ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА СТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ


THE INFLUENCE OF TEMPERAMENT ON THE DEVELOPMENT OF SERVICE RELIANCE


УДК УДК 37.035.7

 

ЮДИН Иван Владимирович
МАКСИМОВ Сергей Александрович

 

 

YUDIN Ivan Vladimirovich
MAXIMOV Sergey Alexandrovich

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние типа темперамента на становление служебной самостоятельности в процессе формирования и поддержания высокой морально-психологической устойчивости к условиям служебно-боевой деятельности военнослужащих.   Abstract. The article deals with the influence of temperament type on the formation of service independence in the process of formation and maintenance of high moral and psychological stability to the conditions of service and combat activity of servicemen.

Ключевые слова: служебная самостоятельность, тип темперамента, развитие, воспитание, морально-психологическая устойчивость.

  Keywords: service independence, type of temperament, development, education, moral and psychological stability.

 

 

 

Понятие «служебная самостоятельность» является базовым качеством офицера-профессионала, офицера-управленца. Психологическая энциклопедия трактует самостоятельность как «обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».


Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя, а именно:


1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;


2) складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия, которые укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [1, С.218; 7, С.112].


Воспитанию инициативы и самостоятельности офицеров уделялось пристальное внимание с момента образования регулярной русской армии. Офицерам предоставлялась инициатива в действиях сообразно «случаю» и «обыкновению» противника. За «нерассуждение» в бою офицер подвергался суровому наказанию. Особо подчеркивалось, что в воинском Уставе «порядки писаны, а времен и случаев нет», поэтому в военных действиях нужно иметь «рассуждение», сообразуясь с обстоятельствами, а не держаться Устава, «яко слепой стены». К сожалению, эти способности офицерами стали понемногу утрачиваться. «После войны на оперативно-тактических занятиях и учениях было принято говорить, что решение того или иного командира соответствует или не соответствует требованиям устава, - свидетельствует генерал армии М.А. Гареев. Но решение по определенной задаче не может и не должно соответствовать уставам или иным теоретическим положениям. Оно может быть жизненным только в том случае, если учитывает все оттенки сложившихся условий, соответствует конкретной обстановке и обеспечивает наиболее эффективное выполнение поставленной задачи... Самый страшный враг рационального военного искусства – это шаблон и догматизм. Сила военного искусства – в творчестве, новаторстве, оригинальности, а, следовательно, в неожиданности решений и действий для противника» [2, С.5].


Однако следует отметить, что служебная самостоятельность не должна означать полную свободу действий, она ограничена нормами и правилами, установленными в офицерской среде, а также закрепленными в руководящих документах.


Исследуя влияния типа темперамента на служебную самостоятельность, необходимо понимать, что темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности. Он составляет основу формирования и развития характера, являясь врожденным, однако в результате воспитания и самовоспитания, волевыми усилиями может происходить маскировка, искажение истинного темперамента.


В России исследования темперамента начались в 1906 г., с изучения типов и свойств нервной системы в школе Ивана Петровича Павлова и продолжилась в исследованиях Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте психологии Российской Академии наук, в исследованиях Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и В.М. Русалова [3, С.7; 6, С.143]. Фундаментальный вклад в исследования типов темперамента внес И.П. Павлов. Опираясь на учения Гиппократа, И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности [4, С.72].


Слабый тип темперамента проявляется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – соответствует типу темперамента меланхолика, который предложил Гиппократ


Сильный неуравновешенный тип темперамента отличается слабым тормозным процессом и сильным раздражительным, что соответствует холерику.


Сильный подвижный уравновешенный тип принадлежит к сангвиническому типу темперамента.


Уравновешенный сильный с инертными нервными процессами тип – это гиппократовский флегматик [8, С.171].


Было бы ошибкой полагать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов, у большинства же наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизнедеятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.


Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Например, А.Г. Караяни, проводя анализ действия военнослужащих в боевой обстановке и в других экстремальных ситуациях, показывает, что их поведение в немалой степени зависит от типа темперамента [5, С.128]. Военнослужащие сангвинического темперамента в сложных условиях решение принимают быстро и действуют смело. В случае неудачи они утрачивают решительность лишь на короткое время и быстро приходят в норму. Лица холерического темперамента проявляют смелость и решительность преимущественно в состоянии эмоционального подъема. В состоянии упадка сил они способны поддаваться безотчетному страху. Люди флегматического темперамента действуют активно и смело тогда, когда тщательно подготовлены к выполнению боевой задачи. Они обладают стабильностью эмоциональных переживаний, упорством и выдержкой. Воины меланхолического темперамента способны проявлять решительность и активность в течение короткого времени и при преодолении незначительных трудностей.


Рассмотрим, каким образом тип темперамента влияет на действия офицера при принятии самостоятельных решений.


Холерик – офицер с холерическим типом темперамента, обычно быстро принимает самостоятельные решения, инициативен, легко ориентируется в новой обстановке, общителен. Исходя из сказанного, можно считать офицера с преобладающим холерическим типом темперамента довольно самостоятельным, однако в его поведении могут встречаться грубость, несдержанность, резкость, быстрая смена настроения, что несомненно, может свести на нет все положительные черты холерика. К ярким представителям холерического темперамента, которым успешно удалось сбалансировать черты своего темперамента, можно отнести А.В. Суворова.


Сангвиник, как правило, подвижен, активен, впечатлителен, хорошо ориентируется в быстроменяющейся обстановке, общителен, бодр, обладает высокой самостоятельностью, устойчиво контролирует свое поведение. Основным недостатком сангвинического темперамента является довольно быстрая утеря интереса к неинтересной работе, а также неглубокое погружение в порученные дела.


