовность и способность индивидуального и группового действия в боевых условиях.


Третья группа профессионально-важных качеств офицеров ВПР - знание основ военно-социальной работы и организации досуга личного состава и членов семей военнослужащих.


Четвертая группа профессионально-важных качеств офицеров ВПР связана с самосовершенствованием в военно-профессиональной сфере – готовностью к военно-политической работе и самореализации, в том числе умением объяснять, доказывать, убеждать, вести за собой личный состав, опираясь на личные волевые и лидерские качества.


В данном контексте под профессиональной компетентностью офицеров ВПР следует понимать интегральную характеристику, определяющую его способность как гражданина-патриота и военного специалиста решать военно-профессиональные проблемы и типичные военно-политические задачи, возникающие в реальных ситуациях учебной и боевой деятельности, используя знания, личностные ценностные ориентиры и жизненный опыт.


Профессиональные компетенции офицеров ВПР призваны обеспечить целостное восприятие ими профессиональной деятельности с государственно-патриотических позиций. Эти компетенции, во-первых, включают: широкий спектр умений военно-профессиональной подготовки, личную организованность, тенденцию к смысловой интеграции, продуктивность и инновационную направленность. Во-вторых, предстают как: «профессиональная квалификация», «профессиональное мастерство», «профессиональная культура», «профессиональная продуктивность» и др.


Квалификационная характеристика офицеров ВПР связывается с уровнем их образованности и рассматривается как определенный способ организации мышления и деятельности.


Профессиональная культура указывает, в первую очередь, на специфику их военно-профессиональной деятельности, на уникальность их вклада в развитие военно-политической профессиональной сферы.


Профессиональное мастерство выражает достижение полноты профессионального качества.


Проявление профессиональных компетенций офицера ВПР на уровне его обязанностей предстают как его способности:

- осуществлять и планировать мероприятия военно-политической работы;

- изучать военно-политическую и социально-психологическую ситуацию, её влияние на морально-политическое и психологическое состояние, настроение личного состава;

- анализировать потребности и запросы военнослужащих и членов их семей;

- организовывать, методически обеспечивать и проводить работу по психолого-педагогической профилактике правонарушений среди личного состава, вырабатывать предложения по повышению эффективности их влияния на боеспособность;

- уметь внедрять в практику военно-политической работы целесообразную систему психолого-педагогических средств, методов и технологий;

- участвовать в разработке и реализации мер по защите личного состава от экстремистского воздействия;

- уметь проводить психолого-педагогическую диагностику и оказывать помощь военнослужащим и членам их семей;

- взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, ветеранскими патриотическими движениями, религиозными органами и организациями по вопросам государственно-патриотического воспитания военнослужащих.


В связи с вышеизложенным, качество подготовки офицера ВПР обеспечивается, с одной стороны, усилиями профессорско-преподавательского состава, его ответственностью и творческим подходом к выполнению профессионального долга, а с другой стороны – наличием у курсантов четко выраженной военно-профессиональной ориентации, стремления к учёбе, всестороннему и глубокому освоению специальности.


Речь идёт о «проецировании» в образовательном процессе миссии военно-политической работы на внутренний мир, мировоззрение и самосознание, вследствие чего происходит «восхождение» офицера ВПР по иерархической образовательной «лестнице» (военно-политическая грамотность – образованность – военно-профессиональная компетентность – военная культура – менталитет). Этот процесс является основой укрепления духовной дисциплины и характера курсантов (моральной ответственности, душевных сил, способностей и умений преодолевать трудности военной службы), а также является эффективным средством для понимания роли офицерской профессии, самопроектирования стратегии саморазвития и офицерской карьеры, гармонизации отношений с государством, ВС РФ, самим собой и миром общекультурного и военно-профессионального развития [1; 2; 3, С. 179-188; 6; 7, С. 125-128; 8, С. 122-134; 9 и др.].


