КИЕВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ – КУЗНИЦА КАДРОВ ФЛОТСКИХ ПОЛИТРАБОТНИКОВ (К 50-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИЛИЩА)


KIEV HIGH MILITARY NAVAL POLITICAL SCHOOL – SMITH SHOP OF FLEET POLITICAL WORKERS (BY THE 50TH ANNIVERSARY OF SCHOOL FOUNDATION)


УДК 93

 

ЧЕРТОПОЛОХ Александр Алексеевич
кандидат исторических наук, профессор

 

 

CHERTOPOLOKH Alexander Alekseevich
Candidate of Historical Sciences, Professor

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров политсостава для Советского ВМФ в Киевском высшем военно-морском политическом училище в связи с 50-летием со дня его основания. Раскрыты особенности военной и политической подготовки курсантов в училище. Обобщены исторические уроки, вытекающие из опыта деятельности училища, и отмечены его наиболее известные выпускники.   Abstract. The article is devoted to the problem of personnel education of political workers for Soviet MNF in connection with 50th anniversary of Kiev high military naval political school foundation. The peculiarity of military and political education of students is given. Historical experience of school activity generalized in this article. The outstanding graduating students are mentioned.

Ключевые слова: Киевское высшее военно-морское политическое училище, флотские политработники, военная и политическая подготовка курсантов училища.

  Keywords: Kiev high military naval political school, fleet political workers, military and political education of students.

 

 

 

Образование Киевского высшего военно-морского политического училища совпало с периодом, когда Советский Союз создавал новый океанский ракетно-ядерный флот и становился великой морской державой. Училище было сформировано 1 июня 1967 года и разместилось на базе зданий, ранее входивших в архитектурный комплекс знаменитой Киево-Могилянской академии, ведущей свою историю с первой половины XVII века, в которой учились такие мировые научные светила, как Михаил Васильевич Ломоносов и Григорий Савич Сковорода. В годы гражданской и Великой Отечественной войны в них размещался штаб Днепровской военной флотилии, принимавшей активное участие в защите города Киева от немецко-фашистских захватчиков [2, С.12]. До войны и после неё здесь же размещалось среднее политическое училище Советского Военно-Морского Флота. Так что место это было историческим, духовным и символическим одновременно.


Училище было открыто 1 октября 1967 года начальником Главного штаба Военно-Морского Флота – первым заместителем Главнокомандующего ВМФ адмиралом Н.Д. Сергеевым и Членом Военного Совета – начальником политического управления Черноморского флота контр-адмиралом И.С. Рудневым. 23 февраля 1968 года училищу было вручено Боевое знамя. Организационно училище замыкалось на отдел высших военно-учебных заведений управления кадров Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Входило в сферу влияния Черноморского флота, прежде всего, в вопросах основных видов снабжения, общественно-политической, культурной и спортивной жизни [4, С. 35].


Училище пользовалось большой популярностью у молодежи. Поэтому приём в него был довольно строгим и принципиальным уже на уровне военкомата. При поступлении абитуриенты должны были представить рекомендации: военнослужащие – от политического отдела и комсомольской организации корабля (части), гражданские лица – от комитета комсомола школы, среднего специального учебного заведения или предприятия, учреждения. Всего на сдачу вступительных экзаменов и профессиональный отбор отводилось три недели. Экзамены сдавались в загородном лагере. Выпускники суворовских и Нахимовского военных училищ поступали без сдачи экзаменов согласно квоте, предоставляемой их учебным заведениям.


Гражданская молодёжь, принятая в училище после школы, проходила полуторамесячный курс молодого бойца, который был направлен на изучение и практическое освоение положений общевоинского и корабельного уставов, овладение строевыми приемами и физическую подготовку новобранцев. В конце августа курсанты, прошедшие курс молодого бойца, принимали Военную присягу. Традиционно воинский ритуал проходил в парке Победы у обелиска Славы и вечного огня в присутствии командования училища, руководства города, родственников курсантов и гостей.


Начальниками Киевского высшего военно-морского политического училища назначались заслуженные люди, прошедшие все ступени военной службы, занимавшие ответственные должности на флотах, пользующиеся авторитетом у курсантов и профессорско-преподавательского состава училища, способные создать в училище необходимую атмосферу, которая позволяла бы выпускать профессионалов партийно-политической работы для флота. Первому начальнику училища капитану 1 ранга Ф.Ф. Турчину (1967-1972) выпала ответственная задача сформировать коллектив училища, организовать его повседневную деятельность и учебный процесс. Вице-адмиралам Н.С. Каплунову (1972-1983), В.П. Некрасову (1983-1987) и контр-адмиралу А.М. Коровину (1987-1993) удалось создать и отработать великолепную программу подготовку курсантов, отвечающую предъявляемым военно-морским флотом требованиям к офицерам, с перспективой на многие десятилетия в будущее. Капитану 1 ранга А.Б. Каталову (1993-1995) выпала задача завершать деятельность прославленного училища в 1995 году [3, С.16].


