ПРОДОЛЖАТЕЛИ ТРАДИЦИЙ ДОНЕЦКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ВОЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ


FOLLOWERS OF THE TRADITIONS OF THE DONETSK HIGHER MILITARY-POLITICAL SCHOOL AT THE MILITARY UNIVERSITY


УДК 93/94

 

САКУН Сергей Александрович
доктор исторических наук, доцент

 

 

SAKUN Sergey Alexandrovich
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor

 

Аннотация. В статье, приуроченной к пятидесятилетию образования Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи, рассматриваются основные труды выпускников училища, которые в стенах Военного университета продолжают участвовать в подготовке специалистов по морально-психологическому обеспечению.   Abstract. The article, dedicated to the fiftieth anniversary of the Donetsk Higher Military-Political School of Engineering and Communications Troops, discusses the main works of graduates of the school, who at the Military University continue to participate in the training of specialists in moral and psychological support.

Ключевые слова: Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи; Волков А.П., Гожиков В.Я., Горячев В.Б., Денисенко П.А., Караяни А.Г., Кафтан В.В., Курдюк А.А., Ленёв Ю.А., Филипповых Д.Н., Шеин И.А.

  Keywords: Donetsk Higher Military-Political School of Engineering and Communications Troops, Volkov AP, Gozhikov V.Ya., Goryachev V.B., Denisenko P.A., Karayani A.G., Kaftan V.V., Kurdyuk A.A., Lenev Yu.A., Filippovykh D.N., Shein I.A.

 

 

 

Идеологические работники всегда были, есть и будут неотъемлемой частью офицерского корпуса во всех армиях мира. Они именуются по-разному, но их задача одна: формирование у военнослужащих готовности, в любых условиях обстановки, по зову сердца, с оружием в руках выступить на защиту интересов своей страны. Для подготовки военных специалистов в данной сфере в СССР в 1967 году было принято решение о создании военно-политических училищ.


16 июня 1967 года на базе школы-интернат №10 и начальной школы №37 закончилось формирование Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи под руководством начальника училища полковника Солодова Юрия Петровича.


11 ноября 1985 года Постановлением Совета Министров СССР №1067 училище получило наименование Донецкого высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи имени генерала армии А.А.Епишева.


За 28 лет существования ДВВПУ им руководили восемь офицеров. В стенах училища было подготовлено 97 рот выпускников. В войска было направлено 10424 офицера. Кем же стали выпускники ДВВПУ?


Выпускник 1971 года Кожемякин Владимир Александрович, окончивший училище с золотой медалью, стал генерал-лейтенантом, первым заместителем начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.


Выпускник 1976 года Здориков Сергей Михайлович, закончивший училище экстерном, стал генерал-лейтенантом, начальником Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.


Стали генералами в Российской Федерации и некоторые другие выпускники: A.M. Данилов (командир 12 российской военной базы в Батуми), М.Н. Зиборов (заместитель начальника штаба ОВС СНГ по тылу), В.В. Бирюков (начальник пограничного управления ФСБ России по Мурманской области), И.А. Любченко (начальник управления кадров ЛВО), А.А. Глагольев (начальник инженерных войск ЦВО), И.И. Набатов и другие.


Полковник А.А. Ендржеевский (до 2014 года начальник отдела психологической работы ГУВР ВС РФ) в настоящее время служит заместителем начальника управления организации морально-психологического обеспечения – начальником отдела организации психологической работы Департамента государственной службы и кадров МВД России.


Полковник В.С. Хохлов завершил военную службу в должности заместителя начальника войск связи по воспитательной работе.


Среди наших выпускников – российский документалист, журналист и телеведущий, заместитель генерального директора по документальным и публицистическим проектам телекомпании «РЕН ТВ», шестикратный лауреат премии ТЭФИ И. Прокопенко.


Приведем некоторые примеры продолжения традиций выпускниками ДВВПУ – преподавателями и научными сотрудниками Военного университета.