Флегматик уравновешен, но малоподвижен. Принимаемые им решения взвешенные, самостоятельные. С успехом переносит чрезмерные психические нагрузки. Недостаткам флегматика можно считать медлительность в принятии решений. Представителем флегматичного типа темперамента является М.И. Кутузов.


Меланхолик во внешнем поведении часто замкнут, малообщителен, склонен к самоанализу. Для такого типа темперамента характерно отсутствие уверенности в принятых решениях, нерешительность, нежелание отстаивать свою точку зрения, что отрицательно сказывается на становлении офицера как управленца. Меланхолик легко раним, весьма болезненно переносит грубость. Положительными чертами меланхолика могут быть преданность, легкое перенесение монотонности в работе.


Должностные лица органов по работе с личным составом организуя систему морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности части (подразделения), должны учитывать особенности темперамента своих подчиненных. Умение самостоятельно принимать решение проявляется в конкретных делах и поступках. Военнослужащий с любым типом темперамента способен успешно и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, однако особенности темперамента таковы, что одному военнослужащему проще, а другому значительно сложнее выполнить ту или иную поставленную задачу. Искусство успешного командира (военного управленца) заключается в том, чтобы к каждому своему подчиненному найти индивидуальный подход в том числе опираясь на знания о его темпераменте. Так, меланхолик в силу своей высокой чувствительности легче, чем другие справляется с работой, которая требует монотонности, при выполнении подобных работ проявление самостоятельности у него будет весьма успешной. Вместе с тем в силу слабости нервных процессов для него представляется сложным ориентироваться в быстроменяющейся обстановке, такой тип деятельности требует от меланхолика подключения компенсаторных механизмов психики, что, несомненно, ускорит психофизиологическую усталость от проделываемой работы. Сангвиник же, обладающий сильными и уравновешенными процессами возбуждения, легче других справится с данным видом работ.


Таким образом, командирам (начальникам) и их заместителям по работе с личным составом, организуя систему морально-психологического обеспечения необходимо построить данный процесс так, чтобы он способствовал развитию положительных и устранению отрицательных черт личности, обусловленных особенностями темперамента. Так, в целях развития служебной самостоятельности у холерика следует культивировать у него энтузиазм и целеустремленность, вместе с тем важно помочь ему ликвидировать грубость, резкость в обращении с людьми. У сангвиника следует поддерживать характерную для него бодрость, жизнерадостность и устранить поверхностное отношение к делу. У флегматика лучшими чертами являются хорошая работоспособность, уравновешенность, настойчивость. В то же время необходимо помогать ему избавиться от инертности, медлительности. У меланхолика следует устранить возможную мнительность, неуверенность в себе и товарищах.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Большой толковый психологический словарь: в 2-х т. М.: Вече, 2000. Т.2. С.218.
2. Гареев М.А. Полководцы победа и их военное наследие. М: Инсан, 2003. С. 236.
3. Деникин А.В. Понятие служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России в анализе отечественной педагогической науки / А.В. Деникин, И.В. Юдин, Е.И. Федак // Вестник московского института государственного управления и права. 2016. №13. С. 6-9.
4. Деникин А.В. Обоснование уровней проявления самостоятельности офицерами подразделений внутренних войск МВД России в решении служебных или служебно-боевых задач / А.В. Деникин, И.В. Юдин, Е.И. Федак // Научные исследования и образование. 2016. № 21. С. 71-73.
5. Караяни А.Г. Военная психология: в 2ч. М.: Юрайт, 2016. Ч. 1. С. 128.
6. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МОДЭК, МПСИ, 2004. 640 с.
7. Юдин И.В. Смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России / И.В. Юдин // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 111-112.
8. Юдин И.В. Служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД: структура и содержание / И.В. Юдин // Журнал гуманитарных наук. 2015. № 12. С. 169-172.

 

REFERENCES:

 

1. Large explanatory psychological dictionary: in 2 vol. M.: Veche, 2000. Vol. 2. P. 218.
2. Gareev M.A. The victory of the Generals and their military heritage. M: Insan, 2003. P. 236.
3. Denikin A.V. The Concept of service independence of officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the analysis of domestic pedagogical science / A.V. Denikin, I.V. Yudin, E.I. Fedak // Vestnik of the Moscow Institute of public administration and law. 2016. № 13. P. 6-9.
4. Denikin A.V. Substantiation of levels of manifestations of independence by officers of internal troops of the MIA of Russia in the decision of the service or service-combat tasks / A.V. Denikin, I.V. Yudin, E.I. Fedak // Scientific research and education. 2016. № 21. P. 71-73.
5. Karayani A.G. Military psychology: in 2 parts. M.: Yurayt, 2016. Part 1. P. 128.
6. The psychology and psychophysiology of individual differences. Moscow: MODEK, MPSI, 2004. 640 p.
7. Yudin I.V. Semantic loading of concept office independence of officers of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / I.V. Yudin // World of science, culture, education. 2016. № 1 (56). P. 111-112.
8. Yudin I.V. Official independence of officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs: structure and content / I.V. Yudin // Journal of Humanities. 2015. № 12. P. 169-172.

 

 

Юдин Иван Владимирович
адъюнкт кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Yudin Ivan Vladimirovich
Adjunct at the Department of Moral and Psychological Support)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Максимов Сергей Александрович
слушатель факультета внутренних войск
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.

 

Maximov Sergey Alexandrovich
Student of the Faculty of Internal Troops
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