Весь учебно-воспитательный процесс в училище был направлен на то, чтобы весь уклад жизни курсантов максимально способствовал подготовке высококвалифицированных флотских политработников, способных грамотно организовать партийно-политическую работу на кораблях и в частях флота.


Училище унаследовало лучшие морские и педагогические традиции первого и второго средних военно-морских политических училищ, ранее действовавших в Киеве. При формировании училища в 1967 году основу профессорско-преподавательского корпуса составили лучшие офицеры факультета политсостава Ленинградского высшего военно-морского командного училища имени М.В. Фрунзе, который до основания КВВМПУ готовил политические кадры для флота с высшим образованием. Кроме этого серьёзная помощь была оказана офицерами политуправления Киевского военного округа.


В учебном процессе участвовали факультеты и кафедры, которые преподавали три основных цикла учебных дисциплин: общеобразовательный, военно-профессиональный и военно-морской. За время обучения курсанты сдавали более 35 зачетов и экзаменов по учебным дисциплинам, а также по итогам корабельных практик и стажировок.


Интересно, что среди общеобразовательных учебных дисциплин были не только иностранные языки, физическая подготовка и спорт, но и физика, высшая математика и даже теоретическая механика.


В процессе обучения ведущая роль принадлежала кафедрам марксистско-ленинской философии, партийно-политической работы, истории КПСС, научного коммунизма, политической экономии и военной экономики, военной педагогики и психологии. Данные кафедры формировали, прежде всего, научное мировоззрение и профессиональные убеждения у курсантов.


Не менее важную роль в подготовке будущих политработников Советского ВМФ играли военно-морские и специальные кафедры кораблевождения, технических средств кораблевождения, морской астрономии, морской практики, теории, устройства, живучести и электрооборудования корабля, тактики и боевых средств флота. Они прививали курсантам прочные знания и навыки военно-морского дела, помогали осваивать штурманскую специальность, готовили к службе в корабельном составе ВМФ. Кроме того, они играли ведущую роль в формировании настоящих моряков, беззаветно любящих море, флотскую службу и морскую форму одежды.


Такой комплекс учебных дисциплин позволял давать курсантам высокую профессиональную подготовку в равной степени и как флотским политработникам, и как флотским офицерам. Формы проведения занятий в училище соответствовали всем требованиям высшей школы, как по количеству выделяемого времени, так и по структуре построения: лекции, семинары, практические занятия, контрольные и лабораторные работы. На первых курсах большая часть учебных часов отводилась лекционным занятиям, а на старших – превалировала практическая направленность. Так занятия по штурманской подготовке проходили в специализированных учебных кабинетах кафедры кораблевождения [3, С.18].


На третьем и четвертом курсе в ходе проведения корабельной практики и стажировки курсанты активно участвовали в корабельных учениях и тренировках, выполнении кораблями курсовых задач в море, а также в проведении ракетных и торпедных стрельб кораблями и частями флота. Руководителями корабельных практик и стажировки являлись, как правило, преподаватели кафедры партийно-политической работы и кафедр военно-морских дисциплин.


Курсантам КВВМПУ прививался вкус к творческой работе с личным составом. На базе училища было сформировано военно-патриотическое объединение «Океан», была создан Ленинский зал, который напоминал о жизни и деятельности вождя мирового пролетариата, основателя первого в мире социалистического государства В.И. Ленина. Значительную роль в учебно-воспитательном процессе играл музей истории политических органов и партийно-политической работы в ВМФ СССР. В типографии издавалась и училищная газета «Политработник флота», имелась фотолаборатория, прекрасно укомплектованная современным оборудованием и опытными кадрами.


Важным этапом училищной подготовки являлось проведение практических занятий в загородном лагере под г. Лютеж, где в годы Великой Отечественной войны проходили тяжёлые кровопролитные бои за освобождение Киева. Здесь размещалась водно-спортивная база училища: учебные катера, яхты, корабельные ялы, лодки, эллинг для легководолазной подготовки, открытый бассейн и спортивный городок. На базе курсанты осваивали навыки морской практики, гребли на шестивёсельных ялах, а также проводили шлюпочные гонки [2, С. 38].


