КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ


CONCEPTUAL IDEAS ABOUT SERVICEMEN PATRIOTIC EDUCATION BY MEANS OF MILITARY MUSICAL CULTURE


УДК 37.01-057

 

РУСАКОВ Юрий Александрович

 

 

RUSAKOV Yuri Alexandrovich

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого стала разработка концептуальных представлений патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры. Данные результаты могут быть использованы с целью поиска наиболее оптимальных путей организации процесса патриотического воспитания военнослужащих.   Abstract. The article presents the results of a study whose purpose was the development of conceptual representations of the servicemen patriotic education by means of military musical culture. These results can be used to find the most optimal ways of organizing the process of servicemen patriotic education.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, военнослужащие, военно-музыкальная культура, средства патриотического воспитания.

  Keywords: patriotic education, servicemen, military musical culture, means of patriotic education.

 

 

 

Введение

Согласно концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации понятие «патриотизм» определяется как «сознательная и добровольная любовь к Отечеству, выраженная готовностью служить его интересам на условии сохранения индивидуальной свободы личности» 5. Патриотическому воспитанию, выполняющему на протяжении более 1000 лет величественную роль в истории России, в новых реалиях развития общества и обеспечения её суверенитета и национальной безопасности уделяется особое внимание, о чём наглядно свидетельствует модернизация, которой подвергается нормативно-правовая база в данной сфере.


Под патриотическим воспитанием военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры в контексте темы настоящего исследования мы будем понимать целенаправленный педагогический процесс многоаспектной, систематической и централизовано управляемой деятельности по формированию у военнослужащих патриотизма как интегративного личностного качества, обладающего профессиональной значимостью, посредством воздействия военно-музыкальной культуры.


Теоретический анализ проблемы исследования

Анализ результатов, представленных в исследованиях отечественных ученых, затрагивающих в своих научных трудах тему патриотического воспитания [8, 9, 10], показал необходимость разработки методологической базы изучаемого феномена. Кроме того следует отметить, что на сегодняшний день практически нет научных трудов, посвященных актуальным вопросам патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры.


В настоящем исследовании в ходе создания методологической базы процесса организации патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры мы будем опираться на основные положения аксиологического (системно-ценностного) подхода, так как, на наш взгляд, именно он позволяет через призму приоритетных ценностей современности представить человека во главе педагогической системы 1, 2, 3, 4, 6, 7.


Основной целью нашего исследования стало научное обоснование концептуальных представлений патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры для систематизации воспитательного процесса.


Ход исследования

Смысловой контекст словосочетания «патриотическое воспитание» определяется сущностными характеристиками двух понятий  «патриотическое» и «воспитание». Результаты научных исследований отечественных авторов позволяют нам представить воспитание в виде педагогического процесса, в ходе которого происходит активная передача от поколений к поколению достижений, накопленных в культурном пространстве общественного развития, обусловленного историческими этапами становления. Государственный контекст воспитательного процесса придаёт ему детерминистский характер. Кроме того, тенденция развития любого процесса, осуществляемого в рамках общества, определяется его потребностями и под его воздействием. Человек как высшая ценность общества обладает богатым природным потенциалом, предоставляющим ему возможность благодаря социальным и духовным отношениям в обществе самосовершенствоваться, изменяя и улучшая свои личностные качества. В этой связи, опираясь на законы общественного развития, значимое методологическое значение приобретает целенаправленная содержательная деятельность государства, ориентированная на общественный прогресс в соответствии с современными требованиями и сложившимися реалиями.


В качестве объективных факторов, определяющих концепцию патриотического воспитания личности, следует рассматривать воспитывающую среду, деятельность и личностное осмысление процессов, происходящих в окружающей человека действительности.


В этом контексте формирование патриотических качеств личности военнослужащего, осуществляемое главным образом под воздействием социальной среды, следует рассматривать как социально-культурологическое явление, в которой преподавателю отводится роль корректировщика воздействий средств военно-музыкальной культуры.


Таким образом, слагаемые «воспитание», «патриотическое» и «средства военно-музыкальной культуры» в единстве образуют центральное звено проблемного поля настоящего исследования


В ходе исследования процесса патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры с точки зрения ведущих положений аксиологического подхода, нам удалось выявить его характерные особенности (Рис. 1):



Рис. 1. Характерные особенности патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры.


