ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА К ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ


FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE PERSONNEL TO CONDUCT COMBAT ACTIONS


УДК 37.035.7

 

ЮДИН Иван Владимирович
САВЕЛЬЕВ Алексей Станиславович

 

 

YUDIN Ivan Vladimirovich
SAVELYEV Alexey Stanislavovich

 

Аннотация. В статье рассматривается анализ теории и боевой практики зарубежных армий по формированию морально-психологической готовности личного состава к ведению боевых действий. Выделены основные направления и способы морально-психологической подготовки личного состава.   Abstract. The article deals with the analysis of the theory and combat practice of foreign armies to the formation of moral and psychological readiness of personnel to conduct combat operations. The main directions and methods of moral and psychological training of personnel are highlighted.

Ключевые слова: формирование, морально-психологическая подготовка, морально-психологическая готовность, боевые действия, морально-психологическая устойчивость.

  Keywords: formation, moral and psychological preparation, moral and psychological readiness, fighting, moral and psychological stability.

 

 

 

Известная формула, гласящая, что «духовная сила относится к физической как три к одному», воспринимается многими военными специалистами зарубежных армий как великий закон всякой войны. Ее практическое применение предполагает констатацию того, что одна дивизия с высоким моральным состоянием личного состава может заменить, по крайней мере, три дивизии, не обладающие этим качеством [5, С.7].


Войны ведут и одерживают победы в них люди, а не машины. В связи с этим в операциях, сражениях и боях будущей войны, как и в прошлом, решающую роль будет играть человеческий фактор. Отсюда делается вывод о том, что необходима специальная система мероприятий, имеющих целью создание, сохранение и восстановление морально-психологического состояния войск, обеспечивающего достижение победы над противником.


В армиях зарубежных государств, как правило, нет единых органов, решающих данную задачу, но комплекс мероприятий, обозначаемых нами как «морально-психологическое обеспечение боевых действий», осуществляется целенаправленно, полнокровно и масштабно. В процесс его реализации вовлекаются командиры всех степеней, органы информации, общественных отношений, культурно-досуговой работы, военные психологи, представители религии в армии.


При организации морально-психологической подготовки зарубежные военные специалисты исходят из того, что способность каждого военнослужащего выдержать чудовищную психологическую нагрузку современного боя является решающим условием, обеспечивающим успех или поражение его подразделения. Они полагают, что как бы хорошо ни были подготовлены войска, какими бы слаженными ни были их действия, какими бы знающими ни были их командиры, солдаты, как правило, не выдерживают тех психологических испытаний, которым подвергаются в бою [4, С.52]. При этом никакие, даже самые современные, техника и оружие не способны компенсировать низкую морально-психологическую готовность личного состава к ведению боевых действий.


На основе сказанного приходим к выводу о необходимости специальной морально-психологической подготовки, своеобразной «закалки» военнослужащих, мобилизации и концентрации их психических и духовных возможностей в интересах эффективного решения ими боевых задач. Суть такой подготовки еще в середине нашего века выразил известный американский специалист и энтузиаст боевой подготовки войск Р. Ригг. Он подчеркнул, что важнейшей задачей психологической подготовки является приучение солдата «к дьявольской атмосфере огня и смерти», достижение того, чтобы «он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и действовал - стрелял, двигался, сражался» [8, С.16].


Морально-психологическая подготовка, как ее понимают зарубежные военные специалисты, заключается в обеспечении их морально-психологической готовности к ведению эффективных боевых действий в условиях как мировой, так и ограниченной войны, в любых социально- политических, природно-географических и погодно-климатических условиях.


Анализ литературы и боевой практики зарубежных армий позволяет выделить основные направления и способы морально-психологической подготовки личного состава, а именно:


1. Моделирование реалистического образа, тактики действий, боевых возможностей вероятного противника.


2. Подготовка военнослужащих к действиям в природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих боевых действий.


3. Моделирование реалистичной многомерной картины современного боя.


