ПОДГОТОВКА КОМАНДНО-НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК РККА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЕ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ В 1920-х гг.


RED ARMY RAILWAY TROOPS’ OFFICER CORPS’S TRAINING IN THE LENINGRAD SCHOOL OF MILITARY COMMUNICATIONS
IN THE 1920s


УДК 94(47).084.6

 

ЛАПАЙ Денис Сергеевич

 

 

LAPAY Denis Sergeyevich

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки командно-начальствующего состава для железнодорожных войск РККА в Ленинградской школе военных сообщений в 1920-х гг. Исследуется опыт организации учебного процесса, политической подготовки и совершенствования учебно-материальной базы в условиях реформирования РККА, железнодорожных войск, а также оптимизации сети военно-учебных заведений.   Abstract. The paper deals with the features of Red Army Railway Troops’ Officer Corps’s training in the Leningrad school of military communications in the 1920s. The article researches training process experience, political training and improvement of material base in the reform conditions of the Red Army, railway troops, as well as optimizing of the military educational institutions.

Ключевые слова: Ленинградская школа военных сообщений; командно-начальствующий состав; учебный процесс; железнодорожные войска.

  Keywords: Leningrad school of military communications; Officer Corps; training process; Railway troops.

 

 

 

Первая Мировая и в особенности Гражданская войны нанесли огромный ущерб экономике России. Значительны были людские потери, которые, по различным сведениям, составили до 10 миллионов человек. В состоянии глубокой разрухи находились промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Объём железнодорожных перевозок огромной страны составлял всего лишь около 10% от довоенного уровня [11, C. 247-248].


С начала 1920-х гг. ввиду тяжёлого экономического положения перед руководством страны, Реввоенсоветом и профильными органами военного управления стояли серьёзные задачи по значительному снижению численности и оптимизации структуры армии. Наряду с этим выдвигались требования по совершенствованию системы её управления, боевой выучки, технического переоснащения и наращиванию квалифицированного кадрового потенциала [10, С. 548-550].


Уже начиная с 1923 г. в качестве вынужденной меры Красная Армия была переведена на смешанный (территориально-милиционный) принцип военного строительства [5, C. 192].


Большой реорганизации подвергаются и железнодорожные войска. Будучи подчинёнными Управлению ВОСО Штаба РККА (далее – УпВОСО Штаба РККА) все 19 железнодорожных полков Красной Армии в соответствии с Приказом Реввоенсовета от 25 марта 1923 г. № 587 были преобразованы в батальоны со значительным сокращением штатной численности [11, C. 248-249].


Необходимо отметить, что в течение 1920-х гг. система управления и подчинённости железнодорожных войск постоянно претерпевала изменения. Так, в период c 1924 по 1926 гг. железнодорожные войска переподчиняются Инспектору инженеров РККА, затем дважды сводятся в Особый корпус войск путей сообщения и опять переводятся в ведение УпВОСО Штаба РККА [11, C. 253, 272-274, 302, 307]. На стадии военного и научно-теоретического обоснования находилась необходимость применения и предназначения частей железнодорожных войск как таковых [11, C. 255-258].


Значительные сложности были и в вопросах подготовки комначсостава: более половины командиров железнодорожных войск не имели соответствующего военного образования либо имели недостаточную техническую подготовку. Всё это в комплексе негативно сказывалось на организации нормального учебного процесса в тесном взаимодействии с заказчиком военных кадров [5, C. 43; 1, c. 409].


В целях устранения недостатков такого плана и ликвидации большинства краткосрочных командных курсов выстраивалась новая «вертикаль» системы военного образования, включавшая в себя подготовительные военные школы, военные школы, повторные курсы, курсы усовершенствования, военные академии с едиными типовыми штатами для каждого рода войск. К преподавательской работе активно привлекается комнчасостав из числа выпускников академий, имевших боевой опыт, а также военспецы. Налаживается связь военно-учебных заведений с войсками посредством организации войсковых стажировок, практик курсантов, совместных лагерных сборов, манёвров и т.д. [11, C. 404; 5, C. 91-92].


Все эти процессы самым непосредственным образом отражались на обучении и воспитании комначсостава для железнодорожных войск в Ленинградской школе военных сообщений, занявшей соответствующую своему направлению подготовки позицию в общей системе военного образования РККА.