Вместе с тем, подготовка в военных вузах офицеров ВПР детерминируется:

- проведением согласованных, целенаправленных мероприятий военно-политической работы в интересах жизнедеятельности войск, обеспечения боевой и мобилизационной готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

- разработкой и реализацией мер, направленных на формирование идейно убежденной, психологически стойкой, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки;

- усилением работы в сфере ведения информационных войн (проведением контрпропагандистской работы по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия);

- необходимостью профилактики отклоняющегося поведения, предупреждения негативных социальных процессов в воинских коллективах на межнациональной и межрелигиозной основе;

- повышением эффективности военно-патриотической работы;

- необходимостью изучения вновь прибывающего пополнения и выработки рекомендаций по рациональному распределению военнослужащих;

- разработкой и реализацией военно-политических и психолого-педагогических мер по защите личного состава от экстремистского воздействия.


Теоретический и прикладной анализ проблемы подготовки в военных вузах офицеров ВПР даёт основания рассматривать личность курсанта в учебной и внеучебной деятельности целостно, со всеми ее параметрами (генетическими, психофизиологическими, психологическими, социальными и др.) и использовать весь широкий спектр выделенных современной психолого-педагогической наукой доминирующих бинарных методов образования-самообразования: убеждения и самоубеждения (интеллектуальная сфера); стимулирования и мотивации (мотивационная сфера); внушения и самовнушения (эмоциональная сфера); требования и упражнения (волевая и предметно-практическая сфера); коррекции и самокоррекции (сфера саморегуляции); метод дилемм и рефлексии (экзистенциальная сфера) [1; 2; 3, С. 179-188; 5, С. 5-11; 6; 7, С. 125-128; 8, С. 122-134; 9 и др.].


В связи с этим, подготовка в военных вузах офицеров ВПР открывает новые возможности актуализации и обновления их психолого-педагогического знания в компетентностном формате: а) обобщения, систематизации, логико-смысловой взаимосвязи содержательных блоков и модулей; б) оптимального соотношения различных по содержательному значению дидактических единиц; в) непрерывного обогащения современными идеями, положениями, примерами и фактами [1; 2; 3, С. 179-188; 4; 5, С. 5-11; 6; 7, С. 125-128; 8, С. 122-134; 9 и др.].


Речь идёт о том, что офицеры ВПР будут действовать в пространстве «пластичных целевых полей», при многообразии «ландшафта компетенций», а сами компетенции будут выступать их важными персональными ресурсами.


Понятие компетенция более адекватно войсковой практике, где функциональное разделение военно-служебных обязанностей замещается их целостным, системным (контекстным) «предъявлением», когда это целостное уже не состоит из рядоположенных задач, функций и видов деятельности, а «горизонтальная и вертикальная мобильность» в течение всей службы военно-политические работника возрастает и требует постоянной ориентация на бесконечное разнообразие служебно-профессиональных и жизненных ситуаций.


Поэтому важно учитывать определенную самоорганизационную диспозицию и «добавочное значение» компетенций по отношению к способностям, квалификациям и знаниям. Этот фактор представляется особо значимым, если принять во внимание, что проблемные решения и действия принимаются и реализуются офицерами ВПР в комплексных, динамичных системах (в контексте современной теории самоорганизации, синергетики, конструктивизма, теорий сложностей).


Речь идёт о том, что компетенции могут «выходить за рамки» профессиональной триады: «знания-умения-навыки» и включать неформальные и информальные знания (поведение, анализ фактов, принятие решений, работа с информацией и др.), которые не могут быть получены «набором дидактических единиц» предметно структурированного содержания.


С позиций компетентностного подхода, акцент должен делаться на способах военно-политической работы, а знания становятся тем средством, без которого невозможно её осуществить. Следовательно, целевой компонент подготовки офицеров ВПР в военных вузах содержит все многообразие целей и задач в формате личностно-ориентированного обучения и воспитания.


Успешное решение практических и научных задач образовательного процесса зависит от степени эффективного учёта психолого-педагогических, акмеологических и аксиологических аспектов, организации творческой деятельности курсантов. При этом их подготовка не может быть сведена ни к чистому обучению, ни к чистому воспитанию, ни – что самое главное – к сумме того и другого, а предполагает совершенно особый интегративный механизм, нацеленный на самоактуализацию (самореализацию), стремление к выявлению своих потенциальных возможностей в избранной офицерской профессии.