Такое моделирование в первую очередь предполагает создание словесно-образной модели боя, содержащей описание основных боевых факторов, тактики действий противника и своих войск, психических реакций и состояний, вызываемых различными элементами боевой обстановки, и ознакомление с ней военнослужащих. В этой связи французский психолог П.Х. Мокор считает, что каждая боевая позиция отделения заслуживает специального описания, в котором бы боевая техника и тактика были представлены в психологическом аспекте. Данное описание должно составить основу небольшой инструкции информационного типа, в которой боец предупреждается о возможности потери психического равновесия на поле боя, о множестве непредвиденных обстоятельств, способных привести к растерянности, о симптомах страха и способах его преодоления [7, С.49].


По мнению иностранных специалистов по морально-психологической подготовке, солдаты должны привыкнуть к зрелищу горящего дерева, объятых пламенем зданий и обугленных развалин, грохоту, воплям раненых и др. Р. Ригг подчеркивает: «Не надо бояться, что на небольшом учебном поле будет сосредоточено слишком много разбитых машин, заграждений, проволоки, воронок, препятствий и т.д. Сделайте его дантовым адом, «полем ужасов». Пусть вид битого стекла, ободранного ржавого, изуродованного металла, расщепленных бревен и всяких обломков производит отталкивающее впечатление. Помните, что вы взываете к чувствам. Солдат запомнит эти картины, а это важно для того, чтобы он постиг смысл своего обучения» [8, С.50].


Специалисты по морально-психологической подготовке зарубежных армий настойчиво ищут пути и способы повышения морально-психологической готовности военнослужащих к действиям в условиях применения оружия массового поражения. Например, американский психолог Дж. Берк считает, что эту задачу можно решить лишь путем участия личного состава в ядерных испытаниях. По его мнению, такая программа должна стать неотъемлемой частью боевой подготовки войск, и каждый солдат обязан неоднократно принимать участие в такого рода занятиях. Войска должны испытать на себе влияние ядерного взрыва в такой степени, в какой это только практически допустимо. Условия занятий должны быть такими, чтобы любая, даже незначительная небрежность в выполнении мер безопасности могла бы с предельной вероятностью повлечь за собой тяжелые повреждения. Следует даже провоцировать панику с целью познакомить войска и командование с тем, что такое паника, как она развивается и какие должны быть приняты меры для ее предупреждения [3, С.262].


4. Создание в процессе боевой учебы физических и психических нагрузок, характерных для современного боя.


В бундесвере эффективным средством подготовки войск считается муштра, посредством которой доводятся до автоматизма навыки владения оружием и боевой техникой, выполнения типичных тактических действий. Германский журнал «Труппенпраксис» писал: «Муштра является наиболее действенным методом, с помощь которого и при чрезвычайных нагрузках обеспечивается надежное использование оружия. Кроме того, действиями, доведенными до автоматизма, можно преодолевать панику и страх» [1, С.39].


5. Сплочение воинских подразделений, формирование в них отношений взаимовыручки и взаимопомощи.


Данное направление в последнее время становится одним из самых приоритетных в системе морально-психологической подготовки войск. Так, израильские психологи, изучая действия своей армии в Ливанской войне (1982 г.), установили, что боевые экипажи, расчеты, группы, укомплектованные из родственников, земляков, «однокашников», проявляли большую активность и психологическую устойчивость в бою [2, С.28]. Аналогичные данные были получены английскими военными специалистами в процессе боевых действий за Фолклендские острова с аргентинской армией.


Данные факты заставили военных руководителей пристально изучить названный феномен. Выяснилось, что на роль коллектива как источника эффективного мобилизующего, организующего и регулирующего воздействия на боевое поведение военнослужащих, указывали многие ученые и боевые практики разных исторических эпох. Ярко обозначил это явление один из наиболее авторитетных американских специалистов по морально-психологическому обеспечению боевых действий войск генерал С.Л. Маршалл. Он подчеркивал, что высокое моральное состояние в бою не может быть целиком объяснено тем, что в минуту опасности каждый солдат и офицер отождествляет свои цели и цели всей нации. Это, по его мнению, противоречит тому состоянию напряженности нервно-психической сферы, которое неизбежно возникает в условиях боя. Здесь диапазон мыслей и чувств человека, как и его поле зрения, сужается до образа ближайшего укрытия, «и если у него нет органического чувства солидарности с бойцами, находящимися в непосредственной близости от него, и если он не захвачен их импульсом, то никакие мысли об идеалах своей страны и раздумья о любви к жене и детям не смогут удержать его от того, чтобы не ринуться в ближайшее укрытие» [6, С.144].