Выпускник 1974 года Сальников Павел Иванович, начальник кафедры политологии (2000-2003 гг.), кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. На научно-педагогической работе в высших военно-учебных заведениях с 1989 года.


Выпускник 1976 года Филипповых Дмитрий Николаевич, научный сотрудник научно-исследовательского центра (Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.), доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, член Президиума Академии военных наук. Анализируя в своих трудах разные периоды развития России, Д.Н. Филипповых отмечает, что ее новейшая история сегодня активно фальсифицируется нашими политическими оппонентами [9]. Так, США активно продвигают в информационном пространстве и на различных политических площадках тезис о вине России в ситуации на Украине. Руководство Соединенных Штатов инициировало введение ограничительных политических и экономических мер в отношении нашей страны. Его цель – международная изоляция Российской Федерации. Несмотря на значительные политические и экономические издержки, к санкциям присоединились страны Евросоюза, их поддержали государства Большой семерки и некоторые другие государства – партнеры США и ЕС.


Выпускник 1976 года Волков Александр Павлович, заведующий кафедрой истории, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Более двадцати пяти лет он исследует важнейшие вопросы деятельности государственных органов и общественных организаций по обучению и воспитанию будущих защитников Отечества, в том числе формирование у них патриотических качеств, морально-психологической закалки, физической и военно-технической готовности к вступлению в ряды Вооруженных Сил [1]. За большой вклад в изучение системы подготовки населения к защите Родины стал лауреатом Государственной премии имени маршала Советского Союза Г.К.Жукова.


Выпускник 1976 года Гожиков Василий Яковлевич, доцент кафедры психологии, доктор педагогических наук, доцент. В его трудах анализируется опыт формирования и развития компетентностных качеств курсантов и слушателей Военного университета. Эффективным средством проектирования их собственной деятельности по определенному направлению, по мнению В.Я. Гожикова, является использование в дидактической структуре учебных дисциплин активных методов обучения, в том числе организационно-деятельностных игр. Системный характер ориентировки в условиях, требующих решения конкретной профессиональной задачи, обеспечивается, по его мнению, в ходе проведения многопозиционного рефлексивного мышления и практического действия с учетом соотнесения между собой различных аспектов рассматриваемого объекта (ситуационный блок, проблемный, понятийный, ценностный и проектный) [2].


Выпускник 1976 года Ленев Юрий Александрович, старший преподаватель кафедры педагогики, доктор педагогических наук, профессор. В его трудах анализируется эффективность функционирования системы воспитания в вузе. В первую очередь она зависит: от личностей руководителей различных уровней, их социального статуса и авторитета; от способности создать в ввузе целостную и единую воспитательную среду через интеграцию воспитательного потенциала различных сфер: социальной, образовательной, информационной, культурной, военной и т.п.; от моделирования и проектирования различных системно-структурных образований и процессов (система воспитания, система воспитательной работы, система повышения педагогического мастерства); от организации целесообразной жизнедеятельности слушателей и курсантов; от подпитки своих идей через заимствование чужого опыта; от внедрения модели воспитательного пространства в ввузе и систематического повышения требовательности в воспитательном пространстве; от своевременного предотвращения и оперативного преодоления внутрисистемных кризисов, застоя, отклонений и др. Стабильность функционирования системы обеспечивается сохранением социально-ценностных традиций и преемственности [8].


Выпускник 1976 года Нырков Вячеслав Николаевич, доцент кафедры информационного обеспечения, кандидат философских наук, доцент, заслуженный военный специалист Российской Федерации.


Выпускник 1977 года Караяни Александр Григорьевич, заведующий кафедрой психологии до 2018 г., доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член экспертного совета ВАК России по военной науке и технике, член экспертного совета Российского психологического общества, президент Общества психологов силовых структур. Основные его труды посвящены теоретической разработке проблем психологического обеспечения боевых действий, решения задач психологической подготовки, психологической помощи и реабилитации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, психологической работы с ветеранами военных событий [5].