На момент весны 1923 г. Петроградская военно-железнодорожная школа для подготовки комсостава содержала штат в 400 курсантов, сведённых в батальон 2-х ротного состава при 57 преподавателях. Ей была определена чёткая целевая установка по линии обучения – «подготовка лиц для занятия командных должностей в частях железнодорожных войск» [9, c. 77].


В мае 1923 г. проводятся последние выпуски курсантов с 2-х летней программой подготовки, а уже в сентябре в войска направляются 3-х годичники, при этом в качестве 2-го года подготовки вводится средний класс. Кроме того, выпуск знаменателен введением традиции прощания с Боевым знаменем школы [8].


В организационном отношении учебная часть под руководством М.М. Зиборова к 1924 г. реализовала переход школы на лабораторный (бригадно-лабораторный) метод обучения, заменивший лекционную систему подготовки и имевший серьёзные нарекания со стороны преподавателей в разрезе методологии и системы оценивания обучаемых [9, C. 79].


В это же самое время в должность начальника школы вступает талантливый организатор и энтузиаст своего дела И.П. Сальников. Имея боевой опыт Гражданской войны и опыт работы в военно-учебных заведениях, новый начальник школы придаёт особое значение практической составляющей подготовке курсантов и повышению боевой и мобилизационной готовности школы как «полноправной воинской части» [9, C. 90-91].


Начальник школы лично вносил корректировки в программы подготовки курсантов, добиваясь от преподавателей «военизации и специализации преподаваемых ими предметов» [9, C. 100].


Большое внимание уделяется лагерному обучению, личный состав регулярно направляется на практики и стажировки в войска и на реальные производственные объекты [1, C. 41].


Так, полевой лагерь школы переносится из Детского Села на базу дислоцирующегося там 15-го железнодорожного батальона в пос. Стрельна для организации практического обучения в непосредственном контакте со строевыми подразделениями войск. Для более качественной подготовки обучающихся преподавательским составом школы была разработана специальная «Инструкция курсанту ВОСО, командируемому в железнодорожный полк» [1, C. 40].


В мае-августе 1925 г. курсанты-эксплуатационники по ходатайству Октябрьской железной дороги обеспечивали бесперебойную работу железной дороги на участке Любань-Лихославль [1, C. 41].


В течение 1927 г. курсанты в ходе учебных практик и стажировок в частях принимают участие в строительстве и эксплуатации вновь сооружаемых железнодорожных линий на западном направлении: Орша – Лепель. Строительство было развёрнуто ещё в 1924 г. частями Особого корпуса войск путей сообщения в условиях военной угрозы со стороны Польши.


Летом же 1927 г. курсанты принимают участие в строительстве железнодорожной линии Чернигов-Овруч, будучи приданными частям вновь сформированного Особого корпуса войск путей сообщения.


Успешно выполнили поставленные задачи курсанты-стажёры и в 1928 г. при сооружении железнодорожной линии Соблаго – Великие Луки Октябрьской железной дороги. Эксплуатационники успешно обеспечивали бесперебойную подачу строительных материалов на объекты работ и движение грузовых и пассажирских составов [1, C. 43-44].


Под руководством учебной части и штатных преподавателей в июле 1929 г. курсанты строительного отделения, закончив учебные изыскательские работы на 2 дня раньше установленного срока, «по своему почину» восстановили сообщения на шоссе Ленинград – Лемболово [9, C. 16].


Реализуя задачу переподготовки существующих командных кадров железнодорожных войск, выдвинутых на должности событиями Гражданской войны, при школе создаются Повторные курсы среднего комсостава (Приказ Реввоенсовета от 9 марта 1924 г. № 324) с 8-ми месячным сроком обучения и штатом в 80 командиров-повторников (категории командир взвода – помощник командира роты) [9, С. 88; 5, C. 2]. Последний выпуск курсы дают в 1929 г. и расформировываются как успешно выполнившие своё функциональное предназначение.


Наряду с Повторными курсами для переподготовки среднего комсостава в соответствии с Приказом Реввоенсовета от 17 сентября 1924 г. № 1135 организуются и Курсы усовершенствования командного состава (КУКС). Вследствие этого военно-учебное заведение переименовывается в Ленинградскую военно-железнодорожную школу с курсом усовершенствования командного состава.


