ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION


УДК 159.9

 

ОЖЕРЕЛЬЕВА Ия Геннадьевна
кандидат психологических наук

 

 

OJERELIEVA Iya Gennadievna
Candidate of Psychological Sciences

 

Аннотация. Представлен профессионально-ориентированный подход к подготовке специалиста-психолога для Вооруженных Сил Российской Федерации. Определены особенности подготовки специалистов психологического профиля в военных учебных заведениях. Обоснованы пути формирования и развития профессиональных навыков военных психологов.   Abstract. The article presents a professionally-oriented approach to training a specialist psychologist for the Armed Forces of the Russian Federation. The features of training psychological specialists in military educational institutions are defined. The ways of formation and development of professional skills of military psychologists are proved.

Ключевые слова: Подготовка специалистов-психологов; профессионально-ориентированный подход; профессиональное совершенствование; формирование и развитие профессиональных навыков; обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации.

  Keywords: training of a specialist-psychologist; professional-oriented approach; professional improvement; formation and development of professional skills; training at retraining and advanced training courses.

 

 

 

В современных условиях роль психологической работы в армии и на флоте значительно возрастает. Это обусловлено повышением требований к качеству выполнения сложных задач, решаемых Вооружёнными Силами Российской Федерации.


В настоящее время главной целью психологической работы, проводимой в воинских частях, является формирование психологической готовности личного состава к выполнению задач по предназначению, формирование и закрепление у военнослужащих навыков осознанного поведения на поле боя, владения вооружением и военной техникой в условиях дефицита времени, недостатка информации, быстро меняющейся обстановки, высокой напряженности современного боя. В связи с этим войсковые психологи должны стать полноценными участниками подготовки личного состава, реально способствующими повышению воинского мастерства всех категорий военнослужащих.


В воинских частях должности специалистов-психологов комплектуются федеральными государственными гражданскими служащими, и лишь должности начальников групп психологической работы являются воинскими.


Профессиональная подготовка психологов для Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется гражданскими и военными учебными заведениями.


Структура обучения психологов в военных учебных заведениях имеет принципиальные отличия от подготовки специалистов в гражданских вузах. Отправной точкой построения системы подготовки специалистов в военных учебных заведениях является функциональное предназначение войсковых психологов, в то время как в гражданских вузах – логика изучаемых наук. В военных образовательных учреждениях в основу квалификационных требований к подготовке выпускников положены обязанности начальника группы психологической работы, а не структура психологической науки. В связи с этим встаёт вопрос о целесообразности комплектования должностей специалистов-психологов лицами гражданского персонала.


Профессионально-ориентированный подход к подготовке военного психолога требует целенаправленного моделирования его будущей профессиональной деятельности на занятиях в вузе. В ходе профессионального образования у обучаемых должны быть сформированы нормативные представления о видах и способах деятельности военного психолога, навыки взаимодействия с военнослужащими и должностными лицами.


Ранее, когда на должности психологов назначались офицеры с военно-психологическим образованием, формированию их профессионально важных качеств, навыков и умений содействовали организуемые в процессе всего времени обучения разнообразные практики, в том числе стажировка в воинской части в должности психолога полка, а также исследовательская деятельность по военно-психологической проблематике выпускной квалификационной работы.


Учебные дисциплины делятся на общеобразовательные и определяемые вузом дисциплины специализации. Общеобразовательные дисциплины едины для всех, кто обучается по специальности «психология», позволяют овладеть основными отраслями психологической науки, способствуют общему профессиональному развитию учащихся, формируют научные основы приобретаемой профессии.


Дисциплины специализации являются практико-ориентированными, формируют обучаемого как практического войскового психолога, направлены на развитие способности будущих специалистов осуществлять психологическое обеспечение функционирования военнослужащих и воинских коллективов в различных видах и ситуациях воинской деятельности. В Военном университете Министерства обороны Российской Федерации, например, к дисциплинам специализации относятся: военная психология, организация психологической работы в воинской части, психологическая подготовка военнослужащих, психологическая помощь участникам боевых действий.


В настоящее время в Военном университете ведётся подготовка по специальности «Психология служебной деятельности». Выпускники назначаются на должности заместителей командиров рот по военно-политической работе, и лишь немногие – на должности начальников групп психологической работы.


Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе дидактических циклов занятий (межпредметных лекций и семинаров, профессионального тренинга и профессиональной игры), межпредметных дидактических комплексов, интерактивных форм и методов проведения занятий (лекций вдвоём, проблемных лекций, семинаров-исследований, «анализа конкретных ситуаций», «интеллектуальных разминок», разборов кейсов, «мозгового штурма», дискуссий, «круглых столов») [1, C. 88-118].


Дидактические циклы занятий представляют собой обоснованное сочетание предметных и межпредметных учебных занятий, которые в совокупности обеспечивают целостное изучение обучающимися профессиональных явлений и процессов.


Под межпредметными дидактическими комплексами понимается совокупность логически связанных межпредметных дидактических циклов по сквозному изучению одной профессиональной проблемы, актуальность которой обусловлена потребностями профессиональной деятельности военного психолога.


Моделирование процесса решения профессиональных задач может быть осуществлено в ходе организации с выпускниками профессиональных игр. Одно из достоинств игры заключается в том, что она позволяет профессиональную ситуацию проигрывать до тех пор, пока участников не удовлетворит качество решения профессиональной задачи либо проблемы. А.Г. Караяни и А.В. Белоусов отмечают, что именно игра позволяет перейти от психологической работы «над людьми» к психологической работе «с людьми» [2, С. 127].


Активные учебно-тренировочные методы использовал генералиссимус А.В. Суворов. Среди них такие методы подготовки войск, как сквозные атаки, военные упражнения, манёвры.


