МЕСТО И РОЛЬ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И НАРАЩИВАНИЮ МОРАЛЬНОГО ДУХА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


THE PLACE AND ROLE OF THE GRADUATE OF THE MILITARY UNIVERSITY IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MORALE OF MILITARY PERSONNEL


УДК 93/94

 

ФОМЕНКО Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор
ЧУЙКОВ Вячеслав Алексеевич

 

 

FOMENKO Petr Petrovich
Candidate of Philosophical Sciences, Professor
CHUIKOV Vyacheslav Alekseevich

 

Аннотация. Показана роль органов политической работы по формированию морального духа воинов Красной Армии и Флота, сформулированы предложения по совершенствованию морально-психологического обеспечения современной деятельности войск (сил) по нескольким направлениям.   Abstract. The role of the bodies of political work on the formation of the morale of the soldiers of the Red Army and Navy is shown; proposals to improve the moral and psychological support of the modern activities of the troops (forces) in several directions are made.

Ключевые слова: моральный дух, морально-психологическое обеспечение; офицер-воспитатель.

  Keywords: morale, moral and psychological support; officer-educator.

 

 

 

В истории военного искусства нашего Отечества моральному духу войск во все времена уделялось большое внимание.


Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. подтвердила, что высокий моральный дух воинов Красной Армии и Флота, поэтапное наращивание морально-психологического превосходства над противником стали весомыми слагаемыми успешного проведения ключевых операций этой войны.


Как показала история, приоритетная роль в деятельности по формированию и укреплению морального духа войск, созданию благоприятных морально-психологических условий для выполнения ими боевых задач принадлежала органам политической работы, именуемым сегодня органами по работе с личным составом.


Большой вклад в успехи политической работы Советской Армии и Военно-Морского Флота внесли и выпускники военно-политических училищ и, безусловно, Военно-политической академии им. В.И. Ленина, в последующем Гуманитарной академии Вооруженных Сил и Военного университета.


Отмечая 50-летие со дня формирования военно-политических училищ, мы, защитники России, слушатели и курсанты Военного университета МО РФ, являясь представителями служебных и боевых традиций старших поколений офицеров-воспитателей, единодушно поддерживаем задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим В.В. Путиным и министром обороны РФ С.К. Шойгу по укреплению обороноспособности нашей Родины – Российской Федерации.


Являясь наследниками комиссаров, политработников, замполитов, мы должны взять на вооружение их качества, быть патриотами Отечества, людьми высокой морали и нравственности, профессионалами военного дела, учителями и воспитателями для подчиненных. Искусно владея словом, дойти до сердец солдат и офицеров, затронуть их души, заряжать их на ратные дела. Все эти качества прекрасно отражены в Кодексе чести российского офицера, разработанном в Военном университетом, слушатели которого одобряют и поддерживают его.


Мы прибыли в Военный университет из всех родов войск и видов Вооруженных Сил, но при этом большинство из нас не имело базовой гуманитарной подготовки. Многие офицеры являются выпускниками командных, технических и гражданских вузов; длительное время исполняли обязанности командиров и другого профиля деятельности; многие в связи с реформами попали под организационно-штатные мероприятия, а некоторые прошли через процесс увольнения и последующего восстановления на военной службе.


Как представитель современного поколения офицеров воспитателей, организаторов морально-психологического обеспечения войск (сил), хочу подтвердить, что и сегодня работа с личным составом остается важной составляющей учебно-боевой деятельности войск. Благодаря высокопрофессиональному и многоопытному профессорско-преподавательскому составу Военного университета у нас, слушателей 2, 4 и 8-го факультетов, есть уникальная возможность обогатить свои знания в сфере нового вида обеспечения войск (сил) – морально-психологического обеспечения. За два года учебы мы получим высшее военное профессиональное образование, а значит, обязаны не хуже командиров ориентироваться в боевой обстановке, при выполнении служебно-боевых и других задач. За полученные знания, за науку, которыми вы помогаете нам овладевать, мы благодарим вас, наши учителя!


Сегодня министр обороны требует, чтобы на полигонах, в воздухе, на море и на земле организовывались состязания по военно-прикладной тематике, таких уже выделено около 28 видов. Перед нами стоит задача найти своё место офицеров по работе с личным составом в этом виде деятельности. Бесспорно, названные обстоятельства вновь в разряд приоритетных в деятельности органов военного управления ставят работу с людьми, организацию морально-психологического обеспечения войск (сил).


В ближайшее время мы вольемся в ряды Вооруженных Сил в качестве заместителей командиров войсковых частей (соединений) по работе с личным составом, станем вновь непосредственными организаторами морально-психологического обеспечения национальной безопасности нашей Отчизны. Это обязывает всех нас, слушателей и курсантов Военного университета, в период учебы с утроенной энергией овладевать преподаваемыми предметами, готовить себя к работе с различными категориями военнослужащих в интересах защиты нашей Родины.