Переподготовка командиров осуществляется на отделении железнодорожных войск, отделении ВОСО и отделении командиров запаса с общим штатом 35 слушателей (категории командир роты и выше) и сроком подготовки от 3-х до 9-ти месяцев [9, С. 89; 5, C. 2].


Кроме того, кратковременно с октября 1925 г. по сентябрь 1926 г. при школе были открыты Курсы усовершенствования комсостава этапно-транспортных частей [4, C. 2].


Таким образом в 1925 г. школа осуществляет подготовку специалистов разных уровней подготовки не только для железнодорожных частей, но и для других подразделений УпВОСО Штаба РККА, являясь практически единственным профильным военно-учебном заведением подобного рода. Организация в стенах школы широкопрофильной подготовки специалистов в интересах транспортного обеспечения Красной Армии и наличие единого заказчика военных кадров УпВОСО Штаба РККА обуславливает переименование вуза с октября 1925 г. в Ленинградскую школу военных сообщений [4, C. 2].


А в январе 1926 г. после смерти полководца Гражданской войны М.В. Фрунзе в соответствии с Приказом Реввоенсовета от 12 января 1926 г. № 39 школе присваивается его имя [4, C. 2].


На протяжении всех 1920-х гг. школа ввиду недостатка финансирования испытывала серьёзные трудности с материально-техническим обеспечением и учебными площадями. Более того, курсанты были в недостаточной степени обмундированы по требуемым нормам довольствия [5, C. 23-24]. Так, в приказах по хозчасти за 1923 г. указывалось, что за школой на весь переменный состав числилось «всего 3 пар сапог, остальные ботинки с обмотками … носков – 2 пары, валенок всего 132 пары» [7].


И только при содействии начальника УпВОСО Штаба РККА Барского Б.Е. хозчастью школы была проведена определённая работа по развитию инфраструктуры военного городка и улучшению снабжения личного состава: были переоборудованы кухня, баня, закуплены парты, кровати, письменные принадлежности для личного состава. Успешно введены в учебный процесс кабинеты ВОСО, электротехники и тепловых двигателей, эксплуатации, физический, русского языка, связи, географии и природоведения, математики, черчения и механики, строительный [9, C. 101-103].


Большой комплекс мероприятий по политической подготовке, проводимый партийно-политическим аппаратом школы, личная ответственность, дисциплинированность курсантов позволяла им не только изучать военное дело в рамках учебной программы, но и проявлять высоконравственные поступки в службе и вне её. Вот только некоторые факты:


«…находясь на паровозе при исполнении служебных обязанностей курсанты В. Рязанский и С. Чудновский, заметив, что неправильно поставленный инжектор грозит порчей паровоза, немедленно взялись за исправление паровоза и, несмотря на полученные ими ожоги, довели дело до конца и спасли паровоз…» (февраль 1927 г.) [5, C. 15];


«…находясь в городском отпуске, курсант подготовительного класса Шупляков… кинулся в ледяную воду и спас утопавшего, рискуя собственной жизнью…» (ноябрь 1927 г.) [9, C. 107];


«…находясь на практике на ст. Сусанино, курсанты Беляев и Шавров заметили двух подозрительных граждан, один из которых был вооружён револьвером. Быстро оценив положение, курсанты отобрали у них наган и документы и сопроводители их к станционному агенту ОГПУ…» (1928 г.) [9, C. 116]. Такие поступки, безусловно, задавали нравственные ориентиры сослуживцам и формировали позитивный имидж школы и комначсостава РККА.


Таким образом, к концу 1920-х гг. в условиях принимаемых органами военного управления, руководящим и политическим составом вуза серьёзных мер по повышению качества подготовки комначсостава, Ленинградская школа военных сообщений им. М.В. Фрунзе достигла предъявляемого к ней военно-образовательного уровня в рамках полноценной системы подготовки новых командных кадров – «краскомов» железнодорожных войск и органов ВОСО [2, C. 44-45]. Необходимо отметить, что подготовка новых кадров комначсостава РККА, призванных заменить военспецов и обладавших в равной степени как политической благонадежностью, так и технической грамотностью, была одной из приоритетных задач кадровой политики всей Красной Армии в рассматриваемый период [6].


Для успешной реализации этой задачи были подключены значительные ресурсы как учебно-методического и организационно-партийного, так и материально-технического характера. В школе наращивался кадровый потенциал, улучшались шефские связи с органами управления, совершенствовался учебный процесс и учебно-материальная база.


