ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ АРКТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ПРИЕМАМ ИЗГОТОВКИ К СТРЕЛЬБЕ В ТЕМНОТЕ


TRAINING OF ARCTIC UNITS’ CADETS FROM MILITARY HIGHER SCHOOLS TO BE READY TO DELIVER FIRE IN THE DARKNESS


УДК 378 375

 

ПОТЯЕВ Павел Юрьевич

 

 

POTIAYEV Pavel Yuryevich

 

Аннотация. В статье представлен порядок обучения курсантов арктических подразделениях военных вузов правилам изготовки для стрельбы из автомата Калашникова в ночное время суток. Рассмотрены вопросы изготовки для стрельбы, заряжания и установка прицела в темноте.   Abstract. The article deals with the order of training of arctic units’ cadets of military higher schools by principles of taking position to shoot from the Kalashnikov gun at night time. The issues concerning taking position for shooting, loading the gun and setting the sight in the dark are considered.

Ключевые слова: Арктика, Арктический регион, Крайний Север, арктические подразделения, изготовка для стрельбы, обучения курсантов военных вузов, ночные условия, прицеливание.

  Keywords: The Arctic, the Arctic region, Far North, arctic units, taking position for shooting, training of military higher school cadets, night time conditions, aiming.

 

 

 

Суровые условия Арктического региона диктуют определённые требования к военнослужащим, проходящим службу на этой территории России. Одной из особенностей физико-климатических условий Крайнего Севера является полугодовая полярная арктическая ночь. Военнослужащие арктических подразделений, стоящие на охране и обороне северных рубежей нашей страны, должны быть готовы к продолжительным боевым действиям в темноте. В процессе службы будущему командиру арктических подразделений при обучении военнослужащих необходимо знать порядок действий по применению стрелкового оружия в условиях ограниченной видимости полярной ночи Крайнего Севера.


Обучение курсантов арктических подразделений военных вузов требует комплексного подхода к организации и методике основных форм образовательного процесса. При этом дисциплина «Устройство вооружения и его боевое применение» является одним из профилирующих предметов при обучении курсантов мотострелковых (арктических) подразделений.


Одним из условий качественного выполнения боевой стрельбы в темное время суток является правильная изготовка к ней.


Изготовка – это наиболее рациональная поза, занимаемая стрелком перед выстрелом, выражающаяся в положении тела, образующих основ, для точного удержания оружия в заданном направлении для стрельбы [2].


Изготовка к стрельбе включает в себя принятие положения для стрельбы и заряжание оружия. В ночном бою цели появляются внезапно, а местность и расположение противника из-за вспышек орудий и осветительных ракет подсвечиваются на короткое время (Рис. 1). Это обязывает стрелка еще до освещения местности подготовиться к ведению огня, то есть принять удобное положение для стрельбы, при необходимости очистить изготовку для стрельбы от снега, на ощупь зарядить (перезарядить) оружие, а момент освещения района боя использовать для прицеливания и поражения цели.

 


Рис. 1. Полярная ночь, 15 часов


При обучении принятию положения для стрельбы лежа надо обращать внимание обучаемых на видимость цели по линии прицеливания. Для этого обучаемый должен опустить голову на уровень линии прицеливания и убедиться, что в створе этой линии нет каких-либо предметов (снежных кочек, льдин и т.д.) [1]. Как правило, днем военнослужащий не обращает на это внимания. Обучаемый сам устраняет эти помехи, сменив место для стрельбы. Ночью у неопытного стрелка ошибка в выборе места для стрельбы выявляется тогда, когда цель уже появилась и освещена. Поэтому обучать выбору места и принятию положения для стрельбы надо по выставленной и освещенной цели.


В ходе обучения принятию положения для стрельбы, заряжанию и установке прицела необходимо следить за тем, чтобы обучаемые выполняли эти действия и в то же время непрерывно вели наблюдение за целью. При стрельбе ночью отыскание целей после кратковременного перерыва в наблюдении гораздо труднее, чем днем.


При ведении стрельбы ночью, иногда вместо автоматической очереди получается одиночный огонь, особенно из автомата. Это происходит из-за неверного положения переводчика (Рис. 2). В ходе заряжания автоматчик не чувствует положения переводчика-предохранителя. Фиксирующие выемки на ствольной коробке расположены почти рядом.

 


Рис. 2. Переводчик огня автомата АК-74


При тугом смещении переводчика иногда не слышно щелчков. Для самоконтроля автоматчик может первоначально ставить переводчик на одиночный огонь, т.е. спустить его вниз до конца, а затем несколько поднять вверх до щелчка. Положение переводчика можно проверить ощупью – пальцем правой руки найти фиксирующую выемку для одиночного огня. Обучение установке прицела сводится к тому, чтобы научить курсантов ставить прицел на необходимое деление на ощупь (Рис. 3) [3].

 


Рис. 3. Тренировка установки деления прицела автомата АК-74


Также на практических занятиях обучаемые под руководством преподавателя должны запомнить, сколько щелчков соответствует одному делению прицела. Это делается при помощи зрительного контроля. После того, как обучаемые запомнят соответствие числа щелчков делениям прицела, можно приступать к тренировке в темноте на ощупь. Эти навыки военнослужащие тренируют в классе при регулируемом искусственном освещении или в полевых условиях на учебном центре, поздно вечером или ночью. Так как в ночных условиях наиболее часто приходится вести огонь с установкой прицела от 1 до 4 на делении «П», то преподавателю следует научить и требовать, чтобы военнослужащие запомнили и научились уверенно ставить этот прицел в темноте.


Вопросы изготовки к стрельбе, то есть принятие положения и заряжание оружия, в системе комплексного занятия должны отрабатываться методом проведения огневой тренировки. Для одной тренировки целесообразно брать один или два элемента [4]. Например, на один час занятия, на котором изучаются вопросы прицеливания по освещенной цели в темноте на меткость, преподаватель для тренировки может взять следующие элементы: присоединение магазина (коробки), или установка переводчика на автоматический огонь, или принятие положения для стрельбы с колена без лыж, лежа с лыж и т.д. По мере отработки каждого элемента вводится тренировка в комплексном выполнении нескольких элементов, то есть в изготовке с заряжанием из различных положений. При совершенствовании приемов изготовки к стрельбе ночью возникают некоторые трудности с применением учебных патронов. Так, при перезаряжании в темноте, особенно в движении, патроны нередко теряются. А тренироваться в заряжании и прицеливании без патронов не рекомендуется. Чтобы тратить меньше времени на сбор гильз, рекомендуется место для тренировки хорошо расчистить от рыхлого снега. Это облегчит быстрое обнаружение упавшего патрона. При необходимости можно применить гильзоулавливатель (Рис. 4).

 


Рис. 4. Гильзоулавливатель, установленный на автомате АК-74


Таким образом, в интересах подготовки высокопрофессиональных арктических кадров по реализации задач огневой подготовки целесообразно проводить учебные занятия с курсантами в военных вузах в условиях холода, ветра и ночи. Цель обучения в ночных условиях – приспособить сформированные днём навыки курсантов к ночным условиям, научить действиям с оружием на ощупь. Военнослужащим, выполняющим боевые задачи в Арктическом регионе, необходимо быть подготовленным к условиям полярной ночи. От навыков принятия изготовки для стрельбы в темноте зависит качество выполнения боевой задачи.

 


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Лови А.А., Минин Р.А., Капустин В.Я., Кашанский Б.Р. Правила стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов. М.: Воениздат, 1972. С. 32-33.
2. Трюхан П.В. Обучение стрелков горных подразделений приемам и правилам стрельбы в горной местности. Благовещенск: ДальВОКУ, 2015. С. 13
3. Чайка В.М., Дмитриева Е.В., Приходько Г.Н. Наставления по стрелковому делу. М., 1985. С. 12.
4. Шинкарев Г.Н., Вильчинский И.К. Методика подготовки сухопутных войск. М., 2012. С. 76.

 

REFERENCES:

 

1. Lovi A.A., Minin R.A., Kapustin V.Y., Kashansky B.R. Small arms and grenade launchers shooting rules. M., 1972. Pp. 32-33.
2. Tryukhan P.V. Training of mountain units’ shooters about shooting techniques and rules in the mountainous areas. Blagoveshchensk: DalVOKU, 2015. P. 13
3. Chaika V.M., Dmitrieva E.V., Prikhodko G.N. Shooting instructions. M., 1985. P. 12.
4. Shinkarey G.N., Vilchinsky I.K. Army training methods. M., 2012. P. 76.

 

 

Потяев Павел Юрьевич
адъюнкт кафедры педагогики
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Potiayev Pavel Yuryevich
Adjunct at the Department of Pedagogics
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001



 

© Электронный научный журнал "Вестник адъюнкта" 2018. Учредитель и издатель: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Министерства обороны Российской Федерации. 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д.14.

^ НАВЕРХ