Выпускник 1978 года Шеин Игорь Александрович, профессор кафедры истории, доктор исторических наук, профессор. Одним из направлений его научной деятельности стало изучение массового героизма российских воинов в годы Первой мировой войны как важнейшей боевой традиции русской армии, которая нашла свое проявление в новых фактах военной доблести частей и соединений. Эта традиция основывалась на высоком нравственном потенциале личного состава, моральной готовности офицеров и солдат до конца выполнять свой воинский долг, поставленную боевую задачу в самых тяжелых условиях боевой обстановки даже ценой собственной жизни. Действенность традиций героизма во многом зависит от складывающейся в государстве социально-политической обстановки, состояния войскового тыла, организации воспитательной работы с личным составом, от качественной характеристики офицерского состава, а также от некоторых других условий. Он утверждает, что традиции героизма определяют морально-психологическую устойчивость войск в бою и требуют учета в современной практике организации морально-психологического обеспечения боевых действий [10].


Выпускник 1981 года Курдюк Александр Анатольевич, научный сотрудник военно-научной лаборатории, главный редактор научного рецензируемого периодического издания «Военный академический журнал», кандидат исторических наук, доцент. Его научный интерес охватывает как подготовку военных кадров в годы Первой мировой войны, когда было подготовлено почти столько же офицеров, сколько за два предыдущих века, так и во время Великой Отечественной войны [7]. Его исследования кадровой политики в Вооруженных Силах в том числе дают ответ на вопрос, благодаря чему произошло укрепление боевой мощи Красной армии, что наряду с другими факторами послужило основой разгрома фашистских агрессоров и достижения Великой Победы.


Выпускник 1981 года Максименко Виктор Григорьевич, заведующий кафедрой социологии, кандидат философских наук, доцент. Педагогический стаж в высших военно-учебных заведениях составляет 25 лет.


Выпускник 1982 года Денисенко Петр Александрович, начальник учебного отдела (2006-2009 гг.), доктор педагогических наук, профессор. В своих трудах он исследует причины снижения качества подготовки высокопрофессиональных специалистов. Одним таким фактором ухудшения качества подготовки офицеров, по мнению П.А. Денисенко, стало снижение профессионального уровня руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений, происшедшего в результате двукратного сокращения боевого и численного состава Вооружённых Сил. Он отмечает, что оттоку из военно-учебных заведений в гражданскую сферу опытных преподавателей и молодых учёных способствовало множество причин, в том числе снижение штатно-должностных категорий преподавательского состава, низкий уровень надбавок за учёные степени и звания, не соответствующий законодательству в области образования [4].


Выпускник 1990 года подполковник Гасан Руслан Александрович, начальник научно-исследовательского отделения научно-исследовательского центра (социологического ВС РФ). Педагогический и научный стаж в высших военно-учебных заведениях составляет 10 лет.


Выпускник 1990 года Кафтан Виталий Викторович, преподаватель кафедры философии, доктор философских наук, доцент, член Российского философского общества, профессор Академии военных наук, член Военно-философского общества. Его научным интересом стало изучение террологии – относительно автономной научной субдисциплины, динамично развивающейся на стыке философии, политологии и социологии, конфликтологии и криминалистической науки. Ее основные подходы связаны с пониманием роли террористического насилия в современном мире как искусственно создаваемого пространства страха для достижения различных политических, экономических, социальных и духовных целей, структурированного многообразными взаимосвязанными социальными субъектами [6].


Выпускник 1990 года капитан 1 ранга Осипенко Эдуард Борисович, начальник лаборатории мониторинга социальных процессов в Вооруженных Силах Российской Федерации научно-исследовательского центра (социологического ВС РФ), кандидат социологических наук, доцент, секретарь диссертационного совета по социологии. Педагогический стаж в высших военно-учебных заведениях составляет более 12 лет.