Так, резюмируя усилия личного состава, осуществлявшего свою деятельность в исключительно сложных экономических условиях, помощник Инспектора инженеров РККА Л.И. Коновалов в ноябре 1926 г. отмечал, что «…проделанная работа в школе велика. Напряжение личного состава налицо. Работа его не за страх, а за совесть видна. Это заставляет объявить благодарность от имени Реввоенсовета СССР» [9, C. 103-104].

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. В боях рожденное: очерк истории Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознамённого училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе / А.Г. Дьячкин, В.И. Кошелев, Н.В. Кузьмин, В.В. Яробков; ред. В.Ф. Забурдаева. Л.: Тип. № 2 Ленуприздата, 1978. 211 с.
2. Дороничев В.А. Формирование института единоначалия в советских вооруженных силах в период военной реформы 1920-х годов: дис. … кандидата исторических наук: 07.00.02 / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). Калининград, 2009. 210 с.
3. Жарков В.В. Реформирование Красной Армии в 1920-е гг. // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С. 192-202.
4. Исторический формуляр Краснознамённой школы военных сообщений им. М.В. Фрунзе (1918-1936). г. Петергоф. 20 с.
5. Когатько Г.И., Омельченко В.Г., Сорокин Б.М. Организация подготовки и воспитания командных и технических кадров железнодорожных войск (1918-1925 гг.): монография / под общ. ред. Н.В. Кузьмина. СПб.: ВУ ЖДВ и ВОСО, 1992. 136 с.
6. Командиры Красной Армии // LiveJournal [Электронный ресурс]. URL: https://eugend.livejournal.com/20593.html (дата обращения: 4.07.2020).
7. РГВА. Ф. 24863. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 22.
8. РГВА. Ф. 24863. Оп. 1. Ед. хр. 93. Л. 355.
9. Синюхаев Г.Т. Очерк истории Школы военных сообщений им. М.В. Фрунзе, 1933. 159 с.
10. Советская историческая энциклопедия. Т.3: Вашингтон – Вячко / под общ. ред. Е.М. Жукова. М.: Сов. энциклопедия, 1963. 976 с.
11. Старостенков Н.В. Железнодорожные войска России. Кн.2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917–1941 / под ред. Г.И. Когатько. М.: Стэха, 2001. 496 с.

 

REFERENCES:

 

1. Born in battles: historical essay of the Leningrad Higher Order of Lenin, the Red Banner School of Railway Troops and Military Communications named after M.V. Frunze / A.G. D'yachkin, V.I. Koshelev, N.V. Kuz'min, V.V. Yarobkov. Leningrad: Lenuprizdat Publ. № 2, 1978. 211 p.
2. Doronichev V.A. The formation of the institution of undivided authority in the Soviet Armed Forces during the military reform in the 1920s. Avtoref. … cand. hist. sci. Russian State Humanitarian University. Kaliningrad, 2009. 210 p.
3. Zharkov V.V. Reform of the Red Army in the 1920s. // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2009. № 2 (59). Pp. 192-202.
4. Historical form of the Red Banner School of Military Communications named after M.V. Frunze (1918-1936). Petergof. 20 p.
5. Kogat'ko G.I., Omel'chenko V.G., Sorokin B.M. Organization of training and upbriningof Railway troops’command and technical personnel (1918-1925). Saint Petersburg: VU ZHDV i VOSO Publ., 1992. 136 p.
6. Commanders of the Red Army // LiveJournal [Electronic resource]. URL: https://eugend.livejournal.com/20593.html (Access date: 4.07.2020).
7. RGVA, coll. 24863, op. 1, ed. 93, P. 22.
8. RGVA, coll. 24863, op. 1, ed. 93, P. 355.
9. Sinyuhaev G.T. Historical essay of the School of Military Communications named by M.V. Frunze, 1933. 159 p.
10. Soviet Historical Encyclopedia. Vol.3: Washington - Vyachko] / Ed. by Zhukov E.M. M.: Sov. encyclopedia Publ., 1963. 976 p.
11. Starostenkov N.V. Railway troops of Russia. Book 2. From the First World War to the Great Patriotic War: 1917-1941. M.: Stekha Publ., 2001. 496 p.

 

 

Лапай Денис Сергеевич
адъюнкт кафедры истории
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

LAPAY Denis Sergeyevich
Adjunct at the Department of History
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