Воинский коллектив не только умножает и актуализирует морально-психологические возможности воинов, но и выступает в роли своеобразного и, кстати, наиболее эффективного психотерапевта. В этой связи Р.А. Габриэль отмечает, что до некоторой степени человека спасает от психических нарушений наличие сильных социальных инстинктов и привязанностей. Сильное чувство сплоченности в подразделении в определенной степени обеспечивает защиту от психологического надлома, а также стимулирует действия, совершаемые с необычайной храбростью [4, С.146].


6. Идеологическая обработка личного состава.


Военные, ученые и руководители зарубежных армий полагают, что высокий уровень морально-психологической готовности войск строится на следующей формуле:


«Для того чтобы победить, индивидуум должен верить в себя;


- армия должна верить в свои силы;


- армия должна верить в своего командира;


- армия должна верить в свою страну;


- армия должна верить в дело своей страны» [5, С.51].


7. Расширение внутренних возможностей военнослужащих по преодолению боевых стресс-факторов за счет освоения ими приемов психотехники.


В иностранной печати неоднократно циркулировала информация о том, что в процессе психологической подготовки войск все шире используются не только методы современной практической психологии, но и парапсихологии. Например, сообщалось, что в 80-х годах в сухопутных войсках США проводились научные работы по созданию «армии новой эпохи». В частности, исследовалась возможность обучения солдат методам экстрасенсорного восприятия, психической саморегуляции, медитации, гипноза и аутогипноза и др. Все это, по мнению ученых, позволяет существенно увеличить духовные и психические силы бойцов, сделать их менее восприимчивыми к боевому стрессу [1, С.39].


8. Морально-психологическая подготовка к выживанию и сохранению активности в плену.


Морально-психологическая подготовка занимает важное место в системе морально-психологического обеспечения боевых действий армий зарубежных государств. Она направляется на развитие и мобилизацию моральных и психических возможностей военнослужащих в целях повышения активности их боевых действий и преодоления стресс-факторов современной войны.


Структура морально-психологической подготовки военнослужащих стран НАТО включает в себя две составляющие:


- морально-политическую подготовку;


- психологическую подготовку.


Военным руководством стран НАТО выделены четыре группы факторов, обусловливающих морально-психологическую устойчивость личного состава в бою и определяющих главные направления морально-психологической подготовки:


- доверие к руководству, основывающееся на отношении военнослужащих к политическим целям войны, признании их правомерности;


- групповая интеграция, определяющаяся сплоченностью личного состава, товарищество, соблюдение уставных норм, приверженность ценностям коллектива;


- нравственные ценности, обусловливаемые религиозностью, патриотизмом и другими подобными характеристиками;


- морально-психологические качества личности, главными из которых являются смелость, готовность к самопожертвованию, боевая надежность, стойкость, самостоятельность, способность преодолевать трудности боевой обстановки [1, С.39].


Морально-психологическая подготовка военнослужащих США осуществляется в форме специальных циклов обучения. Наиболее важными из них являются:


- психологическая закалка в ходе наступления с боевой стрельбой;


- формирование морально-психологической устойчивости в процессе специальной противотанковой подготовки;


- выработка групповой психологической сплоченности личного состава в ходе боевого слаживания частей;


- психологическая подготовка в процессе обучения способам ведения боя в населенных пунктах;


- формирование морально-психологической устойчивости в период обязательной парашютно-десантной подготовки;


- формирование морально-психологической сплоченности в рамках цикла «выживание солдат»;


- формирование агрессивности в процессе курса обучения действиям против партизан.


В вооруженных силах Великобритании морально-психологическая подготовка организуется с упором на интенсивность формирования более устойчивых боевых качеств, поскольку национально-психологические особенности англичан обеспечивают достаточно высокие характеристики этих качеств у личного состава. Военнослужащих в частях и подразделениях постоянно привлекают к участию в различных маневрах и учениях, которых, по мнению военных специалистов, в английской армии больше, чем в других армиях НАТО. В ходе их проведения отрабатываются прежде всего действия солдат и офицеров в сложной боевой обстановке.