Приобретенный, пусть и не такой, как у ветеранов, служебный опыт, знания, полученные в стенах Военного университета, позволяют высказать некоторые предложения по совершенствованию морально-психологического обеспечения современной деятельности войск (сил) по нескольким направлениям.


Во-первых, должна постоянно совершенствоваться подготовка кадров для структур по работе с личным составом. В частности, пора расстаться с мифом о том, что «офицеры-воспитатели» должны быть только гуманитариями. С учетом глобальной информатизации общества, всех видов человеческой деятельности, в том числе и военной, современный офицер структур по работе с личным составом, кроме прочих общегуманитарных, военных и специальных знаний, должен владеть современными информационными технологиями, уметь уверенно пользоваться необходимыми техническими средствами и компьютерными программами. Этому могло бы способствовать как самосовершенствование офицеров, так и создание соответствующих специальных курсов в объединениях и военно-учебных заведениях.


Во-вторых, информационно-пропагандистская работа, как один из ключевых видов морально-психологического обеспечения, должна носить характер активной контрпропаганды и иметь глубокое политико-идеологическое обоснование. То, что у нас нет официально принятой государственной идеологии, не означает, что не должно быть идеологии военной, которая, в свою очередь, призвана в четкой формулировке дать ответ на вопрос: «За что сражаемся?». С учетом опыта информационного сопровождения боевых действий в Украине и в Сирии представляется, например, весьма целесообразным использовать данный опыт в действующем войсковом звене наших Вооруженных Сил. В частности, создавать сайты ведущих боевые действия соединений и объединений (объединенных группировок войск), на которых размещать информацию, предназначенную для местного населения, наших войск и войск противника.


В-третьих, основные усилия военно-социальной работы должны быть сосредоточены на глубокой аргументации и правовом обосновании действий воинских частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации в региональных конфликтах; на обеспечении преданности военнослужащих конституционному строю и интересам защиты Отечества.


В-четвертых, психологическая работа должна сосредоточить основные усилия на подготовке личного состава к участию в специальных (контртеррористических, миротворческих) операциях с учетом высоких требований, предъявляемых к их участникам и на особенностях свойственных этим операциям морально-психологической обстановки.


В-пятых, характер проводимой в войсках культурно-досуговой работы должен соответствовать той роли, которую сегодня играет в обществе духовно-культурная сфера. Культурно-досуговая работа – это не только деятельность по организации отдыха и досуга военнослужащих. Она должна носить наступательный характер, формировать необходимые социально и профессионально значимые культурные потребности личного состава и уже потом удовлетворять их, средствами культуры формировать духовно-нравственные качества военнослужащих, отстаивать традиционные духовные и нравственные ценности нашего общества.


В-шестых, с учетом той роли, которую в современном мире играет религиозный фактор, и того влияния, которое оказывают различные конфессии и религиозные течения на войска, население и развитие военно-политических процессов в целом, все большее значение в рамках МПО имеет работа с верующими. Опыт боевых действий и учений различного уровня последних лет свидетельствует, что данная деятельность выделяется в самостоятельное направление. Это обусловлено наличием ее специфических социально-психологических характеристик и морально-психологических особенностей.


Авторские рассуждения носят, безусловно, дискуссионный характер, требуют тщательного изучения и осмысления. Однако скептическое отношение к теории морально-психологического обеспечения недопустимо. Всякая хорошая теория есть обобщенная и систематизированная практика, а без учета реальной современной практики и исторического опыта не будет развития. Нужно читать, нужно искать, обобщать, делать выводы, развивая теорию, развиваться самим. Мы, офицеры структур по работе с личным составом, должны стать не только нравственным, но и интеллектуальным авангардом современных Вооруженных Сил возрождающейся Великой России.


В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня, чествуя выпускников военно-политических училищ в связи с 50-летием со дня их образования, мы готовимся достойно встретить 100-летие нашего прославленного вуза. Через два года курсанты будут участвовать в праздничных мероприятиях, а мы, проходя службу в войсках – гордиться его славой и практическими делами доказывать его богатые традиции подготовки высокопрофессиональных кадров.

 

 

 

Фоменко Петр Петрович
кандидат исторических наук, профессор
доцент кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Fomenko Pyotr Petrovich
Candidate of Historical Sciences, Professor
Associate Professor at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

     

Чуйков Вячеслав Алексеевич
слушатель факультета руководящего состава
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д.14.

 

Chuikov Vyacheslav Alekseevich
Military Student of the Staff Management Faculty
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