Уровни психолого-педагогических целей подготовки офицеров ВПР и дескрипторы, описывающие результаты их достижения, представлены в таблице 2.



Таблица 2. Уровни психолого-педагогических целей подготовки офицеров ВПР и дескрипторы, описывающие результаты их достижения

 

Уровни психолого-педагогических целей подготовки офицеров ВПР

Дескрипторы, описывающие результаты достижения

Знание

Курсант запоминает и воспроизводит конкретные факты, термины, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы военно-политической работы.

Понимание

Курсант объясняет факты, правила, принципы военно-политической работы, преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Применение

Курсант умеет использовать изученный материал, понятия и принципы военно-политической работы в конкретных условиях и новых ситуациях.

Анализ

Курсант умеет разбить материал военно-политической работы на составляющие так, чтобы ясно выступала структура, в том числе, вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними; проводит различие между фактами и следствиями.

Синтез

Курсант умеет комбинировать элементы военно-политической работы, чтобы получить целое, обладающее новизной; предлагает план реализации действий; демонстрирует подготовленность и мотивационную готовность к профессиональной деятельности.

Оценка

Курсант умеет оценивать логику и пути достижения качественных результатов военно-политической работы.


При этом синтез обучения, воспитания, развития и психологической подготовки осуществляется: через деятельность, направленную на проявление «надситуативной активности», признание будущих офицеров ВПР в качестве самостоятельных и активных субъектов образовательной деятельности; раскрытие их индивидуальных способностей (личностного потенциала); обучение навыкам и умениям самодиагностики личностной сферы, а также методике её коррекции и развития.

 

Психолого-педагогическая модель профессионального становления офицеров ВПР включает пять уровней: личностно-социальный, психический, герменевтический, символический и экзистенциальный [2; 4; 6; 7, С. 125-128;, 8, С. 122-134; 9 и др.].


На личностно-социальном уровне проектируется и осуществляется позитивное целенаправленное взаимное влияние в группе, когда ядром отношений выступают коммуникативные качества общения и сотрудничества.


Психический уровень предполагает психическую устойчивость личности, понимание реальности, эмоционально-волевую компетентность, умение чувствовать другого человека.


Герменевтический уровень характеризуется развитым стремлением к познаванию и к пониманию, способностью обнаруживать и декодировать метафоры, которые скрыты в герменевтическом пространстве вербальных репрезентаций ощущений и опыта.


Символический уровень отражает формирование цельной личности, гармонизацию отношений между «реальностью» и «виртуальностью», коррекцию собственных профессиональных моделей мира и профессионального мировоззрения, способность к гибкому применению теории в ходе решения служебных задач.


Экзистенциальный уровень связан с развитием чувства ответственности (как «призыва к действию») за собственную жизнь и судьбу, умения своевременно и безошибочно распознавать специфику проблем, а также формированием альтруизма как средства преодоления экзистенциальной изоляции.


Следует отметить, что в практической работе в войсках офицеров ВПР, в силу специфики профессии, будут «тиражировать» на своих подчиненных (как пример нормы и как критерий действий) свою духовность, свою внутреннюю культуру и т.п.


Вместе с тем, они должны быть способны в сложных многокомпонентных условиях реализовывать приобретенные компетенции, глубоко осмысливать социальные процессы, протекающие в воинских коллективах, самостоятельно делать правильные выводы и применять взвешенные решения, активно влиять на морально-психологическое состояние личного состава. Военно-профессиональная деятельность предполагает их умение понимать духовную жизнь сослуживцев, обращаться к чувствам подчиненных, активизировать или локализовывать у них определенные эмоциональные состояния, наконец, самим владеть (управлять) своими эмоциями и чувствами.