В качестве фундаментального компонента концептуальной основы патриотического воспитания военнослужащих выступает процесс, направленный на формирование ценностного отношения к патриотизму.


Кроме названного, нами выделены основные принципы патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры (Рис. 2):



Рис. 2. Принципы патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры.

В ходе реализации патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры следует осуществлять деятельность в следующих направлениях (Рис. 3):



Рис. 3. Направления патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры

Представленное в совокупности образует систему патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры, обладающей конкретной направленностью, которая определяется рядом стратегических направлений и механизмом реализации (Рис. 4):



Рис. 4. Стратегические направления и механизмы патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры

И, наконец, весьма важным для эффективной реализации концепции патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры является выделение организационно-педагогических условий (Рис. 5).



Рис. 5. Организационно-педагогические условия реализации концепции патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры


В качестве результата реализуемой концепции патриотического воспитания военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры выступает сформированность высокого уровня патриотизма и ответственного подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей.


Выводы

Полученные в ходе теоретического исследования результаты позволяют нам сделать следующие выводы:


1) в качестве методологической основы в ходе осуществления исследований, затрагивающих актуальные вопросы патриотического воспитания военнослужащих, следует рассматривать аксиологический подход, позволяющий выстроить стройную систему воспитательных мер средствами военно-музыкальной культуры;


2) разработанные и предложенные автором концептуальные основы могут быть использованы в исследованиях, направленных на поиск наиболее оптимальных путей организации процесса патриотического воспитания военнослужащих.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Калюжная Т.Г. Аксиологический подход в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.iitta.gov.ua (дата обращения 23.01.2020).
2. Калюжная Т.Г. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
3. Краткий словарь специальных терминов по аксиологии музыкального образования / Сост. Г.Г. Коломиец [Электронный ресурс]. URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t30_445.htm (дата обращения: 26.09. 2019).
4. Маслов, С.И. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия Тульского государственного университета. 2013. №3-2. С. 202-210.
5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 20.11.2018) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
6. Романова Э.В. Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию на уроках истории. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library (дата обращения: 16.09. 2019).
7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
8. Стрельников В. Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации // Ориентир. 2010. №1. С. 56-62.
9. Фадеев Г.Н. Системно-аксиологический подход как поиск новой парадигмы при обучении химии в системе непрерывного образования «школа-колледж-вуз». [Электронный ресурс]. URL: http://www.chem.msu.su/rus/books/2010/lunin/fadeev.pdf (дата обращения: 26.09. 2019).
10. Чепурина И.В. Аксиологический подход к патриотическому воспитанию курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2008. 242 с.

 

REFERENCES:

 

1. Kalyuzhnaya T.G. Axiological approach in the system of professional and pedagogical training of future teachers. [Electronic resource]. URL: http://lib.iitta.gov.ua (Access date: 23/01/2020).
2. Kalyuzhnaya T.G. Pedagogical dictionary. M.: Publishing center «Academy», 2000. 176 p.
3. A concise dictionary of special terms on the axiology of music education / Comp. G.G. Kolomiets. [Electronic resource]. URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t30_445.htm (Access date: 26.09. 2019).
4. Maslov S.I. Axiological approach in pedagogy / S.I. Maslov, T.A. Maslova // Tula State University Proceedings. 2013. №3-2. Pp. 202-210.
5. Resolution of the government of the Russian Federation of 30.12.2015 №1493 (ed. of 20.11.2018) “On the state program “Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020”.
6. Romanova E.V. Implementation of the value approach to Patriotic education at the lessons of history. [Electronic resource]. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library (Access date: 16.09. 2019).
7. Slastenin V.A. Pedagogy of Studies. manual for students. M.: Publishing Center «Academy», 2002. 576 p.
8. Strelnikov V. System of military-patriotic education in the Russian Federation // Orientir. 2010. №1. Pp. 56-62.
9. Fadeev G.N. System-axiological approach as a search for a new paradigm in teaching chemistry in the system of continuous education «School-College-University». [Electronic resource]. URL: http://www.chem.msu.su/rus/books/2010/lunin/fadeev.pdf (Access date: 23/01/2020).
10. Chepurina I.V. Axiological approach to the Patriotic education of cadets of military high school: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08. Makhachkala, 2008. 242 p.

 

 

Русаков Юрий Александрович
адъюнкт кафедрs педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Rusakov Yuri Alexandrovich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