Командование английской армии выдвигает следующие основные требования к морально-психологической подготовке личного состава:


- максимально приближать боевую подготовку к условиям современной войны, осуществляя ее на грани психофизиологического истощения личного состава;


- в процессе обучения приоритет отдавать формированию у военнослужащих морально-боевых качеств в ночное время (для этого отводить одну треть всего времени боевой подготовки на ночные занятия);


- стремиться осуществлять привитие навыков действий личного состава прежде всего в экстремальных условиях, проводить учения, как правило, на незнакомой местности, в условиях, изобилующих большими неожиданностями для солдат и офицеров.


Сильными сторонами морально-психологической подготовки военнослужащих вооруженных сил ведущих зарубежных государств являются:


- глубокая научно-методическая разработанность применения форм, методов и способов формирования морально-боевых качеств;


- хорошая материальная и техническая база для обучения солдат и офицеров;


- использование новейших достижений науки и техники в интересах интенсификации и эффективности процесса подготовки;


- предоставление широких возможностей для импровизации непосредственным организаторам подготовки личного состава в частях и подразделениях.


К слабым сторонам морально-психологической подготовки личного состава армий стран НАТО можно отнести:


- излишнюю абсолютизацию эффективности морально-боевых и психологических качеств;


- чрезмерную психологизацию процесса обучения личного состава ведению боевых действий в условиях современной войны;


- чрезмерную увлеченность материальным стимулированием в ущерб морально-нравственному воспитанию личного состава. На практике это нередко выливается в отдельные случаи проявления рецидива поведения солдата-наемника в самых худших формах;


- акцентирование внимания в процессе воспитания на формирование и развитие «сильной личности» в ущерб коллективизму в подразделении и части. Нередко это приводит к проявлению крайних форм индивидуализма, что вызывает озабоченность у командования;


- противоречивый характер отдельных аргументов и тезисов, используемых в воспитательной работе;


- отсутствие единого органа, отвечающего за воспитание личного состава.


Таким образом, морально-психологическая подготовка войск за рубежом признается приоритетным направлением управленческой деятельности. Оно призвано сформировать, развить, сохранить моральные и психологические качества и состояния военнослужащих, необходимых для успешного решения ими боевых задач.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Алёхин И.А. Военная педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 414 с.
2. Беленки Г.С., Ной Ш., Соломон З. Стресс на поле боя: опыт Израиля // Милитариревью. 1985. №7. С.28-37.
3. Бёрк Дж. Ум против ядра // Современная зарубежная военная психология. С. 262-270.
4. Габриэль Р.А. Героев больше нет. Умственные расстройства и проблемы военной психиатрии в условиях войны. Нью-Йорк, 1988. С. 52.
5. Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1991. С. 7.
6. Маршалл С.Л. Руководство в бою // Современная буржуазная военная психология. С. 144-145.
7. Мокор П.Х. Военная психология и реальность // Современная военная буржуазная психология. М., 1964. С. 49-68.
8. Ригг Р. Боевая подготовка войск. С. 50.

 

REFERENCES:

 

1. Alekhin I.A. Military pedagogy. Tutorial. Moscow: Yurayt, 2017. 414 p.
2. Belenky G.S., Noah Sh., Solomon Z. Stress on the battlefield: the experience of Israel // Military Review. 1985. №7. P. 28-37.
3. Burke John. Mind against the core // Modern foreign military psychology. P. 262-270.
4. Gabriel R.A. Heroes are gone. Mental disorders and problems of military psychiatry in war. New York, 1988. P.52.
5. Copeland N. Psychology and the soldier. M.: Voenizdat, 1991. P. 7.
6. Marshall S.L. Leadership in battle // Modern bourgeois military psychology. P. 144-145.
7. Mokor P.H. Military psychology and reality // Modern military bourgeois psychology. M., 1964. P. 49-68.
8. Rigg R. Combat training of troops. P. 50.

 

 

Юдин Иван Владимирович
адъюнкт кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Yudin Ivan Vladimirovich
Adjunct at the Department of Moral and Psychological Support)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Савельев Алексей Станиславович
адъюнкт кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.

 

Savelyev Alexey Stanislavovich
Adjunct at the Department of Moral and Psychological Support)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