Ещё в начале XX века известный психолог Д.Н. Узнадзе высказал эвристическую мысль, раскрывающую сущность активного социально-психологического обучения: «Основное в учении не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения» [3, С. 359].


Аудиторную работу следует сочетать с внеаудиторной в целях формирования и развития профессиональных навыков войсковых психологов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с должностными лицами Психологической службы ВС РФ, психологами, имеющими опыт психологической работы в мирных и военных условиях, в период непосредственной угрозы агрессии, специалистами мобильных групп психологов, осуществляющими психологическое обеспечение выполнения специальных задач российской группировкой войск в Сирийской Арабской Республике, мастер-классы вышеуказанных специалистов.


Получение документа об окончании высшего учебного заведения не означает завершения профессионального развития специалиста-психолога. Недостаточный практический опыт не позволяет выпускникам максимально эффективно применять полученные теоретические знания в сложной профессиональной деятельности, что требует от них дальнейшего профессионального совершенствования.


Обучение на курсах переподготовки или повышения квалификации позволяет приобрести специальные знания и навыки в определенной области психологической работы, тем самым способствуя профессиональному совершенствованию специалистов-психологов. Так, например, в Военном университете реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации начальников групп психологической работы воинских частей и вузов МО по организации психологической работы, по организации психологической подготовки, психологов групп по основам военной психологии, по основам психодиагностики, по психологической помощи и реабилитации, по семейной терапии, в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург) начальников групп психологической работы воинских частей по психофизиологии воинского труда и профотбору военных специалистов, психологов групп по клинической психологии.


В 2019 году в системе курсов повышения квалификации на базе Военного университета и Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова прошли обучение 215 специалистов-психологов и 70 начальников групп психологической работы.


Помимо этого, в военных вузах осуществляется обучение психологического актива: по программе дополнительного профессионального обучения «Основы психологической подготовки» в Военном учебно-научном центре (ВУНЦ) Военно-воздушных сил («Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж), ВУНЦ ВМФ («Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова, г. Санкт-Петербург), Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург), Новосибирском высшем военном командном училище, Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. Заказчиком повышения квалификации вышеуказанных специалистов является Главное военно-политическое управление ВС РФ.


Кроме этого, в Военном университете повышают квалификацию начальники пунктов отбора на военную службу по контракту и офицеры по тестированию и военно-профессиональной ориентации пунктов отбора на военную службу по контракту (заказчик – Главное управление кадров МО).


Успешное профессиональное развитие психолога во многом зависит от активного его участия в деятельности военно-психологического сообщества, участия в работе научных конференций, семинаров, круглых столов.


В интересах профессионального совершенствования войсковых психологов в 2019 году были организованы следующие мероприятия:

- научно-практическая конференция на тему: «Научно-методические проблемы девиантного поведения военнослужащих: диагностика, коррекция, профилактика»;

- учебно-методические сборы со специалистами психологической службы Вооруженных Сил, на которых рассмотрены вопросы организации и проведения психологической диагностики и профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих, обобщен опыт работы специалистов-психологов с военнослужащими, выполнявшими специальные задачи в Сирийской Арабской Республике;

- учебно-методический сбор психологов довузовских образовательных организаций Минобороны России по обмену опытом работы с суворовцами, нахимовцами и кадетами;

- всеармейский конкурс на лучшие научные работы слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны по проблеме повышения финансовой грамотности военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, психологической диагностике, профилактике и коррекции зависимого поведения;

- финал Х Всеармейского конкурса специалистов психологической службы Вооруженных Сил;

- круглый стол «Научно-методические проблемы психологического обеспечения служебной деятельности», посвященный вопросам подготовки психологов в Вооруженных Силах, обмена опытом подготовки специалистов психологических служб силовых министерств и ведомств, реализации образовательной программы «Психология служебной деятельности» в гражданских вузах Российской Федерации;

- учебно-методический сбор «Школа военного психолога» по вопросам профессиональной ориентации военнослужащих.


Проведение вышеуказанных мероприятий способствует росту профессионального мастерства, взаимодействию и сплочению специалистов психологической службы Вооружённых Сил Российской Федерации.


На сегодняшний день, необходимость поддержания высокого уровня обороноспособности России предъявляет к психологу такие требования, как готовность к любым изменениям и новшествам в военном деле, энтузиазм по отношению к работе и ее задачам, способность к самообладанию и выдержке.


Вышесказанное определяет целесообразным формировать профессионально мобильного и инициативного специалиста, с гибким мышлением и поведением, стремящегося к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Давыдов Н.А., Караяни А.Г., Поляков С.П. Современная подготовка психологов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России: монография. М.: ВУ, 2015. 208 с.
2. Караяни А.Г., Белоусов А.В. Методика формирования у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практических занятиях // Инновации в образовании. 2006. №2. С. 127-134.
3. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 449 с.

 

REFERENCES:

 

1. Davydov N.A., Karayani A.G., Polyakov S.P. Modern training of psychologists: bachelors, specialists and masters in higher education institutions of Russia: monograph. Moscow: MU, 2015. 208 p.
2. Karayani A.G., Belousov A.V. Methods of forming professional skills and habits in practical classes for students and cadets // Innovations in education. 2006. No. 2. Pp. 127-134.
3. Uznadze D.N. Psychological research. M., 1966. 449 p.

 

 

Ожерельева Ия Геннадьевна
кандидат психологических наук
преподаватель кафедры военно-политической работы
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая уд. д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Ozhereleeva Iya Gennadievna
Candidate of Psychological Sciences
Lecturer at the Department of Military-political work
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