Выпускник 1992 года полковник Горячев Вадим Борисович, преподаватель кафедры истории войн и военного искусства, кандидат исторических наук. Его научная деятельность связана преимущественно с периодом Великой Отечественной войны. Основное внимание в его работах уделено таким крупнейшим стратегическим наступательным операциям, как операция «Багратион» по освобождению Белоруссии в 1944 г., Висло-Одерская операция в январе–феврале 1945 г., завершившаяся освобождением Польши, а также Берлинская наступательная операция в апреле–мае 1945 г. поставившая победную точку в Великой Отечественной войне [3].


Однако, история училища продолжается. 12 сентября 2016 года на базе ДВВПУ было сформировано Донецкое высшее общевойсковое командное училище. Под руководством начальника училища генерал-майора Тихонова Михаила Геннадиевича состоялся первый набор курсантов. Весьма символично на территорию училища доставлен и установлен камень с родины прославленного русского полководца – князя Александра Невского. Будем надеяться, что курсанты Донецкого высшего общевойскового командного училища продолжат славные традиции ДВВПУ и с доблестью сформируют офицерский корпус Донецкой Народной Республики, став наследниками военной славы комиссаров, политруков, офицеров-политработников.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Волков А.П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961-1991 гг.): автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 1994; Волков А.П. Морально-психологическая подготовка командного состава войск связи в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Симбирский научный вестник. 2012. № 4. С. 19-25 и др.
2. Гожиков В.Я. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в высшей военной школе: качественные параметры и пути их достижения // Право и образование. 2011. № 7. С. 37-45; Гожиков В.Я. Психолого-педагогические, аксиологические и правовые аспекты модернизации гуманитарной подготовки курсантов высшей военной школы // Юридическая психология. 2012. № 4. С. 35-37 и др.
3. Горячев В.Б., Маклачков А.В. Красная Армия в Великой Отечественной войне. Монография. Военный университет. Москва, 2011.
4. Денисенко П.А. Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии (социально-философский анализ): автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2009; Денисенко П.А. Военной школе - новую образовательную парадигму // Власть. 2009. № 1. С. 23-26 и др.
5. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: монография. М.: Военный университет, 1998; Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военная психология. Учебник для специалистов психологической работы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2016 и др.
6. Кафтан В.В. Институционализация террологии в России как философско-эпистемологическая проблема: автореф. дис… д-ра филос. наук. М.: ВУ, 2009; Кафтан В.В. Гносеологические основания процесса институционализации террологии в России // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. С. 99-114 и др.
7. Курдюк А.А. Структурные изменения в сети военно-учебных заведений русской армии во время Первой мировой войны // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2007. № 1. С. 85-92; Курдюк А.А. Опыт кадрового обеспечения русской армии в 1914-1917 гг. и его использование во время Великой Отечественной войны // Военный академический журнал. 2014. № 2. С. 64-75 и др.
8. Ленёв Ю.А. Концептуальные положения функционирования и развития воспитательной системы высшего военно-учебного заведения // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2009. № 3. С. 112-117; Ленёв Ю.А. Оптимизация управления процессом развития воспитательной системы высшего военного учебного заведения // Российский научный журнал. 2009. № 12. С. 83-87 и др.
9. Филипповых Д.Н. Фальсификация новейшей истории: актуализация ретроспективы // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3. С. 146-157; Филипповых Д. От русской идеи – к государственно-патриотической идеологии // Трибуна русской мысли. 2003. № 1. С. 90-100 и др.
10. Шеин И.А. Развитие традиции массового героизма солдат и офицеров русской армии в годы Первой мировой войны // Военный академический журнал. 2014. № 3. С. 145-153; Шеин И.А. К вопросу о преодолении методологического кризиса в изучении истории и историографии Отечественной войны 1812 года // Военный академический журнал. 2014. № 4. С. 15-22 и др.

 

 

 

Сакун Сергей Александрович
доктор исторических наук, доцент
начальник кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Sakun Sergey Alexandrovich
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor
Department Chair of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