Следовательно, подготовка ОВПР в военном вузе:

- имеет широкое детерминационное поле и три основных уровня организации (концептуальный – уровень системообразующих свойств и целей, выраженных в руководящих документах и исходной концепции; структурный – уровень системообразующих отношений и деятельности, обеспечивающей реализацию целей; субстратный – уровень элементов среды (учебно-воспитательного пространства военного вуза, а также воинских частей и подразделений (в период войсковых практик и стажировок);

- обогащается новыми идеями, новым опытом практической деятельности войск, в том числе опытом выполнения боевых задач в локальных войнах и военных конфликтах;

- ориентируется на формирование профессионализма, позитивных, духовных ценностей, государственного мышления, чувства ответственности за судьбу страны, а также необходимых для современной жизни социально-значимых ценностей.

- обеспечивает обладание аналитическими способностями и определённым мышлением (продуктивным, системным и созидательным), проникающим в реальную военно-политическую практику в виде разумных осознанных действий);

- учитывает общие отечественные и мировые тенденции смены образовательного императива («образование на всю жизнь» - на «образование через всю жизнь»), чтобы было всё более востребованным жизнетворчество офицера, характеризующееся фундаментальными целями.


Уровень личной подготовки офицера ВПР детерминирован созданными в военном вузе условиями, содействующими его военно-профессиональному, интеллектуальному, творческому росту и развитию. Такие условия создают познание, общение, деятельность, обеспечивающие максимальную степень индивидуализации обучения и личностного развития на основе широкого использования психологических, коммуникативных, праксиологических, личностно развивающих технологий, методик и практик [1; 2; 3, С. 179-188; 4; 5, С. 5-11; 6; 7, С. 122-134; 8; 9 и др.].


Поэтому в образовательный процесс включается комплекс практических упражнений и заданий, предполагающих творческий характер военно-политической работы и предоставляющих курсантам возможности для развития самостоятельности, креативности, рефлексивных и коммуникативных способностей. В их числе: интерактивные методы обучения; тренинги; ролевые игры; «мозговой штурм»; дискуссии; выполнение индивидуальных заданий во внеучебное время; групповое обсуждение видеоматериалов о методах и средствах практической деятельности в войсках и др.


Таким образом, совершенствование подготовки офицеров ВПР неотъемлемо связано с повышением уровня их военно-профессиональной субъектности, выражающейся в умении осуществлять рефлексивную оценку своей подготовленности к профессиональной деятельности в войсках, в том числе отражающих осознание каждым курсантом государственных, общественных и личностных ценностей военно-профессионального образования, формирование целей и мотивов, а также ценностей и ценностных ориентаций (ценностно-потребностной сферы), которые являются основой для воспитания патриотизма, воинского долга и воинской чести.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Актуальные проблемы высшего образования в военных учебных заведениях России: монография / А.А. Авуза, В.Н. Воронов, В.Я. Гожиков и др. М.: ВУ, 2017.
2. Актуальные психолого-педагогические проблемы образовательной и военно-служебной деятельности. Сборник научных статей. Выпуск 1-8. М: ВУ. 2012-2018.
3. Алёхин И.А., Гожиков В.Я., Караяни А.Г. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого-дидактический контекст // Мир образования – образование в мире. 2015. №3. С.179-188.
4. Белошицкий А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: дисс. ... докт. пед. наук. Воронеж, 2009.
5. Гайдамашко И.В., Гожиков В.Я., Караяни А.Г. Теоретические и прикладные аспекты использования психолого-педагогических технологий краудсорсинга в подготовке курсантов военного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 5-11.
6. Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни А.Г. и др. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе: монография. М.: ВУ, 2018.
7. Гуляев В.Н., Воронин Д.В. Оптимизация технологических подходов к обучению курсантов военных вузов // Мир образования - образование в мире. 2014. №1. С. 125-128.
8. Казакова Л.П., Миронова Т.Ю. Психологические проблемы профессиональной самоидентификации курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности // Психология служения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур. М.: ВУ, 2017. С. 122-134.
9. Приказ МО РФ 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров ВС РФ: дис. … д-ра психол. наук. М., 2007.
11. Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2018 № 454 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим Указом».

 

 

 

Гожиков Василий Яковлевич
доктор педагогических наук, доцент
доцент кафедры психологии
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Gojikov Vasiliy Yakovlevich
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Associate Professor at the Department of Psychology
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