Первая морская практика у курсантов прошла весной 1968 г. на Балтике на борту учебного лёгкого крейсера 68-К проекта «Комсомолец» (до 1958 года «Валерий Чкалов»). Начиная с 1969 года, в конце первого курса, все курсанты направлялись в Севастополь, где их практика проходила в два этапа, первоначально на одном из крейсеров 68-бис проекта (обычно на «Ушакове» или «Кутузове»), а затем в бригаде морской пехоты.


В дальнейшем на учебных кораблях Военно-Морского Флота «Гангут», «Смольный» или «Бородино» курсанты училища принимали участие в дальнем походе (штурманской практике) вокруг Европы или пересекали Атлантику, посещая иностранные порты в Европе, Африке и Латинской Америке. Некоторым выпускам довелось принять участие в выполнении задач боевой службы и участвовать в дальних походах не на учебных, а на боевых надводных кораблях [1, С. 25].


Во время штурманских походов курсанты получали навыки ведений штурманской прокладки, проводили астрономические вычисления, осваивали несение службы вахтенным офицером и рулевым корабля, проводили гидрометеорологические измерения, изучали флажный семафор и свод сигналов Военно-Морского Флота, на практике изучали корабельную организацию.


Благодаря грамотно организованному учебному процессу за четыре года обучения курсанты проходили пять практик и одну стажировку, многие из них успевали побывать почти на всех флотах.


Дважды за свою историю, в 1973 и 1984 годах, училищу было доверено представлять военно-морские учебные заведения на главном военном параде страны в городе Москве на Красной площади. Следует подчеркнуть, что с данной ответственной задачей курсанты справлялись на отлично. Так, за качественную подготовку курсантов к параду начальнику училища капитану 1 ранга Н.С. Каплунову в 1973 году было присвоено воинское звание «контр-адмирал». Командный состав и курсанты училища ежегодно участвовали в парадах войск Киевского гарнизона и строевых прогулках по главной улице столицы Украины – Крещатику [4, С. 46].


Достижения командного и профессорско-преподавательского состава училища, доблестный ратный труд его выпускников на флотах Отечества были оценены руководством страны, Вооружённых Сил и ВМФ СССР. Уже в декабре 1972 года за высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в социалистическом соревновании и в ознаменование 50-летия образования Союза ССР, училище было награждено Юбилейным почётным знаком ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Правительства СССР. Через десять лет, в 1982 году, за активную работу по коммунистическому воспитанию молодёжи и в связи с 60-летием шефства Ленинского комсомола над ВМФ училищу было вручено памятное Красное знамя ЦК ВЛКСМ. Позднее училище удостоилось: почётной Ленинской грамоты и почётной грамоты Президиума Верховного Совета Украинской ССР, а также переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ «Лучшей комсомольской организации высшего военно-морского учебного заведения».


Массовое персональное награждение курсантов медалями в истории училища осуществлялось дважды. В феврале 1968 года каждому представителю первого набора была вручена медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР», а в апреле 1970 года медалью «100 лет со дня рождения Ленина В.И.» были поощрены отличники учёбы, партийные и комсомольские активисты [3, С. 29].


По окончанию училища его выпускникам до 1982 года присваивалось воинское звание «лейтенант» и выдавался диплом о высшем образовании по специальностям: «военно-политическая штурманская». Одновременно они приобретали и две гражданской профессии – учитель истории и обществоведения и штурмана дальнего плавания. Начиная с 1983 года указание на штурманскую специальность из дипломов выпускников исчезло. В графе «специальность» отмечалось: «военно-политическая». В период с 1992 по 1995 год выпускники получали специальность «военно-педагогическая тактическая военно-морского флота».


Училище регулярно посещали высокие гости, в их числе, Министры обороны СССР маршалы Советского Союза А.А. Гречко и Д.Ф. Устинов, начальник Главного политического управления СА и ВМФ генерал армии А.Д. Лизичев. Неоднократно приезжал в КВВМПУ Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков и члены Военного совета – начальники политического правления ВМФ СССР разных лет адмирал В.М. Гришанов, адмирал П.Н. Медведев и вице-адмирал В.И. Панин. Показательно, что на первый училищный выпуск морских офицеров-политработников 31 июля 1971 года прибыли Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков и Член Военного Совета ВМФ – начальник Политического управления Военно-Морского Флота адмирал В.М. Гришанов.


В 1995 году был произведён последний выпуск курсантов, вскоре после которого началась подготовка к передаче всей вузовской территории Украине. Недвижимость и имущество училища весной 1996 года были переданы Министерству обороны Украины [2, С. 46].


Киевское высшее военно-морское политическое училище просуществовало немногим больше 28 лет, чуть дольше других политических училищ, но успело оставить яркий след в летописи как советского, так и российского Военно-Морского Флота, Вооружённых Сил, да и страны в целом. За свое существование из училища было произведено 24 выпуска офицеров для Военно-Морского Флота общим числом около 5500 человек.


Оценивая огромный опыт подготовки курсантов в КВВМПУ и проводя исторические параллели в поисках путей оптимизации содержания программ и организации подготовки в Военном университете специалистов для органов по работе с личным составом можно сформулировать несколько уроков.


Первый урок состоит в том, что учебный процесс в училище, а также система политической и воспитательной работы с курсантами были направлены на формирование у них военно-патриотических убеждений и ценностных установок, соответствующих профессии политработника. Прежде всего курсантов учили любить свою Родину, гордиться ею, быть ее патриотом и пропагандистом в широком смысле слова. При этом училище через пропаганду ратной истории флота и морских традиций буквально влюбляло своих питомцев в море и Флот раз и навсегда. У курсантов формировали, прежде всего, профессиональную культуру, основанную на мировоззрении и получении базовых социальных и гуманитарных знаний. Характерная черта большинства выпускников Киевского ВВМПУ – морская романтика и гордость за принадлежность к Военно-Морскому Флоту. Именно такого подхода к подготовке заместителей командиров частей и соединений по работе с личным составом нам не хватает сегодня.


Второй урок для современной системы высшего военного образования состоит в том, что в КВВМПУ большое внимание уделялось военно-технической подготовке курсантов. Наряду с изучением таких дисциплин как высшая математика, физика и теоретическая механика, объем военно-морских и технических дисциплин составлял не менее 50 % от всей программы обучения. Кроме того, благодаря грамотно организованному учебному процессу за четыре года обучения курсанты проходили пять практик и одну стажировку, успевая побывать почти на всех флотах. Училище выпускало корабельных офицеров, которые кроме того, что являлись специалистами военно-политической работы, так же знали теорию корабля, корабельную технику, штурманское дело.


Сегодня же образовательная программа обучения курсантов Военного университета заряжена «обязательными» дисциплинами и не позволяет дать требуемый объем военно-технических и практических знаний. Парадокс в том, что она нацелена на формирование у курсантов так называемых компетенций, но по содержанию и технологиям обучения носит скорее теоретический, чем практический характер. Да и труд преподавателя становится менее творческим и более формальным, так как перегружен избыточной документацией и регламентацией.


Третий урок относится к современной подготовке заместителей командиров частей и соединений по работе с личным составом. Речь идет об применении идеологических средств в учебном процессе. В политическом училище у курсантов формировали, прежде всего, профессиональную культуру, основанную на мировоззрении и получении базовых социальных и гуманитарных знаний. Отказавшись от данной практики в угоду Болонской системы образования, мы фактически не развиваем профессиональную культуру офицеров, так как профессиональные компетенции не основаны на идейных убеждениях, духовных ценностях и традициях. Конституция Российской Федерации и Закон РФ «Об обороне» ограничивают применение идеологических средств в формировании мировоззренческих установок курсантов и слушателей в процессе их обучения. Вместе с тем, как можно органам по работе с личным составом проводить в жизнь военную политику государства в Вооруженных Силах, не имея в своем арсенале идеологических средств? Представляется, что укрепление суверенитета России на международной арене позволит в недалеком будущем разрешить данную юридическую коллизию.


Четвертый урок указывает на то, что для эффективной подготовки курсантов необходимо создавать в Военном университете современную учебно-материальную базу и развивать у обучаемых творческие способности, как это делалось в Киевском ВВМПУ. Сегодня руководством Военного университета принимаются меры по ее совершенствованию, однако у нас нет своей малотиражной газеты, а возможности типографии ограничены ресурсами. Решение этих проблем позволит готовить в Военном университете высококвалифицированных специалистов по организации работы с личным составом и морально-психологического обеспечения, патриотов своего Отечества.


Главным достоянием училища по праву являются его выпускники, которые своей доблестной службой внесли заметный вклад в укрепление обороноспособности как Российской Федерации, так и других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, а после увольнения в запас продолжили достойно работать в гражданских сферах общества, активно участвовать в социально-экономической и общественно-политической жизни городов и регионов, где проживают.


Многие выпускники Киевского высшего военно-морского политического училища достигли значительных высот во флотской карьере. Среди них вице-адмирал М.И. Аполлонов, контр-адмиралы П.И. Антипин, А.Г. Дьяконов, И.В. Донской, А.Г. Мочайкин, В.И. Осякин, Ю.И. Ореховский и многие другие. Наиболее ярким политическим деятелем, окончившим КВВМПУ, является заместитель председателя Государственной Думы Сергей Владимирович Железняк. Связь поколений и традиции Киевского ВВМПУ и Военного университета МО РФ проявляется в том, что сегодня в его стенах плодотворно работают выпускники училища: капитаны 1 ранга А.Н. Девятериков, В.Д. Малахов, А.Ю. Минько, О.А. Некляев, Л.В. Певень, А.А. Чертополох и др. Сегодня выпускники училища объединены в десятках ветеранских организаций, работающих в различных уголках страны, более 20 сайтов в интернете поддерживают форумы, на которых они регулярно общаются, как правило, по годам выпусков.


Училище стало поистине уникальной кузницей флотских политработников и кадров для органов по работе с личным составом кораблей и соединений Советского и Российского Военно-Морского Флота. За качественную военно-профессиональную подготовку офицеров, путевку на флот и высокое звание политработника, которые училище давало каждому выпускнику, оно получило у своих питомцев уважительное неформальное имя «Киевский морполит». В дни празднования 50-летнего юбилея политучилища его ветераны отдают дань глубокого уважения родному вузу, с благодарностью вспоминают своих учителей и наставников. Добрая память об учебе в Киевском морполите живет в сердцах его выпускников. Автор статьи выразил ее в следующих строках.


Ты к морям проложил нам дороги
Через бури, сомненья, тревоги.
И нам сильно с тобой повезло,
Дорогой Морполит – родовое гнездо!


Как прокладывать курс в океане,
Чтоб не сбиться во льдах и тумане.
И чтоб не было в море слабо,
Учил Морполит – родовое гнездо!


Добиваясь успехов по службе,
Мы верность хранили училищной дружбе.
Нас прочно скрепляло основное звено:
Честь Морполита – родовое гнездо!


И когда на врага мы ходили в атаку
Или вступали за женщину в драку,
Одолеть помогала коварное зло
Любовь к Морполиту – родовое гнездо!


Бывало нас штормы терзали порой,
И корабль накрывало высокой волной,
На плаву нас держало только одно –
Дух Морполита - родовое гнездо!


Ты упорно учил нас правде и чести,
Быть чуждыми лени, унынью и лести.
И с флотом Отечества быть заодно,
Мудрец Морполит – родовое гнездо!


Мы клянемся сберечь твою славу и честь,
В каждом питомце душа твоя есть.
Навсегда в нас осталось твое ремесло,
Дорогой, Морполит – родовое гнездо!

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Арзамаскин Ю.Н., Андреев Г.П., Андреева Л.Б. Глаголом жечь сердца людей… Очерки истории советских военно-политических учебных заведений. М.: ВУ, 2017. С.25.
2. Бондаренко А.И. Киевский морполит. Коломна, 2012. С.12.
3. Бондаренко А.И. Для ВМФ Отечества готовило политработников Киевское высшее военно-морское политическое училище // Патриот России. М., 2016. Выпуск 7. С.16.
4. Кириченко С.Н., Гречко О.Я., Тыцких В.М. Киевский морполит. Третий выпуск. Владивосток, 2015. С.35.

 

REFERENCES:

 

1. Arzamaskin Yu.N., Andreev G.P., Andreeva L.B. Appeal to the masses using your words… Essays of Soviet military-political educational institutions. M.:MU, 2017. P.25.
2. Bondarenko A.I. Kiev Morpolit. Kolomna, 2012. P.12.
3. Bondarenko A.I. Kiev high military naval political school educated political workers for MNF of the Motherland // Patriot of Russia. M., 2016. № 7. P.16.
4. Kirichenko S.N., Grechko O.U., Tytchkikh V.M. Kiev Morpolit. The third graduates. Vladivostok, 2015. P. 35.

 

 

Чертополох Александр Алексеевич
кандидат исторических наук, профессор
профессор кафедры морально-психологического обеспечения
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Chertopolokh Alexander Alekseevich
Candidate of Historical Sciences, Professor
Professor at the Department of Moral and Psychological Support
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